Урок математики в 5 классе «По тропинкам предков»


Всероссийский педагогический конкурс.
«Сценарий медиаурока с компьютером».
Сценарий урока математики в 5 классе.
Тема урока: «Старинные меры длины»
Подготовила: учитель математики
МБОУ УКООШ
Дьячковская Саргылана Николаевна
Октябрь 2012г.
Тема: «Старинные русские меры длины»
Цель урока:
- изучить старинные меры длины;
Задачи урока:
- формирование умений переводить старинные меры в метрическую систему;
- формирование умений использовать старинные меры длины в повседневной жизни;
- воспитание уважительного отношения к истории своего народа, страны.
- развитие логического мышления, устной речи, расширение кругозора;
- развить умение формулировать свою мысль;
Этапы урока:
1. Вступление.
2. Повторение.
3. Новая тема
4.Применение новых знаний на практике .5. Решение задач.
6. Закрепление.
8. Итог урока.
Оборудование:
Доска. Мультимедийный проектор. Презентационнай материал. Компьютерный класс. Метровка, линейка. Карточки с таблицами, смайлики.(по количеству учащихся)
1 этап. Вводная часть.
Добрый день!
Восход солнца природу пробуждает, а ученье голову просветляет. (1 слайд)
Начинаем наш урок с древней монгольской поговорки. С давних времен люди считали: если за день человек ничего нового для себя не узнал, то этот день прошел зря. Прежде чем начать наш урок предлагаю вам разгадать ребус
1 м,1234б=ды1 2 Ы 3 4Н (слайд №2)
«Старинные меры длины» - это и есть тема нашего урока. ( Слайд №3)
Пусть каждый немножко про себя подумает, что он ждет от этого урока?
2 этап. Повторение – мать учения.
(Слайд№4) (Повторение)
Перед тем, как приступить к изучению новой темы, повторим то, что мы знаем.
2.1. Тест (Тестирование на компьютере. Я использую тестовый редактор издательства «Учитель», серия «Тестовый контроль» .)Тест к уроку математики «Старинные меры длины»
45∙3 =
148 135 155
1 м =
10 см 100 дм. 100 см.
Время без пяти девять. Что показывают часы?
905 ч. 955 ч. 855ч.
Длина зеленой линейки 25 см., Длина красной – 35 см. Какое из высказываний верное?
Зеленая линейка длиннее красной. Красная линейка длиннее зеленой. Красная линейка не длиннее зеленой.
Какое число пропущено в пословице. ______ бед - один ответ.
100 3 7
Послезавтра четверг. Какой день недели был вчера.
Среда. Четверг. Понедельник.
1000 см =
10 м. 1 м. 1 км.
Найди среди указанных предложений правдивое.
Понедельник – самый длинный день недели. Последний день августа – 30 число
Самый короткий месяц – февраль.
Что длиннее 200мм или 2дм
Равны. 200 мм 2 дм.
Найдите значение выражения 5 + 505:5
110 102 106
Математическое действие, производимое с помощью знака «+»
Сложение Слагаемое Сумма
Что получится, если к наибольшему двузначному числу прибавить наименьшее двузначное число.
199 100 109
2 км =
20000 см. 2000 м. 200 м.
35 дм: 5
7 см. 70 см. 700 мм.
2.2. Меры длины.
Составьте слова из данных анаграмм. (Слайд №5)
Километр, дециметр, сантиметр, миллиметр.
Все эти слова состоят из двух частей. Назовите общую часть этих слов.
МЕТР
Современное определение метра было принято XVII Генеральной конференцией по мерам и весам в 1983 г.
Метр — это длина пути, проходимого светом в вакууме за (1 / 299 792 458) секунды.
Метр был впервые введён во Франции в XVII веке  1799 из платины был изготовлен эталон метра, длина которого соответствовала одной сорокамиллионной части Парижского меридиана. (Слайд№6)
Слайд № 7. Выполните задание (устный опрос)
1 сантиметр = ? мм
1 дециметр = ? см
1 метр = ? см
1 километр = ? м
3 этап. «Знание — сокровище, которое повсюду следует за тем, кто им обладает»
Слайд №8 (Изучение новой темы)
С давних времен, как только люди научились строить дома, измерять пахотные угодья, пастбища появились меры длины. В то время не было ни интернета, ни телевизоров, ни средств связи. Поэтому у каждого народа были свои меры длины. Какие старинные меры длины известны вам?
(после того, как дети ответили, показываются слайды № 9,10,11)

Слайд № 9 Слайд № 10
1 верста =500 косых саженей(1 км.67 м)1 косая сажень = 3 аршина (216 см)1 аршин = 16 вершков(71 см)Слайд№ 11
Как вы думаете, почему в старину люди применяли части своего тела, чтобы измерить что-либо?
Потому что они всегда при человеке. В любой момент удобно ими воспользоваться.
Здесь указаны средние длины старинных мер. В другой литературе, возможно, вы встретите другие измерения данных величин. С чем это связано?
У каждого человека длина частей тела разная.
4 этап. Семь раз отмерь, один раз отрежь (Слайд №12)
Применение полученных знаний на практике.
Приглашаю трех учащихся к доске, для выполнения следующих заданий.
1 задание: Измерить длину стены в саженях. (ученик показывает простую сажень)
2 задание: В пядях измерить ширину двери. (пядь на свой выбор)
3 задание: В локтях измерить длину доски. (локоть на свой выбор)
Остальные в вершках измеряют длину учебника.
Какие действие мы должны сделать, чтобы выполнить задание?
Выясняем количество мер. Если при измерении получится остаток, переходим к меньшей мере.
Измеряем с помощью линейки (метровки) свою меру длины.
Результат умножаем на количество своих мер.
В конце идет общее обсуждение.

5 этап. «Семи пядей во лбу»
(Слайд №13) Решение задач
Попробуйте отложить семь пядей. Может ли человек иметь такой лоб? Про какого человека так говорят? (Про умного.)
Предлагаю вам две задачи. Решите любую на выбор. (Слайд № 14)
Собака усмотрела зайца в 150 саженях от себя. Заяц пробегает за 2 минуты 500 саженей, а собака — за 5 минут 1300 саженей. За какое время собака догонит зайца?
Решение: За одну минуту заяц пробегает 250 саженей, а собака 260 саженей. Следовательно, за одну минуту расстояние между собакой и зайцем уменьшится на 10 саженей. Поскольку между собакой и зайцем, когда собака увидала зайца, было 150 саженей, то собака догонит зайца через 150:10=15 минут.
Послан человек из Москвы на Вологду, и велено ему в хождении своем совершати на всякий день по 40 верст; потом другий человек в другий [на следующий] день послан в след его, и велено ему идти на день 45 верст, и ведательно есть, в коликий день постигнет [догонит]второй первого?
Решение: Когда второй отправился в путь, между ними было 40 верст. За один день рассотяние между ними сокращается на 5 верст. 40:5 = 8 дней. Т.е. на 9-й день пути первого и на восьмой день пути второго.
(Слайд № 15) Перед вами пословицы и поговорки. Попробуем определить их смысл.
6 этап. Закрепление.
Творческая работа: Придумать условие задачи в которой используются старинные меры длины (должно быть по крайней мере две меры). Запишите на листочках.
Чтобы ответы совпадали, всем выдаются карточки с мерами длины из слайдов №9,10,11.
После того как составили условие задачи, обменяйтесь с соседом по парте.
Теперь повторим, какие меры длины мы узнали на этом уроке. Разгадаем анаграммы. (Слайд № 16) Как их измеряют?
7. Заключение.
1. Домашнее задание.
Решение творческих задач, свою и соседа по парте.
2. Рефлексия: (фронтально)
Что нового для себя узнали на этом уроке?
Думаешь ли применять полученные знания в повседневной жизни?
Что больше всего понравилось в уроке?
Думаешь ли ты цель, поставленную перед собой в начале урока? Например, на каком этапе урока?
Самооценивание. (Слайд № 17)
Выставление оценок.
В заключение все вместе прочитаем эту пословицу.
БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО. (Слайд № 18)
Спасибо за урок! (Слайд № 19)
Использованная литература:
1. Виленкин Н.Я и др. «Математика 5 кл» учебник для общеобразовательных школ. Издание 23-е. Москва изд. «Мнемозина» 2008г.
2. Барышникова Н.В. «Математика 5-11 класс. Игровые технологии на уроках» Волгоград. Изд. «Учитель» 2007г.
3. Пономарева Т.Е., Парфенова В.А., Аржакова О.Р. «Знания через умения» Кытаанах 2010 с.
5. http://lib.podelise.ru/docs/302/index-1980.html