Педагогический проект Разработка содержания образования, форм и методов обучения истории и обществознанию, способствующих социализации учащихся


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №1 имени героя Советского Союза И.В. Королькова»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: Разработка содержания образования, форм и методов обучения истории и обществознанию, способствующих социализации учащихся
Меха А.В., учитель истории и обществознания
г. Салехард
2009
Педагогический проект.
Тема: разработка содержания образования, форм и методов обучения истории и обществознанию, способствующих социализации учащихся.
Если личность, говорящая о своей любви к прогрессу,
не хочет критически пораздумать об условиях его
осуществления, то она в сущности прогресса никогда
не желала… Если личность, сознающая условия прогресса
ждёт сложа руки, чтобы он осуществился сам собою, без
всяких усилий со стороны, то она есть худший враг прогресса,
самое гадкое препятствие на пути к нему…
П.Л. Лавров «Исторические письма (1868-1869 гг.)
ЦЕЛЬ: разработать пакет учебно-методических материалов, способствующих социализации учащихся старших классов
ЗАДАЧИ:
Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме
Изучение уровня гражданской самореализации молодежи
Изучение миграционных намерений выпускников школ
Изучение степени реальной и потенциальной общественной активности молодежи
Выявление проблем патриотического воспитания, социально обусловленных заболеваний молодежи, молодежного экстремизма
Обобщить результаты работы, сформировать пакет учебно-методических материалов
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: научно обоснованный, апробированный пакет учебно-методических материалов, способствующих социализации учащихся старших классов
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

п\пВид работы Объем работы Сроки
выход
1 Проблематизация. Поиск инструментов повышения качества образования и обеспечения его результативности, посредством разработки содержания образования, форм и способов способствующих социализации учащихся. Проведение входной диагностики в виде социологического исследования для выяснения круга проблем. Разработка и апробация рабочих программ, элективных курсов, способствующих социализации учащихся. ДЕКАБРЬ 2007
Определение актуальности
2 Концептуализация. Изучение и анализ современной научно-методической литературы. Выделение ключевых идей. Принципов, форм, средств решения проблемы. Выбор наиболее приемлемых методик. МАЙ 2008
Научно – методическое обоснование решения проблемы.
3 Программирование. Определение объема работы. Подведение промежуточных и итоговых результатов. ДЕКАБРЬ 2008
Разработка этапов и направлений работы.
Подготовка плана работы.
Определение промежуточных результатов.
4 Конструирование новой практики. Апробация и коррекция новых способов содержания. Подведение промежуточных результатов. Определение динамики с помощью социологического опроса. Обработка полученных данных. Итоговая диагностика. МАЙ 2009
Обобщение, анализ, классификация полученных результатов.
5 Коррекция. Апробация и проведение коррекции новых форм и методов содержания. Проверка их эффективности. ДЕКАБРЬ 2009
6 Обобщение. Окончательный анализ работы. Оформление полученных данных в виде концепции или обобщения опыта. Оформление пакета диагностических, методических материалов апробированных и подтвердивших свою эффективность. МАЙ 2010
ОТЧЕТ
АКТУАЛИЗАЦИЯ:
Демократические преобразования в РФ, начатые в 90-е годы, еще далеки от своего завершения.
Среди ключевых вызовов, ответ на которые определит ближайшую перспективу российского общества и социально-экономического развития страны, выделяются следующие:
необходимость формирования новых путей для продолжения демократических преобразований в изменившихся условиях;
растущий интерес к возможностям и условиям повышения качества жизни народа;
стремление к определению новой роли и места России в мировом сообществе.
Идет интенсивный поиск иснструментов повышения качества образования и обеспечения его результативности и доступности. Развивается межрегиональное сотрудничество, расширяется участие общества в управлении образованием. Бизнес-структуры и неправительственные организации вовлекаются в развитие образовательных систем, создаются механизмы учета образовательных интересов и потребностей регионального сообщества и молодежи. Образовательный статус молодежи является значимым критерием ее социального развития. Численность обучающейся молодежи растет. Однако по субъективным показателям образовательного статуса не отмечается сколько-нибудь существенных изменений, а по некоторым заметна стагнация. По данным исследований, снизилось значение ценностей знания, расширились коммерческие формы образования и система платных услуг, не обеспечивается равное право на получение образования. Снижение показателей образовательного статуса сопряжено с отсутствием последовательности и гласности в реформировании этой сферы, слабой взаимосвязи проводимых реформ с интересами самой молодежи. Причиной выбора темы самообразования стал социологический опрос молодёжи (10-11 классы, выпускники школ):
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС – 2007 год
Какова, по вашему мнению, роль молодёжи в современной жизни страны (активная, пассивная)?
Может ли молодёжь участвовать в становлении гражданского общества нашего государства (да, нет)?
Интересуетесь ли вы политической жизнью страны, её социально-экономическими проблемами (да, нет)?
Считаете ли вы, что современное российское образование в полной мере отвечает интересам современной молодёжи (да, нет)?
Каково ваше отношение к «профилизации» образования (положительное, отрицательное)
Предложите ваши варианты более активного вовлечения молодёжи в политическую, экономическую и социальную деятельность.
Диаграмма 1: учащиеся старших классов

Диаграмма 2: выпускники школ


Проанализировав и сравнив данные опросов двух групп можно прийти к выводам:
По первому вопросу мнения респондентов значительно разошлись. Большая часть школьников (80%) считает, что современная молодёжь вообще не принимает ни какого участия в жизни страны, причем из этого количества более половины считают, что активно участвовать в социально-политической жизни просто нет необходимости и желания!!! Тогда как большинство выпускников, проучившиеся 1-3 года в средних и высших учебных заведениях, утверждают, что они с удовольствием и осознанно пошли на первые в своей жизни политические выборы, активно, по мере возможности, участвуют в решении социальных проблем и в полной мере оценили значимость профильной школы.
Несмотря на значительные различия в ответах, по вопросу под №4 у учащихся и выпускников практически полная солидарность. И в первом и во втором случае участники опроса считают, что российское образование не в полной мере соответствует их интересам.
По последнему вопросу мнения респондентов разошлись незначительно. Самые популярные варианты:
- создание молодёжных организаций
- проведение итоговой аттестации только по профильным предметам
- увеличение роли предметов социальной, экономической и политической направленности
- усилить практическую направленность предметов
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ:
Государственная молодежная политика в современной России опирается на действующее в стране законодательство, регламентирующее деятельность государственных органов и общественных организаций по регулированию отношений государства и молодежи. В настоящее время основные мероприятия по ее реализации осуществляются в соответствии с Концепцией государственной молодежной политики в РФ (2001) и федеральными целевыми программами «Молодежь России на 2005-2010гг.», «Патриотическое воспитание граждан РФ». Молодежь рассматривается уполномоченными органами государственной власти как социально-возрастная группа от 14 до 30 лет, как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечения их льготами, но ограничивая в дееспособности по различным сферам участия в жизни социума. К сожалению, термин «государственная молодежная политика» в Основном законе нашей страны не содержится, однако он присутствует в иных федеральных законодательных актах. Следует назвать Закон Российской Федерации «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Современная литература изобилует научно-методической литературой по молодёжной проблематике, но по моему мнению действительно качественной литературой можно назвать ту, которая соответствует новым требованиям к государственной молодёжной политике:
инициатива молодых – потенциал развития России (содействие и поддержка развития гражданских инициатив молодежи, стимулирование молодежного самоуправления, активизация деятельности молодежных и детских общественных объединений);
интересы молодежи – на благо общества (создание современной инфраструктуры молодежной политики);
инновационность и инвестиционность (утверждение принципа долгосрочного инвестирования на затраты и прогноза возможного объема прибыли);
интеграция и сотрудничество (молодежная политика как межотраслевая сфера, использование материальной базы учреждений различных ведомств);
доступность социальных услуг;
диверсификация молодежной политики (использование многообразных подходов к молодежи по социальным и возрастным группам, разработка новых технологий работы с молодежью);
диалог с молодежью (организация встреч, фестивалей, слетов).
ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ:
Возникает проблема: что должно включать в себя содержание образования, обеспечивающее всестороннее развитие, выявление потенциала каждой личности, одновременно с этим, обеспечивающее полноценную социализацию молодёжи.
КОНСТРУИРОВАНИЕ НОВОЙ ПРАКТИКИ:
В свете решения проблемы на первый план выходит разработка новых форм содержания, в которых значимая роль отводится формированию общеучебных умений и навыков:
- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений
- участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности
- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и.т.д.
Большая роль отводится разработке содержания и внедрению в учебный процесс профильного обучения (элективных, факультативных, специальных курсов), которые способствуют развитию мыслительных, творческих коммуникативных способностей. Формированию социально-зрелой личности, способной самостоятельно планировать свою деятельность, отвечать за свои поступки и.т.п.
КОРРЕКЦИЯ: