Программа «Звукозапись как средство массовой коммуникации. Самодеятельная звукозапись. Школьный радиоузел».


Утверждаю:
Зам.директора по ВР
С.П. Ращупкина
____________________
«___»__________200__г.

Программа
«Звукозапись как средство массовой коммуникации. Самодеятельная звукозапись. Школьный радиоузел».

Авторы:
Братцева А.И.
Вайзер А.В

Пояснительная записка

Одним из наиболее интересных аспектов внеурочной деятельности школьников в условиях школы является работа с медиа (создание газет и журналов, видеоматериалов, радиопередач и др.).
Развитию творческих способностей детей, формированию умения ориентироваться в потоке информации, расширению кругозора детей, способствует радиостудия, созданная на базе школьного медиацентра.
Основные задачи:
подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях к восприятию различной информации;
научить понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику;
овладеть способами общения с помощью технических средств;
дать опорные знания, развивать познавательные интересы.
Особую роль в курсе должны играть практические уроки: подготовка радиопередач и их трансляция. Рабочие материалы для обеспечения практических занятий должны быть преимущественно из текущей жизни. Это свежие выпуски газет и журналов, радио и телепередач как местного, так и общего масштаба.
Еще одно важное условие отбора материала - учет интересов учащихся. Все это будет способствовать созданию устойчивой мотивации к обучению и послужит гарантией успеха при проведении занятий.
Данная программа предназначена для учащихся, которые впервые знакомятся с радио и рассчитана на 144 часа, периодичность занятий - 2 раза в неделю.
Данный курс занятий предполагает приобретение определенного уровня знаний, развитие навыков восприятия и анализа, эстетической оценки и собственной творческой деятельности.
Кроме этого воспитывает у детей самостоятельность суждений, интерес к мнению товарищей, развивает речь, пополняет словарный запас, развивает умение работать в коллективе и одновременно проявлять свои индивидуальные качества и способности.
По окончанию изучения курса дети должны уметь работать с компьютером, микрофоном, пультом управления в радиоузле, делать звукозаписи, отбирать нужный материал, работать с различными каталогами, создавать сценарии, а также должны знать жанры радиожурналистики, формы радиопередач, виды радиопрограмм.
Для проведения занятий по данной программе на группу из 15 - 20 человек рекомендуется иметь 2 микрофона, компьютер-2.



Название темы
Часы
Теория
Прак-тика

1.
Вводное занятие. Медиакультура. Краткая история возникновения и развития. Радио как средства массовой коммуникации.
1
1
-

2.
Радиоузел. Знакомство с оборудованием (магнитофоны, аудио-СД, диктофоны, компьтерное оборудование, микрофоны, трансляционный усилитель, динамики, программное обеспечение). Правило общения с микрофоном.
10
2
8

3.
Аппаратные записи (правильная запись, запись с наложением музыки).
10
4
6

4.
Дополнительное оборудование аппаратной (фонотека, картотека, трансляционный усилитель).
9
9
-

5.
Экскурсия на «Авторадио»
2

2

6.
Этапы создания звукозаписи (сценарий, отбор звукового материала, монтаж).
10
4
6

7.
Техника звукозаписи. Запись речи, музыки, шумов.
10
4
6

8.
Организация школьной радиостудии (режиссер, звукооператор, дикторы и т.п.)
6
6
-

9.
Создание фонотеки и радиоархива.
10
10
-

10.
Определение тематики и формы подачи школьных радиопередач.
10
4
6

11.
Формы радиопередач (монолог, диалог).
10
4
6

12.
Виды радиопрограмм (литературно-драматические, музыкальные, образовательные, реклама)
10
4
6

13.
Жанры радиожурналистики:
информационные (заметка, радиоинтервью, радиорепортаж)
литературно-драматические (радиопостановка, радиозарисовка)
10
4
6

14
Учеба дикторов. Тексты для обработки отдельных звуков.
10
6
4

15.
Работа над сценарием.
10
4
6

16.
Музыкальное оформление сценария.
10
2
8

17.
Творческие занятия (Представь, что ты ведешь радиопередачу. Выбери для этого интересный материал. Составь сценарий. Запиши .
6

6


ИТОГО:
144
68
76


Литература:
Дорф Т.Я. Внимание! Говорит школьное радио, книга для учителя. – М.: Просвещение, 1998. – 160с.
Спичкин А.В. Изучение основ театра и кино, программа и методические рекомендации. – Курган, 1994. – 30с.

15