Конспект по математике на тему Задачи на нахождение части и целого, задачи на разностное сравнение».


Тема: «Повторение. Задачи на нахождение части и целого, задачи на разностное сравнение».
Основные цели:
1) Формировать у учащихся способности к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксации собственных затруднений в деятельности, выявлению их причин, построению и реализации проекта выхода из затруднения и т.д.).
2) Тренировать умение решать задачи на разностное сравнение, простые задачи на целое и части, решать примеры в пределах 9.
3) Актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию.
Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
Цель:
1) создать мотивацию к учебной деятельности посредством обращения к опыту прошлого урока;
2) определить тематические рамки урока: задачи на разностное сравнение ,простые задачи на целое и части.
3) сформулировать основную образовательную цель урока.
Организация учебного процесса на этапе 1:
На доске открыта пословица
Повторение – мать ученья!

Прочитайте девиз урока.
Как вы его понимаете? (Надо тренироваться, повторять, закреплять свои знания, стараться, и тогда у нас все получится. Повторяя, лучше усваиваются знания.)Чему будет посвящен сегодняшний урок? (Повторению уже изученных знаний, работе над своими ошибками.)
На доске открыты схемы задач.
Сформулируйте тему урока. (Задачи на разностное сравнение, простые задачи на целое и части.)
Учитель открывает тему на доске.
Какую цель вы поставите перед собой на этом уроке? (Проверить себя, как мы умеем решать задачи .)
Как же будет построена работа на уроке? (Мы должны выполнить работу и понять, что мы еще не умеем, где допускаем ошибки, понять их причину, и самим справиться с ними.)
Что вам может помочь в работе? (Эталоны, внимательность, алгоритм.)
Чтобы работа была успешной с чего надо начать? (С повторения.)
- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.  Давайте почитаем стихи:
(Дети читают хором отрывок ранее выученного на уроке литературного чтения отрывок из стихотворения И. Сурикова «Детство»)
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной,
Вот качусь я в санках
По горе крутой…
II. Подготовительный этап.
-О каком времени года шла речь в стихотворении? (о зиме). Кто любит это время года?  А за что? (ответы детей).
-  Как ласково в народе называют зиму? (Зимушка – зима, Матушка – зима).
-Зимой нас часто радует снегопад. Полюбуемся снежинками и выполним мин. чистописания (уч. стр.63)
- Я предлагаю Вам выполнить задание и вы узнаете, в какую игру мы будем играть сегодня на уроке.
    -   Расставьте  числа в порядке возрастания. Дети расставляют числа и появляются слова «Зимние забавы».
-Какие зимние забавы вы знаете ? (катание на лыжах ,санках, коньках , игра в снежки)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной и групповой деятельности.
Цель:
1) актуализировать учебное содержание: простые задачи на части и целое, тренинг вычислительного навыка;
2) зафиксировать повторяемые понятия и правила в речи и в виде эталонов;
3) актуализировать соответствующие мыслительные операции;
4) организовать обобщение актуализированных способов действий;
5) организовать уточнение алгоритма исправления ошибок, который будет использоваться на уроке;
6)организовать коммутативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;
7) организовать самопроверку работы по образцу с фиксацией учащимися своих результатов .8) организовать мотивацию учащихся к сопоставлению своих работ по эталону для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 2:
1) Тренинг вычислительного навыка.
Игра «Зимние забавы».
Я предлагаю начать с игры «Зимние забавы». Что мы повторим с помощью этой игры? (Мы потренируемся в счете.)
Учащиеся работают с карточками, выражения читают разными способами.(у результата называют послед. и предыд. число)
- Из снега можно лепить причудливые фигуры. Покажите как можно лепить из снега? (Дети показывают) Как хорошо работать дружно. И следующая забава ребятам – «Лепим снеговика». А чтобы снеговик получился удачный – я предлагаю поработать вам в парах. Каковы основные правила работы. (Каждый имеет право высказаться, другой должен выслушать. Пара должна работать так, чтобы не мешать другим парам.) 2) Решение задачи на разностное сравнение.
№ 5, стр. 63
Учитель заранее выносит схему на доску.
Что вы видите? (схему к задаче )Как вы думаете, что вам надо сделать? (составить задачу)
Прочитайте тексты и попробуйте составить из них задачу:
К кормушке прилетело 9 снегирей, а синиц - на 3 меньше.
Сколько синиц прилетело к кормушке?
- Какие птички прилетели? (снегири и синички)
- А чем они отличаются? (синицы не улетают, а снегири прилетают к нам зимой)
Построение эталона- части задачи.
Определите в парах части задачи.
Учащиеся в парах выполняют задание, проверка организуется фронтально. Учащиеся с места называют части задачи.
Назовите условие задачи. (К кормушке прилетело 9 снегирей, а синиц - на 3 меньше.)
Назовите вопрос задачи. (Сколько синиц прилетело к кормушке?)
Какая составлена схема? (на разностное сравнение)
Какое составлено выражение? (9-3)
Каким правилом вы воспользовались? (Правилом нахождения меньшего числа.)-повторяют правило хором
Что еще вы не назвали? (Решение и ответ.)
Один из учащихся решает задачу у доски.
Учащиеся выполняют задание в учебниках с.63.№5. Проверка организуется фронтально. Учащиеся, выполнявшие задание у доски, комментируют свою работу. В случае выявления неправильных ответов, проводиться работа над ошибками.
У кого есть ошибки? В чем они? (Учащиеся называют свои ошибки.)
Сделайте вывод. (Нам необходимо потренироваться в выделении частей задачи, а так же в решении задач.)
У кого нет ошибок? Сделайте вывод. (Мы умеем выделять части задачи, решать задачи.)
Работа в парах завершена, готов первый ком для снеговика.
3) Решение задач на целое и части.
№2, стр. 62
Найдите №2 на странице 62.
Прочитайте задачу.
Что поможет решить задачу? (План решения задачи.)
Учитель открывает на доске эталон .Заполните схему.
Учитель заранее выносит схему на доску. Один из учащихся заполняет схему у доски с комментированием, остальные учащиеся работают в учебнике. Вариант комментирования:
В задаче говорится, что на елку пригласили 4 девочек и 5 мальчиков. Обозначаю соответствующие части отрезка. Необходимо узнать количество всех детей. Ставлю знак вопроса.
Как же ответить на вопрос задачи? (чтобы узнать все количество детей, нужно количества мальчиков и девочек сложить.)
Почему именно сложить? (Ищем целое, для этого части складываем.)
Запишете выражение и решение задачи самостоятельно.
Один учащийся работает у доски, остальные учащиеся в учебниках.
Проверим ваши результаты.
Проверка организуется фронтально. Учащийся, выполнявший задание у доски, комментирует свой результат. В случае выявления ошибок проводиться коррекционная работа.
А как убедиться в том, что вы хорошо поняли и не допускаете ошибок? (Нужно решить самостоятельно задачу.)
Задача решена, готов второй ком для снеговика.
4) Самостоятельная работа с.62 №3.
Что мы с вами повторили? (Решение задач на части и целое, потренировались в счете.)
Какой вид работы теперь вам предстоит? (Самостоятельная работа с.62 №3.)
Зачем? (Чтобы мы сами посмотрели, допускаем ли мы ошибки или нет.)
Время закончилось. Проверьте свои работы по эталону.
Как вы зафиксируете правильность выполнения каждого задания? (Поставим «+» рядом с верно выполненным заданием, «?» – если ответ не совпал.)
3. Локализация затруднений.
Цель:
организовать пошаговое сопоставление работ по эталону для самопроверки (фронтально, с проговариванием во внешней речи):
а) организовать выявление учащимися места затруднения;
б) организовать выявление учащимися причины затруднения;
в) организовать фиксацию отсутствия затруднений в ходе решения и его обосновании.
Организация учебного процесса на этапе 3:
Учитель раздает учащимся эталоны для самопроверки .У кого возникли затруднения в задании?
В каком месте вы допустили ошибку?
Что вы выяснили для себя, проверив работы по эталону? (Где есть затруднения, а где всё получилось.)
- У кого всё верно? Что, это означает? (У нас нет затруднений.)
Задача решена, готов третий ком для снеговика.
Физкультминутка-снеговик
4. Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
тренировать вычислительные навыки.
Организация учебного процесса на этапе 4:
№7, стр. 33
- В зимнюю непогоду можно найти забаву в уютном доме « Украшаем елку»
кр.
кр.
кр.
ж.
ж.
с.
с.
с.
кр.
кр.
кр.
кр.
кр.
ж.
ж.
ж.
ж.
с.
с.
с.
с.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно (каждый украшает свою елку). Проверка организуется по эталону, результат отмечают «+» или «?».
Кто из вас допустил ошибки?
В чем их причина?
Сделайте вывод. (Нужно еще потренировать вычислительные навыки, работать внимательно)
Вы молодцы, что нашли ошибки и поняли их причину.
№8, стр. 33
1
4
0
2
9
7
6
5
3
8
ПО
ЗД
РА
В
Л
Я
ЮЗабава «Письмо под елкой»
5. Рефлексия деятельности на уроке.
Цель:
1) уточнить алгоритм исправления ошибок;
2) зафиксировать правильные способы действий в заданиях, где были допущены ошибки;
3) зафиксировать степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;
4) оценить собственную деятельность на уроке;
Организация учебного процесса на этапе 5:
Какова была цель этого урока? (Проверить себя, как мы умеем решать задачи, если допускаем ошибки, поработать над ними.)
Достигли ли вы поставленной цели? Докажите.
В чем причина ваших ошибок?
Что вам помогло справиться с ошибками? (Алгоритм исправления ошибок, эталоны для самопроверки, …)Оцените свою работу по лестнице успеха. Если вы не допустили ошибок в самостоятельной работе № 1, поставьте себя на верхнюю ступень. Если у вас возникло затруднение, но вы справились с ним, то поставьте себя на среднюю ступень. Если вы не справились с затруднением, то поставьте себя на нижнюю ступень.
Учащиеся оценивают себя по лестнице успеха . Учитель проводит рефлексию оценивания.
- За что ты себя хочешь похвалить?
- Кого ещё ты хотел бы похвалить?
- Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились с поставлен. целью. Благодарю всех. МОЛОДЦЫ !