Урок – практикум в форме деловой игры «Корректор» 5 класс

практикум
в форме деловой игры
«Корректор»
5 класс









Цели урока:

-воспитание орфографической и пунктуационной зоркости;
-совершенствование навыков правописания;
-формирование норм правильной литературной речи;
- расширение лексикона учащихся.


Оборудование:
толковые и орфографические словари;
листы с заданиями, карточки, таблицы.
























Ход урока.
1. Организационный момент:
«Минутка приятных воспоминаний».
(Учитель предлагает учащимся закрыть глаза, вспомнить о чём-то очень хорошем и улыбнуться).

2.Вступительное слово учителя.
- Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное - доброе начало.
Сегодня у нас не обычный урок, а урок-практикум в форме деловой игры «Корректор»

Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были определить по толковому словарю значение слов корректор, корректура, корректировать и составить с ними словосочетания.
Корректор- работник издательства, редакции, типографии, читающий корректуры.
Корректура- процесс исправления ошибок и недостатков на оттиске типографского набора.
Корректировать-
1. вносить коррективы, поправлять.
2. читать корректуру чего-нибудь.
Вопросы:
-есть ли среди этих слов многозначные? Почему вы так думаете?
-как можно перенести слово корректор?
Прочитайте, какие словосочетания вы составили.
(Дети читают составленные словосочетания).
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать корректор? ( хорошее знание языка; орфографическая и пунктуационная зоркость; внимательность; аккуратность).

4. Практическая часть.
А) Проверим свою орфографическую зоркость.
Отгадать загадку, выписать из неё слова с известными орфограммами, обозначить их.
Карточка №1.
Они обычно для шитья;
И у ежа их видел я;
Бывают на сосне, на ёлке,
А называются – иголки.
- Укажите слова, в которых больше звуков, чем букв. (ежа, ёлке).
- Укажите слова, в которых имеются только звонкие согласные. (они, для, ежа, видел)

Б) Найдём и исправим ошибки.
В редакцию газет и журналов приходят тысячи писем от читателей, многие из них публикуются. Но очень часто эти письма приходится править, так как в них огромное количество ошибок. Одно из таких писем в наш корректорский отдел передал болгарский поэт И.Босев.
Карточка №2
Жалоба.
Дядя, прашу тебя, памаги
Тваей плимяннице Оли,
А то небудет её наги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слава
Учитель паставил «два»,
А сам сказал, что маю работу
Даже несмок прочетать.
Попроси ево, дядя, исправить двойку
И паставит мне «пять»
(Каждому ученику даётся отпечатанный текст, где и проводится правка, кроме того, текст находится на слайде. С этим текстом работает кто-то из учеников)
Задание:
Найдите слова, которые:
-проверяются с помощью словаря;
-изменением формы слова;
-проверяются с помощью других правил.

Верным помощником корректора является словарь. Словари бывают разные. Подумайте, какие словари вам нужны, чтобы выполнить эту работу.

В) С помощью словаря проверьте написание следующих слов:
3
Скворе-ник, коне-но, пустя-ный, вос-милетка, воз-мём, сантим-тр, алфав-т, ко-екция, Сп-сибо, благ-дарю, изв-ните, исч-зать, тр-сти, бл-стеть, д-лина.

Г) Орфографическая «дуэль».
(словарный диктант с взаимопроверкой).
1 вариант. 2 вариант.
Багряный лист исчезать с горизонта
Беседовать с другом относиться заботливо
Стремиться к победе видно издалека
Проливать воду здесь
Слушать внимательно пропадать в темноте
Раздаваться издалека повествование
Сумерки изредка раздаваться
Здесь появление солнца
Исчезать в долине багровый закат
Прославлять героя беседовать с преподавателем
Появиться на горизонте оранжевая настурция
Пропадать в трясине сильное землетрясение
Удаляться от берега удивительная картина
Оранжевый цвет преодолеть трудности
Аромат цветов прославлять народ
Удивляться успехам заливать водой

-«Дуэлянтов» выбираем при помощи языковых загадок. Отгадавший выходит к доске и «сражается» до первой ошибки.

Загадки:
Закричу, зажурчу, под небеса улечу. (вертолёт)
Чёрная речка под землёй сотни километров течёт.(нефтепровод)
Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит мотор – глотает он и пыль, и сор.(пылесос)
Хвостом пьёт, клювом отдаёт. (водопровод)

Д) Знаки препинания.
Однажды в типографию проникли воры и украли все знаки препинания. За работу, корректоры, восстановим знаки препинания.

В реке там рыба на бугре
Мычит корова в конуре
Собака лает на заборе
Поёт синичка в коридоре
Играют дети на стене
Висит картина на окне
Узоры инея в печурке
Горят дрова в руках девчурки
Нарядная там кукла в клетке
Ручной щегол поёт салфетки
Там на столе лежат коньки
К зиме готовят там очки
Лежат для бабушки тетрадки
Всегда содержатся в порядке.

Е) стилистическая правка.

«Толковый словарь» нерадивого ученика.

Прикол – присоединение булавкой
Прилежание –присоединение к лежащим.
Придрался – присоединился к драке.
Признался – присоединился к знающим
Припаял – присоединил с помощью паяльника
Приключение – присоединение к ключу.
Приголубил – присоединил к голубю.

Определите, какие из этих слов объяснены неправильно.
Объясните их сами, подобрав синонимы.
Итог урока.
Урока время истекло
Я вам, ребята, благодарна
За то, что встретили тепло
И поработали ударно!







15