Методические материалы по теме: « Система методов контроля и оценки знаний учащихся. Осознанность, прочность, действенность знаний, умений и навыков — основные характеристики обучения».


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования


Кафедра естествознания




Выпускная работа
по теме: « Система методов контроля и оценки знаний учащихся. Осознанность, прочность, действенность знаний, умений и навыков - основные характеристики обучения».









Работу выполнил:
слушатель группы Б-4
МОУ ООШ с.Воецкое
МО « Барышский район»
Фомичёва Татьяна Михайловна

Научный руководитель:
доцент кафедры естествознания, к.б.н.
Спирина Е.В.







г. Ульяновск
2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение стр.3-5.

Глава 1.Сущность контроля и его место в учебном процессе.
1.1. Сущность понятия педагогический контроль. . стр. 6-8
1.2. Особенности педагогического контроля.. стр.8-13
Глава 2.Современные методы диагностики знаний учащихся.
2.1.Методы контроля учебных достижений, применяемые на уроках биологии стр.14-19
2.2.Нетрадиционные формы контроля. .. стр.19-27

Заключение.. стр. 28

Список использованной литературы стр.29































ВВЕДЕНИЕ.
В дидактической и методической литературе отражены различные подходы к применению методов обучения биологии в целях проверки усвоения учебного материала учащимися. Е.И. Перовский дает трактовку значения проверки знаний в учебном процессе: выявление состояния, знаний учащихся в каждый данный момент и определение возможности дальнейшего продвижения учащихся. Он относит к методам устную и письменную проверку, правильно рассматривает возможности двух форм устной проверки, индивидуальной и фронтальной, и выделяет проверочную беседу как основной метод проверки. В дидактике проверка успешности обучения рассматривается как ступень познавательной деятельности, когда учитель имеет все основания требовать от учащихся отчёта в усвоении изученного материала. Как правило, почти все методы обучения можно использовать для целей проверки знаний, умений и навыков учащихся. Например, рассказ, письменные работы, наблюдения, беседу, практические работы и др. В числе проблем, стоящих сегодня перед современной школой, важное место занимает перестройка системы проверки, оценки и учета успеваемости школьников. Процентомания, имевшая место в школе на протяжении десятилетий, привела к снижению уровня ответственности многих учителей за объективность оценок знаний учащихся. По мнению С.Ф. Сухорского, сложившаяся система учёта успеваемости является формальной, она не стала средством объективной педагогической диагностики, средством обеспечения обратной связи в процессе обучения, управления познавательной деятельностью школьников, а направлена лишь на накопление оценок и определение по ним качества работы учителя. Проанализировав и обобщив имеющиеся работы о формах и методах контроля знаний и умений, отраженных в педагогической и методической литературе, а также изучив современные формы и методы контроля пришла к выводу, что в общеобразовательных школах в настоящее время в недостаточной мере реализуется система контроля знаний, умений и навыков учащихся. Проблема активизации урока, форм опроса и контроля меня очень заинтересовала . Работу по данной проблеме я веду последние шесть лет.
Данные показали, что существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами данного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как деятельность, необходимую им самим. В связи с этим я решила изучить уже существующие формы и методы контроля и усовершенствовать их. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания, методов, времени и места. Известные методы диагностирования успеваемости учащихся имеет определённые недостатки. Могут возникать трудности, связанные с особенностями преподавательской работы. Например:1) несовпадения требований разных преподавателей, уровень строгости при оценке одного и того же ответа, при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, когда оценивание проводится, главным образом, лишь по формальным критериям; 2) наблюдается загруженность учителя, учителю требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени; - возможная не беспристрастность учителя (по психологическим и иным причинам) к оценке ответов некоторых учащихся; - иногда оценки, выставляемые учащимся, оказываются недостоверными из-за опасения учителя, что они будут использованы для оценивания работы самого учителя. Трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний. Такие, как отсутствие чётко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки. Трудности связанные с учащимися: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке, что искажает достоверность оценки знаний учащихся и мешает учителю объективно взглянуть на качество своей педагогической работы. Отсутствие объективных критериев оценки и эффективных механизмов сравнения результатов обучения по данной дисциплине в разных школах, что особенно актуально для выработки верной стратегии обучения учащихся. Ранее принятая, методика приёма экзаменов по 3-4 вопросам в билете не позволяла оценить полноту освоения материала и провоцировала на списывание. Исходя из вышесказанного, детально изучив данный вопрос, я разработала свою систему контроля, и, таким образом, постаралась найти решения существующих проблем. В данной работе я опиралась на труды ученых- методистов, учителей-новаторов таких как Ю. К. Бабанский, В. Ф. Шаталов, И. М. Суслов, Е. В. Ильин, Ш. А. Амонашвили. Методы обучения в их традиционных вариантах иногда подразделены на методы преподавания, методы учения и методы контроля. До настоящего времени не сложилось единого мнения о методах, методических приемах, формах контроля знаний учащихся, поэтому, например, фронтальная беседа в разных классификациях может определяться как форма, метод или как вид контроля. Такое положение дел вызывает сложности в практике обучения биологии. Методы контроля – это способы с помощью которых определяется результативность учебно – познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. Разработанные классификации методов контроля знаний учащихся содержат двойственные функции: с одной стороны, самостоятельную функцию в контроле, с другой – учебно- познавательную функцию в обучении учащихся. Классификация методов контроля знаний учащихся по биологии:
1. по взаимосвязи деятельности учителя и учащихся (М.И.Махмутов):
- информационно – сообщающий и исполнительский- объяснительно – иллюстративный и репродуктивный; - инструктивно – практический и продуктивно – практический; - информационно – побуждающий и частично – поисковый; - побуждающий и поисковый (исследовательский).
2. По источнику знаний и характеру деятельности учителя и учащихся (Н.М.Верзилин, Б.Е.Райков): - словесные; - наглядные; - практические; - моторные.
3. По логическим операциям с понятиями: - определение; - анализ, синтез; - сравнение; - обобщение; - конкретизация; - классификация; - доказательство.
4. По уровню учебно – познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский, Б.Е.Райков): - репродуктивные: - проблемно – поисковые (продуктивные); - творческие (исследовательские).
5. По степени самостоятельности выполнения заданий (М.Н.Скаткин, И.Я.Лернер): - объяснительно – иллюстративные; - инструктивно – репродуктивные; - проблемные; - частично – поисковые (исследовательские).
6. По специфике усвоения биологических понятий (А.Н.Мягкова, Б.Д.Комиссаров): - воспроизведение знаний в способах деятельности; - описание объекта (процесса); - определение объекта; - наблюдение; - иллюстративный показ; - лабораторно – практическая работа; - упражнение; - моделирование; - эксперимент.
7. По организации управления процессом контроля знаний: - исполнительские; - самоконтролирующие; - оценочные.
Для построения системы контроля знаний учащихся можно объединять классификации методов и использовать любую из предложенных вариаций. Номенклатура форм контроля знаний учащихся по биологии также чрезвычайно широка.
Классификация форм контроля знаний учащихся по биологии:
1. По периодичности проведения (Е.В.Сенина): - эпизодический, периодический, систематический; 2. По количественному составу учащихся (Е.И.Перовский, В.Ф.Шалаев): - индивидуальный, групповой, фронтальный, классно – обобщающий; 2. По особенности организации деятельности учащихся (Е.И.Перовский, В.Ф.Шалаев): - письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль, семинар, ролевая игра, деловая игра, практическая работа, экзамен, домашняя самостоятельная работа, реферат;
3. По технологии проведения, характеру изображения, использованию ТСО (В.П.Беспалько, Д.П.Гальнева): - графический, программированный, автоматический, дифференцированная работа по карточкам, тестирование, машинный, безмашинный;
4. По интенсивности проверки (Н.М.Верзилин, Г.О.Нога): - зачет, уплотненный опрос, комбинированный;
5. По уровню познавательной самостоятельности учащихся: - репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа с учебным содержанием, самостоятельные практические исследования, эвристическая беседа.
В целях рационального использования форм контроля знаний рекомендуется соблюдать ряд требований: - реализация личностно – ориентированной направленности; - возможность использования различных вариантов одной формы проверки знаний в целях обеспечения дифференциации обучения; - получение учителем за возможно короткий срок большого количества обратной информации о степени усвоения знаний. Я считаю, что только комплексная система контроля позволит объективно определить уровень биологической подготовки учащихся и правильно оценить их результат.



.
Глава1.Сущность контроля и его место в учебном процессе.
1.1.Сущность понятия педагогический контроль.
Контроль знаний учащихся является составной частью процесса обучения. По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. От его правильной организации зависят эффективность управления учебно- воспитательным процессом и качество обучения учащихся. Проверка знаний должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет учителю оценить получаемые ими знания, умения, навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи . Проблема контроля за учебной деятельностью не нова, и педагогический опыт, накопленный в этой области богат и разнообразен. В этой работе систематизированы накопленные сведения по проблеме контроля знаний учащихся. Данная система применена при обучении биологии. Итак, темой моего изучения является контроль знаний учащихся. Объект изучения – процесс обучения. Предмет исследования – различные формы контроля знаний учащихся при обучении биологии. Гипотеза: использование определенной системы контроля знаний учащихся положительно сказывается на повышении знаний и умений по биологии.
Цель: показать возможность использования различных форм, методов, приемов контроля знаний учащихся в системе.
Задачи: 1. Определить сущность контроля знаний и его место в учебном процессе.
2. Показать разнообразие приемов контроля знаний учащихся по биологии.
3. Обобщить свой опыт по системе использования различных форм, методов, приемов контроля знаний и показать его эффективность.
Таким образом, в обучении биологии применяются традиционные формы и методы проверки (устный и письменный опрос). Наибольшее распространение имеет устная проверка, в результате которой учитель сразу получает информацию об уровне подготовки учащихся. В процессе её проведения контроль усвоенных знаний сочетается с их дальнейшим углублением и расширением, знания систематизируются, обобщаются, выделяются наиболее существенные, устанавливаются их взаимосвязи. Однако устная проверка имеет ряд недостатков: она не даёт возможности сравнить ответы учащихся на один и тот же вопрос и делать объективный вывод об уровне овладения знаниями учеников класса в целом. Эти недостатки можно преодолеть с помощью тематической и итоговой письменной проверки. Однако письменная работа, развернутые ответы на отдельные вопросы занимают много времени, не дают учителю быстро установить обратную связь, оказать помощь слабым учащимся. Поэтому в последние годы всё более широкое применение в обучении биологии находят нетрадиционные формы и методы проверки с помощью открытых и закрытых тестов. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ перед традиционными: позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить связь с учеником и определить результаты усвоения. Только нетрадиционные формы проверки дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся на каждом уроке и формировать у них установку на неизбежность контроля. Нетрадиционные формы и методы проверки имеют определенные недостатки. Главный из них – высокая вероятность угадывания правильного ответа. Кроме того, ответы к тестовым заданиям можно легко списать у товарища. Устранению данного недостатка способствует вариативность тестовых заданий, создание банка проверочных работ. Нетрадиционные формы проверки, как правило, не позволяют выявить умение учащихся логично излагать усвоенный материал. В связи с этим целесообразно нетрадиционные формы и методы проверки знаний использовать в сочетании с традиционными, как при проведении текущего, так и итогового контроля. Однако, учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, следует более широко использовать нетрадиционные формы проверки. Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. В методической литературе принято считать, что контроль является так называемой "обратной связью" между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету.
Согласно этому выделяют следующие цели контроля знаний и умений учащихся:
-диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
-учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
-определение итоговых результатов обучения на разном уровне. Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений учащихся, можно увидеть, что это есть цели учителя при проведении контрольных мероприятий. Однако главным действующим лицом в процессе обучения какому-либо предмету является ученик, сам процесс обучения – это приобретение знаний и умений учащимися, следовательно, всё происходящее на уроках включая и контрольные мероприятия, должно соответствовать целям самого ученика, должно быть для него личностно важным. Контроль должен восприниматься учениками не как что-то, нужное лишь учителю, а как этап, на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Следовательно, к целям учителя мы должны добавить цель ученика: убедиться, что приобретенные знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Эта цель контроля, по-моему, является основной. Может показаться, что изменение целей контроля знаний и умений учащихся чисто теоретический вопрос и ничего не меняет на практике. Однако это не так. Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проведения его, обсуждения результатов, проверки может быть иной.
1.2.Особенности педагогического контроля.
В зависимости от того ,кто осуществляет контроль за результатами деятельности учащихся , выделяют три типа контроля:
1) внешний (контроль осуществляется учителем над деятельностью учащегося; 2) внутренний (осуществляется учащимся над деятельностью товарища)
3) самоконтроль (осуществляется учащимся над собственной деятельностью). При такой форме проверки дети ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, при проставлении отметок развиваются самокритичность и ответственность. Формы контроля знаний и умений учащихся многочисленные, разнообразные виды деятельности учащихся при выполнении контрольных заданий. Форм контроля много, т.к. каждый учитель вправе придумать и провести собственные, кажущиеся ему наилучшими, контрольные задания. Государственный Стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию контрольных мероприятий на уроках биологии. Проверка соответствия учебной подготовки школьников требованиям стандарта проводится с помощью специально разработанной системы измерителей достижения стандарта биологического образования. Система измерителей должна полностью соответствовать требованиям Стандарта, надёжна и объективна (т.е. не должна зависеть от личности проверяющего). Система измерителей может быть представлена в форме традиционных письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, зачета и др. Все задания, независимо от их формы и того, какие умения они проверяют, считаются равновесомыми, исходя из равной значимости всех требований стандарта. К каждой системе измерителей должны быть представлены критерии оценивания, на основе которых делается вывод о достижении или не достижении учащимся требований государственного стандарт. В практике проверки достижений учащимися обязательного уровня подготовки по биологии используется следующий критерий: если ученик правильно выполнил две трети заданий проверочной работы, удовлетворяющей вышеперечисленным требованиям, то можно сделать вывод о достижении данным учеником требований стандарта. Система измерителей должна быть инвариантна по отношению к различным типам школ, учебным планам, программе и учебникам. Система образцов заданий должна быть открытой, что позволяет учителям, ученикам и их родителям, а также любому заинтересованному лицу составить более детальное представление об обязательных требованиях стандарта, обеспечить учащимся более комфортную обстановку при проведении контроля, сняв свойственные в такой ситуации тревожность и нервозность. Особенностью требований к уровню подготовки учащихся в стандарте биологического образования является наличие в них экспериментальных умений. Проверка сформированности таких умений должна осуществляться с помощью экспериментальных заданий, которые могут составлять часть общей проверочной работы.
Биология как учебный предмет дает большие возможности реализовать учебные задачи через разнообразные подходы: наблюдения, эксперимент, практические и лабораторные работы, решение логических задач и др. Следовательно, при проверке знаний и умений следует учитывать оценку не только теоретических знаний, но практических умений. Всё многообразие учебной деятельности учащихся на уроках биологии ставит перед необходимостью разработки таких подходов к контролю, которые бы учитывали знания и умения ученика, «добытые им разными путями», с учетом его индивидуальных особенностей. Система тематического учета знаний и умений позволяет: 1. подчинить поурочный контроль ведущим задачам темы;
2. учесть разнообразные формы учебной деятельности ученика, его работу на протяжении достаточно длительного времени; выполнения заданий разного уровня сложности. Прежде чем проводить контроль, каждый учитель должен ответить на вопрос: какие именно знания и умения учащихся целесообразно проверить на данном этапе. Ответ очевиден: следует проверить те знания и умения, которые изучались в данной теме или в течение конкретного цикла усвоения знаний и которые были сформулированы в целях изучения темы или этого цикла знаний. Исходя из всего этого следует, что система контроля знаний должна включать в себя следующие этапы: 1. Определение целей изучения темы, указывающих те знания и умения учащихся, которыми они должны овладеть на данном этапе обучения.
2. Разработка содержания контрольных заданий.
3. Выбор организационных форм контроля, адекватных его целям и содержанию.
4. Разработка порядка и процедуры предъявления учащимся контрольных заданий и их выполнения (выбор методов контроля).
5. Разработка критериев оценок результатов выполнения контрольных заданий. 6. Предъявление учащимся заданий и выполнение их.
7. Анализ и оценка результатов выполнения контрольных заданий. Все выше перечисленные этапы должны быть взаимоувязаны между собой. Указанные в целях знания и умения учащихся должны соответствовать установленной образовательной программе по изучаемому предмету.
Примерная схема планирования тематического контроля.
В качестве примера рассмотрим тематический контроль по теме «Корень» в 6 классе. Примерное планирование контроля по теме «Корень» 1.По окончании изучения темы учащиеся должны знать: что такое корень, типы корневых систем, виды корней, зоны корня, значение корня в жизни растения, видоизменения корней, рост корня в длину, связь строения и функций клеток корня; уметь: распознавать виды корней и типы корневых систем, сравнивать их между собой, устанавливать взаимосвязь между типом корневой системы растения и условиями его выращивания, закладывать опыты, проводить прищипку главного корня при пересадке растения. 2.Общебиологические понятия, которые позволяет отрабатывать тема «Корень»: 1. Связь между строением и функциями на разных уровнях организации: клетка, ткань, орган, организм. 2. Понятие о круговороте веществ в природе. 3. Понятие об обмене веществ. 4. Понятие о взаимосвязи организма с окружающей средой. 3.На основе общебиологических понятий группируем частные биологические понятия, отрабатываемые в данной теме и необходимые для последующих тем курса ботаники: 1. Функции корня как части растения. 2. Взаимосвязь функций корня и побега. 3. Функции клеток и тканей корня. 4. Влияние условий окружающей среды на развитие корневой системы.
4. Вычленяем необходимые опорные знания для изучения темы:
1. признаки живого организма: питание, дыхание, рост и др.
2. органы растения.3. строение клетки. 4. виды тканей, особенности их строения и функции. 5. почва и ее состав. 6. корнеплоды 7. сосуды
5. Планируем методику работы для реализации задач 1- 4 этапов: 1. Лабораторная работа «Строение корня у проростка тыквы». 2. Закладка и проведение опытов «Отрастание придаточных корней» (можно в домашних условиях), «Рост корня в длину». 3. Составление опорных конспектов в тетрадях с выделением цветом ведущих понятий темы. 4.Сочетание разнообразных методов на одном уроке – работа с микроскопом, использование гербарных экземпляров и живых растений, операции анализа и синтеза при обсуждении опытов, демонстрации опытов.
6. Планируем тематический контроль знаний. Определяем, что будем контролировать (содержание контроля) и как будем контролировать (методы контроля), при определении содержания контроля опираемся на ведущие понятия темы и курса, проверяем не только биологические знания и умения, но и общеучебные, но при этом избегаем включения излишне детализированного материала. Предварительный контроль (экспресс – опрос или беседа) Цель: актуализировать знания учащихся. 1. Перечислите органы растений. 2. На какие группы по выполняемым функциям можно разделить органы растений? 3. К какой группе органов относится корень? 4. Назовите ткань, обеспечивающую рост растения. 5. Что такое почва? 6. Какие вещества входят в состав почвы? Текущий контроль (устный опрос) 1. Что такое корень? 2. Какие функции выполняет корень? 3. Назовите типы корневых систем? 4. Приведите примеры растений со стержневой и мочковатой корневыми системами? 5. Сравните стержневую и мочковатую корневые системы? 6. Перечислите виды корней? 7. Чем отличаются придаточные корни от боковых? 8. Как увеличить массу корней растения? 9. Почему при пересадке растения его следует аккуратно выкапывать, а не выдергивать из почвы? 10.Почему после окучивания возрастает урожайность картофеля и томатов?
Промежуточный контроль. Тест
Корень – это А. вегетативный орган В.генеративный.
Главный корень можно выделить А. у мочковатой корневой системы Б. у стержневой корневой системы
3. Мочковатую корневую систему имеют А. одуванчик, ромашка, подсолнечник Б. пшеница, рожь, лук
4. Стержневую корневую систему имеют А. одуванчик, ромашка, подсолнечник Б. пшеница, рожь, лук
5. Придаточные корни отрастают А. от главного корня Б. от стебля
6. Какая ткань обеспечивает рост корня в длину А. образовательная б. покровная 7. Корневой чехлик выполняет А. двигательную функцию б. защитную функцию
8. Пикировка – это А. удаление верхушки главного корня Б. удаление боковых корней 9. Пикировка проводится с целью А. усиления роста боковых корней Б. обеспечения роста придаточных корней 10. Окучивание томатов проводится с целью А. усиления роста боковых корней Б. обеспечения роста придаточных корней.
Вопросы: 1. Сверху кончик корня покрыт.. 2. Он образован . тканью 3. Вода и минеральные вещества всасываются.. 4. Корневой волосок – это . 5. В центральной части корня находятся полые клетки, которые образуют .. 6. Кончик корня образован тканью 7. Зона, обеспечивающая рост корня в длину 8. Корневые волоски располагаются в зоне .. 9. Обеспечивает проведение воды и минеральных веществ в стебель зона
Ответы: 1. Корневые волоски 2. Зона роста3. Сосуды 4. Зона проведения 5. Механическая ткань 6. Образовательная ткань 7. Корневой чехлик 8. Одна вытянутая клетка 9. Много клеток 10.Зона всасывания (для детей, которые плохо воспринимают на слух или медленно читают данное задание можно предложить на карточке).
Итоговая проверка (письменная разноуровневая проверочная работа)
1 вариант 1. Составьте определение ткани, используя следующие термины: «клетка», «функция». 2. Зарисуйте строение стержневой корневой системы. Надпишите названия корней, образующих корневую систему. 3. С какой целью проводят окучивание?
2 вариант 1. Распределите зоны корня в правильной последовательности снизу вверх: зона проведения, зона роста, зона всасывания, зона растяжения. 2. Докажите, что строение клеток и тканей корня зависит от выполняемой функции. 3. Всегда ли у ели корни расположены близко к поверхности почвы, а у сосны, наоборот, уходят вглубь?
3 вариант 1. Изобразите в виде схемы строение стержневой и мочковатой корневых систем. Сделайте надписи к рисунку. Как правильнее сказать: «стержневая корневая система» или «стержневой корень»? Почему? 2. Назовите ткани корня, участвующие в передвижении растворенных питательных веществ. Могут ли вещества из почвы поступать в корень в нерастворенном виде? 3. К каким выводам вы пришли при проведении опыта «Рост корня в длину»?
Самой распространенной формой контроля до сих пор остается устная проверка знаний. Она позволяет проверять правильность, полноту и глубину усвоения единичных и общих понятий. Устный ответ может сопровождаться показом натуральных объектов, таблиц, моделей, зарисовкой схем, постановкой опытов. Обычно на уроке проверяют знания одного – трех учеников. При этом важно активизировать деятельность всего класса, чтобы устная проверка не носила характер работы «с одним учеником». Учащиеся могут дополнять ответ, исправлять ошибки, задавать дополнительные вопросы по теме ответа, оценивать, анализировать и комментировать ответ ученика. Но для этого необходимо обучать школьников анализу ответа, обсудить на какие качества ответа следует обратить внимание, можно записать в тетрадь план рецензии ответа. Мотивом к проведению анализа ответа учащегося служит его оценка учителем. При устном ответе учитель выявляет не только объем и уровень усвоения материала, но и умение осознанно выстраивать связный рассказ по плану, анализировать, классифицировать факты, приводить примеры из личных наблюдений и информационных источников. Устный ответ может иметь исключительное значение для развития учащихся, а это во многом зависит от умения учителя правильно организовать опрос. Вопросы для устного обсуждения надо тщательно продумать по содержанию и форме. Они должны быть интересны детям, понятны, доступны по содержанию. Готовиться к ответу надо приучать по четкому плану, где следует выделить главную мысль, подобрать аргументы для ее раскрытия и т.д. Учитель должен быть заинтересован в ответе ученика, в его успехе. Фронтальная устная проверка знаний (или беглый опрос) отличается от индивидуальной своей лаконичностью. Эта форма сводится к ответам на ряд последовательных вопросов перед классом. Учащиеся, как правило, активизируются, так как учитель может поднять с места любого ученика. Данная форма проверки знаний позволяет за короткий промежуток времени проконтролировать большое число учеников. Уплотненный опрос по существу отличается от традиционной устной проверки высокой оперативностью и интенсивностью. Задаваемые учителем вопросы формулируются так, чтобы они не требовали длительного обдумывания, были понятны настолько, чтобы не пришлось тратить время на их дополнительное «толкование». Одни учащиеся устно поочередно отвечают у доски, используя таблицы, модели, другие - отвечают с места, дополняют, исправляют ошибки, допущенные другими учениками, иногда практикуется выполнение письменных заданий некоторыми учащимися. Самой объективной формой проверки знаний до настоящего времени остается письменная работа. Во- первых, ее результаты свидетельствуют об объективном уровне усвоения материала, правильности и полноте сформированности знаний, а также о характере познавательной деятельности, самостоятельности и эффективности обучения. Во-вторых, в течение 15 – 20 минут можно проверить знания большого количества учащихся. Однако, при составлении заданий для письменной работы следует помнить о том, что они не должны предполагать развернутых описаний и характеристик. Письменная самостоятельная работа. При ее проведении преследуются две цели: 1) дать возможность ученику проверить уровень своих знаний и умений; 2) способствовать более глубокому развитию умений применять свои знания. Поэтому к самостоятельной работе, ее организации, форме проведения предъявляется ряд требований: - работа должна содержать максимально большое число вариантов по числу и степени сложности (1вариант на 2-х учеников); - задания дифференцируются в соответствии с возможностями учащихся; - для выполнения работы ученик может использовать любую справочную литературу; - при выполнении работы возможна и целесообразна разумная наводящая подсказка, поскольку наряду с контрольной функцией самостоятельная работа выполняет и задачи выработки умения применять знания на практике. Контрольная работа. Контрольная работа часто порождает у учащихся определенную неуверенность, боязнь получить двойку и т.д. такое психологическое напряжение приводит порой к заметному искажению истинной картины их знаний. Поэтому контрольными работами предпочтительно заканчивать фундаментальные темы, а остальных случаях целесообразнее провести самостоятельную работу или зачет. Контрольная работа должна быть одинаковой трудности для всех. Сильным ученикам можно заготовить дополнительное, необязательное задание. После каждой контрольной работы проводится тщательный анализ, который позволит выявить, какие вопросы не усвоены учащимися и наметить реальный план их ликвидации. Много дают наблюдения за выполнением упражнений за партой. За короткое время можно составить представление о знаниях большинства учащихся класса. Такой контроль при надлежащем опыте может успешно сочетаться с индивидуальным обучением. Зачеты. Особое место в системе контроля знаний занимают зачеты. Зачет позволяет в спокойной обстановке поговорить с учеником по многим вопросам курса, обстоятельно проверить его знания. Программа зачета, являющаяся обобщением ряда тем, заранее доводится до сведения учащихся. Контроль и оценка знаний лишь одна из сторон зачета, при подготовке к зачету ученики систематизируют и закрепляют свои знания по теме или темам. Формы проведения зачета могут быть разнообразны: индивидуальная устная беседа с учащимися, беседа с группой учащихся, фронтальная беседа, письменная работа по теории с ответом на качественные вопросы. Хорошо успевающие ученики, систематически выполняющие текущие задания, могут поощряться освобождением от сдачи зачета. Разнообразие такого контроля позволяет сделать его частым, что хорошо отражается на знаниях учащихся. Общественный смотр знаний. Данная форма контроля проводится в присутствии представителей администрации, родителей, гостей. Такой опрос готовят заранее, ученикам недели за две сообщается программа смотра – опроса, раздаются приблизительные вопросы. Большое значение имеет распределение заданий на уроке: каждому ученику надо определить наиболее оптимальное (устное, письменное, практическое и т.д.) В системе проверки знаний учащихся по биологии значительное место отводится практическим работам. Практическая работа – это форма применения полученных знаний через сформированные умения и навыки учащихся проводить лабораторные наблюдения, выполнять соответствующие операции на пришкольном учебно – опытном участке и т. д. Все перечисленные формы контроля являются традиционными, ими пользуются учителя уже на протяжении многих десятков или даже сотен лет. Наряду с традиционными формами в современной школе широко используются современные методы диагностики знаний учащихся.
Глава 2.Современные методы диагностики знаний учащихся.
2.1.Методы контроля учебных достижений, применяемых на уроках биологии
Биологический диктант – форма письменного контроля знаний и умений учащихся. Он представляет собой перечень вопросов, на которые учащиеся должны дать незамедлительные и краткие ответы. Время на каждый ответ строго регламентировано и достаточно мало, поэтому сформулированные вопросы должны быть четкими и требовать однозначных, не требующих долгого размышления, ответов. Именно краткость ответов диктанта отличает его от остальных форм контроля. С помощью биологических диктантов можно проверить ограниченную область знаний учащихся: -буквенные обозначения биологических терминов, явлений, некоторых величин. -определения биологических явлений, формулировки биологических законов, формулировки научных фактов. Именно эти знания могут быть проверены в быстрых и кратких ответах учащихся. Биологический диктант не позволяет проверить умения, которыми овладели учащиеся при, изучении той или иной темы. Таким образом, быстрота проведения биологического диктанта является одновременно как достоинством, так и недостатком, т.к. ограничивает область проверяемых знаний. Однако эта форма контроля знаний и умений учащихся снимает часть нагрузки с остальных форм, а так же, как будет показано ниже, может быть с успехом применена в сочетании с другими формами контроля.
Цели проведения биологического диктанта: 1) подготовить учащихся, убедившись в том, что усвоенными ими новые биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям; 2) получить информацию о том, усвоены или нет каждым учащимся биологические знания, указанные в образовательной цели; научились учащиеся видам деятельности, указанным в цели по развитию. Диктанты первого типа представляют собой ряд предложений, в которых пропущены слова, обозначающие биологические термины, ученики вставляют слова. Содержание диктантов второго типа составляет ряд вопросов, ответы на которые должны дать учащиеся. Диктанты третьего типа содержат перечень характерных признаков и условий обитания двух биологических объектов.
Содержание биологических диктантов. 1. Вырост тела амеба (ложноножка) 2. Содержимое пищеварительной вакуоли (пищеварительный сок) 3. Вакуоль, удаляющая продукты обмена (сократительная) 4. Поступление в организм амебы пищи, воды и кислорода и вывод вредных веществ называется (обменом веществ) 5. Защитная оболочка у амебы (циста) 6. Есть ли у амебы пищеварительная вакуоль? (есть).7.Как размножается амёба? (делением).
При изучении земноводных.
1 .Среда обитания земноводных (водная, наземно-водная) 2.Приспособленностью к жизни в воде у земноводных служит наличие (плавательной перепонки) З.В связи с наземным образом жизни велика роль анализатора (слухового) 4.Важнейшим условием жизни земноводных считаю есть (влажная кожа) 5.Изменение конечностей земноводных в связи со средой это есть (появление конечностей наземного типа) 6.Хвостовая кость земноводных называется (уростиль).
На этот биологический диктант уйдет не более 5 минут, учитывая организацию деятельности учащихся и переход к другой деятельности после его окончания. За эти 5 минут можно проверить все знания из образовательной цели цикла усвоения знаний. В данном биологическом диктанте проверяются известные факты, что не требует отдельного размышления, поэтому оцениваться он должен с максимальной строгостью как наиболее легкая форма работы.
Требуются знания биологических особенностей изученных объектов и умение сравнивать.
Задания на сравнение.
«Жгутиковые. Зеленая эвглена. Вольвокс».
1. Форма тела непостоянная. 2. Обязательно присутствуют хлоропласты. 3. Передвигаются с помощью ложноножек. 4. Форма тела постоянная. 5. Питается бактериями, водорослями, другими простейшими.
6. Питается органическими веществами, образующимися в процессе фотосинтеза.
7. Есть цитоплазма, ядро, сократительная вакуоль.
8. Дышит растворенным в воде кислородом.
9. Избыток воды и продукты выделения удаляются через сократительную вакуоль.
10.Есть чувствительный к свету глазок.
11.Образует цисту.
Для проверки знаний о плоских, круглых и кольчатых червях можно предложить следующий текст диктанта: 1. Тело плоское, лентовидное или листовидное. 2. Тело нечленистое, удлиненное, округлое в поперечном сечении. 3. Тело удлиненное, разделено на членики. 4. Наряду со свободно живущими есть паразиты. 5. Имеют кровеносную систему. 6. Не имеют кровеносной системы. 7. Промежутки между органами заполнены однородными клетками. 8. Есть третий слой клеток – мезодерма. 9. Полость тела с перегородками, имеет собственные стенки. 10. Не имеют анального отверстия. 11. Есть кожно-мускульный мешок. 12. Пищеварительная система начинается ртом и заканчивается анальным отверстием. Для проверки диктанта используется дешифратор, который представляет собой зеркальное отражение правильного ответа. Дешифратор в виде полоски бумаги с правильным ответом прикладывается к ответу ученика, что позволяет учителю сразу обнаружить ошибку и оценить работу. Если ответ правильный, то схема приобретает следующий вид: В неправильном ответе знаки верхней и нижней частей схемы не совпадут.
Типы червей Номера элементов ответа 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1233 Тип Плоские черви + - - + - + + + - + + - Тип Круглые черви - + - + - + - + - - + + Тип Кольчатые черви - - + + + -
Задания типа:
Выбери верные утверждения:
Бактерии- самые древние обитатели нашей планеты
Все бактерии имеют ядро
Бацилла означает палочка
Вибрионы- это круглые по форме бактерии
Все бактерии –аэробы
Аэробы обитают только в кислородной среде
Все бактерии размножаются половым путем
Обогащение почв соединениями азота невозможно без участия бактерий
Процесс квашения продуктов связан с работой патогенных бактерий.
Холеру, туберкулез вызывают патогенные бактерии.
В последнее время все большее внимание учителей привлекает использование дидактических карточек. Дидактическая карточка – это рациональное учебное пособие с частью информации, заданий и вопросов, а также с организационными указаниями. Она содержит основные сведения, задания и вспомогательные решения в описательной форме, с помощью которых ученики индивидуально, группами или всем классом на уроке выполняют задания с целью контроля учителем знаний и умений учащихся. Используя дидактические карточки разной трудности, учитель дифференцированно подходит к учащимся, помогая им овладеть знаниями, умениями, навыками. Карточки для слабых учащихся должны содержать легкий вопрос и один – два более трудных, чтобы был стимул для развития ученика. Группа слабых учащихся получает к заданию карточку – консультацию, рисунок или схему. Ясное представление о степени усвоения знаний дает работа с определителем. При контроле необходимо проверить и знания учащихся, полученные во время лабораторных работ. Поэтому в карточки включают вопросы, ответить на которые ученик может, лишь используя знания, умения и навыки, приобретенные в процессе выполнения лабораторных работ. Использование дидактических карточек способствует оптимальному проведению фронтального, группового и индивидуального опроса, приучает учащихся к точным ответам и содействует развитию у них зрительных и ассоциативной памяти. Основными показателями качества самостоятельной работы с дидактическими карточками являются правильность, полнота, глубина, осознанность и прочность знаний, умений и навыков учащихся. Дидактические карточки помогают выявить знания за короткое время, что очень важно для систематического контроля, качеством знаний. Регулярно проводимая работа учащихся с карточками заставляет их более углубленно изучать учебный материал, запоминать наиболее важное и существенное. Работа с дидактическими карточками требует от учащихся не только фактических знаний по биологии, но и литературного, грамотного изложения материала. Применение карточек заданий, как и других форм контроля, следует рассматривать не как самоцель, а как средство конкретизации и развития понятий, а так же приобретение умений самостоятельно добывать знания и использовать их в новой ситуации – для доказательств и обобщений. Содержание карточек:
1. вопросы, требующие конкретных знаний, фактического материала (элементов строения изучаемого объекта, определения понятий и т.д.);
2. задания, предлагающие применение ранее полученных знаний для усвоения нового материала, т.е. задания, с помощью которых осуществляется связь понятий данного курса;
3. задания, требующие доказательного ответа на основе систематизации и обобщения изученного.
Содержание и построение вопросов и заданий предполагает развитие умений и навыков логического мышления, прежде всего аналитической и творческой его стороны . Важна роль карточек – заданий и для контроля знаний. Решающим здесь являются содержание вопросов, поэтому проверка должны касаться не только знания фактического материала, но прежде всего понимания сущности процессов и явлений природы, возможности их познания. Нужно формировать у учащихся умения использовать полученные знания для доказательства и обобщения. Для этого необходимы средства, помогающие целенаправленному обучающему контролю. К ним относятся и дидактические карточки – задания, которые можно использовать с различными целями, в том числе с целью обучающего контроля. Форма подачи вопросов и заданий учителем может быть различна. Это могут быть карточки, включающие текстовые таблицы, рисунки и схемы с определенными текстовыми заданиями к ним. Табличная форма заданий требует конкретного и краткого ответа, что приучает учащихся вычленять главное в фактическом материале. Содержание данного вида карточек – заданий может нести различную смысловую и дидактическую нагрузку. Задания, предполагающие развитие умений конкретизировать, абстрагировать и устанавливать причинно- следственные связи, представлены схемами и рисунками различной степени сложности с требованием частичной работы по их определению и завершению. Их можно применять в работе с отстающими учащимися. Сложные карточки, целесообразно использовать для коллективной работы в классе. Одни и те же карточки можно неоднократно применять для усвоения материала различных тем курса в том случае, если прослеживается взаимосвязь изучаемых понятий. Творческий подход к использованию дидактических карточек, совершенствование вопросов и заданий в каждом конкретном случае будет активизировать мыслительную деятельность учеников и способствовать улучшению обучения учащихся биологии.

Карточка№1

Обозначить части гриба.




Карточка №2
1.Обозначить части семян двудольного и однодольных растений.
2.Найти отличия семян.


Организация проверки знаний и умений при изучении биологии связана с рядом специфических особенностей данного учебного предмета:
учебный курс биологии представляет единую систему, в которой биология растений, животных, человека и общая биология тесно взаимосвязаны;
из класса в класс постепенно с поднятием планки раскрываются биологические понятия и закономерности, отражающие суть живых организмов, формируется системное мышление. Поэтому особое внимание при контроле знаний следует уделять проверке усвоения системы биологических понятий, раскрытию взаимосвязей и взаимозависимостей между биологическими системами разного уровня организации, а также с окружающей их средой
Преподаватель должен систематически развивать готовность учащихся к самостоятельной работе, поскольку умение самостоятельно работать с учебником, а также контролировать свои знания улучшат подготовку учащихся к зачету. Значительную помощь в овладении научным языком доказывает ведение учащимися словаря по всем темам, наиболее насыщенным новыми, трудными для запоминания терминами. Для этой цели полезно предложить таблицу:
Термины
Определение термина
Пример, раскрывающий сущность термина
Пример применения термина

Гетеротрофы
Организмы, питающиеся готовыми органическими веществами
Используется при изучении бактерий, грибов

Автотрофы
Организмы, синтезирующие органические вещества из неорганических веществ.
При изучении растений.


Такая работа со словарем позволит учащимся не только запомнить термин, но и концентрирует их внимание на понятии, стоящем за термином. Кроме того, учащиеся учатся пользоваться термином.
Часто используется приём «Цепочка». Для этого в классе формируются мини-группы по два человека, каждая из которых после минутного обсуждения должна назвать одно ключевое слово, отражающее содержание изученной темы. Все предложенные слова выписываются на доске (они не должны повторяться). Задача класса заключается в том, чтобы совместно составить рассказ по теме, используя ключевые слова. Он составляется по цепочке, начиная с первой пары, которая после совместного обсуждения должна составить предложение с использованием первого ключевого слова и записать его в тетрадь. Вторая пара предлагает вариант со следующим словом и т.д. до последней пары. После этого, в результате совместной работы класса, предложения выстраиваются в логической последовательности, и составляется текст. Все при этом получают удовольствие от выполненной коллективной работы, в ходе которой развиваются творческие способности, коммуникативные умения, тактичность и доброжелательность. При изучении полового размножения. Например: Половые клетки, сперматозоиды, яйцеклетка, сперматогенез, овогенез, зигота, оплодотворение, гаплоидный набор хромосом.
2.2.Нетрадиционные формы контроля.
Всё чаще учителя биологии применяют учебные портфолио. В своей работе я так же использую портфолио учащихся по предмету, в которое начиная с 5 класса мы заносим все творческие задания. Данный вид работы развивает у учащихся интерес к предмету биологии, формирует нравственные качества личности, способствует осознанному подходу к выбору будущей профессии. А мне, как педагогу, позволяет регулярно анализировать деятельность учащихся. Портфолио в педагогическом смысле – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Оно является средством, наиболее приближенным к реальному оцениванию достижений ученика, и позволяет ему самому определиться, в каких видах деятельности он может достичь успехов. Основное назначение портфолио – раскрыть возможности школьника, определить не только ведущие мотивы и интересы, но и запасные варианты (на что я способен, что я могу?). Это особенно важно для осознания себя как личности, определения собственной перспективы в будущей профессиональной деятельности. Недостатки: - требует большой систематической работы по повышению квалификации учителей; - требует от учителя и учащихся новых организационных и познавательных умений; - требует больше времени для организации, чем традиционная система оценки. Данная инновация только начинает внедряться в учебный процесс и, безусловно, существуют реальные трудности. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы, и, в конечном счете, формируют новое понимание самого процесса обучения.
Тестирование (от англ. – проба, испытание) является объективным инструментом для выявления уровня усвоения знаний. Педагогический тест – система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, создаваемая с целью объективно оценить структуру и измерить уровень подготовленности учащихся. В настоящее время тестирование занимает ведущее место среди всех форм контроля деятельности школьников, особенно при итоговой аттестации (централизованное тестирование, единый государственный экзамен, основной государственный экзамен). Цели использования тестов: - текущий контроль (входной, для закрепления); - тематический; - итоговый контроль (за четверть, полугодие, год, экзамены, соответствие знаний стандарту); - с целью диагностики (коррекция). Преимущества тестового контроля: - объективность контроля; - развитие у учащихся альтернативности мышления, интуиции, самоконтроля; - формирование положительной мотивации у детей; - возможность выстроить рейтинг учащихся; - создается система подготовки учащихся к урокам; - творческий рост учителя. Недостатки: - страдает развитие устной и письменной речи; - проверяется конкретность знаний, а не глубина их; - большая трудоемкость в составлении тестов; - значительный процент угадывания правильных ответов. Этапы создания тестов:
1. Планирование или моделирование содержания тестов. Выделение в теме учебных элементов, из которых состоит тема и которые предполагается проверить (не более 6 УЭ даже в итоговом тесте). 2. Создание тестовых заданий. 3. Композиция теста (от легких к сложным).
Требования, предъявляемые к тестам: 1. Количество слов в задании минимально (до 7 слов). 2. Формулировка в форме утверждения, а не вопроса, при ответе они превращаются либо в истину, либо в ложное высказывание. 3. Желательно, чтобы в вопросе и ответе не было одинаковых слов.4. Тестовые задания должны выполняться быстро (в биологии – 0,5 – 1 мин.) 5. Ответы должны быть правдоподобны. В настоящее время тесты находят очень широкое применение при контроле и оценке знаний учащихся, но, тем не менее, увлекаться тестами и заменять ими все другие формы контроля не рекомендуется. Это должна быть всего лишь одна из форм контроля.

Контрольный тест по теме «Царства Прокариоты и Грибы»
А1. В клетках бактерий
1) одно ядро
2) нет ядер
3) много ядер
А2. По способу питания грибы
автотрофы
гетеротрофы
автотрофы и гетеротрофы
А3. Сапрофиты питаются
с помощью фотосинтеза
отмершими частями растений и животных
клетками и тканями живых организмов
А4. Возбудителями туберкулеза являются
стафилококки
бациллы
спириллы
А5. Ножку и шляпку гриба называют
плодовое тело
гиф
мицелий
А6. Лишайник состоит из
гриба и мха
водоросли и растения
гриба и водоросли
А7. Подберезовик и белый гриб относятся к грибам
паразитам
сапрофитам
симбионтам
А8. науку о грибах называют
ботаника
цитология
микология В1. Признаки, сближающие грибы с животными
1) запасающее вещество крахмал; 2) запасающее вещество гликоген; 3)наличие в клеточных стенках хитина; 4)наличие в клеточных стенках клетчатки; 5)образование мочевины; 6) непрерывный рост грибницы.

Задания на соответствие.
Установите соответствие между особенностями кровеносной системы, относящихся к разным классам.

Особенности строения Классы
А.В сердце венозная кровь 1.Рыбы
Б.В сердце 4 камеры. 2.Птицы
В.Два круга кровообращения
Г.Один круг кровообращения
Д.Венозная кровь поступает в лёгкие
Е.В сердце 2 камеры.


А
Б
В
Г
Д
Е











Я считаю, что итоговый контроль целесообразно проводить в форме комбинированного урока, сочетая все формы контроля, в том числе и не традиционные. Задания должны носить дифференцированный характер, более того их нужно подбирать таким образом, что бы они позволили проверить различные знания и умения учащихся, виды деятельности тоже должны быть разнообразными и не очень утомительными для ребят.
Поэтому можно использовать приём составления кроссворда.
х
Л
о
р
о
п
л
а
с
т
ы

1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения?
г
у
К

2.Ученый открывший клетку.
м
и
К
р
о
с
к
о
п

С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов?
к
л
Е
т
о
ч
н
а
я
м
е
м
б
р
а
н
а

Защищает клетку от влияния окружающей среды.
в
А
к
у
о
л
ь

Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли.
ц
и
Т
о
п
л
а
з
м
а

6.Полужидкое содержимое клетки.
Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока.
Обобщающие уроки часто провожу в форме учебно- интеллектуальных игр, в 5-6 классе таких игр проводится 2-3, в 7 -8 классе – 4 -5 игр (разработаны по всем темам курсов «Животные», «Человек и его здоровье»). Очень часто проводить такие игры не желательно, т.к. требуется дополнительная подготовка учащихся (чтение дополнительной, художественной литературы), что влечет за собой дополнительные затраты времени на подготовку домашнего задания и, что не менее важно, теряется ценность таких уроков. А ценность их в том, что игры эти интеллектуальные, предназначенные не столько для контроля знаний, сколько для развития умственных способностей, эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти, внимания. Участвуя в них, каждый может творить и выдумывать, что в реальной жизни получается – увы! - не всегда. Такие игры вызывают большой интерес у ребят, и они с удовольствием принимают в них участие. Приобретаются коммуникативные и социальные навыки: умение работать в команде, общаться, распределять и брать на себя роли, слушать и слышать друг друга. А контроль знаний осуществляется очень ненавязчиво, как бы между прочим, но при этом не теряет своего значения. Уроки контроля проводятся в форме контрольных или самостоятельных работ, тестов, зачетов. Основная цель контрольной работы в современной школе не констатация знания и незнания, а выявление уровня реальной обученности ребенка, его умение применять полученные знания на практике, умение давать объяснение происходящим явлениям. Этому и должны быть подчинены все педагогические усилия, основные формы работы, к числу которых относится и контроль. Поэтому контрольная работа может рассматриваться не как один из видов жесткой фиксации достижений, а как еще один способ и возможность обучения. Контрольная работа чаще используется в 5 -6 классах. Содержание контрольной работы одинаково для всех учащихся в начале изучения курса, затем постепенно вводятся разноуровневые работы. В контрольную работу обычно включаю 5-6 обязательных заданий и 2–3 дополнительных. Обязательные задания содержат теоретические вопроса репродуктивного уровня, вопросы на практическое применение знаний, проблемные вопросы, дополнительные - логические вопросы и задачи (оцениваются отдельно). Контрольная работа всегда стресс для ребенка, поэтому она с успехом может быть заменена самостоятельной работой. Вопросы к самостоятельной работе подбираются несколько иные, нежели к контрольной работе. Это должны быть вопросы, требующие не обычного воспроизведения информации, а интеллектуальных усилий, логических рассуждений. Поэтому при выполнении такой работы детям разрешается пользоваться любыми источниками – учебником, справочной литературой, своими записями. При оценке учитывается не столько конечный результат, сколько ход рассуждений. При первичной проверке работ в журнал выставляются только хорошие и отличные отметки, остальные учащиеся имеют право выполнить работу вновь, получив дозированную помощь учителя. Например, в 8 классе при контроле темы «Дыхание» предлагаются следующие вопросы для самостоятельной работы: 1. Как строение легких приспособлено к выполняемым функциям? 2. Почему у представителей европеоидной расы длинный узкий нос, а у представителей негроидной расы короткий приплюснутый? 3. Какую физиологическую роль выполняют кашель и чихание? 4. Какие изменения химического состава и физических свойств воздуха возникают при длительном пребывании людей в закрытом помещении?5. Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки? 6. Человек попал в автокатастрофу, у него повреждена грудная клетка и пенится кровь, вытекая из раны. Окажите первую доврачебную помощь. 7. Нередко, и без того узкие проходы носовой полости, при расширении кровеносных сосудов становятся еще уже и забиваются слизью. Вследствие этого дыхание через нос становится затрудненным. Многие дети, да и взрослые в таком случае дышат ртом. Почему это вредно для здоровья? 8. Судя по роману Ф.Купера, индейцы, прячась от врагов в водоемах, дышали при помощи пустотелых стеблей камыша. Однако дышать таким способом, находясь под водой, можно лишь тогда, когда глубина погружения не превышает 1,5 м. С какими особенностями дыхания связано такое ограничение? 9. Наркотическое вещество, например эфир, от наркозной маски доходит до клеток головного мозга. Перечислите все структуры и процессы, находящиеся на пути прохождения наркотика, и процессы, происходящие на каждом этапе прохождения. 10.«Жизнь – это горение». Эти слова принадлежат знаменитым французским ученым 18 века А.Лавуазье и П. Лапласу. Объясните, какое отношение это имеет к процессу дыхания. В инструкции к работе указывается, что учащиеся могут выбрать любые шесть вопросов из 10 предложенных. Ответы на вопросы должны быть распространенными и обоснованными.
Правильно организованный, систематический, разнообразный контроль способствует активизации познавательной деятельности, повышению качества знаний и умений учащихся. При проведении контроля необходимо учитывать возрастные особенности детей. Поэтому у учащихся 5 – 6 классов преобладающим методом контроля является устный опрос, т.к. он способствует развитию устной речи учащихся, формирует умение логически верно построить свой ответ, развивает умение слушать и слышать ответы товарищей, формирует навык взаимо- и самоконтроля. Практически каждый урок начинается с предварительного контроля, который призван определить уровень исходных знаний учащихся и правильно спланировать управление их деятельностью на уроке. В 5 – 6 классах наиболее эффективной формой предварительного контроля считаю фронтальную беседу, не менее эффективным приемом является постановка целей учащимися, при которой они сами или с помощью учителя определяют уровень своего незнания, неумения. В более старших классах можно использовать тесты, диктанты, решение познавательных задач и логических вопросов с последующим выходом на индивидуальное целеполагание. Текущий контроль на этапах первичного усвоения и закрепления знаний. Наиболее эффективным приемом является беседа. При этом можно проконтролировать усвоение знаний большого числа учащихся. Деятельность учащихся организуется с помощью вопросов, которые определяют последовательность раскрытия учебного материала, направляют на выделение наиболее существенного, помогают составить целостное представление об уровне усвоения знаний по данному вопросу. В ходе беседы есть возможность корректировать ответы учащихся, добиваться осознания изученного материала, преодолевать фрагментарность в знаниях. Например, в 6 классе при изучении темы «Воздушное питание растений» целесообразно провести беседу, т.к. эта тема сложна для понимания и усвоения учащимися. Для беседы используются следующие вопросы: 1. Какие вещества необходимы для образования в листьях органических веществ? 2. Откуда эти вещества поступают в листья? 3. Каким образом эти вещества поступают в листья? 4. Какие вещества образуются в листьях? 5. В каких клетках листа образуются органические вещества? 6. Каково значение хлоропластов в жизни растения? 7. Какие условия необходимы для образования органических веществ в листьях? 8. В какое время суток происходит процесс образования органических веществ в листьях? 9. Как называется процесс образования органических веществ в зеленых листьях? Эта последовательность вопросов позволяет школьникам получить целостное представление о фотосинтезе, выделив при этом самое
основное. После проведенной беседы один – два ученика без труда рассказывают о процессе фотосинтеза в целом. Данный прием находит широкое применение и для контроля самостоятельного изучения материала. На начальных этапах изучения биологии использую ступенчатый контроль (тема делится на смысловые части - ступеньки, контроль усвоения - после каждой ступеньки), при этом контроль на завершающем этапе в игровой форме (игра «Знатоки», «Экспресс – опрос», «Лапта», «Перекрестный опрос», «Цепочка», «Лови ошибку» и др.).
Вопросы при контроле используются разнообразные: репродуктивные, познавательные, вопросы практической направленности, требующие осмысления изученного материала, вопросы творческого характера. Вопросы практической направленности и творческого характера эффективнее использовать на этапе закрепления знаний, где можно проконтролировать не только уровень усвоения материала, но и его понимание и умение использовать полученные знания. На этом же уроке «Воздушное питание растений», на этапе закрепления знаний предлагаю такие вопросы: 1.Комнатные растения не только украшают квартиру, но и улучшают в ней воздух, насыщая его кислородом. Отчего же в таком случае не рекомендуется ставить очень много растений на ночь в спальню? 2. На одном поле скосили на сено клевер в начале его цветения, а на другом - в конце цветения. С какого поля сено будет более питательным? Почему? 3. Почему Ч.Дарвин считал, что хлорофилл – это, может быть, самое интересное вещество на Земле? 4. Почему подмерзший картофель имеет сладковатый вкус? 5. Нужно ли летом собирать колорадских жуков на картофеле? Обоснуйте свое мнение. 6. Хозяйка летом на своем огороде оборвала все листья у капусты. Правильно ли она поступила? Обоснуйте свое мнение. Для контроля усвоения темы использую индивидуальный опрос. Данный прием используется не часто, но при изучении темы все учащиеся обязательно опрашиваются индивидуально. При этом важно занять остальных учеников, с этой целью использую приемы: - внимательно прослушай и задай дополняющий или уточняющий вопрос (ответ на поставленный вопрос не должен дублировать рассказанное); - дополни ответ (не повторяясь); - проанализируй и оцени ответ. Письменный контроль знаний в виде теста, программированого опроса, терминологического диктанта, графического и цифрового диктантов, с последующим обменом работами в парах и взаимопроверкой позволяет проконтролировать знания всех учащихся и провести своевременную коррекцию знаний при минимальных затратах времени. При систематическом использовании данных приемов учащиеся приучаются к постоянной и более качественной подготовке к урокам. Нетрадиционные приемы контроля знаний и умений учащихся:
защита моделей (модель клетки, модель одноклеточной водоросли, модель простейшего), мини – сочинения (путешествие по растительной клетке, разговор двух водорослей, путешествие капельки воды и др.), составление тестов, кроссвордов, чайнвордов, ребусов (для обучения составлению их выделяю время на уроке),фантастические рассказы с лишними или ошибочными фактами, вопросы – загадки, вопросы – описания, синквейны. Все эти приемы помогают осмыслить знания, развивают умение составлять вопросы, анализировать текст в поисках нужной интересной информации, способствуют развитию письменной речи, познавательного интереса, прививают интерес и любовь к предмету. Эффективным приемом контроля считаю взаимопроверку. Учащиеся получают домашнее задание подготовить вопросы, задания по изученной теме и предложить их в классе на этапе проверки знаний на следующем уроке. Учащиеся используют разнообразные приемы: тест, программированное задание, терминологический диктант, устный опрос и другие, иногда придумывают что - то свое оригинальное. Условие одно: каждому учащемуся будет выделено не более 3-х минут времени на уроке. Учащиеся оценивают каждое выполненное задание и ставят общую оценку за всю выполненную работу с учетом подготовленного задания. . Игровые приемы контроля. Игра «Знатоки». Игру можно проводить в двух вариантах. 1 вариант. Приглашается один ученик (по желанию) «знаток», все остальные задают ему вопросы по теме урока. Его ответ оценивается. 2 вариант. «Знаток» задает вопросы учащимся. Оцениваются вопросы «знатока». Можно проводить в любом классе. Игра «Лапта». Для игры используется маленький мяч. Учитель задает вопрос и пасует мяч одному из учеников, ученик отвечает на вопрос и пасует обратно учителю. Если ученик не знает ответа на вопрос, передает пас другому. За каждый правильный ответ ученик получает один балл. Экпресс – опрос. Учитель задает короткие вопросы, не требующие размышления и анализа. Ученики быстро и коротко отвечают. «Дополни ответ товарища». Учитель задает вопрос, один ученик отвечает, другой – третий приводят примеры. Например, какая корневая система называется стержневой? Приведите примеры растений со стержневой корневой системой. «Лови ошибку». Учитель в рассказе умышленно допускает неточности или ошибки. Задача учащихся увидеть эти ошибки. «Цепочка». Учитель задает вопрос ученику. Ученик отвечает на поставленный вопрос, сам задает вопрос другому ученику и т.д. Данный прием эффективнее, если вопросы учащиеся составляют заранее. «Снежный ком». Данный прием используется для составления коллективного рассказа по заданной теме. Учитель задает тему рассказа. Первый ученик составляет одно предложение, второй повторяет первое и добавляет свое и т.д. Эффективно в игре задействовать 5-6 человек, заранее определить последовательность, начать с более слабых учеников.








































ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Использование систематического контроля знаний учащихся способствует повышению познавательной активности школьников. Если в начале 5 класса только 30 – 35% учащихся систематически и качественно готовятся к занятиям, выполняют творческие домашние задания, готовят небольшие сообщения, то к концу этого года обучения таких учащихся уже 50 – 60 %, а к 9 классу - 85 – 90%. Уровень обученности всегда стабилен и составляет 100%, качество обучения значительно выше среднего по школе и составляет по классам: 5 класс – 75 % 6 класс – 64%, 7 класс – 55,5%, 8 класс – 61,4%, 9 класс – 72,5%. Ежегодно учащиеся при промежуточной аттестации выбирают в качестве экзамена по выбору биологию и показывают 75 – 90% качество при 100% -ной обученности. Учитываю склонности, и интересы учеников, а также их индивидуальные особенности я изучаю методическую литературу, выбираю наиболее интересные методы и приёмы при подготовке своих уроков. Что позволяет моей творческой самореализации. В своей работе я использую поисковые методы, творческие задания, игровые моменты. Умение организовать деятельность ученика, заметить и поддержать любой успех позволяет вызвать интерес к своему предмету. На протяжении нескольких лет отслеживается динамика. По результатам анкетирования учащихся: - ситуативный интерес к предмету сформирован у 35 % - интерес к предмету у 54 % - повышенный познавательный интерес у 9 % учащихся.
























СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Галкина Е.А.Контроль знаний по биологии. //Биология в школе. -2006.-№6.- с. 20-27.
2. Гин А. Приемы педагогической техники. М.Вита, 2002 г.132 с.
3. Зотов Ю.Б. Организация современного урока. М. Просвещение, 1984 г., 143с.
4. Казанина С.М. Контрольная работа как способ обучения и развития мышления. //Биология в школе.-2006 г.- №1.-с. 26-30.
5. Калинова Г.С., Мягкова А.Н. Методика обучения биологии. М. Просвещение.- 2005 г.-224 с.
6. Кузнецова В.И. Уроки биологии, 6-7 класс. М. Просвещение, 2007 г.-190 с.
7.Лукьянова М.И.Развитие компетентности учителя в реализации личностно ориентированной педагогической деятельности.//М.И.Лукьянова.-:УИПКПРО2008г.-264с.
8.Лукьянова М.И.Готовность учителя к реализации личностно-ориентированного подхода в педагогической деятельности.//М.И.Лукьянова -:УИПКПРО, 2004г.
9.Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте.//- М.: Просвещение, 2003г.
10.Мартынова С.С. Профессиональная ориентация школьников (методические рекомендации);// Омск: Омский пед. ин-т, 2001г.
11.Мягкова А.Н. О современных методах обучения биологии.// – М.: Просвещение 2005г.
7. Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения Биологии. Животные. М. Просвещение.- 1988 г.-189 с.
8. Мягкова А.Н., Бровкина Е.Т. Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии. М. Просвещение.- 1988 г.-191 с.
9. Онищук В.А. Урок в современной школе. М.Просвещение.-1988 г- 158 с. 10.Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания прородоведения. М. Просвещение.- 1989 г.-256 с.
11.Сухова Т.С. Контрольные и проверочные работы по биологии, 6-8 класс. М. Дрофа.-1997 г.- 158 с.
12. Талызина Н.Ф.Педагогическая психология. М.Академия.- 1999 г.-287 с 13. Трайтак Д.И., Трайтак Н.Д. Сборник задач и упражнений по биологии растений, бактерий, грибов и лишайников. Пособие для учащихся. М. Мнемозина.-1998 г.-159 с.
14. Яковлев В.А., Спирин П.Ф. Активные формы и методы обучения биологии. М. Просвещение.- 1992 г.-159 с.
15.Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. М. Просвещение.- 2007 г.-206с.









13PAGE 15


13PAGE 142915




15