Игры,направленные на социальное развитие детей раннего возраста

Игры, направленные на социальное развитие детей раннего возраста


Формирование своего «Я»

1. Игра «Испечем оладушки»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, познакомить ребенка со своими руками, их функциональным назначением.
Ход игры: взрослый предлагает «испечь оладушки»: демонстрирует ребенку хлопки ладонями рук, проговаривая потешку:
Ладушки, ладушки,
Испечем оладушки,
Испечем оладушки
Мы для нашей бабушки.
Затем взрослый просит раскрыть ладошки, при этом говорит: «Молодец, Аня, испекла оладушки! Вот, какие умелые ручки у нашей Анечки!»
Если ребенок не может выполнить задание самостоятельно, используются совместные действия.
2. Игра «Кто спрятался?»
Цель: учить фиксировать внимание ребенка на себе, идентифицировать себя со своим именем.
Оборудование: яркий платок.
Ход игры: взрослый сажает ребенка перед собой на стульчик, гладит его по головке, смотрит в глаза, улыбается, ласково ему говорит: «Петя хороший, будем сейчас играть. Вот какой красивый платок, возьми, поиграй с ним». Взрослый накрывает голову ребенка платочком и произносит: «Спрячем Петю под платочком. Вот так, спрятали. Где Петя? Нет Пети!» Затем взрослый снимает платочек с головы ребенка и восклицает: «Вот Петя!», одновременно похлопывая своей ладонью по груди ребенка, еще раз акцентируя его внимание на самом себе.
Эту же игру можно проводить перед зеркалом, при этом взрослый находится рядом или за спиной у ребенка.
Игру можно повторить несколько раз.
3. Игра «Кто это?»
Цель: учить малыша узнавать себя в зеркале, использовать указательный жест.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры: ребенок стоит перед зеркалом. Взрослый указательным жестом обращает внимание ребенка на его и свое изображение в зеркале, затем словами побуждает ребенка посмотреть на себя: «Кто это? Это Петя! Вот какой Петя! А это тетя! Вот тетя!» (и.взрослый с помощью жеста показывает на себя). Затем просит малыша показать жестом на себя (и на взрослого). Если ребенок не показывает на себя самостоятельно, то взрослый берет его руку в свою и помогает ему выполнить задание совместными действиями.
Важно, чтобы ребенок в это время смотрел на себя в зеркало. Игра повторяется 23 раза. В дальнейшем взрослый побуждает ребенка не только указывать на себя жестом, но и произносить свое имя, говорить «Я».


4. Игра «Топни ножкой»
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым, фиксировать внимание ребенка на своих органах чувств и частях тела, практически выделять их функции.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как нужно топнуть ногой, и проговаривает потешку:
Катя, Катя маленька,
Катенька удаленька.
Топни, Катя, ножкой,
Топ-топ-топ!
Взрослый просит повторить действие. Если ребенок не выполняет самостоятельно, используются совместные действия.

5. Игра «Вот Я!»
Цель: продолжать учить выделять себя, употреблять личное местоимение «Я», подражать действиям взрослого.
Оборудование: дети сидят на стульях полукругом перед взрослым. «Сейчас я спрячусь. Вот так, говорит он и присаживается за спинкой стула. Я спрятался. А теперь вы спрячьтесь, как Я». Дети повторяют движения. Затем взрослый выглядывает из-за стула, улыбается, говорит: «Вот я», побуждая детей делать то же. Игра повторяется 2 -3 раза.
Вариант. Игра проводится с использованием шляпы.

6.. Игра «Это мое!»
Цель: продолжать учить выделять себя, понимать и употреблять местоимение «мое», подражать действиям взрослого.
Оборудование: одежда детей.
Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними сидит взрослый. В стороне на столе лежат хороню знакомые детям их собственные вещи. Сначала взрослый берет свою вещь, прикладывает ее к груди и произносит: «Это мой платок. Мой». Затем он поочередно берет в руки чью-либо вещь, показывая ее детям, спрашивает: «Это кофта. Красная кофта. Ах, какая красивая кофта! Чья эта кофта?» Хозяин одежды должен подойти к взрослому, взять ее и сказать: «Моя кофта» или «Моя». Если ребенок затрудняется это сделать, тогда взрослый сам подходит к нему, прикладывает одежду к груди малыша и говорит: «Это кофта Оли. Оля скажи: моя кофта, моя!». Таким образом, взрослый ведет себя и в отношении тех детей, которые на вопрос «Чья кофта?» произносят свое имя, а не личное местоимение. Важно научить ребенка показывать на себя жестом.

Формирование представлений о других

1. Игра «Учимся танцевать»

Цель: Учить малыша кружиться за руки с партнером.
Оборудование: Мишка (или кукла).
Ход игры: Взрослый показывает ребенку куклу. Обращает внимание на то, что куклу зовут Маша, она очень любит танцевать. На ней красивое платье. Взрослый напевает песенку:
Маша любит танцевать, ножкою притопывать.
Она любит песни петь, ладошками прихлопывать.
Ножкою топ-топ, покружились топ-топ,
Ручками хлоп-хлоп, покружились хлоп-хлоп.
Затем взрослый держит куклу за руки (со спины), берет в свои руки ручки малыша (при этом находится лицом к нему) и, припевая еще раз песенку, кружится вместе с ребенком.
В конце танца взрослый хвалит малыша и куклу: «Молодец, Танюша, научилась кружиться! Молодец, Маша, помогала Танюше кружиться!»
2. Игра «Вместе пляшем»

Цель: учить детей откликаться на свое имя, подражать действиям взрослого.
Оборудование: разноцветные платочки.
Ход игры: дети сидят полукругом на стульях на небольшом расстоянии друг от друга. Перед ними стоит взрослый. У него в руке яркий платочек. Вытягивая перед собой руку с платочком и медленно помахивая им в сторону, взрослый напевает песенку (мелодия русской народной песни «Барыня»):
«Вот как тетя Лена пляшет и платочком деткам машет!
Весело, весело, очень даже весело!»
Затем взрослый поочередно вызывает к себе каждого ребенка, называя его по имени, предлагает «поплясать» с платочком (при этом первая строчка песенки поется иначе вставляется имя пляшущего ребенка).
«Вот как Аня, Аня пляшет и платочком деткам машет!
Весело, весело, очень даже весело!»
В конце пляски взрослый обязательно хвалит каждого ребенка. В заключение игры взрослый всем детям раздает платочки и приглашает их вместе «поплясать», напевая песенку:
«Вот как детки наши пляшут и платочками все машут!
Аня пляшет, Маша пляшет, Саша пляшет, Даша пляшет и т.д. (можно перечислять имена всех детей, участвующих в игре)
Весело, весело, очень даже весело!»
Аналогично данную игру можно проводить с бубенчиками, погремушками.

3. Игра «Паровозик»
Цель: учить ребенка отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.
Ход игры: проводится с 23 детьми. Взрослый объясняет детям, что сейчас они будут играть в паровозик. Главным паровозом будет сам взрослый, а вагончиками будут дети. Он поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс, вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс (сделай руки так, как Петя) и т.п. После того как все дети выстроились, «поезд» отправляется в путь. Взрослый, имитируя движение паровоза «Чух-чух, у-у-у!», побуждает детей повторить их.
По мере усвоения игры количество детей, принимающих в ней участие, может быть увеличено.
4. Игра «Передай мяч»
Цель: учить взаимодействовать со сверстниками, называть имя другого ребенка.
Оборудование: большой легкий мяч.
Ход игры: дети стоят напротив друг друга. Взрослый показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя «то по имени (на, Петя!). Игра эмоционально поддерживается взрослым.
5. Игра «Я - ТЫ»
Цель: закрепить умение узнавать себя, сверстника в зеркале; учить понимать и использовать местоимения «я», «ты», называть свое имя и имя сверстника.
Оборудование: зеркало во весь рост ребенка.
Ход игры: игра проводится с двумя детьми одновременно. Дети стоят перед зеркалом. Взрослый, находясь в стороне (его не видно в зеркале), побуждает детей посмотреть на себя в зеркале: «Кто это в зеркале? Это Петя. А это Ваня. Где Петя? Вот Петя! Где Ваня? Вот Ваня! (побуждая детей показывать на себя жестом). Вот какие ребятки хорошие стоят!» И после непродолжительной паузы: «Кто это?» (побуждая ребенка употребить местоимение «я» и назвать свое имя «Я, Петя»). «А это кто?» (взрослый обращается к этому же ребенку и побуждает его назвать имя рядом стоящего сверстника). «Да, это Ваня. «Скажи, я Петя, ты Ваня.» Важным моментом здесь является использование указательного жеста, направленного сначала на самого ребенка (местоимение «я»), затем на сверстника (местоимение «ты»). Такая же процедура проводится и со вторым робелIком. Вариант. Игра проводится с взрослым.
Формирование представлений о предметном мире

1. Игра «Возьми игрушку»
Цель: знакомить ребенка с новой игрушкой, запоминать названия игрушек, учить действовать в соответствии с их функциональным назначением.
Оборудование: игрушки по количеству детей.
Ход игры: взрослый достает из яркой красивой коробки по одной игрушке. Обращается к детям с вопросом: «Что это?» Если дети не называют игрушку, взрослый ставит на стол, обыгрывает ее. Например: «Это мячик, он катится», показывает, как катится мячик. Это матрешка, топ, топ, матрешка идет в гости. Это зайчик, он прыгает».
Взрослый побуждает ребенка взять игрушку и выполнить с ней предметно-игровое действие. Затем каждый ребенок ставит игрушку в коробку и называет ее.
2. Игра «Матрешка»
Цель: вызывать у ребенка интерес к матрешке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.
Оборудование: трехместная матрешка, сундучок.
Ход игры: взрослый стучит по сундучку и спрашивает: «Кто там?», открывает его, достает матрешку, говорит: «Ой, кто это? Это матрешка, Ляля, пришла с тобой поиграть. Давай раскроем ее, посмотрим, что там?»
Взрослый раскрывает матрешку, обращая внимание ребенка на другую матрешку, просит ребенка раскрыть ее: «Давай, посмотрим, что там? Ой, там матрешка, маленькая Ляля! Давай сделаем одну матрешку, соберем их. Маленькую матрешку поставим в юбочку, накроем платочком. А теперь эту матрешку поставим в большую юбочку, накроим большим платочком. Вот она, матрешка! Спрячь матрешку в сундучок. Что там в сундучке?»
Игра повторяется.
3. Игра «Соберем пирамидку»
Цель: вызывать у ребенка интерес к пирамидке и действию с ней, учить выполнять соотносящие действия.
Оборудование: пирамидка (четыре кольца), мешочек.
Ход игры: взрослый показывает ребенку «чудесный мешочек» и просит рукой ощупать предметы внутри мешочка: «Догадайся, что там». Затем достают из мешочка колечки и стержень: «Мы с тобой будем собирать пирамидку».
Взрослый показывает, как нужно нанизывать колечки, выбирая всегда самое большое. В конце игры предлагает ребенку спрятать пирамидку в «чудесный мешочек»: «Что там в мешочке?»
Игра повторяется.
Игру можно повторить в усложненном варианте. Из мешочка достают целую пирамидку, затем разбирают ее, акцентируя внимание ребенка на размере колец, затем снова собирают.

4. Игра в мяч
Цель: познакомить ребенка с игровыми действиями с мячом.
Оборудование: мяч средней величины (диаметр 15 см), мячи разного размера.
Ход игры: взрослый дает ребенку мешочек и просит ребенка открыть его: «Посмотри, что там, достань игрушку!» После того, как ребенок достанет мяч, взрослый говорит: «Вот какой красивый мяч, мы будем с ним играть!» Показывает ребенку игровые действия: мяч катится, прыгает, его можно ловить.
Взрослый играет вместе с ребенком, активизируя выполнение ребенком самостоятельных действий.

5. Игра «Уложим мишку спать»
Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия взрослому.
Оборудование: мягкая игрушка мишка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку мишку и обыгрывает его: мишка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что мишка устал, хочет отдохнуть: «Давай уложим мишку в кроватку!»
Взрослый демонстрирует, как можно приласкать мишку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку «баю-бай».
Игру можно повторить с другим мишкой, предоставив ребенку больше самостоятельности.

6. Игра «Угостим кукол чаем»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу, что в гости пришли куклы, их надо посадить за стол и угостить чаем. «Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. «Налей» чай в чашки. Напои чаем наших гостей».
При затруднении используются действия по показу. В конце игры взрослый называет предметы посуды: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай».
В конце игры взрослый произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
7. Игра «Паровозик»
Цель: вызывать интерес у ребенка к игрушке - паровозику, учить предметно-игровым действиям с ним.
Оборудование: паровозик, рельсы.
Ход игры: взрослый показывает ребенку паровозик и обыгрывает его: «Чух-чух, ту-ту! Осторожно, по рельсам едет паровозик!»
Взрослый демонстрирует, как можно действовать с игрушкой, чтобы паровозик не останавливался.
Игру можно повторить, прикрепив к паровозику вагончики, предоставив ребенку возможность самому провозить его по рельсам.












15