Статья на тему: Конструирование и анализ урока на основе системно-деятельностного подхода.


Доклад



«Конструирование и анализ урока
на основе системно-деятельностного подхода».









Подготовила
руководитель МО ЕМЦ Фомина Ю.И.





Современный человек живет в условиях постоянного обновления знаний, получая ежедневно большой объем информации. Телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объем информации, требуют новых способов ее освоения. Кроме того, меняются представления о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. Современному  обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые:
   могут  анализировать свои действия;
   самостоятельно принимают решения, прогнозируя их возможные последствия;
    отличаются мобильностью;
    готовы к сотрудничеству;
    обладают  чувством  ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Появились  новые требования и к человеку,  и к образованию. Остался в прошлом лозунг «Образование на всю жизнь». «Образование в течение жизни» - вот девиз сегодняшнего дня. Для этого образование должно выйти за пределы решения стандартных, типовых задач, где уже заранее известны ответы на все вопросы.
           Следствием всех этих изменений стало появление новых федеральных государственных образовательных стандартов, обеспечивающих условия для подготовки личности, способной к жизни в изменяющихся социально-экономических условиях. Важно понять, что традиционный процесс обучения в школе, несомненно, давал образовательные результаты, но эти результаты были востребованы прежним обществом с его ценностями и идеалами. Новые образовательные результаты можно получить только в условиях обучения в  новой информационно-образовательной среде.  В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.                                                                 Меняются  цели  образования, меняются    средства и технологии обучения, но урок остался главной формой обучения.  Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким  трудом  освоения нового, познания окружающего мира.  С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается. Все остальное в школе играет хотя и важную, но вспомогательную роль, дополняя и развивая все то, что закладывается в ходе уроков.          Мы, учителя, работающие по ФГОС , сегодня стараемся  понять:                
- что происходит с современным уроком;                                                
- насколько он эффективен в решении новых задач, стоящих перед образованием;                                                                                        
-  что изменилось  в понимании целей урока, его структуры, содержания и методов обучения;                                                                        
- как меняется позиция учителя и учащихся.        
Если сравнивать цели и задачи с прежними стандартами,  они изменились существенно. Произошло смещение акцентов на результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.  Они представлены в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Сегодня под образовательными результатами понимаются «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы при решении значимых для личности проблем.
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.
Метапредметные результаты – это освоенные обучающимся на базе нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметные результаты выражаются в усвоении учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.
         Можно, конечно, провести параллели с обучающими, развивающими и воспитывающими целями  урока, но они рассматривают результат  урока  в разных плоскостях. Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Значительный импульс  идее соединения системного и деятельностного подходов придали работы известных отечественных педагогов и психологов Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова,  А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.Б. Воронцова, Л.Г. Петерсон.  Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации  условий, провоцирующих детское действие. При реализации  ФГОС  учителю важно понять, какие принципиально новые дидактические подходы к  уроку  регламентируют нормативные документы. Вот некоторые положения ФГОС второго  поколения. В «Фундаментальном ядре содержания общего образования» сказано, что  « развитие личности в системе образования осуществляется  прежде всего черезформирование универсальных учебных действий (УУД) Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и адекватного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться. Концепция УУД учитывает опыткомпетентностного подхода, который нацелен также на достижение учащимися способности эффективно применять свои знания и навыки.
Чему должен научиться ребёнок?
Мы помним старую притчу о том, как пришёл мудрец к бедным и сказал «Я вижу, вы голодны. Давайте я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод» . Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её. Стандарт нового поколения и есть стандарт, который помогает научить учиться, научить «ловить рыбу», а тем самым, овладеть УУД.                                        
Что же подразумевает под собой термин «универсальные учебные действия»?        
Это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними  навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.        
Функции универсальных учебных действий включают в себя :                        - обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;                                        
- создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к  непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;                                        
- обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.        
Среди основных видов УУД можно выделить четыре блока:
1) Личностный
2) Регулятивный
3) Познавательный
4) Коммуникативный.
Личностные УУД
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;                        - действие смыслообразования, т.е установление учащимися связи между результатами учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаться вопросом о том, «какое значение,  какой смысл имеет для меня учение», и уметь находить на него ответ;
- действие нравственно-эстетического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей
      Регулятивные УУД
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.
Познавательные УУД
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- осуществление сравнений и классификации по заданным критериям;
- структурирование знаний, установление причинно-следственных связей;
-  рефлексия способов и условий действия;
-  овладение основами логического и алгоритмического мышления.
Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Таким образом, приступая с к планированию урока, необходимо определить какие УУД будут на нём формироваться.                                        
        Далее  мы  определим   методические принципы инновационного  урока математики                                        
1.Субъективизация процесса обучения                                        
 Учащийся рассматривается не как объект обучения, а как равноправный с учителем участник образовательного процесса.  Учитель учит, ученик учится. От равных усилий того и другого зависит конечный результат обучения.
2. Метапредметность                                                                                Предполагает формирование универсальных способностей учащихся.        
3. Деятельностный подход                                                        
Парадигма современного обучения заключается в том, что знания не преподносятся учащимся в готовом виде, а добываются ими в ходе поисковой и исследовательской деятельности.                                                        
4. Коммуникативность                                                                
Предполагает умение  обмениваться информацией с другими учащимися, взаимодействовать на уроке.                                                
5. Рефлексивность                                                                        
Заключается в том, что учащиеся ставятся в ситуацию, когда им необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока.                        
6. Импровизированность                                                                
Учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения.
Сравнительная таблица поможет узнать, чем традиционный урок отличается от урока по новой методике.
Из таблицы видно, что в традиционном уроке учитель сообщает учащимся тему и цели урока, в инновационном уроке тему и цели урока формулируют сами обучающиеся, одновременно определив границы знания и незнания. Кроме того, ФГОС предполагают, что обучающийся,  направляемый учителем, сам планирует способы достижения цели. Выполняя практическую деятельность, обучающиеся осуществляют деятельность по намеченному плану. На этом  этапе урока широко применяется групповая форма работы. Они имеют множество плюсов. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами.  Если в традиционном уроке контроль осуществляет учитель, то инновационный урок предполагает самоконтроль, взаимоконтроль. А вот заканчиваться урок обязательно должен рефлексией. На уроке современного типа для домашней работы обучающиеся могут выбрать задание  с учётом индивидуальных возможностей.
       Типы учебных занятий
УЗ изучения и первичного закрепления новых знаний и способов действий
УЗ закрепления знаний и способов действий
УЗ комплексного применения знаний и способов действий
УЗ обобщения знаний и способов действий
УЗ проверки , оценки и коррекции знаний и способов действий
Максимальный набор этапов урока, образующий его макроструктуру (совокупность этапов учебного занятия, составленная на основе логики процесса усвоения учащимися знаний, логики педагогического усвоения, учения как процессной системы саморегуляции учеником своей познавательной деятельностью)
Организационный этап
Этап проверки домашнего задания
Этап подготовки учащихся к активной учебно-познавательной деятельности
Этап изучения новых знаний
Этап первичной проверки правильности понимания нового материала
Этап закрепления знаний и способов действий
Этап применения знаний и способов действий
Этап обобщения и систематизации знаний и способов действий
Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий
Этап коррекции знаний и способов действий
Этап информации о домашнем задании и инструктажа по его выполнении
Этап подведения итогов учебного занятия
Этап рефлексии
Критерии результативности урока
1.Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2.Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие.
3.Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие активность учащихся.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную форму обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки.
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9.Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемые на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.)

Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребёнка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого невозможно воплощение новых стандартов школьного образования.
15