Итоговая практикозначимая работа.Педагогическое мастерство специалиста по физической культуре и спорту — высший уровень профессионализма педагога

Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования Московской области
«Академия социального управления»




Кафедра человековедения и физической культуры


Итоговая практикозначимая работа

«Педагогическое мастерство специалиста по физической культуре и спорту - высший уровень профессионализма педагога»








Курс «Совершенствование педагогического мастерства специалистов (инструкторов и тренеров) по физической культуре и спорту»



Слушатель: инструктор-методист ДЮСШ
г.о.Лосино-Петровский Кодирова М.М.

Научный руководитель: к.п.н., доц. Фирсин С.А.














Москва 2015

Мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известны мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог

А.С. Макаренко

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:
1) квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области (часовых дел мастер, скрипичный мастер);
2) руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области (сменный мастер, мастер сборочного цеха, работать мастером);
3) человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать (мастер на выдумки, мастер рассказывать);
4) специалист, достигший высокого искусства в своем деле (мастера искусств, спорта, мастер – золотые руки).

Ближе всего к специалисту по физической культуре и спорту подходят третье и четвертое определение.
Русские пословицы: «Мастер на все руки» (так говорят о том, кто все умеет делать), «Дело мастера боится» (т.е. ладится в умелых руках) могут быть смело отнесены и к деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Преподаватель – мастер, он занимает промежуточное место между героем сказов П.П. Бажова «Хозяйка медной горы» – Данилой-мастером, творящим чудеса из камня, и Булгаковским Мастером («Мастер и Маргарита»), постигшим тайну мира и человечества. Он может и должен разглядеть в ребенке заложенные в нем изначально прекрасные черты, помочь раскрыться истинной красоте, взрастить душу ребенка, подарить ей жизнь. Это очень сложный и долгий труд, но итог его для преподавателя дорог, и результат дает желание жить и работать снова и снова.
На разных этапах становления и совершенствования педагогического мастерства, педагог постепенно обогащается и выходит на более высокий творческий уровень.

В толковом словаре читаем:
Мастерство – высокое искусство в какой-нибудь области (педагогическое мастерство); умение, владение профессией, трудовыми навыками (обучаться мастерству).
Но если у столяра, например, достижение результата связано только с его собственной деятельностью, то в педагогической деятельности результат получается как следствие взаимодействия учителя и учащихся.
Следовательно, сущность педагогического мастерства может быть определена через уровень осуществления деятельности педагога, приводящей к высокому результату.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству.
Так, например:
А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «развитые познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания.
А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях.
В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:
психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
профессиональные способности;
педагогическую технику;
определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.
Основа мастерства – необходимое, но не достаточное условие профессионализма: без нее нет хорошего педагога, без нее нельзя рассчитывать на успех в обучении, однако наличие такой основы еще не означает, что учитель автоматически становится педагогом-мастером.

Чтобы достичь мастерства:

во-первых, педагог должен полностью овладеть системой профессионально-педагогических знаний, умений и навыков;
во-вторых, должен быть накоплен опыт творческой педагогической деятельности;
в-третьих, должны быть полностью сформированы личностные, профессионально значимые качества педагога.

Таким образом, фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт.

Педагог учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем.

Особенно большое влияние на формирование профессионализма оказывает научно-методическая деятельность, которая предполагает:
постоянное ознакомление с современными научными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам организации различных форм занятий;
ознакомление с новыми программами и концепциями обучения;
умение дать самоанализ собственной педагогической деятельности и многое другое.

Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество.
Творчество – это создание новых по замыслу культурных, материальных или иных ценностей.
Творческим может быть и молодой учитель, еще не мастер («Не боги горшки обжигают!»).

Творческая атмосфера в педагогическом коллективе складывается из следующих компонентов:
1. Единых педагогических целей.
2. Высокой трудовой дисциплины.
3. Ответственности и авторитетности каждого учителя.
4. Бесстрашного отношения к трудностям и противоречиям педагогических поисков.
5. Принципиальности педагогических дискуссий и научных споров.
6. Признания лидерства лучших преподавателей и неприятия иллюзорного лидерства.
«Творчество радиоактивно, – говорил писатель Юрий Олеша. – Происходит известный в психологии процесс «заражения»: окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие собственной работы, появляется состояние здоровой неудовлетворенности собой».
В 40-е годы ХХ в. в педагогике существовала точка зрения, что подлинным мастером-учителем может стать лишь талантливый человек с определенным наследственным предрасположением.
Выдвигались даже требования специального отбора в педагогические учебные заведения, как в консерваторию или в театральный институт. Но эта идея была обречена. Почему? Да хотя бы потому, что такая массовая профессия, как учитель, не может стать привилегией особо одаренных т.к. почти все наделены качествами воспитателей (это заложено в человеке природой). Да и престижной профессия учителя не была никогда.
Но, несмотря на массовый характер учительской профессии, подавляющее большинство преподавателей – творческие личности, идущие к мастерству.
Какие бы частные задачи не решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия.

Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:
- мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности учащихся;
- мастерство убеждения;
- мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
- мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства педагога.
Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом:
умение выбирать правильный стиль и тон в общении с учащимися;
умение управлять вниманием;
чувство такта, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с обучающимися.

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

Критерии педагогического мастерства:
1. Во взаимодействии педагога с учащимися (как личностями) в процессе обучения критерием выступает стимулирование и мотивация личности учащегося.
2. Во взаимодействии педагога с учащимися в процессе учебной деятельности критерием является организация учебной деятельности учащегося.
3. Взаимосвязь учителя с содержанием образования определяется владением содержанием и его организацией.
4. Мерилом оценки организации обучающей деятельности педагога является организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения.
5. Соединение всех составляющих процесса обучения в единое целое – структура этого процесса. Здесь критерием является структурно-композиционное построение занятия.
Эти пять необходимых и вполне достаточных критериев позволяют оценить основные стороны деятельности учителя, определить степень его творчества и мастерства.

В современной педагогике есть ряд авторских методик, позволяющих определить уровень педагогического мастерства педагога.
Педагоги оценивают свою деятельность по двум направлениям: обобщенному функциональному показателю и обобщенному результативно-личностному показателю, которые в сумме составляют так называемый комплексный показатель мастерства педагога. Обобщенный функциональный показатель раскрывает:
владение преподавателем содержанием образования и его организацией;
организацию и осуществление деятельности педагога;
организацию деятельности учащихся;
стимулирование и мотивацию личности учащегося;
структурно-композиционное построение занятия.

Обобщенный результативно-личностный показатель связан с результатами профессиональной деятельности, относящимися как к учащемуся, так и к педагогу. Он охватывает:
успешность обучения;
комплексное решение задач образования, воспитания и развития учащихся;
степень перевода учащегося с уровня «объект обучения и воспитания» на уровень «субъекта»;
совершенствование своей профессиональной деятельности;
профессионально-педагогическую и социальную значимость личности педагога.

По итогам самооценки учителей можно получить определенную картину об уровне педагогического мастерства учителей школы. Прекрасным дополнением к полученным данным могут служить итоги опроса учащихся и родителей по характеристике уровня мастерства учителя.
Очень полезно проанализировать условия, способствующие росту педагогического мастерства и препятствующие этому росту (по мнению преподавателей и учащихся) конкретно по данной школе. Как показывает опыт, мнения всех участников учебно-воспитательного процесса, как правило, совпадают.
Представляется важным выбор преподавателями форм повышения квалификации (творческие группы по психолого-педагогическим проблемам, семинары-практикумы, предметные педагогические объединения, Мастер классы передового опыта, школа молодого тренера и др.).
Не менее важно определить и направления совершенствования профессиональных знаний преподавателя:
изучение личности учащегося и группы;
контроль за учебно-познавательной деятельностью учащихся;
планирование педагогической деятельности и деятельности учащихся группы;
анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся группы;
и т.п.
Творческая индивидуальность педагога – это высшая характеристика его деятельности, как и всякое творчество, она тесно связана с его личностью. Труд преподавателя состоит из трех компонентов: педагогическая деятельность, педагогическое общение, личность. Личность – стержневой фактор труда, определяет его профессиональную позицию в педагогической деятельности и в педагогическом общении.

Педагогическая деятельность – это технология труда, педагогическое общение – его климат и атмосфера, а личность – ценностные ориентации, идеалы, внутренний смысл работы преподавателя. Современность предъявляет все более жесткие и разносторонние требования к педагогической деятельности. В деятельности преподавателя общение является не только средством педагогической коммуникации, но и условием профессионализма в деятельности и источником развития личности преподавателя, а также средством воспитания учащихся. Овладение основами профессионально-педагогического общения происходит на индивидуально-творческом уровне . Надо тщательно изучать и формировать собственный стиль общения, изучать отдельного ученика, наблюдать за его действиями, фиксировать данные наблюдения. Это поможет осуществлять индивидуальный подход к детям.

В основе принципов становления школы лежат идеи развития гуманизации и демократизации. Воплощение на практике данных идей создает динамизм и многовариативность педагогического процесса.

Демократизация проявляется в преодолении единообразия содержания, форм и методов физического воспитания, в раскрытии их многообразия, вариативности.

В педагогическом процессе демократизация выражается в обеспечении всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры .

Основой педагогической деятельности являются исследования широких и гибких методов и средств обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и психических особенностей. Учебно-воспитательный процесс строится с учетом национальных и региональных традиций, в деле формирования привычек здорового образа жизни.

Гуманизация педагогического процесса заключается в учете индивидуальных особенностей каждого ученика и педагога .

Осуществление принципов гуманизации и демократизации в педагогическом процессе возможно на основе сотрудничества детей и взрослых.

Таким образом, на основе самодиагностики педагогической культуры педагога и знаний индивидуально-типологических особенностей учащихся моделируется учебно-воспитательный процесс на занятиях.

Обучение физической культуре можно считать одним из самых трудных занятий, ведь надо учить детей технике спортивной дисциплины, развивать их спортивные качества, наконец, заставлять их преодолевать большие физические нагрузки с соблюдением норм и правил поведения, на хорошем эмоциональном уровне , с сохранением по-человечески добрых отношений с учащимися.
Перестраивая педагогический процесс на основе самодиагностики, можно ориентироваться на следующие положения (условия):

– исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;
– «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудностей;
– «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;
– «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности ( физических упражнений) учеников;
– «крупные блоки», которые позволяют усвоить главные сущности понятия, связи, овладеть методами физического воспитания;
– «самоанализ», сотрудничество с родителями, культурная идентификация через народную подвижную игру.

Говоря об учебно-воспитательном процессе на занятиях физической подготовки с учетом сильных сторон преподавателя, , что целенаправленное воспитание способствует более организованному проведению спортивных тренировок. Двигательная плотность и эффективность занятий зависят от организованности, дисциплины, настойчивости, воли, упорства и других черт характера. Качество обучения учащихся и уровень их воспитанности находятся в прямой зависимости друг от друга.

Педагогическая деятельность достигает своего социального значения, когда в процессе воспитания происходит обучение взаимодействию с разными людьми.

Ответственный и творческий труд педагога – это подлинно гуманные и демократичные взаимоотношения со своими учениками, их родителями, коллегами.

Педагог должен чувствовать, с кем он общается, и соответственно вносить коррективы в манеру своего общения.

Культурой педагогического общения овладевают только трудолюбивые, ищущие, интересующиеся люди, а поэтому, если чего-то не умеете – научитесь, а чего не знаете – узнайте, а главное – неустанно совершенствуйте формы общения с людьми.

Профессионально значимые компоненты:
– организация процесса спортивной подготовки на основе учебной программы в соответствии с состоянием здоровья, физического развития, физической и двигательной подготовленности учащихся;
– проведение разных по типу и структуре занятий;
– проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня;
– безопасности детей на занятиях физическими упражнениями;
– изучение современной литературы по педагогике, психологии, физиологии, гигиене, методике физического воспитания школьников и использование приобретенных знаний в педагогической деятельности;
– изучение и обобщение передового опыта подготовки спортсменов и в сочетании с личным опытом применение его в спортивной подготовке учащихся;
– проведение исследовательской работы в области физического воспитания учащихся;
– технически правильное выполнение физических упражнений. Эффективное использование в работе метода личного показа учащимся двигательных действий;
– выполнение обязанностей судьи по спорту , иметь спортивную подготовку, постоянно держать себя в спортивной форме и возрастном антропометрическом равновесии.

Культура педагогического общения специалиста по физической культуре и спорта должна иметь такие отличия:

– оправдывать каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и от кого учишься сам;
– неукоснительно соблюдать профессиональную этику общения, в любой ситуации координировать свои действия;
– быть хорошо подготовленным к любому диалогу с любым человеком по всем вопросам, входящим в круг вашей профессиональной компетентности;
– лаконичность, динамизм общения зависят от вашей внутренней собранности в делах, поступках, речи;
– в любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности, а главное, о святости дела, которому служишь;
– гнев никогда не должен затмевать ум и душу: только предельное терпение, настойчивость и внимание смогут помочь вам с честью решить поставленные задачи;
–педагог должен сам уметь признавать и исправлять свои ошибки, допущенные при общении;
– надо иметь мужество пересмотреть свой метод, свою тактику общения, если оно не получается или получается плохо;
– быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело;
– быть отважным в общении – это значит не теряться и не смущаться в любой обстановке, какой бы сложной и непредвиденной она ни была;

следует всегда трезво оценивать действительность, в том числе и собственные удачи, чтобы не впасть в манию величия, не зазнаться после нескольких успешных шагов педагогической деятельности, и неудачи, чтобы, не опуская рук, суметь преодолеть их.

Такое общение не является самоцелью, оно средство воспитания, развития, совершенствования личности человека, основной характеристикой которого должно стать внутреннее чувство свободы и собственного достоинства.

Эффективность учебно-воспитательного процесса на занятиях по спортивной подготовке повышается при его построении на основе учета педагогической культуры наставника.

В условиях личностно-ориентированного образования необходимым фактором эффективного воспитательного процесса является самовоспитание преподавателя.



15