Методическая разработка открытого урока по учебной дисциплине «Основы экономики» Урок — игра Счастливый случай!

Урок-игра «Счастливый случай»


Учебная дисциплина: Основы экономики
Раздел 3: Распределение доходов в обществе
Тема урока № 15: Налоговая система

Общая дидактическая цель: способствование повышению познавательной активности обучающихся, формирование интереса к знаниям, развитие учебной мотивации и инициативы, стремление к творческой деятельности, закрепление умений и навыков и способов деятельности

Триединая дидактическая цель:

образовательный аспект: способствовать закреплению и обобщению знаний в области налоговой системы, способствовать формированию и закреплению общеэкономических знаний, способствовать формированию экономической и правовой компетенции, обобщать и систематизировать полученные знания, применять полученные теоретические знания, осуществлять контроль своих знаний с помощью тестов

развивающий аспект: способствовать формированию и развитию у обучающихся общих компетентностей, развивать творческую сторону мышления, учить осуществлять исследовательскую деятельность, развивать уверенность в себе, интерес к предмету

воспитательный аспект: способствовать формированию и развитию экономической культуры студентов, повышению уровня познавательного интереса к дисциплинам специального цикла и любви к своей профессии, формировать умение самостоятельно выбирать, вырабатывать критерии своего поведения и деятельности, руководствоваться ими, корректировать свое поведение, брать на себя ответственности, воспитывать потребность в знания, формировать навыки умственного труда – поиск рациональных путей решения, самообразования, самовоспитания, воспитывать культуру общения, взаимопомощь, умение слушать товарища, ответственность

Ожидаемые результаты: после этого урока обучающиеся смогут: развивать навыки работы с документацией по учету налогов, использовать методы определения налогов в любой сфере деятельности

Тип урока: Урок обобщающего повторения и систематизации знаний

Форма урока: Урок – игра

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная

Метод урока: репродуктивный, практический

Элементы педагогических технологий, используемых на уроке: уровень дифференциации

Педагогические техники и приёмы, используемые на уроке: деятельностные

Термины и понятия актуализируемые на уроке: налоги, налоговая система

Оборудование и наглядность: извлечение из законодательного акта: Налоговый Кодекс РФ, презентация, компьютер, мультимедийная система (экран и проектор), индивидуальные карточки

Ресурсы к уроку: Налоговый Кодекс РФ, ttp://ekonomika-predprijatija.ru/, http://edu.nstu.ru/courses/econ/ecpr/demo/

Межпредметные связи: экономика отрасли, менеджмент, правовое обеспечение профессиональной деятельности

Структура урока:

Начало урока. Организационный этап
Этап актуализации, целеполагания и мотивации
Этап первичного усвоения
Этап применения, осознания и осмысления учебного материала в знакомой и новой учебной ситуациях. Коррекция
Подведение итогов урока. Рефлексия
Инструктаж выполнения домашнего задания



Структурные элементы учебного занятия

№ этапа
Структура урока
Дидактические задачи
Показатели результата решения задач

1
Начало урока. Организационный этап
Подготовка обучающихся к работе на занятии
Техника безопасности при работе на компьютере
Полная готовность группы и оборудования, быстрое включение обучающихся в деловой ритм

2
Этап актуализации, целеполагания и мотивации
Обеспечение мотивации и принятие обучающимися цели учебно – познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений
Готовность обучающихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний

3
Этап первичного усвоения
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий связей и отношений в объекте изучения
Активные действия обучающихся с объектом изучения: максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий




4
Этап применения, осознания и осмысления учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации. Коррекция
Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне, ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у обучающихся

5
Подведение итогов урока. Рефлексия
Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.
Мобилизация обучающихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения)
Адекватность самооценки обучающегося оценке преподавателя. Получение обучающимися информации о реальных результатах обучения.
Открытость обучающихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.

7
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Обеспечение понимания цели, содержания и способ выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих знаний.
Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми обучающимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.


Ход урока

Начало урока. Организационный этап
(преподаватель приветствует, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих)

Этап актуализации, целеполагания и мотивации
(объявление темы и цели урока, и постановка учебных задач, нацеливание обучающихся на их выполнение, разбиение группы на три команды).
На предыдущем занятии мы знакомились с понятием налоговой системой, с ее функциями, с ее основным составляющим – налоги. Внимание ваше акцентировалось на приоритетной функциональной линии курса, на определении основных понятий, на разбор основных видов налогов. Хотелось бы научить вас применять полученные теоретические знания в практической деятельности.
закрепить основные понятия по данной теме
обобщить и систематизировать полученные знания
применять в практической деятельности полученные теоретические знания
И поэтому тема сегодняшнего занятия «Налоговая система».

III. Этап первичного усвоения
(презентация)

В чем состоит экономическая сущность налогов?
Какие функции выполняют налоги?
Каковы основные элементы налога?
На какие основные группы подразделяются налоги?
Перечислите способы взимания налога?

IV. Этап применения, осознания и осмысления учебного материала в знакомой и новой учебной ситуациях. Коррекция
(приложение)
1 гейм «Спешите видеть» (проверка домашнего задания)
2 гейм «Дальше» (заполнение таблицы)
3 гейм «Трио» (работа с карточками)
4 гейм «Заморочки из бочки» (самостоятельная работа по тестам)
5 гейм «Темная лошадка» (решение ситуационной задачи на доске)
6 гейм « Занимательная страничка» (выбрать правильный ответ из предложенных вариантов)
7 гейм « Лабиринт» (решение кроссворда)
8 гейм « Ты – мне, я - тебе» (определение, верны или неверны утверждения)
9 гейм « Гонка за лидером» (фронтальный опрос по теории каждой команды по вопросам)


V. Подведение итогов урока. Рефлексия
(выявление команды – победительницы, дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы, завершив работу, студенты оценивают свои навыки и умения, выставляются оценки в журнал)
Преподаватель задает вопросы обучающимся (какие затруднения возникли, оцените свои знания). Возвращается к целям занятия.


(Техника «Неоконченное предложение»)
Что нового для себя Вы открыли на этом занятии?
Что произвело на Вас наибольшее впечатление? Почему?
Какие выводы для себя Вы можете сделать после этого урока?
Какие из материалов данного урока Вам могут пригодиться в дальнейшем?
Например, «Для меня материал, изученный на уроке (важен, актуален, не нужен, неинтересен, сложен) потому что»

Как вы думаете, достигли ли вы поставленной в начале занятия цели?

Критерии оценки

Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка
образовательных достижений


балл (отметка)
вербальный аналог

10 -11
5
отлично

8-9
4
хорошо

6-7
3
удовлетворительно



VI. Инструктаж выполнения домашнего задания
На следующем учебном занятии мы с вами будем выполнять практическую работу по теме : «Распределение доходов в обществе»
Домашнее задание: повторить тему: «Распределение доходов в микроэкономике»

VII. Резерв – доклад обучающегося «Экзотические налоги в истории Российской Федерации»


























Приложение 1

1 гейм «Спешите видеть»
( Проверим, как вы справились с домашним заданием. Для этого необходимо по одному обучающемуся от каждой команды выйти к доске и выполнить задание по карточкам, аналогичные упражнениям из домашней работы)

1.Цена товара с учетом НДС составляет 244 р. Ставка НДС – 18 %. Используя формулу, определите сумму налога, включенного в цену.
2.Цена товара с учетом НДС составляет 246 р. Ставка НДС – 18 %. Используя формулу, определите сумму налога, включенного в цену.
3.Цена товара с учетом НДС составляет 248 р. Ставка НДС – 18 %. Используя формулу, определите сумму налога, включенного в цену.

2 гейм “Дальше”
(проводится, пока трое обучающихся выполняют задание по карточкам)

Укажите, какие санкции могут быть применены к налогоплательщикам в случаях следующих налоговых правонарушений:


Виды налоговых нарушений
Размер штрафа

1
Нарушение срока поставки на учет в налоговом органе


2
То же на срок более 90 дней


3
Незаконное воспрепятствование доступу проверяющего инспектора


4
Непредставление налоговой декларации


5
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения при совершении деяний в течение одного налогового периода


6
Неуплата или неполная уплата сумм налогов


7
Ведение деятельности без постановки на учет в налоговых органах


8
Непредставление в налоговые органы сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа
















3 гейм «Трио»
(Проверка решения у доски)

Определить, к каким видам относятся эти налоги – федеральным, региональным или местным.

- НДС;
- Транспортный налог;
- Акцизы;
- Земельный налог;
- Налог на игорный бизнес;
- Налог на прибыль;
- Налог на имущество организации;
- Налог на пользование недрами;
- Налог на имущество физических лиц;
- Водный налог;
- Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами;
- Государственная пошлина;
- Налог на рекламу.



4 гейм «Заморочки из бочки»
(Самостоятельная работа по тестам, необходимо найти единственно правильный ответ. Проводится, пока трое обучающихся работают у доски)

1.Основой функционирования налоговой системы РФ является:
а) Бюджетный кодекс РФ;
б) Таможенный кодекс РФ;
в) Налоговый кодекс РФ.
2. Налог это:
а) обязательный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
б) обязательный индивидуальный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц;
в) обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях формирования государственных финансов.
3. Налоговая ставка это:
а) процентная величина от объекта налогообложения;
б) величина налоговых начислений на единицу налоговой базы;
в) фиксированная величина от объекта налогообложения.
4. Какой из способов уплаты налога предполагает внесение налога в бюджет соответствующего уровня до получения дохода:
а) у источника выплаты;
б) по декларации;
в) когда налог исчисляется налоговым органом?
5. Основная задача деятельности налоговых органов РФ:
а) возврат излишне уплаченных налогов;
б) постановка на учет налогоплательщиков;
в) контроль за соблюдением налогового законодательства, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджеты разных уровней.


5 гейм «Темная лошадка»
(Решение ситуационной задачи на доске)

По данным, приведенным в таблице 1, рассчитайте недостающие показатели и определите сумму налога на прибыль.
Вариант 1.
Таблица 1. Выписка из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия за отчетный год
Наименование показателя
Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)
18245

Себестоимость проданной продукции
16143

Валовая прибыль


Коммерческие расходы
624

Управленческие расходы
930

Прибыль от продаж


Прочие доходы
111

Прочие расходы
85

Прибыль до налогооблажения


Налог на прибыль ( 20 %)



Вариант 2.
Таблица 1. Выписка из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия за отчетный год
Наименование показателя
Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)
18246

Себестоимость проданной продукции
16144

Валовая прибыль


Коммерческие расходы
625

Управленческие расходы
931

Прибыль от продаж


Прочие доходы
112

Прочие расходы
86

Прибыль до налогооблажения


Налог на прибыль ( 20 %)



Вариант 3.
Таблица 1. Выписка из формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» предприятия за отчетный год
Наименование показателя
Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)
18247

Себестоимость проданной продукции
16145

Валовая прибыль


Коммерческие расходы
626

Управленческие расходы
932

Прибыль от продаж


Прочие доходы
113

Прочие расходы
87

Прибыль до налогооблажения


Налог на прибыль ( 20 %)



Расчет проводится методом алгебраической суммы.


6 гейм « Занимательная страничка»
(Выбрать правильный ответ из предложенных вариантов)

Налог, включаемый в цену товара или услуги.
Стоимость, созданная трудом на данном предприятии и отражающая реальный вклад работников предприятия в создание стоимости выпускаемого товара.
Обязательные взносы в государственный бюджет или внебюджетные фонды в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.
Изменения, вносимые правительством в порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на обеспечение полной занятости и неинфляционного роста производства.
Налог, средняя ставка которого возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и снижается по мере сокращения его дохода.

Ответы
а. Внутренний государственный долг
б. Государственный бюджет
в. Дефицит государственного бюджета
г. Акциз
д. Государственные финансы
е. Добавленная стоимость
ж. Налоги
з. Неравенство доходов и. Фискальная политика к. Дотации

л. Рестрикционная фискальная политика
м. Мультипликатор государственных закупок
н. Дискреционная фискальная политика
о. Налоговый мультипликатор
п. Прогрессивный налог






















































7 гейм « Лабиринт»
(Командам предлагается решить кроссворд, в данном кроссворде зашифрована фраза и фамилия известного иностранного экономиста)

Ключ к шифру следующий: каждая цифра соответствует порядковому номеру каждой буквы отгадываемого утверждения.

О
4
Л
9
О
26
Е
22
Л
35
О
10
Ф
25
Н
13

Б
41
И
50
В
30
Ю
18
Д
55
З
51
Ы
40
Е
29

О
49
Е
15
Ь
38
О
47
Г
23
Ш
37
О
42
О
53

Д
45
А
56
О
24
Л
3
С
31
Г
5
М
28
Л
17

И
14
Р
60
К
62
А
64
Р
27
Е
12
И
36
О
34

О
6
В
16
Р
65
Б
8
И
58
Д
66
Р
43
О
67

Н
1
Е
32
Г
48
О
44
В
39
О
20
З
52
Л
54

В
57
Б
19
А
2
Г
33
Н
46
Ж
11
Й
21
К
63

И
61
Д
59
О
7


Налогообложение в любой его форме – всего лишь выбор одного из зол. Давид Риккардо 
Р
5
Т
9
Г
20
О
24
Ю
2

Ь
33
Р
44
Ф
48
Л
36
Д
15

Л
40
Т
30
Б
7
А
29
Т
32

Н
13
А
46
П
27
Ю
11
Я
17

О
21
Г
38
Ч
22
О
19
А
6

И
31
Д
3
Т
42
Л
28
Р
50

А
35
Е
49
Е
14
Ф
47
Т
12

Л
16
Р
41
О
37
Л
45
И
39

Ы
26
Т
23
Н
34
У
43
Б
25

О
8
А
10
И
4
Т
18
Л
1


Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Артур Лаффер 
В
18
Н
12
У
1
Е
19
О
45
Н
7
Е
34
Н
27
Т
24
О
4

С
23
Е
46
Т
56
А
41
И
52
Е
66
О
57
Г
16
Л
36
Е
9

О
29
Я
77
Л
14
В
25
Н
32
З
47
К
68
П
70
Е
63
Л
42

Т
39
Е
6
Щ
65
О
10
Л
35
И
21
Е
37
Н
5
И
31
Н
49

К
54
Д
78
Н
22
Е
72
Я
50
У
40
А
48
С
62
Н
44
О
59

О
80
Н
28
Е
53
К
38
Е
26
Р
58
Ь
43
О
15
Т
51
Д
20

С
86
О
17
Т
33
О
55
Л
3
Е
30
И
8
Т
11
А
13
К
2

Б
76
Е
60
Е
75
У
69
Т
73
А
71
Е
64
С
74
О
67
В
61

Ж
79
Н
81
Й
84
К
82
Н
85
Е
83


Уклонение от налогов – единственное интеллектуальное занятие, которое все еще окупает себя. Джон Кейнс 



8 гейм « Ты – мне, я - тебе»
(Определите, верны или неверны следующие утверждения, написать: верно или неверно)

1.При исчислении добавленной стоимости необходимо из суммы продаж фирмы вычесть стоимость приобретенных материалов, но не следует вычитать расходы на зарплату, выплаченную ее работникам.
2.Бюджетный дефицит возникает всякий раз, когда государственные расходы превышают налоговые поступления.
3.Политика в области государственных расходов и налогообложения проводится только с целью снижения уровня безработицы и инфляции.
4.Исторической причиной государственного долга обычно являются войны и экономические спады.
5.Снижение суммы налоговых поступлений в период кризиса приводит к сокращению государственного сектора в экономике.


9 гейм « Гонка за лидером»
(каждая из команд отвечает подряд на 5 вопросов, цена верного ответа –0,5 баллов)

1 команда
1.Физическое лицо или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог? (субъект налога)
2.Функции налогов, которая показывает как реализуется общественное назначение налогов. Основная функция, характерная для всех государств? (фискальная)
3.Величина налога на единицу обложения? (налоговая ставка)
4. Орган, осуществляющий контроль за соблюдением налогового законодательства? (инспекция)
5.Доход субъекта, из которого оплачивается налог? (источник налога)

2 команда
1.Установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц?(налог)
2.Косвенный налог на товары и услуги, включаемый в цену товаров или тариф за услуги.
( акциз)
3.Сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта? (налоговый оклад)
4. Налог на имущество организаций? (региональным)
5.Функция налога, которая проявляется в использовании налогов в целях организации социальной и хозяйственной жизни в стране? (регулирующая)

3 команда
1.Полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством? (налоговые льготы)
2.Налог на добавленную стоимость относится? (федеральным)
3.Предмет, подлежащий обложению? (объект налога)
4.Налог на имущество физических лиц? ( местным)
5.Единица измерения объекта? (единица обложения)




Приложение 2

1 гейм «Спешите видеть»


НДС = Ц*С/( 100 + С)

НДС = 37,22 р.
НДС = 37,52 р.
НДС = 37,83 р.

1.Цена товара с учетом НДС составляет 244 р. Ставка НДС – 18 %. Используя формулу, определите сумму налога, включенного в цену.
2.Цена товара с учетом НДС составляет 246 р. Ставка НДС – 18 %. Используя формулу, определите сумму налога, включенного в цену.
3.Цена товара с учетом НДС составляет 248 р. Ставка НДС – 18 %. Используя формулу, определите сумму налога, включенного в цену.


2 гейм “Дальше”


Виды налоговых нарушений
Размер штрафа

1
Нарушение срока поставки на учет в налоговом органе
5 000 руб.

2
То же на срок более 90 дней
10 000 руб.

3
Незаконное воспрепятствование доступу проверяющего инспектора
5 000 руб.

4
Непредставление налоговой декларации
5 % суммы налога за каждый месяц, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 руб.

5
Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения при совершении деяний в течение одного налогового периода
5 000 руб.

6
Неуплата или неполная уплата сумм налогов
20 % от неуплаченной суммы налога

7
Ведение деятельности без постановки на учет в налоговых органах
10 % от дохода, полученного за указанный период времени, но не менее 20 000 руб.

8
Непредставление в налоговые органы сведений о налогоплательщике по запросу налогового органа
5 000 руб.




3 гейм «Трио»

Федеральные
Региональные
Местные

НДС
Транспортный налог
Земельный налог

Акцизы
Налог на игорный бизнес
Налог на имущество физических лиц

Налог на прибыль
Налог на имущество организаций
Налог на рекламу

Налог на пользование недрами



Водный налог



Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими
ресурсами



Государственная пошлина




4 гейм «Заморочки из бочки»

Тест
1
2
3
4
5

Ответ
в
в
б
а
в



5 гейм «Темная лошадка»
Вариант 1.
Таблица 2. Сведения о финансовых результатах предприятия за отчетный год
Наименование показателя
Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)
18245

Себестоимость проданной продукции
16143

Валовая прибыль
2102

Коммерческие расходы
624

Управленческие расходы
930

Прибыль от продаж
548

Прочие доходы
111

Прочие расходы
85

Прибыль до налогооблажения
574

Налог на прибыль ( 20 %)
114,8


Вариант 2.
Таблица 2. Сведения о финансовых результатах предприятия за отчетный год
Наименование показателя
Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)
18246

Себестоимость проданной продукции
16144

Валовая прибыль
2102

Коммерческие расходы
625

Управленческие расходы
931

Прибыль от продаж
546

Прочие доходы
112

Прочие расходы
86

Прибыль до налогооблажения
572

Налог на прибыль ( 20 %)
114,4


Вариант 3.
Таблица 2. Сведения о финансовых результатах предприятия за отчетный год
Наименование показателя
Сумма, тыс. руб.

Выручка от продажи (нетто)
18247

Себестоимость проданной продукции
16145

Валовая прибыль
2102

Коммерческие расходы
626

Управленческие расходы
932

Прибыль от продаж
544

Прочие доходы
113

Прочие расходы
87

Прибыль до налогооблажения
570

Налог на прибыль ( 20 %)
114


.
6 гейм « Занимательная страничка»

1. г. Акциз
2. е. Добавленная стоимость
3. ж. Налоги 4. и. Фискальная политика
5. п. Прогрессивный налог


7 гейм « Лабиринт»

1.Налогообложение в любой его форме – всего лишь выбор одного из зол. Давид Риккардо Давид Риккардо (1772–1823), английский экономист

2.Люди работают не для того, чтобы платить налоги. Артур Лаффер  Артур Лаффер (род. 1940), современный американский экономист, автор знаменитой «кривой Лаффера», которая показывает, что в определенных условиях уменьшение налоговых ставок может вызвать увеличение налоговых поступлений

3.Уклонение от налогов – единственное интеллектуальное занятие, которое все еще окупает себя. Джон Кейнс  Джон Кейнс (1883–1946), британский экономист



8 гейм « Ты – мне, я - тебе»

Ответы:
1. верно
2. верно
3. неверно
4. верно
5. неверно



9 гейм « Гонка за лидером»
(каждая из команд отвечает подряд на 5 вопросов, цена верного ответа –0,5 баллов)

1 команда
1.Физическое лицо или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог? (субъект налога)
2.Функции налогов, которая показывает как реализуется общественное назначение налогов. Основная функция, характерная для всех государств? (фискальная)
3.Величина налога на единицу обложения? (налоговая ставка)
4. Орган, осуществляющий контроль за соблюдением налогового законодательства? (инспекция)
5.Доход субъекта, из которого оплачивается налог? (источник налога)

2 команда
1.Установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц?(налог)
2.Косвенный налог на товары и услуги, включаемый в цену товаров или тариф за услуги.
( акциз)
3.Сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта? (налоговый оклад)
4. Налог на имущество организаций? (региональным)
5.Функция налога, которая проявляется в использовании налогов в целях организации социальной и хозяйственной жизни в стране? (регулирующая)

3 команда
1.Полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством? (налоговые льготы)
2.Налог на добавленную стоимость относится? (федеральным)
3.Предмет, подлежащий обложению? (объект налога)
4.Налог на имущество физических лиц? ( местным)
5.Единица измерения объекта? (единица обложения)























Кроссворд-лабиринт № 2
« О налогах одной строкой»

В данном «Кроссворде» зашифрована фраза и фамилия известного английского экономиста.

Ключ к шифру следующий: каждая цифра соответствует порядковому номеру каждой буквы отгадываемого утверждения.


Р
26
С
60
В
50
И
62
А
41
С
49
Б
52
А
56
М
59

Т
63
А
58
Т
38
Р
43
С
37
А
12
А
40
Л
8
И
27

Д
57
А
2
А
30
О
4
К
48
И
6
Л
15
Р
34
М
61

О
24
К
31
Ы
55
Б
36
Ь
16
Т
23
О
20
Н
46
И
18

Д
54
Т
13
Я
9
К
19
Л
11
В
39
Е
33
П
42
И
44

Н
1
Н
29
Л
3
Е
14
Г
5
З
45
Д
7
Щ
17
П
10

В
21
А
35
Э
22
П
25
Н
32
А
47
О
51
З
28
О
53



Ответ: Налоги для плательщиков – это признак не рабства, а признак свободы. Адам Смит

Кроссворд »Куда пойдут налоги?»

Что называют защитой от врагов?
Обучение, просвещение.
Выдача денег безработным, малоимущим отдельным людям и семьям.
Охрана здоровья людей.
Окружающая среда.
Деньги, выдаваемые государством тем, кто не работает по возрасту и по болезни.



Экзотические налоги в истории Российской Федерации

Налоги! В разных странах это слово воспринимают по-разному и облагаются налогом разные вещи. В Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоги платит каждый. Ведь именно так содержится государство. За счет налогов выплачиваются пенсии, обеспечивается медицинское лечение, содержится армия, осуществляется защита граждан. Государство во все времена пыталось получить со своих граждан максимальные поступления. А предприимчивые жители придумывали все новые и новые способы, чтобы уклониться от выплат налогов. Неудивительно, что в череде самых разнообразных способов отъема денег у населения появились и довольно необычные. Расскажем ниже о самых экзотических (необычных) налогах в истории Российской Федерации. Некоторые из них к тому же в значительной степени повлияли на историю нашей страны.
Налог на преступления – вира
В начале средних веков во многих европейских государствах были введены налоги на преступления. Сама концепция традиционного налогообложения была заменена так называемым «штрафным налогом». Фактически откупиться теперь стало возможным от любого виновным образом содеянного преступления. Так, древнерусский правовой сборник XIV–XV вв. «Русская Правда» предусматривал систему особых податей фактически за любое преступление. Например, за убийство свободного человека в пользу князя взимался платеж, называемый вира: например, за убийство простого свободного человека платилось 40 гривен, за убийство представителей княжеской администрации – 80. Полувирье (20 гривен) взималось за тяжелые увечья и за убийство неверной жены. Когда убийца не был известен, община-вервь, на территории которой находили убитого, платила дикую виру.
Налог на соль
В России в 1646 году власти придумали сделать основным налогом пошлину с соли, увеличив ее с 5 до 20 копеек за пуд, в связи с тем, что простолюдины в постное время питались в основном соленой рыбой. Автор налоговой реформы дьяк Назарий Чистый считал, что введение повышенной соляной пошлины позволит отменить существовавшие тогда прямые налоги - стрелецкие и ямские деньги. Соль нужна всем, поэтому все по мере потребления будут платить, в то время как сбор стрелецких и ямских денег проходил очень плохо - постоянно росла налоговая задолженность. Как обычно случается в периоды финансовых затруднений, государство увеличивало ставку соляного налога. В этом случае у населения оставалось только одно право – восстания против такой несправедливости.
Налог на бороду
Налог на бороду был введен Петром I и отменен только в 1722 году. Также был учрежден специальный бородовой знак, который представлял собой металлический жетон, который выдавался после уплаты особой пошлины за право носить бороду. На жетоне были выбиты две надписи: на одной стороне – «Деньги взяты», на другой – «Борода – лишняя тягота». Пошлина была настолько велика, что желающим сохранить свою бороду приходилось сильно раскошелиться
Налог на бани
По Указу Петра I от 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы – по 1 рублю, крестьяне – по 15 копеек. Или плати – или не мойся.
Придумывали новые налоги при Петре I специальные люди «прибыльщики». С 1704 года были введены новые налоги: со свадеб, с русского платья, погребной, с раскольников, с извозчиков, с постоялых дворов, с мельниц, с найма домов, сапожный, шапочный и т.д. В конце своего царствования Петр I задумался не перебрал ли он с налогами. И от количества перешел к качеству. Много мелких сборов он отменил, но в замен «дабы государство не оскудело» ввел подушную подать. С помещичьих крестьян брали 80 копеек с души в год, с посадских людей 40 копеек. Интересно, что новую подать брали и с младенцев, и со столетних стариков.
Налог на неработающий капитал
Во времена Петра I капитал, воздерживавшийся от своего права нарастать оборотом, почитался тунеядцем, лишавшим казну ее законной прибыли, десятой деньги, 5 % сбора с оборота, и преследовался как контрабанда, подлежавшая полицейской выемке. В первые годы Северной войны был издан Указ, предписывающий: «Кто станет деньги в землю хоронить, а кто про то доведет и деньги вынет, доносчику из тех денег треть, а остальное на государя». По требованию надлежащих учреждений все торгово-промышленные обыватели обязаны были заявлять свои пожитки, оборотные средства, по которым шла общественная раскладка налога. Донос тогда служил главным агентом государственного контроля, и его очень чтила казна.
«Дорожные» налоги
Россия всегда «славилась своими дорогами». Однако, ещё Петром I в. 1705 году было принято решение привести в порядок московские улицы. На все государство была наложена особая повинность: с дворцовых, архиерейских, монастырских земель и вотчин служилых людей взимался камень (количество камня зависело от количества крестьянских дворов). Не избежало этой повинности купечество и крестьяне (последние, приезжая в Москву для торгов, должны были привозить с собой по три камня с гусиное яйцо и песок). «С мира по камню Москве мостовая»
Гильдейская подать - процентный сбор с объявленного капитала, уплачиваемый в России купечеством с 1775 г. вместо подушной подати. В зависимости от
имущественного положения все купцы были распределены по трем гильдиям. Первоначально налог взимался в размере 1 % объявленного капитала.
Впоследствии размеры объявляемых капиталов для зачисления в ту или иную
гильдию были повышены, ставки налога пересмотрены и установлены
дифференцированно для различных гильдий: для третьей гильдии - 2,5%,
второй и первой гильдий - 4%.
Налог на полоскание белья
В начале ХХ века в Алтайском крае существовал налог на полоскание белья в проруби: взималось за это 20 копеек за зиму. Также брали по 2 копейки за каждый поход по воду с коромыслом.
Налог на киноискусство
Не обошли налоги и появившийся в начале XX века новый вид искусства – кино. Первая русская полнометражная кинокартина «Осада Севастополя» (1911) имела оглушительный успех не только у простых зрителей, но и у высочайших особ императорского дома, и, видимо, это подвигло российского императора Николая II на немедленное обложение кино налогом.
Налог на велосипеды
В марте 1910 года постановлением Городской Думы г. Симбирска владелец велосипеда обязан был платить налог – 50 копеек – в доход города за право езды по городу. Уплатившему налог выдавалась книжечка правил езды на велосипедах. Правила запрещали ездить велосипедистам по тротуарам, садам и паркам, перемещаться по городу большими группами. На велосипед хозяин должен был навесить номерной знак.
Налог на холостяков (СССР)
21 ноября 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР с целью мобилизации дополнительных средств для оказания помощи многодетным матерям был введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан. По словам Н. Хрущева, «это правильный, хороший закон, он приносит пользу нашему государству, содействует росту населения страны». Несмотря на его временный характер, вызванный сугубо демографическими проблемами СССР в послевоенный период, этот налог просуществовал вплоть до начала 90-х годов.
Налог на бездетность.
Введенный в СССР в 1941г. он был призван стимулировать рождаемость детей, а также собрать дополнительные средства для многодетных семей. Плательщиками налога были граждане СССР, не имевшие детей: мужчины в возрасте от 20 до 50 лет и женщины, состоявшие в браке, в возрасте от 20 до 45 лет. Налог имел дифференцированную ставку в зависимости от заработка плательщика.











































Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Московской области
«Московский геологоразведочный техникум»















Методическая разработка открытого урока
по учебной дисциплине «Основы экономики»
























р.п. Решетниково
2013 г.

щђ Заголовок 3 Заголовок 415