Сборник статей по организации учебно-тренировочного процесса по настольному теннису.

Министерство образования и науки Российской Федерации Департамент образования администрации г.Братска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ № 8»











Сборник
статей по организации
учебно-тренировочного процесса по настольному теннису.






Составитель:
Грехов
Александр
Михайлович










2017
Содержание



Техническое мастерство решает все.
Психологические проблемы отношений «спортсмен-тренер» в настольном теннисе
Из дневника тренера
Методика подготовки к встрече непосредственно в ходе соревнований
Тренеры и родители
Что такое аутогенная тренировка ?
Литература





















ТЕХНИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО РЕШАЕТ ВСЕ

Техника это наиболее естественные, рациональные и эффективные способы обработки мяча и подхода к мячу с целью достижения высокого результата.
Высокий результат обеспечивается большим количеством попаданий на сторону соперника в заданную точку стола, с выбранной скоростью и одним из избранных способов атаки или защиты.
Обучение спортивной технике это сознательное формирование двигательных действий.
Процесс образования двигательных навыков и использование их от начала до конца сознательный процесс, как бы глубоко навыки не были бы автоматизированы, они всегда остаются сознательными человеческими действиями. Спортсмен должен анализировать свои действия, чтобы создавать правильный двигательный навык, ни одно заученное спортивное действие не должно быть бессознательным актом. Игрок в настольном теннисе не сможет выполнить заученных способов удара по мячу, если не будет чувствовать ракетку в руке и меру своих движений. Осознается же человеком только то, что он может выразить словами. Если этого нет нет и осознания. Отсюда вывод: необходимость теоретической подготовки сразу же с самого начала обучения.
Создание навыков у спортсмена любой квалификации протекает скачкообразно. Наблюдаются периоды бурного продвижения вперед, периоды временной задержки и периоды ухудшения в развитии навыка.
Принципы обучения спортивной технике:
1. Необходимо сразу обучать той технике движений, которая является наиболее рациональной.
2. Уделять большое внимание теоретическим занятиям.
3. Необходимо создать такой уровень специальной физической подготовки, чтобы это могло предупредить технические ошибки.
4. Изучая спортивное действие, необходимо добиться стабильной техники, хотя абсолютно точное повторение всех составных частей движения невозможно, т.к. мяч в игре, может быть более коротким и более длинным, более высоким и более низким, быстрым или медленным. Высокая устойчивость спортивной техники может быть достигнута, если навыки вырабатываются в изменяющихся игровых условиях
Самые современные средства и методы обучения не позволяют полностью избежать ошибок при освоении техники. Перед исправлением ошибок необходимо получить ясное представление о их причинах.
Для этого могут быть использованы:
а) словесные объяснения;
б) просмотр кинограмм;
в) кино- видео-запись;
г) просмотр игр ведущих игроков мира;
д) работа над совершенствованием техники на тренажере и т.д.
Мало проку, когда копируется движение, применяемое другим спортсменом только потому, что оно в руках какого-либо чемпиона имело успех.
Большое значение имеет ясное понимание спортсменом, почему именно технические приемы, пропагандируемые тренером, наиболее рациональны. Спортсмен должен понимать, почему он сделал ошибку, в чем ее причина и уметь эту ошибку исправить.
Укоренившиеся технические ошибки нередко являются причиной длительного застоя в результатах, а снижение уровня результатов отрицательно сказывается на настроении спортсмена, на его отношении к тренировке. Здесь очень важен стимул, т.е. цель, которую преследует спортсмен в стремлении достичь высокого результата.

Стадии обучения

В процессе обучения спортивной технике можно явно выделить несколько стадий:
1. Стадия, в которой создается первое представление о двигательном действии первый месяц работы.
2. Стадия формирования первичного умения 2-ой 4-ый месяцы.
3. Стадия, в которой происходит более подробное формирование двигательного действия. Движение воспринимается в сознании полнее 5-ый 6-ой месяцы тренировки.
4. Стадия полного образования навыка 1-ый год обучения.
5. Стадия достижения гибкого изменяемого навыка и его применения в соревновательной обстановке 2-ой год обучения.
6. Стадия обучения переходит в стадию совершенствования действий 3-ий год обучения.

Тренировочные идеи

Для того, чтобы усовершенствовать технику и технико-тактические схемы тренерам рекомендуются следующие приемы подготовки.
Здесь не перечисляются отдельные упражнения, а даны основные тренировочные идеи:
1. Игра на максимальное выполнение количества ударов (стабильность игровых действий).
2. Игра в заданные игровые зоны (точность действий).
3. Игры в различных скоростных режимах, частота ударов изменяется от 60 до 150 ударов в минуту.
4. Игра из различных игровых зон: ближняя до 1 метра, средняя до 2 метров, дальняя более 2 метров.
5. Усиления и нацеленные удары. Это удары от 1/2 силы до 2/3 и 3/4 силы.
6. Тренировка завершающих ударов и умения принять их.
7. Вращения (топ-спины), прием вращений, перекрутка.
8. Специальная тренировка передвижений одиночным и скрестным шагом: вдоль стола, вперед назад: сочетание передвижений вдоль стола и вперед-назад.
9. Совершенствование техники работы рук и туловища: работы кисти, предплечья, плеча, туловища, синхронное сочетание взаимодействия вышеуказанных частей тела.
10. Промежуточная игра. Начало атаки из промежуточной игры. Острый прием начала атаки противника. Развитие атаки после ее начала.
11. Тренировка комбинаций: 2-х, 3-х, 4-х ходовки.
12. Борьба за инициативу. Каждый сыгранный мяч - острее предыдущего, если соперник принимает мяч пассивно (блок). Каждый следующий мяч - острее предыдущего, если соперник на острые действия отвечает своими еще более острыми действиями.
13. Тренировка реакции и специального внимания. Неожиданное изменение направления полета мяча в любом упражнении или условное задание на несколько ходов вперед.
14. Тренировка современных подач, выполнение атаки после подачи, прием подач противника топ-спином, накатом, скидкой и другими активными способами.
15. Переход от защиты подрезкой к встречным атакующим действиям.
16. Переход от защиты свечой к встречным атакующим действиям.
17. Тренировка защитных действий.
18. Тренировка «укороток».
19. Тренировка финтов (обманные действия).
20. Запутывание противника разнообразием игровых действий.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОТНОШЕНИЙ
«СПОРТСМЕН – ТРЕНЕР» В НАСТОЛЬНОМ ТЕННЕСЕ

Как спортсмен, так и тренер, склонны к тому, чтобы постоянно перекладывать ответственность за неудачи друг на друга. Тренер должен научиться исключать эту тенденцию. Это может удаться ему, если он умеет распознавать различные структуры личности спортсменов: ведь спортсмены различаются не только высотой спортивных достижений, но и в структуре личности, в своих мотивах занятий спортом.
Личностные качества спортсменов:
1. Черты темперамента активность, спонтанность, импульсивность, нервозность, уверенность, возбудимость, чувствительность.
2. Мотивы потребность в риске, потребность в достижении результатов, стремление к авторитету, значимости, стремление к самоутверждению, уровень притязаний, потребность в движении и т.п.
3. Позиции - объективность, терпимость, готовность к сотрудничеству.
4. Моторные качества ловкость, быстрота, точность движений, выносливость.
5. Интеллект способность к предвидению, способность к анализу и синтезу, способность комбинировать, логичность, восприимчивость.
6. Телосложение особенности, свойства телосложения, скелетно-мышечного аппарата, сердечно-сосудистой и нервной систем.
Занятия спортом развивают и совершенствуют специфические качества личности. Помимо моторных качеств и телосложения, важную роль играют свойства психики.
Исходя из индивидуальных качеств личности спортсмена, можно сказать, игроком каково с тиля он будет. Спортсмен, отличающийся готовностью к риску, раскованностью, стремлением к быстрому достижению успеха, "пробивной" способностью, наверняка, предпочтет нападение. Если же его доминирующими качествами являются хладнокровие, самообладание, спокойствие, сдержанность и т.п., то вероятней всего, такой спортсмен будет игроком защитного или комбинационного стиля,
Возникает вопрос: а можно ли назвать такие качества личности, которые прогнозируют успех или поражения спортсмена?" Некоммуникабельный, неуверенный в себе, эмоционально незрелый, нервный человек вряд ли сможет добиться больших успехов в настольном теннисе, в виде спорта, в котором в короткие доли секунды центральной нервной системе приходится управлять сложными, комплексными, тонко-координированными движениями. Такие качества, как нервозность и неуверенность в себе, в значительной степени мешают достижению успеха.
Только тот, кто владеет собой, верит в себя, раскован, самокритичен и эмоционально стабилен, в состоянии достичь высших результатов.
Поведение спортсмена непосредственно связано с его личностью и ситуацией, в которой он находится. Например, нервный, неуверенный спортсмен склонен в стрессовых ситуациях к совершенно определенному образу поведения: крутит в руке ракетку, вытирает ее, хотя она совершенно чистая, смотрит по сторонам и т.д. Целеустремленный, уверенный в себе и владеющий собой спортсмен в аналогичных ситуациях собран и раскован.
Таким образом, возникает проблема тренировки психологически верного поведения, начиная с "ритуала подач" и кончая "своевременным взятием полотенца". Тренер должен изучить и знать, как и когда, в каких ситуациях, почему именно так ведет себя спортсмен.
Задача состоит в том, чтобы постараться повлиять на предстартовые, предсоревновательные психические состояния. Надо верить ученику (все ведь передается), всесторонне помогать ему.
Тренер и спортсмен должны научиться управлять предстартовыми, предсо-ревновательными и после-соревновательными психологическими состояниями, помнить, что 95% неудач зависят от ... "мелочей" (заболел зуб, забыл ракетку, простудился и т.п.). Соревнования сильный раздражитель, следует учиться уравновешивать эмоции. В одних ситуациях тренер должен суметь возбудить ученика, а в других успокоить.
После любых соревнований надо учитывать физиологическую (нервную, физическую) усталость и психологические факторы. За победой следует обычно эйфория. Проигрыш? Проигрыш должен стать стимулом для повышения качества тренировки, поощрять реванш, победу, интенсифицировать подготовку.
Позитивная реакция в таком случае помогает воспитанию. Негативная же мешает улучшению работы, прогрессу.
Учитель должен знать и понимать мотивы поступков ученика, пользоваться ими, изменять их, если необходимо, и привносить новые.
Кто же он старший, опытный человек, проходящий бок о бок со спортсменом всю его спортивную жизнь? Тренер? Педагог?
Словари говорят; тренер человек, профессионально занимающийся тренировкой кого-либо. Педагог тот, кто занимается преподавательской и воспитательной работой. В спортивной терминологии все чаще употребляется выражение тренер-педагог".


ИЗ ДНЕВНИКА ТРЕНЕРА

В КНДР насчитывается около 100 детских спортивных школ, 4 Дворца пионеров, 20 спортивных клубов, причем 4 из них профессиональные, где развивается и совершенствуется мастерство спортсменов, занимающихся настольным теннисом.
Обучение начинается в спортивной школе, возраст спортсменов 7-13 лет. На этом этапе проходят отбор, обучение и совершенствование технических элементов, а также закладывается фундамент общефизической подготовки. Последнему придается первостепенное значение.
Отбор первоначально производится по результатам сдачи нормативов по ОФП.
1. Скорость:
а) перемещение в стороны на расстояние 1,5 и 3 м;
б) прыжки через скакалку,
в) бег на 10 м, 15 м, 30 м.
2. Гибкость:
а) стоя на стуле, наклон вперед - измеряется, насколько пальцы рук опускаются ниже ног;
б) в положении седа измеряют поворот туловища.
После отбора по ОФП, в течение двух месяцев занятия с ракетками, после чего проводится еще один отбор, уже па специальной подготовке.
В процентном отношении содержание занятий выглядит следующим образом:
40% ОФП, 45% техника, 15% теория.
Примерный план занятия:
общая разминка,
основная часть: 1.ОФП:
- бег 10 м, 15 м, совершенствование стартовой скорости из разных положе нии;
- прыжки через скакалку,
- подвижные игры на координацию.
2. Техническая подготовка:
набивание мяча ракеткой разными сторонами, на одной высоте полета мяча и на разных по заданию;
жонглирование мячом для настольного тенниса;
имитация ударов;
игра ударом справа об стену в квадрат 40хоО см на высоте 140 см.
игра на маленьком столе без сетки (высота стола 50 - 60 см, размер стола 60x80 см.
3. Теоретическая подготовка.
После того, как заканчивается специальный отбор, начинается углубленное изучение техники настольного тенниса.
Последовательность изучения техники выглядит следующим образом:
удар справа, толчок слева, удар слева, топ-спин справа. Принцип выполнения элементов, в основном, тот же, что и у нас, отличие лишь в том, что корейцы более скрупулезно обращают внимание на работу предплечья, кисти, а также на постановку работы ног, на перенос центра тяжести тела.
В течение первых двух лет обучения спортсмены в соревнованиях не участвуют, начинают только на третьем году
и только те, которые хорошо освоили технику настольного тенниса.
Самые одаренные спортсмены в возрасте 13 лет зачисляются в клуб. Этот возрастной этап заканчивается в 16 лет.
На этом этапе возрастает роль специальной физической подготовки. Уделяется большое внимание отработке комбинаций, совершенствованию подач, а также выходу из короткой игры.
Нормативы по физической подготовке:
1. Скоростная подготовка – бег на 30 м.
30 м юноши девушки
8 лет 6,3 6,3
9 лет 6,2 6,3
10 лет 6,0 6,2
11 лет 5,8 6,0
12 лет 5,6 5,8
13 лет 5,4 5,7
14 лет 5,2 5,6
15 лет 5,0 5,5
16 лет 4,8 5,4
2. Прыжки через скакалку
8 лет 230 240
9 лет 250 260
10 лет 280 290
11 лет 300 310
12 лет 330 330
13 лет 250 350
14 лет: 300 одноразовых, 40 двухразовых
15 лет 300 45
16 лет 300 50
3. Передвижения в стороны в 1,5 метровой зоне за 15 сек.
8 лет 20 20
9 лет 25 25
10 лет 27 28
11 лет 29 29
12 лет 30 32
для 13 – летних и старше передвижения – в 3-х метровой зоне
13 лет 17 17
14 лет 18 18
15 лет 21 21
16 лет 23 23

Нормативы по ОФП сдают все спортсмены 2 раза в год.
Это нормативы. Какова, же действительная картина физической готовности юных спортсменов, например, из спортивной школы Муранбо?
мальчик 8 лет прыгает через скакалку: за 3 мин 524 раза. А? Каково?!;
Мальчик 11 лет выполняет перемещения в полутораметровой зоне: 2 серии по 15сек – 26, 24.
Технические нормативы:
1. Подача (справа из правой части стола, справа из левой части стола, слева из левой части стола) выполняется в квадраты размером 25x25 см, находящиеся в левом углу, в середине стола, в правом углу, в левом ближнем у сетки, в правом ближнем.
2. Удар (количество попаданий в квадраты)
юноши девушки
8 лет 30 30
9 лет 40 40
10 лет 50 50
11 лет 55 55
12 лет 55 60
13 лет 60 66
Игра справа, удары 2-х точек в квадрат 40х50 см
14 лет из 30 точность 23 23
15 лет из 30 34 32
16 лет из 36 38 36
3. Чередование – удар справа, толчок слева в квадрат 40х50 см
14 лет из 55 точность 18 18
15 лет из 60 20 18
16 лет из 60 22 20
4. Подача, прием, удар справа
14 лет 10 точность 8 8
15 лет 10 9 9
16 лет 10 10 9
5. Удар справа, слева (для защитников)
14 лет 17 15
15 лет 18 16
16 лет 19 17


МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ВСТРЕЧЕ
непосредственно в ходе соревнований

Подготовка к встрече непосредственно в ходе соревнований по настольному теннису во многом определяет результаты выступления спортсмена, как в данной конкретной встрече, так и в соревновании в целом.
Подготовка к встрече включает в себя целый комплекс мероприятий, к сожалению далеко не всегда выполняемых даже квалифицированными спортсменами на соревнованиях самого высокого ранга.
Этот комплекс мероприятий включает в себя:
организационные вопросы.
физическую разминку.
игровую разминку у стола.
проигрывание в уме тактики предстоящих действий и поведения во время встречи.
психологическую подготовку.
моральный настрой.

Организационные вопросы:
Включают в себя подготовку всего необходимого для проведения встречи и этим дают возможность спортсмену отвлечься от внешних раздражителей, настроиться на игру.
Участнику необходимо:
1. Уточнить время встречи, номер стола, фамилию противника, условия, в которых придется играть.
2. Подготовить форму:
а) цвет, соответствующий правилам соревнований, одинаковый с членами команды и партнером по паре,
б) герб (эмблему) и наспинный номер или надписи с фамилией,
в) вторую рубашку (майку), соответствующую требованиям, которая может быть использована при высокой температуре в зале, затяжном поединке, большой напряженности матча.
3. Подготовить ракетку:
а) привести в соответствие с требованиями правил (подклеить накладки, произвести небольшой ремонт),
б) привести в порядок игровую поверхность (удалить грязь, пыль),
в) при наличии двух ракеток выбрать ракетку в зависимости от стиля игры противника,
г) подготовить запасное основание, резину, клей.
4. Выбрать мячи (если это возможно).
5. Подготовить полотенце.
6. Подготовить баллончик с тонизирующим, быстро утоляющим жажду, напитком.
7. Подготовить значки и сувениры для обмена.
8. За 10 минут до начала встречи по расписанию прибыть к месту игры и быть готовым к встрече.

Физическая разминка
Цель: добиться полной готовности организма спортсмена к максимально интенсивным и продолжительным физическим действиям.
Продолжительность разминки сугубо индивидуальна, зависит от антропометрических данных спортсмена и продолжительности перерыва между играми.
Средняя продолжительность физической разминки от 5 до 15 минут (не путать разминку с утренней зарядкой!).
Набор упражнений разминки и их последовательность индивидуальны, но есть общие закономерности:
Отдельные упражнения разминки и весь комплекс в целом должны быть хорошо знакомы спортсмену.
Участвовать в разминке должны все группы мышц, принимающие участие в игре.
Часть упражнений должна выполняться в темпе, соответствующем игровому и даже в более высоком.
Заканчивать разминку следует при такой частоте пульса, чтобы к началу игровой разминки на столе приступить при частоте пульса 110-120 ударов в минуту.
Окончание физической разминки не рекомендуется отделять большим промежутком времени от начала игровой разминки или встречи.
Итогом правильно проведенной физической разминки является возможность максимального использования во время встречи всех физических возможностей спортсмена.

Игровая разминка у стола
Цель: подготовка всех систем организма к специальной работе, настрой на точное и правильное выполнение технических приемов, повышение "чувства мяча".
Продолжительность игровой разминки зависит от индивидуальных особенностей спортсмена, от длительности перерыва между встречами, характера физической разминки.
Возможно вообще отсутствие игровой разминки в случаях:
Отсутствуют возможности игровой разминки (нет разминочных столов, а в игровом зале во время игр разминка не разрешена)
Условия на месте для разминки (столы, освещение, помещение) не соответствуют игровым условиям соревнований.
Продолжительность перерыва между встречами недостаточна или едва достаточна для отдыха и восстановления.
Перед первой встречей игрового дня или при продолжительности перерыва между играми более одного часа, игровая разминка обязательна.
Общие моменты игровой разминки:
Подбор спарринг-партнеров по стилю, соответствующих игре будущего противника (особенно совпадение ракеток и типа накладок).
Упражнения на стабильность и точность (разное не путать!).
Усиления и их прием.
Сочетания и связки из нескольких технических приемов.
Коронные технические приемы и комбинации.
Сложные подачи и их прием.
Иногда игра на счет (хотя бы до 11 очков).
Игровую разминку желательно закончить за 10-15 минут до начала встречи.
Не стоит играть до последней минуты, так как в этом случае не останется времени для решения организационных моментов, психологической подготовки и морального настроя.
Итогом правильно проведенной игровой разминки является уверенное и точное выполнение всех необходимых для решения тактических задач приемов с самого начала встречи в любых, даже критических, ситуациях.
Проигрывание в уме тактики предстоящих действий и поведения во время встречи.
Цель: обеспечить четкую подготовку и понимание своего тактического плана, возможных его изменений, а также способов и средств его осуществления.
Как правило, составление тактического плана встречи и проигрывание в уме предстоящих действий на основе просмотра встречи своего противника с кем-то из других участников соревнований не дает особого эффекта, а иногда бывает вообще ошибочно.
В основу тактических действий, проигрываемых в уме перед встречей, необходимо положить свой опыт или всей встречи с этим противником, если она была выиграна, или каких-то ее наиболее удачных ее моментов.
Очень полезно составлять и твердо знать необходимый график нарастания счета (чего практически никто не делает), а это важно, как график прохождения дистанции у пловцов, конькобежцев и т.п.
Обычно такой график базируется на узловых моментах встречи: соотношение счета в первых 5 очках, первых 20 очках (9:11,11:9), за 5 очков до конца партии или равного счета (16:19, 19:16). И в зависимости от составленного графика либо стремиться наращивать свое преимущество, либо держаться с небольшим отрывом в счете и уходить вперед в самом конце.
То же самое и по сетам.
Поведение во время встречи:
Темп игры (не путать с темпом розыгрыша очка!).
Использование помощи секунданта (во время всей встречи, только при подходах к полотенцу в перерывах между партиями и встречами в соответствии с правилами и условиями).
Внешнее проявление эмоций (актерская игра).
Ритуал после выигрыша очка.
Итогом успешной тактической подготовки и проигрывания тактического плана в уме является точность, изобретательность и настойчивость теннисиста в осуществлении своего плана.

Психологическая подготовка
Цель: приведение своей нервной системы в наиболее оптимальное состояние для ведения игры и поиск дополнительных психологических преимуществ в игре.
Психологическая подготовка это вовсе не сидение или хождение с отрешенным видом и безумными глазами.
Это целая система поведения:
Объективное представление значимости предстоящей встречи (в ходе подготовки к встрече может быть сознательно увеличено или уменьшено).
Доведение до оптимального уровня возбуждения нервной системы, позволяющего спортсмену контролировать и точно выполнять свои действия, независимо от игровой ситуации.
Концентрация внимания на предстоящих действиях и отвлечение от всех внешних раздражителей (перед началом встречи даже советы тренера или товарищей по команде могут быть отвлекающими раздражителями).
Настрой на упорную и, возможно, длительную борьбу с волей и характером противника, подготовка к преодолению упорного сопротивления со стороны противника.
Постановка дополнительных задач на встречу - (выиграть обязательно 2:0, выиграть хотя бы один сет, набрать в сетах более 15 очков, или, наоборот, не выпустить из 15 и т.д.).
Четко осознание своих преимуществ перед противником.

Моральный настрой
Цель: Осознать необходимость и настроиться на действия на пределе возможностей, на преодоление усталости, чувства страха, нервозного состояния и других серьезных трудностей, возникающих во время соревнований.
Способы и приемы морального настроя сугубо индивидуальны для каждого теннисиста и иногда очень специфичны.
Можно рекомендовать думать о тех моментах, которые способствуют максимальной мобилизации сил (радость команды, тренеров, родителей в случае победы, награждение, подъем флага, исполнение гимна, одобрение кого-то из близких людей, злость противника и т.д.).
Итогом правильного морального настроя является проявление спортсменом всех его лучших качеств, решимости бороться за каждое очко и победу в целом, и уверенность в победе в самых критических ситуациях.

ТРЕНЕРЫ И РОДИТЕЛИ
Взаимоотношения тренера и родителей серьезно влияют на качество учебно-тренировочного процесса у начинающих.
Тесный контакт тренеров и родителей просто необходим, так как первые годы, пока ребенок совсем маленький, родители, как правило, сопровождают детей, приводят, привозят их на каждое занятие и, вполне понятно, что родителей интересует, как идут занятия, какие у их ребенка успехи, чем ему можно помочь.
Думаю, что присутствие родителей во время тренировки в некоторых случаях целесообразно. Можно рекомендовать тренерам, работающим с детьми новичками, проводить открытые занятия в присутствии родителей, пусть сами родители увидят и то, как с их детьми занимаются, и как каждый из них относится к занятиям. На такой открытой тренировке родители узнают, какие упражнения применяются для освоения технических приемов, что позволит дома помочь ребенку.
А тренеры, проводя открытые занятия в присутствии родителей, систематически организуя родительские собрания, детские вечера (на которых подводятся итоги роботы, отмечаются результаты, вручаются разрядные значки), лучше узнают ребят не только в спортивной обстановке, получают достоверную информацию о том, как ведет себя ребенок дома, как учится он в общеобразовательной школе, какие у него интересы помимо настольного тенниса.
Родители лучше и быстрее начинают понимать, что спортивная школа становится для ребенка вторым родным домом, и его любовь к спорту надо поощрять, а самому ребенку и спортивной школе, где занимается сын или дочь, следует помогать.
Помогите своему ребенку!
Успехи ребенка во многом зависят от отношения родителей к его занятиям спортом.
В 7-9 лет малыша одного на занятия отпускать боязно и приходится в первые 2-3 года его сопровождать на каждую тренировку. Это понятно каждому родителю. Но этого мало.
Родитель должен помогать маленькому спортсмену и дома. Помощь касается и общих вопросов спорта, и специальных вопросов настольного тенниса.
Режим дня, четкий распорядок занятий, правила гигиены, душ перед сном, душ, который так хорошо снимает усталость, все это значительно проще сделать с помощью взрослых. Многие упражнения по освоению техники можно с успехом выполнять в домашних условиях (они перечислены в разделе "Домашняя работа").
В домашних условиях можно укрепить мышцы ног, т.к. в настольном теннисе качественная работа ног имеет первостепенную важность. Для этих целей можно рекомендовать различные виды прыжков в приседе, в полуприседе, с небольшими отягощениями.
Правильные передвижения и отдельные элементы техники хорошо имитировать перед зеркалом.
Для тренировки подач и для выполнения сильных ударов в домашних условиях можно использовать гасящий силу отскока любой диван.
Самое большое приближение к игровым условиям дает тренажер, "выплевывающий" мячи.
Правильнее будет не "работать" часами подряд, а разбить время занятий на 10-12-минутные порции в течение* всего дня. При таких непродолжительных занятиях начинающий и его психика не устают, остаются свежими, что гарантирует сознательный интерес к занятиям, остроту восприятия, а, следовательно, и продуктивность.
А тренеры кто?
Каждая тренировка должна быть заранее спланированным занятием.
Занятия с начинающими следует проводить самым высококвалифицированным тренерам, с большим стажем работы с детьми, знающим детскую психологию, а главное, любящим детей, имеющим призвание к педагогической работе, обладающим высокой культурой общения с детьми.
Ребенок в 7-10 лет очень чувствителен и раним. Поэтому грубое обращение с детьми (подзатыльники, пинки, ругань) и любая необъективность, несправедливость, обиды ведут к боязни или конфликту, в душе ребенка(внешне это порой и не заметно) формируется свое, негативное отношение к занятиям и к тренеру.
Когда начинать играть в соревнованиях?
Это, мне кажется, очень важная проблема. Очень часто бывает, что ребенок еще не освоил основные элементы техники игры, да и собой управлять еще не научился, а его уже включают в турниры, а в последнее время нередко и в турниры на коммерческой основе.
Конечно, я понимаю, что запустить турнир дело для тренера нехитрое, да и сам тренер при этом менее загружен, но золотые часы тренировки-то уходят...
Детей сначала надо научить играть, а соревнования являются лишь формой проверки для ребенка проверяется, чему он научен.
Мне думается, что до полутора лет занятий начинающий не должен привлекаться к соревнованиям, где он старается победить любой ценой, тем более, к коммерческим турнирам. А вот внутренние соревнования типа классов, нужны. Проводимые примерно один раз в месяц, они служат хорошей проверкой качества работы на занятиях и дома.
На соревнованиях
Задача тренера на соревнованиях быть в постоянном контакте с учеником. Начиная с самых первых в его жизни соревнований.
В перерывах между играми, в коротких паузах между партиями, вместо нотаций, упреков, а то и просто ругани, нужно успеть проанализировать технические ошибки, посоветовать, как "прикрыть" свои наиболее слабые места, как использовать свои сильные стороны. Ребенок нуждается в поддержке, помощи, настрое. Но какая же помощь, если многие горе-тренеры и на игры-то своих подопечных порой не приезжают, а если и приезжают, то для общения со своими друзьями-коллегами, родителями и т.п.?!
Думаю, что соревнования самый ответственный момент работы с еще не окрепшим юным игроком. Ведь именно на соревнованиях отчетливо видно, что уже усвоено, а над чем надо еще потрудиться на а тренировках.
Помогите тренерам!
Чаще всего мы только ругаем тренеров. Но глядя критически на их работу, справедливости ради надо сказать и о том, что тренеры сегодня нуждаются в помощи.
Видимо, нужны специальные курсы методики работы по отбору и начальному этапу обучения. И на этих курсах, так же, как и в институтах физкультуры, необходимо больше внимания уделить практическим занятиям. В институтах много времени и внимания уделяется теоретическим занятиям, а практика вообще часто отсутствует. А ведь бывает, что даже сам тренер мастер спорта, а не может показать, объяснить все тонкости, все нюансы техники, да и ошибок явных не видит.

ЧТО ТАКОЕ АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (AT)?

Аутогенная тренировка представляет собой набор упражнений, позволяющих контролировать и направлять взаимодействие нервной системы, мышечной системы и внутренних органов человека. Как система психофизического саморегулирования, она служит надежной основой для поддержания и укрепления здоровья, самочувствия и общего тонуса. Аутогенная тренировка была разработана известным психологом И. Г. Шульцом и широко вошла в практику не только медицины, но и спорта. Это самовнушение в самом широком смысле, методика мотивированного психологического, психопрофилактического воздействия человека на самого себя посредством формы самовнушения в состоянии релаксации, цель которого благотворное влияние на свое настроение, чувства, намерения, волю. Ключевым ее моментом является умение достигнуть состояния аутогенного погружения своего рода полудремоты, в которой образные, эмоционально окрашенные положительные представления оказывают влияние на вегетативную систему.
Таким образом, с помощью аутогенной тренировки можно научиться расслаблять мышцы, концентрировать или отвлекать внимание, управлять вегетативной нервной системой и через нее деятельностью внутренних органов, достигать состояния покоя, внушать себе желаемые модели поведения. В советской системе физического воспитания и спорта применяется разработанная А. В. Алексеевым на основе методов И. Г. Шульца своя методика, которая называется «психорегулирующая тренировка», или сокращенно ПРТ. Задача ее не только достичь успокоенности в тех случаях, когда налицо признаки перевозбуждения, но и высокой активности, мобилизованности, и состоит она из двух частей успокаивающей и мобилизующей.
Для проведения занятий психорегулирующей тренировки требуется немного времени. Это может быть 1020 минут ежедневно или даже несколько раз в день. Проводить такие занятия можно в любом месте, но только при условии, что вас не отвлекают. Перед началом занятий примите удобное положение расположитесь поудобнее в кресле, можно на диване. А если у вас под руками только стул, то примите «позу кучера» это положение похоже на позу человека, сидящего на облучке: сядьте на край стула так, чтобы ноги были полусогнуты и раздвинуты в стороны на полшага, опущенные руки свисали между коленями, туловище и голова наклонены вперед. Находясь в этой позе, закройте глаза, дышите неглубоко диафрагмой (животом). Говорите про себя предложенные дальше формулы, стараясь выполнить или мысленно представить то, о чем вы говорите.

Успокаивающая часть психорегулирующей тренировки
Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
Внимание на моем лице.
Мое лицо спокойно.
Губы и зубы разжаты.
Расслабляются мышцы лба... глаз... щек...
Расслабляются мышцы затылка... и шеи...
Лицо начинает теплеть.
Теплеют затылок и шея.
Мое лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное... неподвижное...
Мое внимание переходит на руки.
Мои руки начинают расслабляться и теплеть.
Мои пальцы и кисти расслабляются и теплеют.
Мои предплечья и локти расслабляются и теплеют.
Мои плечи и лопатки расслабляются и теплеют*
Руки полностью расслаблены... теплые... неподвижные...
Все внимание на моих теплых пальцах.
Все внимание переходит на лицо.
Мое лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное - неподвижное...
Мое внимание переходит на ноги.
Мои ноги начинают расслабляться и теплеть.
Мои подошвы и голеностопы расслабляются и теплеют.
Мои голени и колени расслабляются и теплеют.
Мои бедра и таз расслабляются и теплеют.
Мои ноги... полностью расслаблены... теплые... неподвижные...
Все внимание на теплых голеностопах.
Все внимание переходит на лицо.
Лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное... неподвижное...
Все внимание переходит на туловище.
Мое туловище полностью расслаблено и теплое.
Все внимание на груди.
Мое дыхание спокойное... свободное... легкое...
Все внимание на сердце.
Мое сердце бьется спокойно... ровно... хорошо...
Оно отдыхает...
Весь мой организм отдыхает.
Все внимание на лице.
Мое лицо полностью расслаблено... теплое... спокойное...неподвижное...
Я отдыхаю...
Я отдохнул (ла) и успокоился (лась). Или: я отдохнул (ла) и набрался (лась) сил.
Самочувствие хорошее. Или: самочувствие отличное!
Для того чтобы два раза осмыслить все сорок формул, требуется около 20 минут. Впоследствии в процессе занятий самовнушением происходит постепенное сокращение числа формул до семи на них уходит в среднем 3 минуты.
Я расслабляюсь и успокаиваюсь.
Мое лицо, мои руки и ноги полностью расслаблены... теплые... неподвижные...
Все мое туловище полностью расслаблено и теплое.
Мое дыхание спокойное...свободное... легкое...
Мое сердце бьется спокойно... ровно... хорошо...
Я отдохнул(ла) и успокоился (лась). Или: я отдохнул(ла) и набрался(лась) сил.
Самочувствие хорошее. Или: самочувствие отличное!
Эта успокаивающая часть психорегулирующей тренировки особенно полезна людям, страдающим невротическими нарушениями, особенно бессонницей. Такая тренировка помогает быстрее засыпать, уменьшает количество пробуждений ночью, удлиняет сон, что позволяет лучше отдохнуть. Для отдыха во время самовнушенного сна можно добавить к предыдущим формулам следующие.
Появляется чувство сонливости...
Сонливость усиливается...усиливается...
Становится все глубже... и глубже...
Приятно тяжелеют веки...
Приятно темнеет в глазах...
Все больше и больше...
Наступает сон... сон... спокойный сон (до такого-то времени здесь называется время желаемого пробуждения)..* глубокий сон... беспрерывный сон... сон... сон...
Каждую из этих «снотворных» формул мысленно проговаривайте очень медленно, монотонно, по нескольку раз, сопровождая их такими же неторопливыми мысленными образами. Только не проверяйте себя наступает сон или нет. После сна, когда мозг еще находится в дремотном или полудремотном состоянии, необходимо постепенно перейти к активному бодрствованию. Для активизации рекомендуется применять следующие формулы.
Состояние приятного (глубокого) покоя...
Весь мой организм отдыхает...
И набирается сил...
Уходит чувство расслабленности и неподвижности из рук... из ног... туловища... шеи...лица...
Все мышцы моего тела отдохнувшие... легкие... сильные...
Дыхание углубляется...
Становится все глубже и глубже...
Сонливость рассеивается...
Сонливость полностью рассеялась!
Голова отдохнувшая, ясная!
Самочувствие отличное! Я полон энергии!
С удовольствием перейду к очередным делам!
Встать!

Формулы активизации, в отличие от успокаивающих формул, мысленно проговаривайте, постепенно убыстряя, с нарастающей бодростью, с интонацией, направленной на достижение желаемого состояния высокой активности. Для настроя на предстоящую активную деятельность, будь то соревнования или какая-либо важная работа, рекомендуется применять мобилизующую часть психорегулирующей тренировки.

Мобилизующая часть психорегулирующей тренировки
Возникает чувство легкого озноба.
Состояние как после прохладного душа.
Из всех мышц уходит чувство тяжести и расслабленности.
В мышцах начинается легкая дрожь.
Озноб усиливается.
Холодеют голова и затылок.
По телу побежали мурашки.
Кожа становится гусиной.
Холодеют ладони и стопы.
Дыхание глубокое, учащенное.
Сердце бьется сильно, энергично, учащенно.
Озноб еще сильнее.
Все мышцы легкие, упругие, сильные.
Я все бодрее и бодрее!
Открываю глаза.
Смотрю напряженно, предельно сосредоточенно.
Я приятно возбужден.
Я полон энергии.
Я как сжатая пружина.
Я полностью мобилизован!
Я готов действовать!
Эти мобилизующие формулы лучше использовать сразу после успокаивающих. Формулы, как и их порядок, могут быть иными в зависимости от индивидуальных черт вашей психики.
Постарайтесь подобрать наиболее эффективные формулы, которые помогут вам провести необходимую мобилизацию сил.
Организм человека наделен великой способностью к саморегулированию. Обычно мы справляемся со своим состоянием сами. Но иногда наступает предел и мы уже не можем справиться.
В таких случаях вам поможет психорегулирующая тренировка. Возьмите ее на вооружение, и вы будете защищены от многих неприятностей. Эта тренировка поможет вам не только улучшить технику игры, но и побеждать себя и своих соперников.
Настольный теннис это не только развлекательная игра, но и большой труд, а также испытание и воспитание волевых качеств. Игра приучает человека к тем физическим и психическим усилиям, которые так необходимы для работы и в повседневной жизни. Ведь главный секрет чемпионов в любом виде спорта прежде всего трудолюбие и сильная воля.
На соревнованиях любого ранга вы можете наблюдать проявления в игре смелости и страха, настойчивости, инициативности и неуверенности, пассивности, твердости воли, веры в свои силы и покорности происходящему. Настольный теннис полезен прежде всего тем, что воспитывает у нас такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, инициативность, уверенность, хладнокровие, выдержка, самообладание, и еще многие, столь важные для человека в повседневной жизни. Настольный теннис требует не только больших физических усилий, но и хорошей координации движений, умения в течение длительного времени сохранять устойчивое внимание. При малейшем изменении настроения игрока, появлении отрицательных эмоций нарушается точность ударов. Легкий целлулоидный мяч, как чувствительный прибор, реагирует на все переживания игрока.
Малейшая неуверенность, излишняя осторожность и мяч перестает быть послушным. Ведь даже при совершенном управлении мячом стоит только подумать в момент удара, что не попадешь на стол, и сразу же промажешь. Иногда человек, отлично владеющий техникой, тактикой, отличающийся хорошей физической подготовленностью, потеряв веру в свои силы, терпит одно поражение за другим. Однако с неблагоприятными эмоциональными состояниями, возникающими во время игры на счет, следует бороться, применяя соответствующие приемы воздействия, такие, как специальная разминка с комплексом успокаивающих или тонизирующих упражнений или аутогенная тренировка. Именно спорт помогает закалять характер, воспитывать волю. Умейте радоваться и огорчаться, но, беря ракетку в руки, начиная игру, будьте внимательны, учитесь управлять своими эмоциями. Учитесь регулировать свои чувства, отвлекаться от посторонних раздражителей, снимать скованность, напряжение. Но в то же время не советуем быть и слишком спокойными. Воспитывайте в себе умение мобилизовывать свои силы в соответствии с тем, насколько важна данная игра или соревнование. Рекомендуем вам пользоваться такими средствами, как самоприказ, самоубеждение, использовать методы аутогенной тренировки.
Сумейте победить себя и маленький мяч станет послушен вам.






ЛИТЕРАТУРА

Богушас М.В. «Играем в настольный теннис». М. Просвещение 1987.
Барчукова Г.В. «Настольный теннис» Москва. Физкультура и спорт 1990г.
Настольный теннис. Перевод с китайского. Под редакцией Сюй Яньшэна. Москва Фис 1987 г.
Настольный теннис. Информационно-методическая газета №3,№4, №6, №29, Москва издательство «Мастер» 1993.
Настольный теннис. Программа для учреждений дополнительного образования под редакцией Барчуковой Г.В. Москва 2004 г.