Урок изобразительного искусства .Цвет и ощущения.практическая работа Зимний лес.


Тема : Цвет и ощущения. Практическая работа «Зимний лес».
Цели: закреплять знания учащихся о понятиях «холодные» и «тёплые цвета», учить использовать эти цвета для выражения своего замысла ,учить изображать рисунок при помощи свечи.
Развивать у детей образное мышление, эмоциональную отзывчивость, умение видеть в окружающем мире богатство оттенков «холодных» цветов.
Воспитывать бережное отношение к инструментам и материалам, активизировать творческое воображение учеников, любовь к природе.
Оборудование: материалы: бумага, кисть, краски.
Зрительный ряд: таблица «Теплые и холодные цвета», репродукции И. Левитана «Осенний лес»,репродукция картины Б.Щербакова «Зимний пейзаж».
Музыкальный ряд: П.И.Чайковский «Времена года» (Декабрь, январь, февраль)
Ход урока
1.Организационный момент
2.Основная часть.
а) Актуализация опорных знаний.
-Начиная наш урок, мне хотелось бы спросить у вас, какое время года наступило? (зима)
-А какие эпитеты можно подобрать к слову зима?(ответы детей)
-Вы сказали, что зима холодная, а какое время года самое теплое? (лето)
-Давайте обратим своё внимание на репродукцию картин двух художников Левитана и Щербакова. Какое ощущение возникает у вас, когда смотрите на первую репродукцию? (тепла)
-Какие цвета использовал художник для передачи осенней природы? (ответы детей). Давайте обратим свое внимание на таблицу и вспомним, что в палитре существуют теплые цвета. Что напоминают вам эти цвета, с чем ассоциируются?
-Какие цвета мы видим на картине Щербакова? Какие ощущения у нас возникают при этом? (ответы детей). Это цвета глыб льда, снега, воды, лунного сияния. Такие цвета мы будем называть холодными. (Учитель обращает внимание детей на таблицу).
-Итак, при помощи чего художники изображают свои чувства? (красок, цвета)
б) Мотивация учебной деятельности
Зима, как и каждое время года, по- своему красива и величественна. Ласково ее часто называют зимушка. Особенно ей рады, когда выпадает снег. (Учитель вывешивает рисунки с изображением зимних пейзажей). Но не только художники восторгались красотой зимы. Выдающиеся писатели и поэты посвятили не одно стихотворение и произведение этому времени года. Давайте прослушаем несколько стихотворений, которые подготовили для вас одноклассники. (Читают заранее подготовленные дети).
-Что общего в этих стихотворениях? Какая тема их связывает?
-При помощи чего выражают поэты и писатели свои чувства? (при помощи слова)
-Но мы все же возвращаемся к изобразительному искусству. Сегодня уже поговорили и вспомнили, какие бывают цвета. Рассмотрели две репродукции картин. А к какому жанру изобразительного искусства относятся данные репродукции? (пейзаж)
Сегодня мы выполним практическую работу пейзаж «Зимний лес».
-Как я уже говорила, зима - великолепное и красивое время года. Особенно эта красота ощущается в окружающей нас природе. Возникало ли у вас ощущение сказочности, когда выпадает снег? Действительно, это ощущение чуда возникает у многих людей и взрослых ,и маленьких.
Небольшое чудо попробую совершить и я.
в) Изучение нового материала.
-Перед вами на доске горизонтально я располагаю белый лист бумаги. Когда выпадает снег и стоит ясная погода, небо кажется особенно голубым.
Я беру голубую краску и хорошенько развожу её водой. Небо, как все догадались, располагается в верхней части листа, я его закрашу. Вот на этом небе проявились облака. А к какому цвету относится голубой цвет? (холодный). А какие еще холодные цвета вы можете назвать? Сейчас я возьму зеленый цвет. Что в зимнем лесу остаётся зеленым? (ели). Сейчас я буду прорисовывать ели. Какого цвета остальные деревья в лесу? (коричневого). Почему? А к какому цвету мы отнесем коричневый цвет? (теплому). Как вы думаете, почему ели не до конца закрашены, не полностью зелеными могут быть?(покрыты снегом)
-Кто из вас может сказать, получился такой рисунок, ведь ничего не было изображено сначала?
Свечкой парафиновой
На бумаге белой
Никому невидимый
Я рисунок сделала.
Вот вам фокус: этот лист
С виду совершено чист.
Крашу лист я синей краской
И тот час же, словно в сказке
На листочке сам собой
Появился лес зимой.
-Как вы видите, рисунок этот достаточно прост. Изображения деревьев выполнены схематично. Перед вами лежат краски кисти, свечи. Это те материалы, которые понадобятся вам сегодня. Ну, и, конечно же, краски, благодаря которым художники выражают свои чувства.
-Мы говорили и о поэтах, и прослушали несколько стихотворений . Но ведь говоря о чувствах нельзя забывать и о композиторах, которые выражают свои чувства и эмоции при помощи музыки.
-Думаю, на уроках музыки вы слушали и знакомились с произведениями гениального композитора П.И.Чайковского. Может, некоторые из вас уже слышали его альбом» «Времена года». Каждому времени года соответствует своя мелодия. Я негромко включу это произведение, а именно зимние месяцы. Эта музыка будет фоном нашего дальнейшего урока.
3.Практическая часть.
а) Инструктаж
-Итак, расположите лист бумаги горизонтально. Возьмите в руки свечи .Я попрошу вас выполнять задания вслед за мной. Проведем горизонтальную линию примерно на середине листа. Это будет линия горизонта в нашем лесу. Верхняя часть - небо, изобразим облака на небе. Они будут полностью закрашены свечой и располагаться будут в верхней части неба.
Теперь приступим к изображению елей. Вершины будут заходить за линию горизонта. Прорисовываем линию чётко, проводить свечой можно несколько раз.
Теперь изобразим дерево, так как оно лиственное, то в холодное время года оно совершенно без листвы. Прорисовываем веточки, дерево будет симпатичнее. Его вершина тоже будет заходить за линию горизонта.
Вы выполнили рисунок свечой, не расстраивайтесь, если на бумаге остались кусочки. Их легко можно струсить на край парты.
На моем рисунке нижняя часть белая - засыпана снегом , а всегда ли снег изображен белым?(внимание к репродукции Щербакова)
Выполнив рисунок в краске, я бы посоветовала бы добавить в наш пейзаж снега при помощи голубой краски. Ну, вот, сразу появилось ощущение холода.
б) Самостоятельная работа учеников.
-В случае необходимости поднимайте руку, я вам помогу.
Дети выполняют работу под звучание музыки.
4.Итог урока
а) Выставка работ
б) Беседа
-Посмотрите , какой лес получился у каждого из вас. Каждый рисунок получился особенным. Очень красиво.
-Думаю, если бы мы попали в настоящий зимний лес, то никто бы из вас не сломал бы ветку и не обидел ни одно живое существо в этом лесу.
-Какую работу выполняли сегодня? Что повторили?