Открытый урок русского языка Некоторые жанры официально-делового стиля речи. Знакомый незнакомец


Открытый урок русского языка в 10 классе
по учебнику Г.Ф. ХлебинскойТема: «Некоторые жанры официально-делового стиля речи». «Знакомый незнакомец»
Цель: углубление и повторение сведений об официально-деловом стиле, развитие речевых компетенций в деловом общении.
Какая точность во всяком слове!
Какая значительность всякого выражения!
Н.В. Гоголь
Ход урока.
1.Оргмомент.
Уважаемые гости, уважаемые ученики, рада видеть всех вас на нашем заседании, посвящённом «Знакомому незнакомцу».
Представляю состав сегодняшнего заседания:
Отдел кадров
Отдел цензуры
Экспертный отдел
Первые два отдела будут работать над составлением и редактированием деловых бумаг, а Экспертный отдел будет оценивать их работу.
А координировать и вести заседание буду я.
Итак, разрешите мне представить цель проведения сегодняшнего заседания: в связи с выявленными фактами по неправильному ведению деловой документации и переписки как внутри отделов, так и за их пределами, сегодняшнее заседание решено посвятить теме: «Некоторые жанры официально-делового стиля речи». «Знакомый незнакомец»? А почему «Знакомый незнакомец»? ( Казалось бы знаем о жанрах данного стили достаточно много, но оказывается ещё не всё, а иногда приходится открывать для себя и что-то новое)
Повестка дня: 1. Разминка. Написание заявления о принятии вас в спортивную секцию или кружок
2. Прения по теме: «Особенности официально-делового стиля» .
3. Доклад по теме: «История создания официально-делового стиля речи». Небольшой экскурс в историю.
4. Составление деловых бумаг и редактирование ошибок, допущенных при ведении деловой документации.
5.Подведение предварительных итогов Экспертного отдела.
6. Принятие решения заседания.
Кто за данную повестку дня, прошу поднять руки. К проведению приступить.
Перед вами лежит необходимый для сегодняшнего заседания пакет документов, работать вы будете внутри Отделов в парах, так будет легче ориентироваться в материале, а принимать решения будете вместе, коллективно, а кто-то из Отдела будет озвучивать принятое решение
Переходим к 1-му вопросу нашей повестки. Итак, начнём наше заседание с разминки, мы должны убедиться, что «незнакомец знаком» В разминке будут принимать участие все отделы.
В пакете с документами находится так называемый бланк. Возьмите его.
Когда вы поступали в школу в 1класс, родители писали заявление о вашем приёме. Заявление в 10 класс вы уже писали самостоятельно.
«Напишите сейчас заявление на имя директора школы, какой кружок или спортивную секцию вы хотели бы посещать».
На работу отводится 3 минуты. ( бланки собираются)
Продолжаем наше заседание.
4. Известный французский языковед Шарль Балли писал: «Язык официальный резко отличается от общеупотребительной речи, он владеет совокупностью речевых фактов, служащих для того, чтобы в точных и безличных формулах выражать обстоятельства, которые накладывает на человека жизнь в обществе, начиная с нотариальных актов и кончая статьями Конституции».
Переходим к 2-му вопросу нашей повестки.
- На прошлом уроке мы составили характеристику официально- делового стиля.
Давайте вспомним особенности официально-делового стиля: СЛАЙД
-Что это за стиль? – один из книжных стилей, посредством которого устанавливаются и регулируются правовые, международные, служебные, производственные, социально-бытовые отношения.
1)Каково назначение или его функция ; (предписУюще –констатирующая: точная передача деловой информации)
2)Назовите сферу употребления;(официальная: законодательство, делопроизводство)3)Какие разновидности или подстили можете назвать; СЛАЙД
4) Какие жанры относятся к официально – документальному подстилю? К обиходно- деловому?5) Назовите особенности лексики; (употребление стандартных оборотов-клише, терминологии; наличие официальной, канцелярской лексики; включение в текст сложносокращённых слов; отсутствие изобразительной лексики)6) морфологические особенности;(употребление отглагольных и собирательных существительных; отымённых предлогов, сложных союзов, устойчивых сочетаний, глаголов в форме повелительного наклонения. Конструкций с инфинитивом, кратких прилагательных)7) синтаксические особенности. (прямой порядок слов, использование назывных и безличных предложений; однородных членов, обособленных оборотов, СПП с придаточными цели, причины, условия, отражающих логическое подчинение одних фактов другим))
8)Назовите основные черты этого стиля. (Точность, краткость, сжатость, стандартизация, неэмоциональность изложения.)
Слайд
Официально-деловой стиль речи
официально-документальный подстильобиходно-деловой
подстильУстав
Закон
Указ
Приказ
Распоряжение
Инструкция
Коммюнике
Конвенция
Нота
Акт
Меморандум Деловое письмо
Справка
Доверенность
Докладная записка
Заявление
Характеристика
Резюме
Автобиография
Словарная работа
Нота, ж.р. [от лат. nota - знак, замечание]Официальное дипломатическое письменное обращение правительства одного государства к другому. Нота протеста.
Меморандум,м. р. [от лат. memorandum - что надо помнить]Дипломатический документ с изложением взглядов правительства на какой-л. вопрос. Правительственный меморандум
Конвенция,ж. р. [от лат. conventio - договор, соглашение]Договор, соглашение между государствами по какому-либо специальному вопросу. Железнодорожная конвенция
Коммюнике, неизм.; ср. р. [франц. communique]Официальное правительственное сообщение по вопросам международного значения. Коммюнике о советско-французской встрече в верхах.
Молодцы.
Переходим к 3-му вопросу нашей повестки на прошлом уроке мы много говорили об официально деловом стиле. А знаете ли о его возникновении?
Вот о том, как возник официально - деловой стиль, нам расскажет…( Дарья)
Из истории возникновения. (Сообщение учащегося).
Зарождение официально-делового стиля связано с оформлением договоров между Киевской Русью и Византией (10 век). Важнейшим памятником литературы той эпохи, написанным в официально-деловом стиле, является сбор законов древнерусского государства «Русская правда».
«Канцелярский язык – это первая попытка человека овладеть языковой стихией» (Винокур).
В Московской Руси 15-16 века было два параллельных книжных языка: церковно-славянский и деловой язык приказов – учреждений, которые управляли определённой отраслью, территорией. В течение 15-16 вв. Московская Русь пользовалась двумя этими языками в зависимости от жанра речи.
К концу 17 – началу 18 века приказный язык становится общим языком письменности Московской Руси. Из него и сформировался современный русский язык.
А теперь
«Перенесёмся в средние века. Это произошло в те времена, когда на улицах города не было освещения. Как-то раз мэр столкнулся с горожанином. Тогда мэр отдАл приказ, чтобы никто не выходил на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.
- Вы не читали моего приказа? – спросил мэр сердито.
- Читал. Вот мой фонарь, - ответил горожанин.
- Но в фонаре у вас ничего нет!
- В приказе об этом не упоминалось.
Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.
- Где фонарь? – закричал мэр.
- Вот он.
- Но в нём нет свечи!
- Нет, есть! Вот она.
- Но она не зажжена!
- В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.
И мэру пришлось издать ещё один приказ…»
(« В чём же проблема мэра? Что бы вы ему посоветовали?»)6.– Нужен ли в повседневной жизни человеку официально-деловой стиль речи? Большинство из нас не издает приказы, не пишет распоряжения, не принимает законы. И всё-таки, является ли обязательным условием культурной речи знание особенностей официально-делового стиля и умение пользоваться его выразительными средствами?
Да, конечно. Бывают такие ситуации, когда нам нужно написать заявление, расписку, составить какой-то другой деловой документ. А как это сделать – не знаешь. Бывает так, что получается что-то смешное, неправильное. Поэтому сегодня на уроке мы поговорим о деловых бумагах.
Вы на пороге большой, взрослой жизни. А на взрослого человека жизнь в обществе накладывает определенные обязанности. Все эти обязанности, как и права, регулируются официально и оформляются соответствующими актами, законодательными постановлениями. Фактически от рождения и до самой смерти человек находится в сфере действия официально-деловой речи.
И на сегодняшнем уроке мы постараемся повторить и углубить свои сведения о языке официальном, языке деловых отношений.
7.Обратимся к пакету документов, перед вами
Лист рабочей тетради
Здесь вы видите задания, которые предстоит вам выполнить, к ним идут приложения
1.)Начнём работу с Аукцион «Виды деловых бумаг. ( Побеждает Отдел, указавший большее количество документов за1мин Итог подводит Зкспертный отдел.
2)Следующее задание. ). Перед вами слова и словосочетания, внимательно прочитайте их и подчеркните только те, которые, на ваш взгляд, употребляются в официально-деловом стиле
Итак, какие слова и словосочетания с официально-деловой окраской? Сверимся с записью на слайде. (проверяет Экспертный отдел)
Слайд Слова и словосочетания с официально-деловой окраской:
нетрудоспособный, жилищный фонд, принять к исполнению, страховой полис, надлежащий, предписывать, ходатайствовать, ответчик, обвинительный приговор, поставить на вид. Почему не все слова, с которыми вы работали, относятся к официально-деловому стилю?
(Потому что часть из них употребляются в других стилях).
8.Переходим к 4-му вопросу нашей повестки.
Посмотрите на разновидности официально – делового стиля ещё раз. С жанрами какого подстиля мы сталкиваемся в повседневной жизни?
Подобные документы должны быть составлены грамотно, чётко, коротко и ясно, с соблюдением определённых стандартов.
9.Работа с учебником.
Обратимся к учебнику. Откройте § 9 стр.57
«Некоторые жанры официально-делового стиля речи».
С какими жанрами он нас знакомит?
Заявление
Объяснительная записка
Доверенность
Характеристика
Резюме
Автобиография
Определите по учебнику лексическое значение этих слов. Итак…
Рассмотрим образцы заявления и объяснительной записки на стр.57-58 учебника.
Из каких частей состоит заявление?
(«Шапка» заявления – в правой половине страницы Текст просьбы с кратким его обоснованием – с красной строки
Подпись – внизу справа
Дата – слева)Обратите внимание, в образце приведены примеры двух «шапок» заявления.
В чём их отличие?
(во 2-м примере есть предлог ОТ, слово «Заявление» написано с б.б. и нет точки)
Когда вы знакомились с написанием заявления в 6 классе, то рассматривался только 1-й вариант оформления заявления. Теперь вы узнали, что допускается т второй вариант написания «шапки» заявления, с соблюдением определённых правил написания. Но всё-таки предпочтительнее будет 1-й вариант.
Рассмотрите образец написания объяснительной записки и сравните его с написанием заявления. Что общего?
(«Шапка» по 2-му варианту заявления)
10.Переходим к практической части.
Найдите в пакете документов Приложение№1
Отдел кадров будет составлять и редактировать заявление
Отдел цензуры – объяснительную записку,а Экспертный отдел проверит те заявления, которые вы написали в начале уроке, можно обратиться к образцам в учебнике.
Приложение №1 (1)
Памятка
Заявление – это:Письменная просьба о чем-нибудь.
Композиционные особенности заявления:
- наименование адресата, которому направляется заявление (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть заявления располагается по правой стороне листа);
- фамилия, имя, отчество и должность заявителя, которые пишутся в родительном падеже без предлога (эта часть тоже располагается по правой стороне листа); или допускается предлог ОТ
- наименование документа (пишется с маленькой буквы посередине строки; после слова «заявление» ставится точка); или (пишется с большой буквы посередине строки; после слова «Заявление» точка не ставится;
- текст просьбы с кратким ее обоснованием (пишется с красной строки);
- подпись заявителя (пишется внизу справа).
- дата (ставится слева под текстом).
Пример:
Директору
ООО «РАТИБОР»
Степанову Е.С.
Петрова И.А.
заявление.
Прошу принять меня на работу с 01.11.2012 г. на должность охранника.
Петров И.А.
октября 2012г.
Задание.
1.Напишите заявление упр.29 стр. 60. Расскажите одноклассникам о правилах написания заявления.
2.Найдите ошибки, допущенные при составлении следующих типов документов. Отредактируйте их .Директору МОБУ СОШ №16
Коваль Г.И.
ученика 10 А класса
Иванова И.И.
заявление.
Прошу Вас разрешить мне досрочное написание итоговой контрольной работы по физике.
ДатаПодпись
(нет обоснования просьбы)
Директору МОБУ СОШ №16
Коваль Г.И.
ученика 10 А класса
Иванова И.И.
заявление.
Прошу Вас разрешить мне досрочное написание итоговой контрольной работы по физике в связи с тем, что я буду находиться на областных соревнованиях по футболу..(нет даты и подписи)
Директору МОБУ СОШ №16
Коваль Г.И.
ученика 10 А класса
Иванова И.И.
Заявление.
Прошу Вас разрешить мне досрочное написание итоговой контрольной работы по физике в связи с тем, что я буду находиться на областных соревнованиях по футболу
ДатаПодпись
(слово «заявление» написано с большой буквы)
Приложение №1 (2)
Памятка
Объяснительная записка – это:1.Краткое изложение какого-либо дела.
2.Сообщение о чём-либо в официальной форме
Композиционные особенности объяснительной записки:
- наименование адресата, которому направляется объяснительная записка (название учреждения или должностного лица с указанием фамилии, имени, отчества; эта часть объяснительной записки располагается по правой стороне листа);- фамилия, имя, отчество и должность того, кто пишет объяснение пишутся в родительном падеже с предлогом От (эта часть тоже располагается по правой стороне листа); - наименование документа (пишется с большой буквы посередине строки ; после слов «Объяснительная записка» точка не ставится;- текст с кратким ее обоснованием и с уточнением лица, пишущего объяснение (пишется с красной строки);- подпись (пишется внизу справа).- дата (ставится слева под текстом).
Пример:
Директору
ООО «РАТИБОР»
Степанову Е.С.
от Петрова И.А.
Объяснительная записка
Я, Петров И.А., не смог присутствовать на торжественном собрании коллектива 5 октября, поскольку находился на приёме у врача. Справка прилагается.

октября 2012г Петров И.А.
Задание.
1. Выберите ситуацию и напишите объяснительную записку. Представьте что вы…
1) Потеряли библиотечную книгу;
2) Пропустили занятия кружка (секции и т.п.);
3) Опоздали на выездную предметную олимпиаду;
4)Сломали устройство в кабинете физики;
5)Забыли принести в школу заготовленные наглядные пособия для урока биологии.
2. Найдите ошибки, допущенные при составлении следующих типов документов. Отредактируйте их :А)Упражнение №30 (I), стр60
Б)
Директору МОБУ СОШ №16
Коваль Г.И.
от ученика 10 А класса
Иванова И.И.
Объяснительная записка
Мною было пропущено 2 учебных дня (8 и 9 октября) в связи с тем, что я ездил в г.Райчихинск на соревнования по шахматам.
Дата Подпись
(нет уточняющего лица)

Директору МОБУ СОШ №16
Коваль Г.И.
от ученика 10 А класса
Иванова И.И.
Объяснительная записка
Мною, Ивановым И.И., было пропущено 2 учебных дня (8 и 9 октября) в связи с тем, что я ездил в г.Райчихинск на соревнования по шахматам.
(нет даты и подписи)
11.Среди слов и словосочетаний, употребляющихся в официально-деловом стиле встретились и такие слова:
Аргумент-
Аргументация –
Как вы понимаете значение этих слов?
В словаре эти слова объясняются так:
Аргумент - довод, доказательство
Аргументация – привести или приводить доводы, доказательства;
свокупность аргументов
Где вы уже встречались с этими понятиями? ( при написании сочинения-рассуждения)
Как вы думаете, а в официально – деловом стиле речи может встретиться аргументация?
По мнению Г.Джонстона, работы которого сыграли важную роль в понимании сущности аргументации"Аргументация есть всепроникающая черта человеческой жизни.
Из этого следует, что и в официально – деловом стиле речи есть элементы аргументация.
Каждый человек, независимо от того, осознает это или нет, вовлечен в аргументированную деятельность. Мы аргументируем, обсуждая вопросы обыденной жизни, занимаясь научными исследованиями, размышляя о политике, решая деловые задачи. Как сделать аргументацию эффективной в различных речевых жанрах? Как разрешить конфликтную ситуацию? – Эти вопросы волнуют каждого. Вот и на уроке мы выявим функции аргументации в жанрах делового общения.
Вернёмся к образцам заявления и объяснительной записки в §9 стр.57-58.
Найдите элементы аргументации в заявлении. Что можно считать доводом или доказательством просьбы?
( в связи со сложившимися семейными обстоятельствами)
Какова, на ваш взгляд функция данной аргументации?
(Элемент аргументации необходим для того, чтобы просьба была удовлетворена, так как причина, указанная в заявлении, важна и убедительна).
Найдите элемент аргументации в объяснительной записке.
(не присутствовал на школьных занятиях, т.к. находился на стационарном лечении)
Какова функция данной аргументации?
(объяснить свое поведение или поступок и избежать конфликта или же разрешить его)
Итак, как мы установили, аргументация может присутствовать и в деловых бумагах.
12.Продолжим наше заседание и обратимся к Приложению №2. Вам предстоит самостоятельно вспомнить и изучить материал, выполнить задание и представить его результат.
Приложение №2 (1)
Памятка
Доверенность –
документ, с помощью которого одно лицо предоставляет другому лицу полномочия предпринять за него какие-либо действия (чаще всего – получить что-либо).
Форма доверенности:
наименование документа;
фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверителя;
фамилия, имя, отчество (иногда должность) доверенного лица;
содержание доверенности (что конкретно доверяется; сумма пишется цифрами и в скобках прописью);
подпись доверителя;
дата выдачи доверенности;
наименование должности и подпись лица, удостоверяющего подпись доверителя;
дата удостоверения подписи и печать.
Обратите внимание: наименование документа пишется в центре строки; под датой и подписью необходимо предусмотреть место, чтобы заверить документ. Клишированные формы (Кто? + доверяю + кому? инфинитив “получить”…) .Образец.
Доверенность.
Я, студент второго курса математического факультета Попов Игорь Викторович, доверяю студентке первого курса Семёновой Марии Петровне получить мою стипендию за сентябрь 2012 года.
Мой паспорт: (данные) . Паспортные данные Семёновой Марии Петровны: (данные)
Дата Подпись

Подпись аспиранта Попова И.В. заверяю Подпись
(начальник канцелярии;или директор предприятия
Печать)
Задание.
1.Напишите доверенность. Расскажите одноклассникам о правилах написания доверенности.
2.Упражнение №30 (II). Стр.60.
Приложение №2 (2)
Характеристика – 1. Описание характерных отличительных качеств, свойств и черт кого – чего –нибудь.
2. Официальный документ c отзывом о служебной, общественной и т. п. деятельности кого – нибудь. (закрыть)
Характеристики:
Литературнаяная Деловая
Отличие.

1.Характеризуя героя произведения, автор описывает,
его внешность,одежду, манеру держаться,
говорить, выражает
отношение к нему другогогероя.
В деловой характеристике
говорится о деловых
качествах человека и
упоминаются лишь те
его личные свойства,
которые полнее и глубже раскрывают деловое и общественное лицо человека.
Возраст.
2.Автор называет возраст приблизительно.
3.Автор описывает героя, широко используя художественно – изобразительные средства: эпитеты, сравнения, а также может употребляться
просторечная, разговорная,лексика. 2.Здесь – точно: число, месяц, год.
3.Эти средства исключены только нейтральная лексика.
4.Характеристика героя строится в соответствии с замыслом данного произведения. Поэтому композиция свободна.
5. Отличается большим разнообразием синтаксических конструкций. 4.Композиция деловой характеристики строго определена.
5.Здесь они недопустимы. Это деловое письмо, стиль официально-деловой.
Форма деловой характеристики дана на стр.58-59
1.Прочитайте текст. Какая это характеристика: литературная или деловая? Докажите. Назовите требования, обязательные для этого документа. Какие из них соблюдены, какие не соблюдены в данном тексте. Используйте форму характеристики в учебнике.
Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А
Максимова Олега Романовича, ученика 9 класса Васильевской средней общеобразовательной школы Петровского района Амурской области, 1997 года рождения.
Максимов О.Р.с 1 сентября 2004 года учится в Васильевской средней школе. Он показал себя старательным учеником, успевающим на «5» и «4» по всем предметам.
Максимов О.Р.проявляет большой интерес к гуманитарным предметам. На школьных и районных олимпиадах по русскому языку, истории, английскому языку ежегодно с 5 класса занимает призовые места; много читает.
Олег в коллективе пользуется уважением. Он добрый, отзывчивый, надежный товарищ. Его отличает активная жизненная позиция.
Максимов О.. отвечает в классе за работу учебного сектора. К порученному делу относится добросовестно. Имеет организаторские способности. Олег активно занимается спортом, посещает кружки бального танца, карате. Трудолюбив.
Классный руководитель ( подпись) Ленская З.В.
21. 09. 2015 г.
2. Прочитайте текст, определите его стиль. Является ли этот текст характеристикой героя, какой именно: деловой или литературной?
Итак, в одном департаменте служил один чиновник, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек. Что касается до чина, то он был то, что называют вечный титулярный советник. Фамилия его была Башмачкин. Имя его было Акакий Акакиевич. Когда и в какое время он поступил в департамент, никто не мог припомнить. Его видели все в той же самой должности, тем же чиновником для письма. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения.
Мало сказать: он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. В переписыванье ему виделся какой – то свой разнообразный и приятный мир. Вне этого переписыванья, казалось, для него ничего не существовало. Он не думал вовсе о своем платье, не предавался никакому развлечению. Так протекала жизнь человека, который умел быть довольным своим жребием.
Проверка.
13.Д/з §9 упр. 33 письменно
Упр.32 –устно: рассмотреть образец составления резюме, как разновидности автобиографии.
14.Итог урока. Итак, наше заседание подходит к концу.
Переходим к 5-му вопросу нашей повестки.
Для подведения предварительных итогов нашего заседания слово предоставляется Экспертному отделу, окончательные итоги будут подведены после написания автобиографии.
Назовите, кто сегодня был особенно активен в Отделе кадров и в Отделе цензуры.
В заключение мы должны с вами принять решение нашего заседания
.
Переходим к 6-му вопросу нашей повестки.
Мы выяснили, что деловая речь - самый массовый вид взаимодействия людей в обществе. Узнали, что она обладает различными жанрами, подробно ознакомились с некоторыми из них.
Решение.
1) Продолжать работу по саморазвитию в области официально-делового стиля речи.
2) Обратить внимание на составление текущих документов, отчетности и переписки в соответствии с требованиями ведения деловой документации.
3) В качестве усвоения и отработки написания автобиографии и резюме выполнить Д/з.
Кто за данное решение, прошу голосовать.
Всем спасибо, все свободны.
Лист КПУ
(коэффициент полезного участия)
– слушал, но не принимал участия,
+принимал активное участие.
.
ОТДЕЛ КАДРОВ
№ Фамилия, имя учащегося Повторение (заявление) Аукцион Задание№2 Приложение№1 Приложение№2 Итог
1 Анфилатова Анастасия 2 ВахтангуриЕвгений 3 Карасева Виктория 4 Киселева Дарья 5 Курбанов Илкин6 Лебедев Евгений 7 Меркурьева Диана 8 Савельев Денис 9 Чилеко Александр 10 Якубенко Лидия ОТДЕЛ КАДРОВ Лист КПУ
(коэффициент полезного участия)
– слушал, но не принимал участия,
+ принимал активное участие.
ОТДЕЛ ЦЕНЗУРЫ
№ Фамилия, имя учащегося Повторение
(заявление) Аукцион Задание№2 Приложение№1 Приложение№2 Итог
1 Анфилатова Анастасия 2 ВахтангуриЕвгений 3 Карасева Виктория 4 Киселева Дарья 5 Курбанов Илкин6 Лебедев Евгений 7 Меркурьева Диана 8 Савельев Денис 9 Чилеко Александр 10 Якубенко Лидия Отдел
цензуры
2 группа
Лист рабочей тетради.
(Урок -практикум).
Тема:«Некоторые жанры официально-делового стиля речи». «Знакомый незнакомец»
Цель: изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи
ЗАДАНИЯ:
1) Аукцион «Виды деловых бумаг» ( Побеждает указавший большее количество документов за1мин)
2). Перед вами слова и словосочетания, внимательно прочитайте их и подчеркните только те, которые, на ваш взгляд, употребляются в официально-деловом стиле:
Аргументация, нетрудоспособный, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, ответчик, обвинительный приговор, поставить на вид, прогулка, посоветовать, аргумент. 2 Приложение №1 (2)
1. Выберите ситуацию и напишите объяснительную записку. Представьте что вы…
1) Потеряли библиотечную книгу;
2) Пропустили занятия кружка (секции и т.п.);
3) Опоздали на выездную предметную олимпиаду;
4)Сломали устройство в кабинете физики;
5)Забыли принести в школу заготовленные наглядные пособия для урока биологии.
2. Ошибки, допущенные при составлении объяснительной записки.
А)Упражнение №30 (I), стр60
Б)1
2
Приложение №2 (2)
1.Прочитайте текст. Какая это характеристика: литературная или деловая? Убедите, что данная характеристика литературная (деловая).
2.Прочитайте текст, определите его стиль. Является ли этот текст характеристикой героя, какой именно: деловой или литературной? Убедите, что данная характеристика литературная (деловая).
1 группа
Лист рабочей тетради.
(Урок - практикум).
Тема:«Некоторые жанры официально-делового стиля речи». «Знакомый незнакомец»
Цель: изучение особенностей жанра официально-делового стиля речи
ЗАДАНИЯ:
1) Аукцион «Виды деловых бумаг» ( Побеждает указавший большее количество документов за1мин)
2). Перед вами слова и словосочетания, внимательно прочитайте их и подчеркните
только те, которые, на ваш взгляд, употребляются в официально-деловом стиле:
Аргументация, нетрудоспособный, жилищный фонд, извлекать квадратный корень, принять к исполнению, страховой полис, надлежащий, предписывать, чудесный случай, проводить исследование, ходатайствовать, ответчик, обвинительный приговор, поставить на вид, прогулка, посоветовать, аргумент. 2 Приложение №1 (1)
1).Напишите заявление упр.29 стр. 60. Расскажите одноклассникам о правилах написания заявления.
Ошибки, допущенные при составлении заявлений:
1
2
3
Приложение №2 (1)
1.Напишите доверенность. Расскажите одноклассникам о правилах написания доверенности.
2.Упражнение №30 (II). Стр.60