Создание атмосферы спортивного лидерства и повышения интереса к спорту у обучающихся на основе внедрения системы Кросс-Фит и круговых интервальных тренировок в процессе реализации ФГОС


Государственное автономное профессиональное общеобразовательное учреждение
Свердловской области «Верхнесалдинский авиаметаллургический техникум»
Методическая разработка
Создание атмосферы спортивного лидерства
и повышения интереса к спорту у обучающихся
на основе внедрения системы Кросс-Фит и
круговых интервальных тренировок
в процессе реализации ФГОС
Автор-составитель:
Преподаватель физкультуры
ГАПОУ СО «ВСАМТ»
Бельков А.В.
Верхняя Салда
2015
Проблемы физического воспитания современных учащихся
Большинство обучающихся техникумов сегодня живут по схожему распорядку дня. Дети просыпаются, завтракают не самой здоровой пищей, отправляются на занятия, где проводят, сидя за столом, по шесть и более часов в день. После возвращения домой, они выполняют домашнее задание и проводят остаток дня перед компьютером или телевизором. Конечно, в таком режиме живут не все, но велико число тех, кто находится в схожем графике. И это порождает большие проблемы, имя которым: гиподинамия, ожирение и диабет.
К счастью, государство и общество понимают важность этой проблемы, и на сегодняшний день в техникуме на 1 курсе введен дополнительный третий час урока физкультуры. Открываются новые и возрождаются традиционные спортивные секции и клубы. Во многих фитнес-центрах существуют целые департаменты по направлению «детский фитнес», ведется активная пропаганда здорового образа жизни.
В то же время, число обучающихся, имеющих те или иные хронические заболевания, неуклонно растет. Интерес к спорту у подростков невелик, а уроки физической культуры кажутся обучающимся скучными. И в этом есть определенная правда.
Стандартный урок физкультуры представляет следующую картину: рядовое построение, оглашение целей и задач урока, которые понятны далеко не каждому обучающемуся, разминка, основная и заключительная части, которые чаще всего сводятся к набору однообразных упражнений, определенных образовательной программой. Знакомая картина: один обучающийся выполняет задание преподавателя, например, подтягивание, а остальные, ожидая своей очереди, скучают или просто отходят в сторону, не в состоянии выполнить упражнение. Можно ли считать интенсивность такого урока высокой?
У преподавателя физкультуры нет возможности учесть индивидуальные физические особенности и возможности каждого обучающегося, оставаясь и при этом в рамках учебно-тематического планирования.
По данным преподавателей кафедры физиологии СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта А.С. Солодкова и Е.Б. Сологуб, опубликованным в учебном пособии «Возрастная физиология», около 20-25% здоровых детей школьного возраста характеризуются низкой подвижностью нервных процессов. Это так называемые «медлительные дети». Они, хоть и имеют общее развитие, соответствующее возрастным нормам, но их реакции замедлены, а работоспособность ниже почти в 2-3 раза по сравнению с «быстрыми» детьми. У них плохо развита координация движений. На нагрузки они реагируют учащенным сердцебиением и дыханием, эмоциональной напряженностью.
Эти дети требуют особого внимания со стороны преподавателя физкультуры. При их обучении следует избегать сложных двигательных программ, трудного выбора в условиях дефицита времени, переделок двигательных навыков, высокого темпа движений.
В результате всего вышеперечисленного, возникает вопрос: как разнообразить и сделать более интересными, веселыми, полезными, а главное - доступными для каждого обучающегося уроки физической культуры?
На помощь преподавателю физкультуры, ищущему ответ на данный вопрос, может прийти метод, который много лет применяется в спорте, а в последние годы завоевывает большую популярность в фитнесе – «круговая тренировка».
Круговая тренировка – это организационно-методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений для развития и совершенствования силы, быстроты, выносливости и, в особенности, их комплексных форм – силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. Обучающиеся переходят от выполнения одного упражнения к другому, от снаряда к снаряду, от одного места выполнения к другому, передвигаясь, как бы, по кругу. Закончив выполнение последнего упражнения в данной серии, они вновь возвращаются к первому, замыкая круг. Средства круговой тренировки могут быть самые разнообразные: общеразвивающие упражнения и специальные, обычно, технически несложные. Они могут быть циклическими и ациклическими. Упражнения подбираются в зависимости от задач урока, двигательных возможностей и навыков обучающихся.
Круговую тренировку можно использовать зале, на улице и даже в бассейне. Она найдет себе применение в таких разделах, как подвижные игры, лыжная подготовка, легкая атлетика, плавание, гимнастика и др.
Круговой тренинг с его вариативным подходом к каждому обучающемуся отлично внедрится в систему ФГОС, которая рассматривает подростка как личность, готовую к активной творческой самореализации, а преподавателя не как наставника, а как помощника в этой реализации.
Сегодня в мире фитнес индустрии стремительно набирает популярность такое направление, как КроссФит (CrossFit). Это высокоинтенсивная программа, направленная на улучшение физической формы, выносливости, реакции и готовности тела к любой жизненной ситуации.
Примерный план занятия по системе круговой тренировки с элементами КроссФит для обучающихся 1-2 курсов: 13 кардиостанций и 13 силовых станций. Занимающиеся встают в круг, каждый напротив своей станции, после выполнения упражнения, обучающийся, находившийся на силовой станции переходит на кардиостанцию, и наоборот, тот, кто был на кардиостанции, переходит по кругу на силовую станцию. Время нахождения на одной станции 30 секунд, после прохождения всего круга, выполняется комплекс упражнений, восстанавливающих пульс и дыхание, после чего выполняется еще один круг. Упражнения, по возможности, имеют музыкальное сопровождение.
Основания внедрения системы КроссФит в техникуме.
Спортивная составляющая.
В программе КроссФит используются бег, прыжки со скалкой и через препятствия, работа с гирями, упражнения на шведской стенке, упражнения на гимнастических перекладинах и др.
Подростковый КроссФит отличается от взрослого. Известно, что подросткам в возрасте до 15-17 лет противопоказаны тренировки с отягощением, поэтому урок с элементами КроссФит заключается в работе с собственным весом, медболами, фитболами, гантелями минимального веса, лазание, полоса препятствий и др. Упражнения на занятии должны быть максимально приближены к повседневной жизни подростка. На занятии обучающийся выполняет упражнения, которые он повторит на спортивной площадке или в парке, укрепляя в своем сознании мысль, что физкультура может быть не только полезной, но и очень увлекательной и веселой.
Спортивная специализация обучающихся.
Перед многими подростками встает сложный выбор, в какой вид спорта пойти. Занятия физкультуры могут помочь и здесь. Уроки с элементами КроссФит содержат в себе упражнения из гимнастики, акробатики, легкой атлетики, бокса, конькобежного и лыжного спорта, стилизованных единоборств. Подростки на уроках сами для себя могут сделать выводы, какой вид спортивной деятельности им ближе, исходя из того, насколько легко и интересно дается им выполнение тех или иных упражнений.
Развитие положительных волевых качеств.
Круговые тренировки с элементами КроссФит создадут мощный эмоциональный заряд для обучающихся. Атмосфера спортивного лидерства, командного духа, самоконтроль и дисциплина – все эти навыки помогут подросткам стать успешными в дальнейшей жизни. За счет индивидуального варьирования нагрузки, физически подготовленные подростки расширят свои спортивные возможности. Подростки с низким уровнем физической подготовки на уроках с использованием методики круговой тренировки окрепнут физически, станут более выносливыми, активными, скорректируют свой вес. Они станут менее замкнутыми, у них возрастет интерес к спортивной жизни коллектива, открытому общению со сверстниками, что особенно важно в подростковом возрасте.
Здоровьесберегающий ресурс
Произойдут положительные сдвиги в организме: укрепится сердечнососудистая и дыхательная системы, возрастет выносливость, ускорится метаболизм и это далеко не все! Но самое главное, что круговая тренировка с элементами КроссФит никогда не будет скучной. Каждый урок физической культуры будет нести в себе новизну и варьироваться в зависимости от нужд и потребностей обучающихся.
Укрепление в сознании подростка, что фитнес – это прекрасный образ жизни.
Очень важно привлекать подростков к занятиям спортом. Однако, если спорт по силам далеко не каждому человеку, то фитнес, как образ жизни, может быть доступен практически каждому из них. Если подростки будут видеть в занятиях спортом не ежедневную рутину, а нечто увлекательное и интересное с игровыми элементами, что, позволяет им быть здоровыми и красивыми, то, безусловно, после окончания техникума, они найдут время для походов в фитнес клуб и сделают свой выбор в пользу здоровой и активной жизни.