КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ОУД.01. «Русский язык и литература». 43.01.06. «Проводник на железнодорожном транспорте».

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ образовательное учреждение
«УНЕЧСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ
имени героя россии а.в.рассказы»
г. Унеча Брянской области



«Утверждаю»:
Зам. директора по УПР
___________В.М. Боровков
« 30» августа 2016г.




КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ


ОУД.01. «Русский язык и литература».

43.01.06. «Проводник на железнодорожном транспорте».

Срок обучения: 2 года 10 месяцев




Рассмотрена и одобрена на заседании
МО гуманитарного и социально-экономического циклов
Протокол №1
« 30» августа 2016г.
Председатель МО _____Е.А. Жукова.







2016г.


Входной контроль.
(1 семестр).
Великий язык.
Где бы вы ни были: в городе или деревне, в вагоне поезда или на палубе речного парохода, на севере или на юге нашей страны, в поле или на степном большаке,- всюду прислушивайтесь к русскому языку, к певучему народному говору, запоминайте и впитывайте в себя этот единственный по богатству, образности и поэтичности поистине самый свободный и волшебный из всех языков мира.
Нет ничего такого в окружающей нас жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом: и звучание музыки, и спектральный блеск красок, и шум садов, и скорбь утраты, и ликование победы.
Прав был Тургенев, когда говорил, что такой язык может быть только у великого народа.
Из народных глубин, из подчас не прослеженных и неведомых источников расцвёл этот изумительный язык. И сколько бы мы его ни изучали, как бы мы ни определяли законы его образования, он всегда будет производить на нас впечатление радостного чуда.
(По К. Паустовскому)
(158 слов)





















Зачет по темам первого семестра.

Вариант1.

Часть1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.

        1.Какое литературное направление господствовало в литературе второй половины 19 века?
А) романтизм                                                 В) сентиментализм
Б) классицизм                                                Г) реализм

        2.Укажите основоположника(ов) «натуральной школы».
А) В.Г.Белинский, И.С.Тургенев                  В) М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Тютчев
Б) А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь                           Г) В.Г.Белинский, Н.В.Гоголь

        3.Кого из русских писателей называли «Колумбом Замоскворечья»?
А) И.С.Тургенев                                         В) Л.Н.Толстой
Б) А.Н.Островский                                        Г) Ф.М.Достоевский

        4. Укажите, кто из русских писателей является автором цикла «Фрегат Паллада»?
А) Л.Н.Толстой                                 В) И.А.Гончаров
Б) А.П.Чехов                                        Г) Ф.М.Достоевский

        5.К какому роду литературы следует отнести жанры романа, повести, рассказа?
А) лирика                                        В) эпос
Б) драма                                         Г) лиро-эпическому.
Часть2. Русский язык.
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
(1)Прутский поход Петра Первого, предпринятый в 1711 году, как говорится, сразу не заладился. (2)После победы над шведами в головах у многих русских государственных деятелей началось то, что позже назовут головокружением от успехов. (З)Когда под Полтавой была наголову разгромлена не знавшая прежде поражений армия шведского короля Карла XII, державшего в узде всю Европу, многим казалось, что теперь для русского оружия нет ничего невозможного, что чудо-богатыри только свистнут и турки сразу же выбросят белый флаг. (4)Но не тут-то было. (5)Турки хитро заманили русское войско в безводные степи, а потом окружили. (б)Страшный зной, голод и жажда, турецкие конники, бесшумно маячившие в мареве, будто призраки из преисподней, беспрестанные рыдания офицерских жён всё слилось в погребальную музыку, которой дирижировала неизбежность (7)Никто не знал, что делать. (8)Двигаться вперёд нельзя, потому что враги превосходили их вчетверо, нельзя стоять на месте, позволяя туркам стягивать кольцо окружения. (9)Но невозможно и отступить. (10)Словно вода в пересыхающем степном колодце, таяли силы, мало-помалу отчаяние и безнадёжность овладевали людьми, которые оказались в западне. (11)Царь Пётр, пожалуй, лучше остальных понимал серьёзность создавшегося положения, но ему нужно было думать не о собственной жизни, а о судьбе страны, которая могла лишиться правителя. (12)Тогда царь отправил письмо в Боярскую Думу, которое правильнее было бы назвать завещанием. (13)В коротком послании он даёт последние распоряжения своим сподвижникам, просит их руководствоваться в своей деятельности государственными интересами. (14)Турки схватили посыльного, нашли депешу и внимательно её прочитали. (15)Карл XII, который прятался у турок, довольно потирал руки: письмо ясно указывало на то, что положение русских не просто тяжёлое, оно безнадёжное. (16)Но великий визирь, напротив, погрузился в задумчивость, а потом внезапно объявил, что решил заключить перемирие с окружённым русским войском и отпускает его на все четыре стороны. (17)Карл решил, что ослышался: какое перемирие, кто отпускает врага, попавшего в ловушку? (18)Да этот визирь спятил! (19)Шведский король просит, умоляет, требует, заклинает, но визирь непоколебимо качает головой: из перехваченного послания ясно, что русский царь уже готов к смерти, а это означает, что его воины будут сражаться остервенело, до последнего дыхания, до последней капли крови. (20)Конечно, стопятидесятитысячная турецкая армия скорее всего одолеет 40 тысяч русских воинов, но это будет пиррова победа. (21)Лучше, если русские просто уйдут. (22)Этот исторический факт может вызвать разные оценки, стать предметом для глубоких социологических, философских и психологических обобщений. (23)Важно главное: в этом как будто бы бесславном с точки зрения прямых результатов походе ярко проявилась та сила, которую называют национальным духом. (24)Чаще всего эту силу характеризуют, используя определения «таинственная», «неведомая», «непостижимая», однако ничего мистического в ней нет. (25)Она рождается из необходимости защищать свою семью, друга, дом, Отчизну, то есть из необходимости отвечать за что-то большее, чем собственная жизнь. (26)Да, в том походе не были решены военные задачи, не были одержаны славные победы, но зато была добыта главная мудрость: побеждает не тот, у кого больше людей и оружия, а тот, у кого больше стойкости и мужества.
(По С. Покровскому*)
* Сергей Михайлович Покровский (род. в 1967 г.) современный прозаик.
1. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
Пётр решил, выбравшись из западни, двигаться вперёд несмотря ни на что, потому что не хотел запятнать позором бесславного возвращения славу русского воинства.
Шведский король мечтал о реванше за поражение под Полтавой, поэтому настаивал на том, чтобы турки начали битву с войском Петра.
Петр лучше всех понимал в каком драматическом положении оказалась русская армия.
Великий визирь решил вступить в сражение с русскими полками, вчетверо превосходящими по численности турецкие войска.
Пётр направил к визирю депешу с просьбой выпустить русские войска из окружения и выдать Карла XII.
  2. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
Предложение 6 текста содержит элемент описания.
В предложениях 8–9 представлено повествование.
В предложении 14 перечислены последовательно происходившие действия.
В предложениях 22–23 представлено рассуждение.
В предложениях 13–14 представлено рассуждение.
3. Из предложения 19 выпишите синонимы).
4. «Автор текста, показывая уверенность многих русских государственных деятелей в лёгкой победе над турками, использует троп – _____ («чудо-богатыри только свистнут – и турки сразу же выбросят белый флаг» (в предложении 3). Тяжёлое положение русской армии изображается с помощью таких тропов, как _____ («страшный зной», «погребальную музыку») и _____ например, «будто призраки из преисподней» (в предложении 6). Приём – _____ «нельзя» (в предложении 8) подчёркивает сложность описанной ситуации».
Список терминов:
лексический повтор
противопоставление
книжные слова
парцелляция
сравнение
эпитет
диалектизм
ирония
риторический вопрос
5. Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.
бе..жалостность, неи..бежный
с..подчинение, сопр..частность
пр..встать, пр..милый
непр..взойдённый, пр..близить
в..тревожиться, раз..чаровать


Ответы.
Вариант 1.
Часть 1. Часть 2. 1.Г 1. 2 3
2.Г 2. 1 3 4
3.Б 3. просит, требует, умоляет, заклинает
4.В 4. 8 6 5 1
5.В 5. безжалостный неизбежный

Критерии оценивания.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Суммируется общее количество баллов, набранных за выполнение двух частей, делится на 2, получившееся число и будет оценкой. Получившееся нецелое число при делении (например-3+4=7:2=3,5) округляется в пользу студента. (4).



































Вариант 2.

Часть1. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА.
1.Укажите второе название гоголевского направления в литературе.
А) чистое искусство                                        В) декадентство
Б) натуральная школа                                 Г) социалистический реализм

2.Какой литературный тип изображен в образе Дикого
(А.Н.Островский «Гроза»)?
А) тип «маленького человека»                 В) самодур
Б) тип «лишнего человека»                        Г) романтический герой

3. Сон Обломова (И.А.Гончаров «Обломов») – это
А) история рода Обломовых
Б) реалистическое изображение российской деревни времен крепостничества
В) поэтическая картина русской жизни, где смешались явь и сказка.

  4.Укажите, какая из перечисленных композиционных частей не является обязательной.
А) пролог                                                 В) кульминация
Б) завязка                                                Г) развязка

5.Назовите писателя, который совершил кругосветное путешествие на борту фрегата «Паллада»
А) И.С.Тургенев                                В) Л.Н.Толстой
Б) И.А.Гончаров                                Г) А.П.Чехов
Часть 2. РУССКИЙ ЯЗЫК.
Прочитайте текст и выполните задания 1-4.
(1)Кустарник и мелколесье. (2)Жутковатая предвечерняя тишина. (З)Молчаливые заросли. (4)Болыная стая сорок поднялась в одном, другом месте. (5)По этому пиршеству сорок и ворон находили в лесу погибших лосей и птиц. (6)Что же случилось? (7)Недавно над этими местами летал самолёт и опрыскивал лес химической жидкостью. (8)Было задумано расширить площадь лугов. (9)Подсчитали, что корчевать живой лес дороже, чем отравить его с самолёта, а потом уж корчевать. (10)Дело не новое, оно привлекательно дешевизной и потому считается прогрессивным и выгодным. (11)Несомненно, есть в этом деле значительные плюсы. (12)Но есть и очень большие минусы. (13)Их не всегда замечают. (14)А ведь здесь погибло двадцать семь лосей, загублены тетерева, мелкие птицы, спасавшие окрестные поля и лес от вредителей. (15)Гибнут насекомые, многие из которых наши друзья. (16)Какой бухгалтер возьмётся теперь подсчитывать выгоду операции?! (17)И это ещё не всё. (18)Тысячи людей большого города едут в лес. (19)Пение птиц, всякое проявление жизни составляют радость этих прогулок. (20)Встреча же с крупным зверем человеку иногда запоминается на всю жизнь. (21)Прикиньте же, скольким людям не встретятся двадцать семь лосей. (22)Какой бухгалтерией измеряется эта потеря? (23)Что же, не нашлось человека, который мог бы предвидеть беду? (24)Совсем наоборот. (25)3асыпали соответствующие учреждения письмами. (26)А там своё суждение. «(27)У нас план. (28)И чего шум подняли? (29)Вещество вполне безопасное. (30)Ничего не случится с вашим зверьём». (31)Святыми глазами теперь глядят ответственные чиновники на тех, кто бил тревогу: -Мы?   (ЗЗ)Лоси погибли от чего-то другого. (34)У нас есть инструкция. (35)Вот, читайте: «Данное вещество токсично для человека и животных. (Зб)Если не соблюдать осторожность, могут быть отравления, а также понижается качество молока у коров» (37)Вот видите, качество молока (38)Про лосей же ни слова (39)-Но ведь можно было об этом догадаться. (40)Предупреждали же Мы согласно инструкции Вот и весь разговор. (43)В  деле, где сходятся природа и химия, нами руководить должны Осторожность, Мудрость, Любовь к нашей матери-земле, живому, что украшает жизнь и радует человека. (44)Мы не должны забывать в любом деле о самом главном о человеческом здоровье, не должны пренебрегать счастьем слышать пение птиц, видеть цветы у дороги, бабочку на подоконнике и зверя в лесу
 (По В. Пескову*)
* Василий Михайлович Песков (род. в 1930 г.) современный писатель-очеркист, журналист, путешественник.
1. В каком предложении сформулирован вывод, к которому приходит автор текста? Укажите номер ответа.
14
20
33
43
2. Какое из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.
В предложениях 1-3 содержится описание.
В предложении 7 содержится ответ на вопрос, сформулированный в предложении 6.
В предложениях 10-16 представлено рассуждение.
В предложениях 43-44 представлено повествование.
 3. В каком из предложений текста использован фразеологизм? Выпишите его.
16
23
30
31
4. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали.. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Известный журналист В. Песков рассказывает о том, как были отравлены лоси и птицы. Троп (А)_____ («жутковатая тишина») и синтаксическое средство (Б) (предложения 16, 22) помогают выразить отношение автора к гибели животных, в которой виноваты люди. В то же время журналист отмечает, что есть и те, кому небезразлично состояние лесов, кто стремится защитить природу. Автор также использует лексическое средство (В) (в предложениях 11-12) и такой приём, как (Г) (предложения 23-25)».
Список терминов:
литота
эпитет
лексический повтор
фразеологизм
антонимы
однородные члены предложения
диалектизмы
риторический вопрос
вопросно-ответная форма изложения
5. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
заст..лить
ш..девр
трад..ционный
энц..клопедист
р..цензия











Ответы.
Вариант 2.

Часть 1. Часть 2. 1.Б 1. 4
2.В 2. 4
3.А 3. святыми глазами
4.А 4. 2 8 5 9
5.Б 5. традиционный
Критерии оценивания.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Суммируется общее количество баллов, набранных за выполнение двух частей, делится на 2, получившееся число и будет оценкой. Получившееся нецелое число при делении (например-3+4=7:2=3,5) округляется в пользу студента. (4).



































Дифференцированный зачет.



(2семестр)

Вариант 1.

Часть 1. РУССКИЙ ЯЗЫК.

1. Кратчайшая  звуковая  единица, способная различать звуковые  оболочки  разных  слов, называется .

2. Замена  звонкого  согласного  на  конце слова  и  перед  глухим  согласным  парным  ему  глухим   называется .

3. Все  гласные  под  ударением  находятся  в  позиции.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
сорвалА
дозвОнится
(белка) ловкА
наделИт
давнИшний

5. Соотнесите  слова  и  фонетические  явления.
Слова                                                      Фонетические  явления
 Шьёт                                                    оглушение
Город                                                       озвончение
 Косьба                                                     буква  обозначает два  звука

Часть 2. Литература.
 1.Герой какого произведения при рождении был обещан Богу, «много раз погибал и не погиб»?
А) Л.Н.Толстой, «Война и мир», князь Андрей  
Б) А.Н.Островский, «Гроза»,Катерина Кабанова
В) И.С.Тургенев, «Отцы и дети», Базаров
Г) Н.С.Лесков, «Очарованный странник». Флягин.

2.В каком произведении русской литературы появляется герой-нигилист?
А) А.П. Чехов «Вишневый сад»                                
Б) И.С.Тургенев «Отцы и дети»   
В) Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»
Г) И.А.Гончаров «Обломов»

3.Кто был автором «Сказок для детей изрядного возраста»?
А) А.Н.Островский                        В) М.Е.Салтыков-Щедрин
Б) Ф.М.Достоевский                       Г) Л.Н.Толстой

4.Кто из героев романа «Война и мир» предложил М.Кутузову план партизанской войны?
А) Долохов                                В) Болконский
Б) Денисов                                Г) Друбецкой

 5.Теория Раскольникова (Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание») – это .

Ответы.
Вариант 1.
Часть 1.
1. фонемой
2. оглушением
3. сильной
4. дозвонится
5. шьет- буква  обозначает два  звука
город - оглушение   
косьба- озвончение  
  
Часть 2.     
Г
Б
В
Б
деление людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».                                       

Критерии оценивания.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Суммируется общее количество баллов, набранных за выполнение двух частей, делится на 2, получившееся число и будет оценкой. Получившееся нецелое число при делении (например-3+4=7:2=3,5) округляется в пользу студента. (4).

Вариант 2.
Часть 1. РУССКИЙ ЯЗЫК.

1. Фонетика– раздел языкознания, в котором изучается .

2. Все  согласные  на конце слова  находятся  в  позиции.

3.Какое слово состоит из трех звуков?

1. её
2. еще
3. себя
4. быть

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
принЯл
начАв
позвалА
тОрты

5. Соотнесите  слова  и  фонетические  явления.
Слова                                                      Фонетические  явления
юла                                                    оглушение
мороз                                                       озвончение
 молотьба                                                 буква  обозначает два  звука


Часть 2. ЛИТЕРАТУРА.
1. Укажите автора и название произведения, в котором дан психологический отчет одного преступления?
А) Н.Г. Чернышевский «Что делать?»
Б) Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» 
В) Л.Н.Толстой «Война и мир»
Г) И.С. Тургенев «Отцы и дети».

 2. Какая тема является преобладающей в творчестве Н.А.Некрасова?
А) тема города                                        В) любовь
Б) одиночество                                        Г) гражданственность.

 3. Для Ивана Флягина (Н.С.Лесков «Очарованный странник») характерно следующее из названных качеств
А) бездушие                                В) простодушие
Б) равнодушие                         Г) высокомерие.

4.Укажите, кто из русских писателей говорил о необходимости «по капле выдавить из себя раба».
А) И.А.Гончаров                         В) Л.Н.Толстой
Б) А.П.Чехов                                Г) Ф.М.Достоевскийю

5.Укажите, какую позицию занимает в романе –эпопее «Война и мир» автор.

Ответы.
Вариант 2.
Часть 1. 1. звуковой строй языка: звуки человеческой речи, способ их образования, акустические свойства, закономерности изменения звуков, классификация звуков, особенности членения звукового потока на слоги и др.
2. слабой
3. быть
4. принял
5. юла- буква  обозначает два  звука
мороз - оглушение   
молотьба- озвончение                                                   
Часть 2.

1. Б
2. Г
3. В
4. Б
5 человек, глубоко переживающий и комментирующий описываемые события.

Критерии оценивания.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Суммируется общее количество баллов, набранных за выполнение двух частей, делится на 2, получившееся число и будет оценкой. Получившееся нецелое число при делении (например-3+4=7:2=3,5) округляется в пользу студента. (4).


Зачет

(третий семестр)

Диктант

Голубая ель.

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.
Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг елки, чтобы она чувствовала себя как дома.
Дерево принялось. На ветках появились свежие, пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась и вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди дома смотрели на ель, не веря своим глазам.
На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку. Табличка была сделана добротно, старательно, на ней было написано крупными отчетливыми буквами: «Памятник подлецу, который под Новый год срубил эту елку».
Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.
Человек, убивший дерево, проходит мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т. Тэсс)
(217 слов)

Темы итогового сочинения

(четвертый семестр).

«Разум и чувство». 

"Любовь - это восхитительный обман, на который человек соглашается по доброй воле" (А.С.Пушкин).
2. «Честь и бесчестие».

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться»(Л.Н.Толстой).

3. «Победа и поражение».

«Величайшая победа победа над самим собой» (Цицерон).

4. «Опыт и ошибки».

«Опыт самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). 5. «Дружба и вражда».
Что такое настоящая дружба? 

Разработчики:
ГБПОУ «УИТ» преподаватель Е.А. Жукова
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
ГБПОУ «УИТ» зам. дир. по УР Л.А.Кириенко
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
ГБПОУ «УИТ» методист _ И.П.Зимницкая
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
15