Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития


Выступление по теме: "Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития"
Подготовила: учитель начальных классов: Каминская Л.П.
Свое выступление я хочу начать словами:
Если не мы, то кто жеДетям нашим поможетРоссию любить и знать.Как важно – не опоздать!..
Данная тема реализуется в рамках программы духовно-нравственного развития младшего школьника и нашла свое отражение в долгосрочном проекте с первого по четвертый класс, включительно: "Патриотическое воспитание младших школьников как часть духовно-нравственного развития". Данный проект я реализую через классные часы, праздники, экскурсии, в рамках спецкурса « Юный краевед» и кружка« Изящная словесность»
Патриотизм (от греческого слова patris – отечество) – это стойкая гражданская позиция, гордость за свою страну и трепетное уважительное отношение к ее истории.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта: воспитание патриотических чувств младших школьников к Родине.
В ходе работы над проектом решаются  следующие задачи:
развивать личность, обладающую качествами гражданина-патриота Родины;
расширять знания о родной области, селе, городе;
воспитывать гордость за героическое прошлое, историческое и культурное наследие народа;
формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края и чувство сопричастности к ней;
воспитывать любовь, уважение к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства, как представителя своего народа, и толерантного отношения к представителям других национальностей (сверстникам и их родителям, соседям и другим людям);
формировать у детей и их родителей интерес к изучению истории своей семьи;
развивать творческие способности детей, умение выражать своё отношение к увиденному через рисунки, написание рассказов, изготовление поделок. Содержательные линии проекта.
Образовательная – содержит идеи, идеи теории, законы и закономерности, характеризующие культурные, исторические, географические особенности нашей Родины.
Ценностная – предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности славянской и еврейской культур , на её изучение, сохранение.
Деятельная – способствует становлению культуросообразного поведения с учётом особенностей семьи, в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая – предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Содержание:
I. Обоснование актуальности проекта и её новизна.
II. Цель, задачи и ожидаемые результаты проекта.
III. Содержание проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
V. Перспективы дальнейшего развития.
Содержание проекта:
Подготовительный этап – сентябрь 2015 г.
Экспериментальный этап – октябрь 2015 - май 2017 г.
Обобщающе-аналитический этап – май 2019 г.
Актуальность проекта.
Сегодня патриотическое воспитание – это систематическая деятельность по формированию у юных граждан патриотического сознания, ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.
Младший школьный возраст наиболее сенситивный период для воспитания положительных черт личности, в том числе и патриотизма. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет, которым пользуется учитель, создают благоприятные предпосылки для успешного решения данной проблемы.
Патриотическое воспитание становится той объединяющей силой, которая сможет вырастить поколение настоящих патриотов, любящих свою Родину не на словах, а на деле. Поколение, которое возведет Россию на пьедестал, сможет приумножить национальные богатства, а уровень жизни сделать качественнее. Сегодня эта проблема актуальна, как никогда, о ней говорил президент в своем послании к федеральному собранию….
Патриотическое воспитание я строю, учитывая возрастные психологические особенности детей, их готовности к чуткому отклику на воспитательную деятельность взрослых. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, уважительно к людям, ко всему окружающему выбираны разнообразные формы и методы ознакомления:
экскурсии,
беседы,
творческие работы,
встречи с людьми разные профессий и об их значимости,
оформление уголка в классе « Мы – патриоты своей страны»
Уголок постоянно обновляется в зависимости от той тематики, которую проходят дети. Большая значимость этого проекта еще и в том, что сегодня ФГОС проводит вводные, промежуточные и итоговые диагностические работы, в которые включены задания на разные темы, и блоку на углубленное знание городов, символов России, праздников и традиций всех народов, проживающих на территории Российской Федерации. Особое внимание уделено на знания патриотических праздников России. Конечно, данные темы присутствуют в школьной программе «Окружающего мира», но поверхностно. Любовь и преданность Родине начинается с признательности матери, отцу, бабушке, школьному учителю, тренеру; с ощущения сердечного тепла, которым окружен ребенок, с переживаниями красоты родных мест.
Воспитание патриотизма я начала со знакомства с историей и бытом русского народа, на эту тему прошло ряд классных часов на такие темы, как « Семейные ценности и традиции», « Важность профессии моих родителей», и, конечно, экскурсии в историко-краеведческие музеи города. Музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся, помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Подготовка к праздникам проходит в рамках мини-проектов. Например, в первом классе был запущен проект « Удивительный мир птиц» Дети с помощью родителей искали информацию о птицах, на уроках технологии изготовляли кормушки, кормили птиц, наблюдали за ними. Итогом стал праздник совместно с родителями, приуроченный ко Дню Земли, на котором дети в творческой форме защищали свои наработки и рефлексией стали их мини- сочинения о птицах, стихи и изготовление фигур разных птиц.
К празднованию Великой Победы прошло ряд классных часов, например: « Войной, украденное детство» и др. Мы ходили на экскурсию в городской сквер Победы, возлагали цветы к обелискам в городе на территории села, посещали на дому людей, которые знают о войне не по наслышке, дети участвовали в школьном и городском шествии « Бессмертный полк», на кружке сочиняли стихи, мной была опубликована статья в газете « Биробиджан Штерн»…. В мини – проекте: « Пусть всегда будет мама» дети сочиняли стихи о мамах, рисовали рисунки, были участниками классного мероприятия у Акимовой Елены Александровны, посвященном материнству, на котором дети читали стихи собственного сочинения. Изучая гербы городов, дети рисовали герб своей семьи, презентовали его. На классном часе о Конституции Р.Ф. дети узнали много нужной и важной информации, у каждого есть тетрадь по спецкурсу, в которой дети отразили свои познания о правах и обязанностях граждан России.
Ряд классных часов прошло о здоровом образе жизни, на котором дети узнали о значимости спорта для здоровья, о достижениях не только великих спортсменов, но и своих одноклассников, которые с малых лет профессионально занимаются спортом. Все наработки, презентации были помещены на педагогических сайтах, мне присланы ряд сертификатов, подтверждающие публикации.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Мы росли и учились любить свою страну и уважать традиции и национальные особенности народов, которые ее населяют.
Данный проект предназначен для того, чтобы на начальных этапах обучения воспитать из каждого ребёнка настоящего гражданина своего Отечества, людей, по-настоящему любящих свою Родину. Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего микроклимата; в привычном окружении он открывает новые стороны, учится грамотно с ним взаимодействовать. Помочь младшим школьникам стать настоящими патриотами нашей страны. Вместе – мы сила, которая способна творить чудеса, которая способна преодолевать любые вершины. Патриотизм – наша мощь, которая поможет всему миру говорить о нашей стране с уважением, как о стране с глубокими национальными корнями и способной чтить традиции предков.
Ожидаемый результат:
Повышение ответственности у ребёнка за свои действия по отношению к природе Родины, уважению к своей нации и представителям других национальностей.
Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся класса.
Повышение качества промежуточных и итоговых диагностик по изучаемым предметам.
Свое выступление я хочу закончить словами Бернарда Шоу :« Патриотизм: убеждение ,что твоя страна лучше других, потому что именно ты в ней родился»

 
Содержание внеклассных мероприятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
Семья и школа в моей жизни.
Праздник “День знаний”.
Беседа “Мы школьники, а это значит…”.
Классный час “Расскажи сам о себе”.
Диспут “Как появилась моя семья” (участие родителей)В рамках спецкурса « Юный Краевед»..
Конкурс-выставка рисунков “Моя дружная семья”.
Классный час “Этикет – это…”.
Беседа “Моя мама”.
Классный час “Права и обязанности ученика”. В рамках спецкурса « Юный Краевед»..Этическая беседа “Добрые слова”.
Классный час “Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть”.
Диалог “Мама и папа – мои самые дорогие”.
Выставка поделок “Дары осени”.
Конкурс “Папа, мама я – читающая семья” (участие родителей).
Классный час: “Вот какие замечательные братья и сёстры!”. В рамках спецкурса « Юный Краевед»..Игра – практикум “Подари другому радость”.
Этическая беседа “В гостях у бабушки”.
Выпуск буклета “Мой прадедушка, дедушка и папа в армии”. В рамках спецкурса « Юный Краевед»..Этическая беседа “Я в своей семье”. В рамках спецкурса « Юный Краевед»..Праздник “О самых близких и родных с любовью”. Ко Дню 8 марта.
Выставка рисунков “Моя бабушка”, “Моя мама”, “Букет для мамы”. В рамках кружка «Изящная словесность».
Конкурс стихов “Моя мама – лучше всех”. В рамках кружка «Изящная словесность».
Выставка “Герб моей семьи” В рамках спецкурса « Юный Краевед»..Праздник “Вся семья вместе, так и душа на месте”
Моя малая Родина!
Устный журнал “Я – житель Еврейской автономной области”.
Проектная мастерская “Дом, который мы построим”. В рамках спецкурса « Юный Краевед»..Рыцарский турнир.
Праздник “Папа, мама, я спортивная семья”.Конкурс рассказов о своем доме. ” В рамках спецкурса « Юный Краевед».
Классный час “Из истории родного села”.
Встреча с почётными жителями области
Экскурсия в краеведческий музей г. Биробиджана
Викторина “Памятные места нашего города”.
Конкурс фотографий “Лучший город на земле”.
Фестиваль талантов “Искорки”.
Экскурсия в городской парк “Природа и вдохновение”.
Праздник “Город-сказка, город-мечта!”.
Конкурсно- игровая программа “Путешествие в страну здоровья”.
14.Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне. В рамках кружка «Изящная словесность».
Проектная деятельность “История моей семьи в истории области”. В рамках спецкурса « Юный Краевед».
Русь моя родная!
Классный час “Страна, где я живу”.
Выставка рисунков “Моя Россия”.
Праздник “Россия – Родина моя”.”. В рамках спецкурса « Юный Краевед»
Устный журнал “Символика России”.
Классный час “Государственные символы России. Традиции празднования”.
Классный час “И это всё о нас…”
Праздник “Вся семья вместе, так и душа на месте”.
Викторина “Нам космос покоряется”.
Диспут “Лукошко добрых дел”.
Проект ко Дню Победы « Мы- помним! Мы- гордимся ”.
Праздник русских традиций “Преданья старины глубокой”. В рамках спецкурса « Юный Краевед»
Классный час “С чего начинается Родина”.
Праздники “Здесь белоствольная Россия”. В рамках спецкурса « Юный Краевед»
Классный час “Охранять природу – значит охранять Родину”.
15.Литературная игра “В гости к осени”.. В рамках кружка «Изящная словесность».
Конкурс стихов о России в рамках кружка «Изящная словесность»
2. Обобщающе-аналитический этап – май 2017 г.
Проанализировать работу за 2016-2017 учебный год:
а) Анализ диагностики (удовлетворённость проектом).
Провести опрос среди детей и родителей по результатам первого этапа проекта.
IV. Продолжительность реализации проекта.
Сентябрь 2015 г. – май 2019 г.
V. Перспективы дальнейшего развития.
Контроль за индивидуальным развитием познавательного интереса и информационной грамотностью учащихся класса.
Диагностика в начале и конце года. Обработка данных.