Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике , игра « Счастливый случай»»


Муниципальное казённое образовательное учреждение
«ХОХОЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Методическая разработка
внеклассного мероприятия по математике
игра « Счастливый случай»»
Киселева Л.Д.
учитель математики
высшая квалификационная категория
2014 год
Пояснительная записка
Чтобы повысить интерес учащихся к учебному предмету, учителя часто проводят различные виды игр, на которых предлагают учащимся занимательные задачи. Материалы именно для такой игры представлены в данной разработке.
Эту игру можно провести как в ходе предметной недели естественно - математических наук, так и на последнем уроке учебной четверти или в конце учебного года. Игра может быть проведена на математическом вечере для 6-11-х классов. В игре принимают участие две команды по 6 человек (можно по одному ученику из 6, 7, 8,9,10 и 11-х классов). Игроки придумывают название команды, девиз, эмблему, приветствие командам- соперникам и членам жюри. В данном случае участниками игры являются ученики 9 класса.
За ходом игры следит жюри, в состав которого входят учащиеся старших классов, учителя математики, родители учащихся класса. В их обязанности входит следить за временем, отпущенным на обсуждение вопроса, решение задачи, за очередностью подготовки ответов каждой командой, а самое главное за правильностью ответов на поставленный вопрос. Продолжительность игры один урок- 45 минут.
Перед началом каждого гейма звучит мелодия из телеигры «Счастливый случай». Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Продолжительность гейма - 2 минуты.В игре побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Они получают приз и грамоту за победу в игре, вторая команда- заа активное участие в игре. Также члены жюри награждают отдельных учащихся по следующим номинациям: «Самый быстрый Ум», «Самый активный игрок», «Лучший математик», «Мистер эрудиция», «Самый внимательный», «Мистер находчивость» и т.д.
Цели игры:
Учебные:
повышение у учащихся интереса к предмету математики через решение задач на сообразительность, смекалку, логику, находчивость;
выявление нестандартного мышления учащихся;
Психологические:
обучение квалифицированным коммуникативным навыкам через групповую форму работы;
снятие психо-эмоционального напряжения учащихся и учителя;
повышение мотивации к изучению предмета;
изменение отношения к учебному предмету и учебному материалу;
Развивающие:
развивать навыки самоконтроля;
развивать познавательную активность;
развивать культуру учебной деятельности;
Развивать логику и быструю работу мысли;
развивать осмысленное отношение к своей деятельности;
развивать самостоятельность мышления, видеть общую закономерность и делать обобщенные выводы.
Воспитательные:
воспитывать ответственное отношение к учению;
воспитывать волю и настойчивость для достижения конечных результатов;
воспитывать культуру общения.
Оборудование:магнитофон; кассета с записью мелодии «Счастливого случая» плакат с изображением лошадки; плакаты с названием геймов; подкова на подставке, одноминутные песочные часы; бочка с бочонками; два набора цифр для подсчёта очков.
ВступлениеДорогие ребята и уважаемые взрослые! Я рада приветствовать всех на игре «Счастливый случай».
Вы уже неоднократно, ребята, принимали участие в разных играх, но вот в математической викторине «Счастливый случай» многие из вас участвуют впервые. И поэтому сегодняшнюю игру я хочу начать следующими словами:
Чтобы спорилось нужное дело.
Чтобы в жизни не знать неудач.
Мы в поход отправляемся смело -
В мир загадок и сложных задач. Не беда, что идти далеко. Не боимся, что путь будет труден. Достижения крупные людям Никогда не давались легко.
Думаю, наши команды уже приготовились идти по этому нелегкому пути к победе. И сегодня они будут бороться не только за победу, но и за счастливый случай. И сейчас я с удовольствием передаю слово нашим дружным командам - учащимся 9-го класса.
Первый гейм «Дальше,… дальше,... дальше...»Вопросы первой команде:
1 Как называется результат сложения?(Сумма)
2. Четырехугольник, у которого две стороны параллельны, а две другие - нет.(Трапеция)
TOC \o "1-3" \h \z 3. 7 умножить на 8(56)
Что больше: sin 30° или sin 45°?(sin 45)
Назовите самую большую хорду в круге.(Диаметр)
Найдите арифметический квадратный корень из 144.(12)
Сколько минут в одном часе?(60)Что тяжелее: 1 кг ваты или 1 кг железа?(Одинаково)
Как называется Треугольник, у которого две стороны равны?(Равнобедренный)
Петух, стоя, на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах?(Зкг)
Может ли в треугольнике быть два тупых угла?(Нет)
Чему равно три в четвертой степени?(81)
Когда впервые была доказана теорема Пифагора?( 2500 лет тому назад)
Как называется прибор для измерения углов?(Транспортир) .15. Что является графиком уравнения х + у = 5?(Прямая)
На ЧТО похожа половина яблока?(На другую его половину)Назовите наименьшее двухзначное число.(Ю)
Как называется дробь, в которой числитель равен знаменателю?(Неправильная)
Чему равна сумма углов треугольника?(180°)
Сколько корней может иметь квадратное уравнение?(2, 1, 0)
Вопросы второй команде:
Как называется результат вычитания?(Разность)
Как называется параллелограмм, у которого все стороны равны, а углы прямые?(Квадрат)
63 : 7 = ... (9)
Что больше: соз 45° или соз 30°?(С08 зо°)
Как называется отрезок, который соединяет середины двух сторон треугольника?(Ср. линия)
Найдите арифметический квадратный корень из 169.(13)
Как называется треугольник, у которого все стороны равны?(Равносторонний)
Может ли в треугольнике быть два прямых угла?(Нет)
Сколько концов у 3,5 палок?(8)
Как называется прибор для измерения отрезков?(Линейка)
Кто был автором первого учебника геометрии?(Евклид)
П - это рациональное или иррациональное число?(Иррациональное)
Что является графиком функции у = х2?(Парабола)
Чему равна сумма смежных углов?(180°)
Найдите модуль числа - 6.(6)
Как называется «верхняя» часть дроби?(Числитель)
Назовите число, «разделяющее» положительные и отрицательные числа.(0)
Чему равна площадь прямоугольника?s=ab)
Назовите древнегреческого математика, философа, спортсмена.(Пифагор)
Второй гейм «Ты — мне, я — тебе»Учащиеся самостоятельно готовят дома по три вопроса, которые учитель проверяет заранее.
Что больше 100/101 или 99/100 ( 100/101)
2. Может ли быть справедливым равенство х>10x( да, если х –отрицательное число)
к
Разгадайте ребус: _______
2(Полка)
Как из трех спичек сделать четыре?/|\/ч
Два угла в треугольнике равны 100°, 40°. Определите вид треугольника. (Равнобедренный)
50 разделите на половину.(100)
Третий гейм «Темная лошадка»
Представление «темной лошадки»:
Она ученица нашей школы. Общительна. Участвует во всех школьных делах. Умеет танцевать решать все возможные уравнения, любит разгадывать кроссворды. Победитель районной и участница областной олимпиады по математике среди 10-х классов в этом учебном году. Угадайте, кто она?
Вопросы командамКак записать число 100 пятью тройками?(33 • 3 + 3 : 3 = 100)
Как разместить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой их было разное количество?
(1+2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9)
Что выражает равенство а + Ь = Ь + а?(Переместительный закон сложения)
Врач прописал больному три укола, через каждые полчаса. Первый укол сделали в 8 часов. В какое время сделают последний укол?
(В 9 часов)
Представьте число 2 в виде суммы четырех различных дробей, числители которых 1, а знаменатели - натуральные числа. 1/1+1/2+1/3
Четвертый гейм «Заморочки из бочки»
(по три вопроса каждой команде, находящихся в «бочке»)
1.Почему крышки уличных люков делают круглыми, а не квадратными?
(Если квадратную крышку поставить на ребро, то она может соскользнуть в люк)
2.Математик, оказавшись случайно в небольшом городке и желая хоть как-то убить время, решил подстричься. В городке имелось лишь 2 мастера, у каждого из них своя парикмахерская. Заглянув к одному мастеру, математик увидел, что в салоне грязно, сам мастер одет неряшливо, небрежно подстрижен. В салоне другого мастера было идеально чисто, а владелец был безукоризненно одет и аккуратно подстрижен. Поразмыслив, математик отправился стричься к первому парикмахеру. Не могли бы вы объяснить причину столь странного, на первый взгляд, решения математика?
(Поскольку в городке лишь два парикмахера, то каждый мастер вынужден стричься у другого. Математик выбрал того из мастеров, кто лучше подстриг своего конкурента)
3.Известно, что один бегемот весит 1 т 800 кг. Сколько бегемотов может увезти машина грузоподъемностью 5 т?(Два бегемота) А сколько крокодилов сможет увезти все та же машина, если один крокодил весит 175 кг?
(8 крокодилов, так как два бегемота уже находятся в машине)
4.Я хочу рассказать одну старинную историю. Однажды в шляпную лавку вошел господин средних лет и объявил, что желает купить шляпу за 30 руб. Свою покупку он оплатил сторублевой банкнотой. У хозяина лавки не было сдачи, он послал приказчика в соседний магазин разменять банкноту. Когда приказчик вернулся, покупателю была выдана понравившаяся ему шляпа, 70 рублей сдачи и он удалился. Примерно через час прибежал хозяин соседнего магазина,
сообщил, что 100-рублевая банкнота оказалась фальшивой и потребовал взять ее назад. Ничего не оставалось, как выплатить соседу 100 рублей настоящих денег. Вечером опечаленный хозяин лавки сел подсчитывать убытки. Помогите ему и скажите: сколько всего рублей он потерял в этот день?
(Всего 100 рублей: он потерял шляпу за 30 руб. и сдачу 70 руб.
Других убытков нет.)
Продолжите мысль Т. Сойера:
«В задачах, которые ставит нам жизнь, экзаменатором является ...»(сама природа)
Говорят, что математика- царица всех наук, а царица математики-...(арифметика)
Пятый гейм «Гонка за лидером» Вопросы первой команде (лидеру)1. Старинная мера длины.(Аршин)
2. Как называется первая координата точки?(Абсцисса)
3. Одна сотая часть числа.(1 %)
4. Формула пути.(s=vt) 5.41- это простое число?(да)
Как называются прямые, которые не пересекаются?(Параллельными )
Знак сложения.(+)
Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько рублей стоят пять рыб?(5 руб.)
Вопросы второй команде
Старинная мера веса. (пуд)|
Как называется вторая координата точки?(Ордината)
Одна сотая метра. ( 1 см )
Формула периметра квадрата. ( P = 4a)'
63 - это составное число? (да)
Какие прямые пересекаются под прямым углом?(Перпендикулярные)
Знак вычитания.( -)^
Кирпич весит 2 кг и еще полкирпича. Сколько весят 4 кирпича?(16 кг)
Подведение итогов.
Происходит достаточно быстро, так как в ходе игры заполняется табло и лидер фактически известен. Далее предоставляю слово жюри, благодарю ребят за участие, вручаю символические призы.