Интеллектуальная игра Вперед, эрудиты!


Интеллектуальная игра для учащихся 6,7,8 классов
«Вперед, эрудиты!»
Класс: 6,7,8
Цели игры:
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Развитие интеллектуальных способностей, творческого мышления, полиязычия.
Воспитание умения работать в группах (коммуникативные умения), сознательного отношения к использованию языковых средств.
Оборудование: интерактивная доска, эмблемы с названиями команд иллюстративные карточки.
Межпредметная связь: литература, английский язык, казахский язык.
Правила проведения игры:
Команда состоит из 5 человек.
Каждая команда представляет название, эмблему, девиз.
Ход игры:
Добрый день, уважаемые учителя, наши гости и игроки! Сегодня мы проведем интеллектуальныю игру «Вперед, эрудиты!». Основное направление нашей игры – русский язык и литература, но мы заглянем и в другие науки и заодно оценим вашу находчивость и умение точно излагать мысли.
Ведущий приглашает участников игры.
Представление жюри: Для помощи в подсчете баллов нам нужно выбрать жюри. Знакомлю с условиями конкурса. Название каждого тура написано на интерактивной доске.
1 тур. «Разминка».
Каждой команде по очереди задаются вопросы, правильные ответы оцениваются в 3 балла.
1.Что такое имя существительное? 1. Что такое имя прилагательное?
2.Подберите синоним к существительному мотылек (бабочка) 2. Подберите синоним к существительному почва (земля).
3.Назовите морфемы слова поучали. 3.Назовите морфемы слова приехали.
4.Краткое, образное, меткое изречение, в котором есть поучение. (пословица) 4.Меткое, точное выражение, взятое из литературного текста (афоризм).
5.Назовите самостоятельные части речи. 5.Назовите служебные части речи.
6.Два поющих это – дуэт, три поющих – трио, четверо – (квартет) 6. Другое название устного народного творчества (фольклор).
7.Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий (мемуары). 7. Книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц. (брошюра)
2 тур. «Полиглот»
Задание: Отгадать загадку, отгадку перевести на казахский и английский языки. (3 балла)
1.Шел –шел, без дорог.
Где шел-там и лег.
До весны пролежал,
А весной побежал. (Снег – қар - show) 1.Кто молча учит?
(Книга – кітап – a-book)
2.Без рук, без ног,
Без лестницы, без веревки
В небо поднимается
(Дым –түтін, smoke) 2.Четыре ноги, а ходить не может.
(Стол – үстел – a table)
3.Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
(Вода – су - water) 3.Летом бежит,
Зимой спит,
Весна настала –
Опять побежала
(Река – өзен – river)
4.Два брата живут рядом,
А сойтись не могут.
(Глаза – көз – eyes) 4.Без него плачемся, а как появится – от него прячемся. (солнце – күн -sun )
3 тур «Многоборье»
Заменить фразеологизмы одним антонимичным словом. (3 балла)
1 команда
1 Повесить нос Плохо
2 Капля в море Поздно
3 Без сучка, без задоринки Трудиться
4 Зарубить на носу Забыть
5 Бить баклуши Радоваться
6 Ни свет, ни заря Много
2 команда
1 Негде яблоку упасть Рано
2 На ночь глядя Медленно
3 В два счета Помогать
4 Как кошка с собакой Просторно
5 Выбиться из сил Отдыхать
6 Вставлять палки в колеса Дружно
4 тур. «Байга» (Кто вперед ) (2 балла)
Что является источником знаний? (книга)
Фамилия, имя казахского просветителя, путешественника, этнографа, филолога, демократа. (Ш.Уалиханов).
Настоящее имя Абая Кунанбаев? (Ибрагим)
Импровизированное поэтическое состязание (Айтыс)
Название романа-эпопеи М.Ауэзова? («Путь Абая»)
Струнный казахский музыкальный инструмент? (Домбра)
Поэт, обратившийся к блокадному Ленинраду? (Д.Джабаев)
Как называется большой праздник у казахов? (Той).
Кто познается в беде? (друг)
Птица, которая является символом мира? (голубь)
5 тур «Живые вопросы» (4 балла)
Ребята, я подготовила для вас видео-вопросы. Итак, начнем с той команды, у которой наименьшее количество баллов.
Из какого произведения данная фраза?
-Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
- Тепло, дедушка, тепло. (Морозко)
2. Кто автор замечательной сказки «Снежная королева»? И кто является главными героями этой сказки? (Ганс Христиан Андерсен).
3. Назовите стихотворение и автора.
Скачет сито по полям, а корыто по лугам.
За лопатою метла вдоль по улице пошла. (Федорино горе)
4.Из какой сказки эти фразы и кто является её автором?
- Не попадайся мне на глаза, долговязый!
Утки щипали его, куры клевали, девочка, которая давала птицам корм, толкала ногою.(Гадкий утенок. Г.Х.Андерсен)
5 тур Игра «Кто быстрее?» (4 балла)
Найдите вторую половину пословиц и поговорок.
1.Береги платье снову, а ... честь смолоду.
2.Без труда не вытащишь ... и рыбку из пруда.
3.Друзья познаются ... в беде.
4.Корень учения горек, ... да плод его сладок.
5.Один за всех, ... все за одного.
6. Что посеешь, ... то и пожнешь.
6 тур. «Развлекательная станция»
Подготовлены сказки-перепутки. Капитан каждой команды вытягивает наугад листок с текстом и с выражением читает. Каждая команда старается понять, какие сказки задействованы и записывают названия.
Жил – был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке, а тут мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Прилетели Гуси-лебеди, стали клевать крошки, да из лужи запивать. Тут кот учёный им и говорит: «Не пейте, а то козлятами станете!».
Ответ: сказки «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще ледяная. Вот бежала мимо Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!» стоит избушка, не двигается. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля её поцелует.
Ответ: сказки «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Теремок», «Репка», «Спящая красавица» «По щучьемц велению».
Подведение итогов.
Почти закончилась игра.
Увы, пора прощаться. Наступил финал
Жюри сейчас оценки скажет
И прямо на того укажет,
Кто победил и чей успех.
Но рады мы, друзья, за всех,
Что в этом зале мы собрались
И вместо дружно посмеялись. Награждение команд.
1 команда
Жил – был у бабы с дедом Колобок. Лежал он как-то раз на окошке, а тут мышка бежала, хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали семеро козлят и всё съели, а крошки оставили. Прилетели Гуси-лебеди, стали клевать крошки, да из лужи запивать. Тут кот учёный им и говорит: «Не пейте, а то козлятами станете!».
2 команда
Жили-были три медведя. И была у них избушка лубяная, а еще ледяная. Вот бежала мимо Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, увидали избушки и говорят: «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!» стоит избушка, не двигается. Тянут-потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля её поцелует.