Проект классного руководителя по теме ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ЧАСТЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА
КГУ «Средняя школа № 22»

Конкурс «Самый «классный» классный – 2016»








ВИШНЯКОВА ЕЛЕНА ИВАНОВНА

Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития

Проект «К 25-летию Независимости – 25 конкретных дел»






















Усть-Каменогорск, 2016










Раздел 1
Автор проекта – Вишнякова Елена Ивановна, учитель начальных классов, классный руководитель 3 «В» класса КГУ «Средняя школа №22» , стаж деятельности классного руководителя – 7 лет.
Ключевые слова:
Патриоти
·зм ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 
·
·
·
·
·
·
·
·
·  - соотечественник, 
·
·
·
·
·
·  -  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])  нравствен-ный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества.
Сензитивный период развития (встречается также сенситивный)  период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Гражданин  лицо, принадлежащее к постоянному населению определённого государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

Актуальность. Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность педагогов по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.[1]
В современном понимании патриотизм – это многовариантное понятие, трактующееся всеми неоднозначно и имеющее много различных определений.

Цель: воспитание патриотизма
Задачи:
развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
расширять знания о родной земле;
воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края, чувство сопричастности к ней;
воспитывать любовь, уважение к своей нации;
формировать у детей и родителей интерес к изучению истории своей семьи;
развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, рассказы, поделки.

Участники проекта – обучающиеся 3 класса, 8-10лет.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине [2].
При реализации проекта использовались такие информационные и образовательные стратегии и технологии как – ИКТ, классные часы, экскурсии, творческие групповые работы, беседы, игровая технология, метод проектов и т.д.
Раздел 2 Планирование проекта.
Проект  разработан в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан Республики Казахстан и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан РК». Проект определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлен на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий. Он опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды [3]
Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
 Принципы реализации проекта:
личностно- ориентированная направленность: формирование ведущих интегративных качеств личности;
деятельностный подход: воспитание и развитие личности  в результате  практической деятельности;
оптимальное сочетание индивидуального воспитания, самовоспитания и воспитания в коллективе;
средовый подход: педагогизация воспитательной среды в социуме, неразрывная связь с воспитательными факторами среды: родителями, внешкольными учреждениями.
непрерывная педагогическая диагностика, переходящая в самодиагностику, самопознание;
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность.  Переход к систематическому обучению создаёт условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями. Поэтому в системе самосовершенствования личности субъект воспитания на данном этапе развития получил условное название «исследователь»[4].
Реализация проекта рассчитана на два этапа.
Экспериментальный этап – сентябрь 2015г. – май 2016 г.
Обобщающе-аналитический этап – май 2016 г.
В связи с наблюдениями за учащимися начальных классов можно прийти к выводу, что необходимо создать проект, направленный на воспитание духовно-нравственных и патриотических качеств младших школьников. Проект можно использовать в работе в течение всего обучения ребёнка в начальном звене. Чем полнее, глубже, ярче, содержательнее будут знания учащихся о родной республике и стране, лучших его людях, тем более действенным скажутся они в формировании благородного нравственно-патриотического чувства: интереса и любви к родному краю, глубокого уважения к патриотическим традициям земляков, а главное, – они помогут учащимся на доступных, близких примерах из окружающей жизни понять сущность и полноту большого патриотизма – патриотизма как чувства долга перед народом, перед Родиной [6].
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребёнка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав любви к окружающим людям – к сверстникам и взрослым. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
Формы активных воспитательных  мероприятий на 1 этапе проекта представлены в таблице 1:
Таблица 1 - Периоды и формы мероприятий.
Период
Формы

Сентябрь
Классный час «Моя Родина – Казахстан»
Классный час «Государственные символы РК»
Посещение книжной выставки посвященной 20-летию Конституции Республики Казахстан, 20-летию Ассамблеи Народов Казахстана (библиотека).
Классный час на тему «Великий сын степи привольной!»
Посещение книжной выставки ко Дню Языков «Уважение языку, уважение народу».
Беседа - «Государственный язык - основа единства народов Казахстана»

Октябрь
Классный час на тему «Казахстан - наш общий дом!»
Тестирование «Наши символы»
Участие в конкурсе рисунков в рамках декады - «Казахстан - наш общий дом!»
Посещение выставки книг «Мое будущее - это Казахстан»
Беседа «История и традиции моей семьи».

Ноябрь
Беседа «Я-гражданин»
Участие в тематической линейке «1 декабря – День Первого Президента»
Участие в тематической линейке «Один для всех закон»
Посещение книжной выставки «Закон обо мне, мне о законе»

Декабрь
Классные часы «Закон обо мне, мне о законе»
Классный час «Казахстан - наша гордость»
Участие в тематической линейке, посвященной празднованию Независимости Республики Казахстан
Классный час: «Моя страна – моя гордость»
Посещение книжной выставки посвященная празнованию знаменательных дат.
Беседа в классе по неделе «По страницам нашей истории!»
Участие в конкурсе рисунков в рамках празднования «Дня Независимости» - «Мой народ – моя гордость»
Посещение книжной выставки посвященной празднованию 24-летию Независимости РК, 20-летию Ассамблеи Народова Казахстана, 550-летию Казахского Ханства, в рамках месячника «Человек и Закон»

Январь
Участие в конкурсе рисунков «Сохраним свои жизни!»
Посещение книжной выставки, посвященной 25-летию Независимости РК, 80-летию школы, месячнику «Сохраним свои жизни!»
Классный час «25-летие Независимости РК»

Февраль
Участие в тематической линейке - открытие месячника оборонно-массовой работы «Память »
Участие в общешкольной линейке «О солдатах афганской войны»
Посещение выставки книг «Славные сыны Отечества»
Классный час «О солдатах афганской войны»
Открытый классный час посвященный 25-летию Независимости РК «Наша сила в единстве!»
Беседа в классе «Единая цель, единые интересы, единое будущее».

·
Март
Классный час на тему «Наш край – частица большой Родины»
Посещение книжной выставки «Культурное наследие казахского народа»
Участие в тематической линейке «Наурыз – праздник весны и обновления»
Классный час «Наурыз мейрамы – праздник мира и добра»
Участие в конкурсе рисунков «Здравствуй Наурыз!»

Апрель
Классный час на тему «Береги природу»
Посещение выставки книг «Тайны природы».
Классный час на тему «Поклонимся великим тем годам». Уроки мужества.
Посещение выставки книг «Под единым шаныраком»
Посещение выставки книг «Память о войне».
Участие в торжественном концерте «День Единства народов Казахстана»

Май
Участие в тематической линейке «День Защитника Отечества»,«9 Мая – День Победы»
Участие в конкурсе рисунков «День батыра»
Поздравление ветерана ВОВ, закреплённого за классом.
Участие в тематической линейке «Счастливая семья» .Закрытие месячника по патриотическому воспитанию посвященного Победе в ВОВ
Участие в конкурсе рисунков на асфальте «Мы за мир»
Посещение книжной выставки «Казахстанские писатели и поэты о семье»
Участие в выставке рисунков «Мир глазами детей»


Работа над проектом будет проходить в течение всего учебного года. В результате выполнения этого проекта ребята научатся работать с дополнительной литературой, работать в группе, у учащихся расширится словарный запас, кругозор, разовьются творческие, литературные способности. Они узнают много нового о национальных традициях, обычаях, православных праздниках.

На 2 этапе проекта дети создают свои собственные групповые мини-проекты:
«Письмо ветерану»
«О Казахстан – ты родина моя»
«Служу Республике Казахстан» и т.д., а также участвуют в выставках рисунков, создании поделок.
Ожидаемые результаты:
Реализация данного проекта предполагает сформированность:
начальной системы  краеведческих знаний,
уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры;
 любви и бережного отношения к родной природе;
 посильного служения Отечеству: активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.

Мониторинг эффективности сформированности представлен в таблице 2:
Таблица 2 – Сформированность и ожидаемый результат.
Сформированность
Ожидаемый результат

Сформированность начальной системы  краеведческих знаний

практически использовать знания по краеведению в трудовой, общественно-полезной, пропагандистской деятельности, проявлять устойчивый интерес к самостоятельному изучению различных источников по истории, культуре и литературе края

Сформированность уважительного и бережного отношения к памятникам архитектуры и культуры
Проявляют озабоченность о сохранение памятников исторического и культурного наследия, то есть высказывают предположения о возможных последствиях и результатах деятельности человека, делать выводы научного и нравственного плана

Сформированность любви и бережного отношения к родной природе
Ученики должны правильно представлять роль человечества на Земле. Они должны строго уяснить, что только бережное отношение человека к природе является залогом выживания самого человечества на планете. Правильное отношение к природе предполагает не только бережливость, но и разумный рациональный подход к использованию богатств, этой уникальной планеты Земля.

Сформированность посильного служения Отечеству
У учащихся устанавливается активная жизненная позиция о необходимости службы в защиту Отечества.

Сформированность уважительного и доброжелательного отношения к людям, самоуважения и соблюдение правил культуры.
Вырабатывают привычку вести себя в соответствии с общепринятыми нормами, как в обществе, так и дома.




Раздел 3 Методические рекомендации по реализации проекта.
Таким образом, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.
Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа [7].
В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда по является чувство гордости от того, что все это - твоя Родина
Патриотизм - это чувство гордости своим отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее - в этом национальная гордость и достоинство народа, сплоченного патриотическими чувствами как общественным цементом.
Патриотизм как возвышенное чувство, незаменимая ценность и источник, важнейший мотив социальной значимой деятельности, наиболее полно проявляется в личности, социальной группе, достигшей высшего уровня духовно-нравственного и культурного развития. Истинный, духовный в своей основе патриотизм предполагает бескорыстное, беззаветное вплоть до самопожертвования служение Отечеству [5].
Изучение истории родной земли, истинной истории нашего Отечества, его трудовых и культурных традиций, устоев народа остается важнейшим направлением в воспитании чувства любви к малой и большой Родине.  Жить достойно,  пользуясь заслуженным уважением окружающих, хочет каждый человек. Это возможно, если уважаешь себя и своих соседей, знаешь биографии уважаемых людей своей родины, стремишься быть похожим на них.
Воспитать патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в младшем школьном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы  и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных школьному возрасту.














ЛИТЕРАТУРА

Потапова Т.А. «Младший школьный возраст» [электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Четыркина В.Е, Жесткова М.Н. «Краеведение – путь к познанию своей малой родины» [электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Московченко Н. М. Программа «Воспитание патриота Казахстана» [электронный ресурс] http://azbyka.kz/programma-vospitanie-patriota-kazahstana
О Государственной программе патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы [электронный ресурс] http://adilet.zan.kz/rus/docs/U060000200_
Статья «Разнообразие форм и методов гражданско-патриотического воспитания в начальной школе как условие формирования патриотизма у учащихся» [электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Статья «Духовнонравственное  воспитание  младшего  школьника через  традиции  и  обычаи  своего народа» [электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Пец О.Н. Опыт работы по теме: «Патриотическое воспитание школьников» [электронный ресурс] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










Цђ Заголовок 1Цђ Заголовок 215