Конспект урока по русскому языку Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.


Тема: Упражнения в написании буквосочетаний ча-ща. Развитие орфографических умений.
Тип урока. Урок повторения и обобщения изученного.
Цель как деятельность учеников:
М/к (метапредметные, коммуникативные УУД): развитие умений работать в парах, группах, проводить взаимопроверку и самооценивание.
ЛР (линии развития): развитие умений писать слова с орфограммой-буквой а после ч и щ, объяснять написание, находить и исправлять ошибки.
Планируемый результат:
Предметные:
В результате освоения данной темы ученик овладеет умениями писать слова с изученными орфограммами, приводить примеры.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение (Регулятивные УУД).Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения на уроке и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; отмечать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт, и информацию, полученную в работе (Познавательные УУД).
Личностные УУД:
         Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Применяемые технологии:
здоровьесберегающие;
обучение в сотрудничестве;
оценивание учебных успехов;
деятельностного подхода;
проблемного диалога;
продуктивного чтения.
Методы обучения на уроке:
словесные, наглядные, творческие, практические и проблемно-поисковые, самостоятельная работа в «рабочих листах», методы стимулирования и контроля, игровые методы и приемы обучения.
Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.
Оборудование:
цветные ручки, фломастеры, цветные карандаши, бумага;
карточки для работы в паре:
Замени одним словом, как в образце:
Речка, которая журчит, - журчащая.
Корова, которая мычит, - __________________________.
Ветка, которая торчит, - ___________________________.
Бабушка, которая ворчит, - _________________________.
Сколько орфограмм вы подчеркнули в каждом слове. Назовите орфограмму.
листы самоконтроля:
Лист самоконтроля достижений ученика _______________________
Моё настроение в начале урока: (смайлик)
Критерии Мои комментарии Кол-во баллов (от 1 до 5)
Готовность к уроку Чистописание Работа в паре Работа в группе Знаю правило
Моё настроение в конце урока: (смайлик) Итог:
Техническое оснащение урока: компьютер, проектор, экран.
Этапы урока Деятельность
учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
1.
Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
1 3 3- Ребята, чего вы ожидаете от урока?
- Прикоснитесь ладошками и подарите друг другу чувство уверенности в том, что сегодня у нас всё получится, улыбнитесь друг другу, повернувшись направо, налево!
- Что подарили вы своему соседу?
- Перед вами лист самоконтроля, в котором вы будете оценивать свои достижения на уроке по указанным критериям.
- Подпишите, нарисуйте смайлик, который соответствует вашему настроению.
-Ну-ка, проверь, дружок,Ты готов начать урок?Всё ль на месте,Всё ль в порядке,Ручки, учебник и тетрадки?- Оцените вашу готовность к уроку
- Прокомментируйте.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
Чистописание.
Чч Щщ- Что вы знаете про эти буквы?
После выполнения работы- взаимооценка. 2 1 3 4
- Вспомним правила:
1. Оценивай доброжелательно.
Сначала все положительное, а затем то, над чем твоему однокласснику необходимо ещё поработать.
2. На оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.
- По каким критериям сегодня будем оценивать задание по чистописанию?
- Кто сегодня хотел бы похвалить за работу своего соседа?
Ответы учеников
Удачу, пятёрку…
Записывают на листе достижений дату, рисуют смайлик-настроение на начало урока.
Работают в листе самоконтроля: оценивают по 5-ти балльной системе, заполняют графу
«Мои комментарии»
1ученик комментирует
запись
Выслушиваются ответы
Самостоятельно прописывают буквы по образцу
Называют любые критерии: аккуратность, правильность и т.д.
Несколько пар комментируют работу Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
3.
Формулирование проблемы, планирование деятельности.
3 3 2 4
Индивидуальная работа у доски
Вставить пропущенную букву, объясни свой выбор:
Ч-родей, ч-совой, ч-епитие, ч_стюля, площ-дка.
-В каких словах сначала нужно подобрать проверочное?
Фронтальная работа
-Как называется опасное место в слове?
-Какие сигналы-предупреждения об орфограмме вы знаете?
- Как обозначаются эти орфограммы на письме?
- А зачем нам нужно знать правила?
После проверки инд. работы – самооценка по алгоритму:
1. Что тебе нужно было сделать?
2. Удалось тебе выполнить задание?
3. Ты сделал всё правильно или были недочёты?
4. Ты выполнил всё сам или с чьей-то помощью?
5. Чему учился при выполнении этого задания?
1 3 3-Как вы думаете, какова тема урока?
- Сформулируйте цель урока.
- Составим план урока.
План:
Находить слова с орфограммой.
Подбирать проверочные слова, если это необходимо.
Применять правила написания слов с сочетаниями ча-ща.
Обозначать (подчёркивать) орфограмму.
Находить и исправлять ошибки.
– Что мы сейчас делали?
Параллельно идет работа с классом.
Отвечают на вопросы учителя
Ученик оценивает свою работу
Ответы фиксируются на слайде
Предполагаемый план фиксируется на слайде
Ответ: «Планировали свою деятельность» Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2.Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
4.
Развитие умений – применение знания. Работа в парах по карточкам 1 3 4 3 14
Замени одним словом, как в образце.
Речка, которая журчит, - журчащая.
Корова, которая мычит, - _______________.
Ветка, которая торчит, - _______________.
Бабушка, которая ворчит, - ______________.
-Сколько орфограмм вы подчеркнули в каждом слове?
- Чему учились при выполнении этого задания?
Игра «Пароль» 1 4 3 2
Каждому ученику даётся слово с изученной орфограммой, чтобы его записать в тетрадь, нужно сначала консультанту сказать «пароль»– правило написания пропущенной буквы, затем записать.
- Кого похвалили? Сколько раз? Кому сказали спасибо?
- Сколько слов записали без ошибок?
- Какие правила вы соблюдали во время игры?
-Как высчитаете, вы уже можете оценить знание правилавлисте самоконтроля?
Работа в группах 4 3 2 1 1 2 5 3
Творческое задание «В помощь первоклассникам»
-Ребята, я хочу предложить вам интересное задание. Подумайте, как можно ребят - первоклассников познакомить с правописанием гласных после шипящих ч, щ так, чтобы малышам было несложно запомнить правило.
Один ученик оценивает работу пары по алгоритму.
Самооценка работы в листе достижений с комментарием «Мой вклад - работа пары»
Обмениваются карточками
Подводится итог игры
Работа с листом достижений
Защита работ
Результат работы в группе отмечают в листе самоконтроля «Личный вклад» Коммуникативные УУД
1.Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4.Умение работать в паре, группе.
5.
Итог урока.
Рефлексия.
4 4– Вспомните, какую цель мы ставили на уроке?
– Что нужно помнить, чтобы правильно написать букву гласного после шипящих?
– Какие орфограммы могут быть «спрятаны» за орфограммой-буквой гласного после ч и щ?
– Можно ли утверждать, что цель достигнута?
-Мы выполнили всё, что запланировали?
-Подсчитайте баллы в листе достижений.
25б - успешная работа
24-20б- хорошая работа, но есть недочеты.
-Как их можно исправить?
-Смайлик – настроение в конце урока изменился?
-Подведем итог:
На уроке мне понравилось…
У меня получилось…
Мне было трудно… Ответы учеников
Возвращаемся к плану на слайде
Суммируют баллы в листе.
Учитель комментирует (слайд)
Слайд.
Выслушиваются несколько учеников Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в
соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
6.
Домашнее задание. 3 3 3-Подобрать загадки, отгадки в которых слова с сочетаниями ча-ща.
-Как вы будете выполнять это задание? Объяснения учеников.