Использование модульной технологии в преподавании школьного курса информатики

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с.Безопасного Труновского муниципального района СК






«Использование модульной технологии в преподавании школьного курса информатики»





Подготовила:
Якшина Ольга Николаевна,
учитель информатики МКОУ СОШ №3









Август, 2015 г.
Технология модульно обучения зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов прошлого века как альтернатива традиционному обучению. Несмотря на солидный возраст использования данной технологии, существуют самые различные точки зрения как на содержание самого понятия «модуль», так и на подходы к конструированию модульных программ. Некоторые российские авторы, например, Ю.К.Балашов и В.А.Рыжов определяют модуль как определенный набор научной информации, необходимой для выполнения какой- либо конкретной профессиональной деятельности. Авторы предлагают разбить учебную информацию на законченные блоки, имеющие самостоятельное значение. Обучаемые переходят к работе со следующим блоком модуля только после освоения предыдущего блока. М. Чошанов предлагает строить модуль в виде буклета, состоящего из следующих компонентов: точно сформулированная учебная цель; список необходимого оборудования, материалов и инструментов; список смежных учебных элементов; собственно учебный материал в виде краткого конкретного текста, сопровождаемого подробными иллюстрациями; практические занятия для отработки необходимых навыков, относящихся к данному учебному элементу; проверочная работа, которая строго соответствует целям, поставленным в данном учебном элементе. Применяемая в шотландских школах модульная система обучения, представлена модулями, состоящими из следующих элементов: 7 цель (общая или специальная, входной уровень, планируемые результаты обучения (знания, умения, элементы поведения); содержание (контекст, методы и формы обучения, процедуры оценки). В советской литературе наиболее полно идеи модульно обучения изложены П. Юцявичине в монографии «Теория и практика модульного обучения» (Каунас, 1989). По его мнению, сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Мне ближе всего структура модуля, предлагаемая Т. И. Шамовой. Она предлагает рассматривать модуль, как программу обучения, представленную в законченных самостоятельных блоках. Для учащегося формулируется дидактическая цель, кроме того, каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рационально действовать, где найти нужный материал и т.д. Изучив различные подходы к составлению модульных программ и самих модулей, хочется отметить, что мне, как математику по образованию и образу мышления, близки такие черты модульной технологии как четкость и определенная логика действия ученика на уроке, его активная позиция в процессе обучения. Хочется также отметить, что я не совсем разделяю идеи некоторой группы авторов, что ученик должен полностью самостоятельно осваивать новые знания и умения. В каждом классе всегда есть группа учеников, не способных к учебе (международный стандарт предполагает наличие в каждом классе 15% учащихся, не способных к учебе, 70% - со средними способностями, 15% талантливых школьников). Поэтому при изучении сложных для понимания тем, считаю рациональным включать в модуль объяснение учителем нового материала, в ходе которого учитель может вызывать каждого ученика на рассуждение, поиск, догадку, подбадривать ученика, ориентировать его на успех.
Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей учебной познавательной деятельности в процессе работы над модулем. Модуль включает в себя: законченный блок информации; целевую программу действий ученика; советы учителя по ее успешной реализации. Основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
( Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных блоках усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того, в каждом блоке (учебном элементе) отображены советы учителя в письменной форме, как рационально действовать.
( Изменяется форма общения учителя с учащимися. Учитель общается с учениками как посредством модулей, так и непосредственно с каждым учеником индивидуально.
( Ученик работает большую часть времени самостоятельно, учится планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Каждый ученик может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях.
( Наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них, оказания дозированной персональной помощи.9 Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Исходные научные идеи, лежащие в основе модульного обучения:
1. Модульное обучение базируется на деятельном принципе; только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий школьника, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, учитель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый, рефлексивный образовательный процесс.
2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью учителя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.) он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).
3. В основании модульной технологии находится программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность школьника, индивидуальный 10 темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль – эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения. 4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.
Что же из себя представляет модуль?
Модуль – это программа обучения, состоящая из следующих учебных элементов:
( Формулировка интегрирующей дидактической цели модуля. Интегрирующая дидактическая цель записывается в начале модуля в нулевом учебном элементе. Как правило, каждый модуль предполагает наличие учебного элемента с входным контролем знаний и умений учащегося, чтобы иметь информацию об уровне их готовности к работе.
( Из интегрирующей дидактической цели определяются частные дидактические цели и на их основе выделяются учебные элементы. Каждой дидактической цели соответствует один учебный элемент. Каждый учебный элемент также может заканчиваться контролем, но этот контроль более мягкий: сверить с образцов, взаимоконтроль и т.д.
( После завершения работы с модулем осуществляется выходной контроль. Текущий и промежуточный контроль выявляет пробелы в усвоении знаний с целью немедленного их устранения, а выходной контроль должен показать уровень усвоения всего модуля, а также может предлагать соответствующую доработку учебного материала.
( Заканчивается модуль рефлексией. Так как педагогический процесс организуется и осуществляется педагогом для создания условий развития учащихся, этап рефлексии воспитанником своей деятельности очень важен для педагога. Рефлексия может быть направлена на оценку эмоционального состояния ученика; появилось ли у него желание к саморазвитию; рефлексия может выражаться в оценке полученных знаний и приобретенных умений; какие переживания вызвала деятельность (взаимодействие); на сколько она оказалась значимой для самого ученика и т.д



15