Задачи на нахождение неизвестного слагаемого уменьшаемого вычитаемого задачи на разностное сравнение (2 класс)


Тема : Задачи на нахождение неизвестного слагаемого уменьшаемого вычитаемого задачи на разностное сравнение
Цели: познакомить с задачами на нахождение неизвестного вычитаемого; совершенствовать вычислительные навыки и умение преобразовывать величины; развивать логическое мышление.
Оборудование: карточки, слайды
                   Ход  урока
I.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
Приготовте все что нужно к уроку.
II.Актуализация знаний
        1.Логические задачи
        * В село прибыли в одно и то же время «тойота» и «опель». Какая машина раньше выехала из города, если «опель» ехал медленнее «тойоты»? («Опель».)
        *Рыбак поймал окуня, ерша щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня – позже, чем щуку. Какя рыба была поймана раньше всех? Можно ли сказать, какая рыба была поймана позже всех?
         - Как можно изменить условие задачи, чтобы можно было сазать, что ерша рыбак поймал последним?
        2.Работа по учебнику
        № 5 (с.28)
         Ответ: на 7кг
        3.Индивидуальна работа по карточкам
        Карточка 1
        Вставь пропущенные знаки действий.
        7 * 8 = 15                54 * 4 = 50
        12 * 4 = 8                30 * 20 =50
        10 * 5 = 15                6 * 50 = 56
        14 * 5 = 9                100 * 10 = 90
        Карточка 2
        1.Запиши третье число, которое следует за числом 35.
        2. Запиши данные числа в порядке возрастания: 25, 57, 14, 6, 39, 98, 100.
        3.Замени суммой разрядных слагаемых числа 51, 84, 27.
        Карточка 3
        Сравни. Поставь знаки «больше», «меньше» или «равно».
        30см * 3дм5см                80 мм * 8 см
        55 см * 5 дм                70 мм * 8 см
        9 м * 90 дм                10 м * 10 см
        Карточка 4
        Запиши задачу кратко или нарисуй схему. Запиши решение и ответ задачи.
        На взлётной полосе находилось несколько самолётов. После того как 10 поднялись в воздух, осталось 5 самолётов. Сколько самолётов на взлётной полосе было сначала?
        4. Фронтальная работа
         - Найдите ошибки и докажите, что вы правы.
        ( Равенства записаны на доске.)
        54 – 4 = 50                15 – 7 = 6                9 + 8 = 16
        13 – 9 = 5                3 + 60 = 93                86 – 6 = 26
         - В стране Математики переполох: правила потерялись. Помогите навести порядок,         найдите  вторую половинку каждого правили.
    ( Задание записано на доске или на листе ватмана)
        Чтобы найти неизвестное                …разности прибавить вычитаемое
        слагаемое, надо из …
        Чтобы найти неизвестное                … 10 мм
        уменьшаемое, надо к …                … 100 коп.
        1 руб. равен …                                … суммы вычесть известное слагаемое
        1 м равен …
        100 мм – это …                                … 10 дм
        1 см равен …                                … 100 см
        5.Работа над задачами
        ( Учитель читает задачу, учащиеся называют решение и ответ.)
         - В месте для парковки стояли 20 машин: 9 красных, 6 чёрных, а остальные белые. Сколько         было белых машин?
         - На детской площадке 9 ребят съезжают с горки, а на качелях катаются на 5 ребят больше.          Сколько всего детей съезжает с горки и катается на качелях?
         - В начале недели в магазин завезли горшки с цветущими фиалками. За неделю продали         20 горшков с розовыми фиалками и 10 – с сине-фиалетовыми. Осталось лишь 7 горшков с         белыми фиалками. Сколько горшков с фиалками было в магазине в начале недели?
         - Саша собрал коллекцию из 20 монет, а Егор – коллекцию из 40 значков. На сколько         предметов коллекция Егора больше, чем коллекция Саши?
III.Самоопределение к деятельности.
         - Послушайте задачу.
       Мама купила 2 груши и 7 яблок. Сколько всего фруктов купила мама?
         - Сделайте к задаче чертёж.
         - решите задачу устно.
         - Послушайте ещё одну задачу.
     Мама купила 9 фруктов и положила их на тарелку. Когда дети съели несколько фруктов, на тарелке осталось 4 фрукта. Сколько фруктов съели дети?
         - Сделайте к задаче схематический чертёж.
         - Запишем условие задачи в виде выражения с окошком:
                9 - * = 4
         - Что неизвестно?
         - Кто догадался, какие задачи мы будем решать сегодня на уроке?
IV.Работа по теме урока
        1.Знакомство с правилом
        ( На доске записано равенство )        10 – 3 = 7
         - Прочитайте равенство, называя компоненты вычитания.
         - Что такое уменьшаемое, вычитаемое, разность?
         - Может ли вычитаемое быть больше уменьшаемого?
         - Как можно найти наименьшее число – вычитаемое, если известны уменьшаемое и         разность?
        2.Работа по учебнику
        № 1  (с. 29 )         - Прочитайте задачу.
         - Выделите условие, вопрос.
         - Найдите главные, опорные слова.
         - Посмотрите на краткую запись задачи. Какое число самое большое?
         - Что сделали с карандашами?
         - Что значит « взяли»?
         - Как назовём неизвестное число?
         - Как найти вычитаемое?
         - Запишите решение задачи.
         - Рассмотрите схему к задаче.
         - Что обозначили целым отрезком?
         - Сколько выделим частей?
         - Что можно сказать о каждой части?
         - Проверьте ваше решение на палочках.
V. Физкультминутка.
                 - Эй, кузнец-молодец!
                Захромал мой жеребец.
                Ты подкуй его опять.
                 - Отчего ж не подковать?
                Вот гвоздь, вот подкова.
                Раз, два – и готово!
VI. Закрепление изученного материала
        Работа по учебнику
        № 2 (с.29)
         - Прочитайте задачу. Рассмотрите схемы. Какая схема подходит к задаче?
         - Составьте условие задачи по второй схеме.
         - Каким будет вопрос задачи?
         - Решите задачу устно.
        № 3 (с.29)
         - Прочитайте задачу.
         - Что нужно сделать сначала?
         - Решите задачу самостоятельно.
        ( Проверка.)
        № 4(с.29)
        ( Первый столбик выполняется коллективно с комментированием, второй столбик –         самостоятельно. Проверка. Самооценка.)        № 5 (с. 29 ).
         - Найдите закономерность и запишите ещё по одному примеру в каждый столбик.
         - Решите примеры.
        ( Проверка. Учащиеся по цепочке называют ответы.)VII. Рефлексия
         - Сделайте схематический чертёж и решите задачу.
     У Пяточка было 6 шариков. После того как несколько шариков лопнуло, у него осталось 4 шарика. Сколько шариков лопнуло?
        ( Проверка по образцу на доске.)
         - Оцените свою работу на уроке.
VII. Подведение итогов урока
         - Как решаются задачи на нахождение неизвестного вычитаемого?
         - Какое задание вам было интересно выполнять?
         - Кто доволен своими успехами?
         - Кто заметил, что стал лучше решать задачи?
Домашнее задание
        Стр 56: № 5 реши задачу
        Оценки за урок