Задания к олимпиаде 2016 год по дисциплине «Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО

Задания к олимпиаде 2016 год по дисциплине
«Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО

Максимальный балл – 100 баллов

Задания первого тура


1. Расставьте ударения в следующих словах:
Дремота, созыв, убранство, сметливый, баловаться, облегчить, мизерный, простыня.
(4 балла)

Ответ: дремОта, созЫв, убрАнство, смЕтливый, баловАться, облегчИть, мизЕрный, простынЯ.

2.Часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Нарочно, Фоминична, прачечная, скворечник, гречневый, античный, вечный, скучный.
(4 балла)
Обратите внимание и выпишите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв – ЧН- произносится как:
А) (чн):__________________________________________
Б) (шн): __________________________________________
В) возможны два варианта произношения (чн-чш)__________________________________________

Ответ:
А) (чн) античный, вечный
Б) (шн) нарочно, Фоминична, скворечник, скучный
В) (чн- чш) прачечная, гречневый

3. Установите соответствие между значением слова и его написанием ( 10 баллов):

1.Приоритет
А. Вес товара вместе с тарой

2.Рекреация
Б. Помещения для отдыха в учебных заведениях

3. Рандеву
В. Отрицание всего

4. Баттерфляй
Г. Украшение в виде рисунка, орнамента в конце или в начале книги

5. Брутто
Д. Спасатель, избавитель от бед

6. Мессия
Е. Первенствующее значение, то, что требует первоочередного внимания

7. Муссировать
Ж. Встреча, свидание. Место встречи судов в море и сама встреча.

8. Виньетка
З. Стиль плавания, при котором обе руки одновременно выбрасываются над водой.

9. Нигилизм
И. Неоригинальный, банальный.

10. Тривиальный
К. Распространять сведения и слухи, преувеличивать их значение.


Эталоны ответов к заданию 3.
1-Е; 2-Б; 3-Ж; 4-З; 5-А; 6-Д; 7-К; 8-Г; 9-В; 10-И.


4 . Подберите синонимы к данным словам:
Ад, альтруист, вброд, детерминизм, динамика, профессионал, разлука, разноголосица.
( 8 баллов)

Ответ:
Ад - рай; альтруист – эгоист; вброд – вплавь; детерминизм – индетерминизм; динамика – статика;
Профессионал – дилетант; разлука – свидание; разноголосица – унисон.

5. Определите род имен существительных и распределите их по группам.
(10 баллов)
Аббревиатура, алиби, аннексия, барокко, бенуар, буриме, драхма, каре, кашне, кворум, сафари, сабо, толь, сага, дрель, дрейф, шедевр, фиаско, филиппика, цунами.

Ответ:
Ж. р.: Аббревиатура, аннексия, драхма, филиппика, сага.
М. р.: Бенуар, дрель, дрейф, кворум, толь, шедевр.
Ср.р.: Алиби, барокко, буриме, кашне, каре, сабо, сафари, фиаско, цунами.

6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:
(10 баллов)
Башкиры, татары, болгары, киргизы, казахи, узбеки, валенки, сапоги, метры, килограммы , лимон , апельсины, мандарины, томаты, ставня, песня, брызги, заморозки, ясли, сани.
Ответ:
Башкиры- башкир, татары – татар, болгары – болгар, киргизы – киргизов, казахи –казахов, узбеки – узбеков, валенки – валенок, сапоги – сапог, метры –метров, килограммы – килограммов, лимон – лимонов, апельсины –апельсинов, мандарины – мандаринов, томаты – томатов, ставня – ставен, песня – песен, брызги –брызг, заморозки – заморозков, ясли – яслей, сани – саней.

7. Составьте словосочетания, подбирая к данным прилагательным-паронимам имена существительные. Объясните разницу в значениях прилагательных.
( 4 балла)
а) Командированный – командировочный
б) Гуманистический– гуманный

Эталоны ответов к заданию 7.
а) Командированный (лицо, находящееся в командировке);
командировочный (относящийся к командированному)
б) Гуманистический , относящийся к гуманизму как к мировоззрению);
гуманный (проникнутый любовью к человеку)


8. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.
(6 баллов)

Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.- _____________________________________________________________________________________
О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.-- _____________________________________________________________________________________

О робком, застенчивом, скромном, послушном человеке. -____________________________________

О чьём-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.- __________________________

Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия. _______________________________________________________________________________________

Похожи друг на друга, подходят друг другу.______________________________ __________________

Эталоны ответов к заданию 8.
1.Семь верст до небес и все – лесом.- Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.
2.Без вины виноватые. - О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.
3.Тише воды, ниже травы.- О робком, застенчивом человеке.
4.Хоть волком вой.- О чьем-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.
5.Кошки скребут на душе. - Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия.
6.Два сапога пара. – Похожи друг на друга, подходят друг другу.


9. Укажите, какие ошибки допущены в приведённых примерах, объясните их и предложите вариант их исправления. 4 балла
1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
_______________________________________________________________________________________

2. Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.
_______________________________________________________________________________________

3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.
_______________________________________________________________________________________

4.Два инфаркта подорвало его здоровье.
_______________________________________________________________________________________


10. Исправить недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
10 баллов

1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
2. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.
4. Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.

Эталоны ответов к заданию 10.
1. Игру, которой мы увлеклись, надо было закончить из-за темноты.
2. Вечером мы были на туристской базе, стоявшей на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Деревня, где мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.
Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, славившейся обилием рыбы.
4. Когда бой был окончен и вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой рощи, партизаны отыскали своего разведчика.
5. С горы были видны густые хвойные леса и луга, пестревшие цветами.






Задание второго тура (30 баллов)

Прочитайте фрагмент из книги К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861 г.).

Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же как в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе?..
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

Выскажите собственное мнение по проблеме, поднятой русским писателем.
Напишите сочинение-рассуждение (можно взять в качестве тезиса цитату из текста).
Объём сочинения не менее 15-18 предложений.

№№
Содержание критерия
баллы

1.
Соответствие теме
8

2.
Оригинальность и глубина раскрытия темы (отсутствие штампов клише, общих фраз, банальных суждений).
8

3.
Индивидуальность стиля, богатство и выразительность речи.
4

4.
Грамотность
10

Итого

30






Задания к олимпиаде 2016 год по дисциплине
«Русский язык и культура речи» среди студентов образовательных учреждений СПО

Максимальный балл – 100 баллов

Задания первого тура


1. Расставьте ударения в следующих словах:
Дремота, созыв, убранство, сметливый, баловаться, облегчить, мизерный, простыня.
(4 балла)

2.Часто нарушаются орфоэпические нормы в словах:
Нарочно, Фоминична, прачечная, скворечник, гречневый, античный, вечный, скучный.
(4 балла)
Обратите внимание и выпишите, в каких словах согласно орфоэпическим нормам сочетание букв – ЧН- произносится как:
А) (чн):__________________________________________
Б) (шн): __________________________________________
В) возможны два варианта произношения (чн-чш)__________________________________________

3. Установите соответствие между значением слова и его написанием ( 10 баллов):

1.Приоритет
А. Вес товара вместе с тарой

2.Рекреация
Б. Помещения для отдыха в учебных заведениях

3. Рандеву
В. Отрицание всего

4. Баттерфляй
Г. Украшение в виде рисунка, орнамента в конце или в начале книги

5. Брутто
Д. Спасатель, избавитель от бед

6. Мессия
Е. Первенствующее значение, то, что требует первоочередного внимания

7. Муссировать
Ж. Встреча, свидание. Место встречи судов в море и сама встреча.

8. Виньетка
З. Стиль плавания, при котором обе руки одновременно выбрасываются над водой.

9. Нигилизм
И. Неоригинальный, банальный.

10. Тривиальный
К. Распространять сведения и слухи, преувеличивать их значение.


4 . Подберите синонимы к данным словам:
Ад, альтруист, вброд, детерминизм, динамика, профессионал, разлука, разноголосица.
( 8 баллов)
5. Определите род имен существительных и распределите их по группам.
(10 баллов)
Аббревиатура, алиби, аннексия, барокко, бенуар, буриме, драхма, каре, кашне, кворум, сафари, сабо, толь, сага, дрель, дрейф, шедевр, фиаско, филиппика, цунами.

6. От следующих существительных образуйте форму родительного падежа множественного числа:
(10 баллов)
Башкиры, татары, болгары, киргизы, казахи, узбеки, валенки, сапоги, метры, килограммы , лимон , апельсины, мандарины, томаты, ставня, песня, брызги, заморозки, ясли, сани.

7. Составьте словосочетания, подбирая к данным прилагательным-паронимам имена существительные. Объясните разницу в значениях прилагательных.
( 4 балла)
а) Командированный – командировочный
б) Гуманистический– гуманный

8. Замените выделенные в предложениях слова на фразеологизмы.
(6 баллов)

Очень много наговорить, наобещать чего-либо несбыточного.- _____________________________________________________________________________________
О невиновном, но обвиняемом в чем-либо человеке.-- _____________________________________________________________________________________

О робком, застенчивом, скромном, послушном человеке. -____________________________________

О чьём-либо крайне трудном, невыносимом положении, состоянии.- __________________________

Кому-либо грустно, тоскливо, беспокойно, тревожно; кого-либо гнетут дурные предчувствия. _______________________________________________________________________________________

Похожи друг на друга, подходят друг другу.______________________________ __________________

9. Укажите, какие ошибки допущены в приведённых примерах, объясните их и предложите вариант их исправления. 4 балла
1. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе.
_______________________________________________________________________________________

2. Он не преступник, он стал несчастным жертвой сложившихся обстоятельств.
_______________________________________________________________________________________

3. В своей речи оратор указал об этих недостатках.
_______________________________________________________________________________________

4.Два инфаркта подорвало его здоровье.
_______________________________________________________________________________________


10. Исправить недочеты и ошибки в построении сложноподчиненных предложений.
10 баллов

1. Игру надо было закончить из-за темноты, которой мы увлеклись.
2. Вечером мы были на туристской базе, которая стояла на берегу моря и занимавшей почти полпарка.
3. Деревня, в которой мы провели лето, находилась на берегу реки, которая славилась обилием рыбы.
4. Когда бой был окончен, когда вражеский отряд, теряя людей и коней, скрылся в березовой роще, партизаны отыскали своего разведчика.
5. С горы были видны луга и густые хвойные леса, которые пестрели цветами.





Задание второго тура (30 баллов)

Прочитайте фрагмент из книги К.Д. Ушинского «Родное слово» (1861 г.).

Начало человеческого слова вообще и даже начало языка того или другого народа теряется точно так же как в прошедшем, как начало и истории человечества и начало всех великих народностей; но как бы там ни было, в нас существует, однако же, твердое убеждение, что язык каждого народа создан самим народом, а не кем-нибудь другим. Приняв это положение за аксиому, мы скоро, однако же, встречаемся с вопросом, невольно поражающим наш ум: неужели все то, что выразилось в языке народа, скрывается в народе?..
Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающейся далеко за границами истории.

Выскажите собственное мнение по проблеме, поднятой русским писателем.
Напишите сочинение-рассуждение (можно взять в качестве тезиса цитату из текста).
Объём сочинения не менее 15-18 предложений.

№№
Содержание критерия
баллы

1.
Соответствие теме
8

2.
Оригинальность и глубина раскрытия темы (отсутствие штампов клише, общих фраз, банальных суждений).
8

3.
Индивидуальность стиля, богатство и выразительность речи.
4

4.
Грамотность
10

Итого

30







15