Родительское собрание в 3 классе Воля и труд человека, дивные дивы творят


РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3 КЛАССЕ НА ТЕМУ
ВОЛЯ И ТРУД ЧЕЛОВЕКА, ДИВНЫЕ ДИВЫ ТВОРЯТ
Цели: привлечь внимание родителей к проблеме трудового воспитания ребенка; познакомить с формами трудового участия ребенка в жизни семьи.
Ход собрания:
I. Организационный момент. Постановка целей.
Учитель: Добрый вечер, уважаемые родители. У нас возникла необходимость встретиться, потому что появилась важная тема для разговора. Эту тему я обозначила строчками из стихотворения Н. А. Некрасова: «Воля и труд человека дивные дивы творят».
Что знает ваш ребенок о труде? Есть ли в списке его положительных качеств такое, как трудолюбие? Уважает ли он труд других людей? Все эти вопросы обязательно следует затронуть в нашем разговоре. Готовы? Начнем.
II. Основная часть собрания.
Учитель: Трудно воспитывать ребенка в наши дни. Много соблазнов окружает его, не все традиционные средства воспитания можно применить сегодня.
В педагогике давно все договорились о том, что трудовое воспитание является ядром воспитания вообще. Но в современной жизни, порой, трудно придумать для ребенка какое-либо поручение. Особенно остро эта проблема стоит в городских семьях.
Существуют и другие проблемы, связанные с трудовым воспитанием ребенка. Выявить их помогло анкетирование, проведённое среди учащихся и родителей (см. Приложение 1).
Какие же это проблемы?
1. Неравноценное разделение домашних обязанностей.
Как ни парадоксально, но XXI век с его научно-техническим промыслом почти не коснулся традиционного разделения обязанностей на мужские и женские. Теперь в семье, как правило, работают оба супруга, но большую часть домашней работы приходится выполнять женщине. Дети, воспитывающиеся в семьях, где принят такой порядок, скорее всего в своих собственных семьях установят такой же.
Учащимся было предложено написать сочинения на тему: «Мамины руки» и «Папины руки». Детские предпочтения в выборе темы и содержания сочинений показывают, что в большинстве случаев дети не знают, какие дела можно было бы доверить отцовским рукам.
2. Отсутствие внимания со стороны родителей в проблеме трудового воспитания.
Дети отмечают, что часто им хотелось бы помочь родителям, но те предлагают это сделать в другой раз, потому что сейчас «некогда», «нужно побыстрее».
3. Различное отношение к физическому и умственному труду.
Во многих семьях наблюдается перекос в отношении к различным видам труда. Родителям следует избегать выражений с негативной, пренебрежительной оценкой, которые оседают в памяти ребенка: «Он ничего тяжелей фуражки не поднимал» (О военнослужащих), «Сидит в тепле и бумажки перекладывает» (О бухгалтере), «Привык только лопатой орудовать: бери больше, бросай дальше».
Следует воспитывать уважение к любому труду: умственному, физическому, своему и чужому.
Народная мудрость гласит: «Детишек воспитать – не курочек пересчитать». Трудное это и кропотливое занятие, и четких правил поведения нигде не написано.
Предлагаю вам представить свою реакцию в следующих ситуациях:
Ваш ребенок не убрал постель. Как вы поступите?
– уберете сами;
– заставите убрать!
– поступите как-то иначе, ваши действия.
2. Какую трудовую деятельность, предпочитает ваш ребенок? Какой работы он старается избегать? Иными словами, что он любит делать и чего не любит делать вообще?
3. Помогая вам в уборке, ваш ребенок разбил вазу. Ваша реакция?
– самая первая – подзатыльник;
– раздраженная фраза: «Уходи отсюда, обойдусь без твоей помощи»;
– успокоите ребенка, ведь он сделал это нечаянно.
4. Ребенок просит вас о помощи, а вы очень устали. Ваши действия?
– обрываете его: «Дай хоть минуту отдохнуть от тебя!»;
– помогаете, но неохотно;
– помогаете с удовольствием;
– придумываете причину, чтобы ребенок оставил вас в покое.
5. Вы идете по улице с мороженым. Ближайшая урна в ста метрах. Что вы сделаете с бумажным стаканчиком?
– попросите ребенка сбегать к урне и выбросить стаканчик;
– бросите мусор около ближайшего крыльца и никак не
прокомментируете свои действия;
– бросите мусор и скажете ребенку, чтобы он сам так не делал.
6. Ваш ребенок должен следить за своевременным выносом мусора. Вы приходите с работы, и видите, что об этой обязанности ребенок, очевидно, забыл. Что вы сделаете?
– вынесете мусор сами;
– оставите его до следующего дня;
– заставите ребенка оторваться от своих дел и сделать то, что положено.
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Учитель: «Труд лежит в основе и нравственного, и эстетического, и эмоционального воспитания», – писал В. А. Сухомлинский. Но трудовое воспитание помогает человеку быть самостоятельным и независимым, позволяет родителям надеяться на спокойную радостную старость. Не совершайте тех ошибок, которые совершили птицы из поучительной истории, которой я хочу поделиться с вами.
«ПТИЧЬЯ» ИСТОРИЯ
Над одним из Мазурских озер на огромном дереве размещалось гнездо цапли. Экспериментатор оборудовал на берегу озера кормушку, в которой всегда была рыба, так что цапли, когда вылупились птенцы, не должны были искать себе корм в озере, а пользовались кормушкой.
Цапли кормят своих птенцов, вкладывая им корм в клюв. Но когда птенцы подрастают, взрослые цапли уже не могут обеспечить их пищей в достаточном количестве и выгоняют, из родного гнезда, чтобы они сами нашли охотничьи угодья, которые должны быть, по крайней мере, за полкилометра от гнезда. Там молодые цапли вьют свои собственные гнезда.
В этом случае не было такой необходимости, и птенцов кормили до тех пор, пока они не стали взрослыми и не подобрали себе пары.
Они пристроили гнездо к гнезду родителей, а те по-прежнему кормили и не только их, но и вылупившихся новых птенцов. Так выросло пять поколений птиц, построивших гигантское гнездо-коммуну вблизи кормушки. Состарившаяся пара цапель – основателей рода запихивала рыбу в клювы детям-цаплям, внукам-цаплям и правнукам-цаплям.
Но вот пара старых цапель умерла, а вслед за ними и вся птичья семья, не способная питаться самостоятельно, погибла от голода над кормушкой, полной рыбы.
М. ВислоцкаяПриучите своих детей к мысли, что любой труд важен, а хлеб всегда
труден. Но как бы тяжело ни было, помните сами и внушите детям, что «воля и труд человека, дивные дивы творят».
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Любит ли ваш ребенок трудиться?
2. Какие обязанности закреплены за ребенком?
3. Ребенок трудится самостоятельно или нуждается в постоянном контроле?
4. Принято ли в вашей семье вознаграждение за выполненный домашний труд?
Анкета для обучающихся1. Какие у тебя есть обязанности дома?
2. Разделяются ли в вашей семье обязанности на мужские и женские?
3. Может ли папа вымыть посуду и приготовить ужин, если мама занята или еще не пришла с работы?
4. Кто выполняет больше всего работы по дому?
5. Какие дела в вашей семье выполняются всеми?
Приложение 2
САМОЕ КРАСИВОЕ И САМОЕ УРОДЛИВОЕ
Мальчику задали в школе написать сочинение: «Что ты увидел самое красивое и самое уродливое».
Долго думал мальчик и не мог сообразить, что в мире самое красивое и что самое уродливое. Ему казалось, что самое красивое – цветок сирени. А самой уродливой казалась лягушка.
Пошел он к дедушке, спросил, так ли это. Дедушка сказал: – Самое красивое – это человеческий труд. А уродливое – то, что пускает труд человеческий на ветер. Иди, походи несколько дней по земле – и ты увидишь и то и другое.
Пошел мальчик. Идет полем. Видит: пшеничное поле, желтеет нива, колосок к колоску.
«Вот это и есть самое красивое, – думает мальчик. – Ведь это человеческий труд».
Идет дальше. Подходит к школе. Бегают дети, резвятся. Одна девочка ест хлеб с маслом. Не доела, бросила кусок хлеба на землю, побежала к подружкам.
«Это самое уродливое, – решил мальчик. – Ведь она пускает на ветер человеческий труд».
Он вернулся домой и все рассказал дедушке.
– Правильно заметил, – сказал дедушка.
Мальчик написал сочинение. В. Сухомлинскому
Написать подробное изложение или подготовить подробный устный пересказ текста (по выбору учителя).