Конспект урока по русскому языку на тему Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.

Русский язык
Тема: Упражнения в написании слов с большой буквы и слов с разделительным ь.
Цель:
– развитие орфографических умений;
– развитие умений чтения и понимания текста.
Задачи: Образовательная (обучающая): закрепить умения писать слова с заглавной буквы и разделительным Ь, закрепить правило правописания.
Развивающая :  развивать умения сравнивать и различать слова с разделительными Ь и обозначающим мягкость, развивать мышление  на основе упражнений, развивать вербальную память на основе упражнений с запоминанием.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, внимание, усидчивость, интерес к предмету через содержание учебного материала
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
 Методы обучения: практические.
Формы работы : практическая работа (урок включает в себя, фронтальную и групповую работу).
Этапы
Деят-ть учителя
Деят-ть учащихся
УУД

1.Орг.момент
-Здравствуйте, ребята! Садитесь!
-Сели ровно, проверили свою осанку и приготовились слушать.



2.Актуализация знаний
-Откройте тетради на стр. 19
- Посмотрели на первую строку. Что запишем на первой строке?
- Верно, на первой строке мы запишем число.
-На следующей строке обведем по воздуху слова Классная работа. Скажите какая орфограмма нам встретилась?
-Число





- Удвоенная согласная
Познавательные УУД:
1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) представлять информацию в виде схемы;
3) выявлять сущность, особенности объектов;
4) на основе анализа объектов делать выводы;
5) обобщать и классифицировать по признакам;
6) ориентироваться на развороте учебника;
7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД:
1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) развиваем умение слушать и понимать других;
2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) оформлять свои мысли в устной форме;
4) умение работать в паре.
Личностные результаты:
1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;
3) формируеммотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


3.Чистописание
-Теперь посмотрите на строчки и определите цель и тему нашего чистописания.
- Что мы будем сегодня писать?
-Букву Ч совершенно верно.
-Посмотрите внимательно на букву ч и на рисунки. Что общего у рисунка и буквы Ч?
-А какой еще элемент?
-Волна, совершенно верно 2 элемента, которые похожи на флажок.
-Теперь запишем буквы и элементы на следующей строке.
-А теперь посмотрите на флажки, возьмите в руки простой карандаш и нарисуйте еще 2 таких флажка.
Теперь заштрихуйте флажки так, чтобы направление штриховки было разное.
-Пока мы заштриховываем флажки, нам Артем расскажет, какое направление штриховки он выбрал?
-У вас есть сочетание букв с нашей буквой.
-Ребята, внимательно посмотрите на эти сочетания и скажите, какие орфограммы нам встретились?
- Как пишется ЧК, чн?
-Как пишется сочетание чу, ча?
-Ребята, напишите все сочетания до конца строки и подчеркните орфограммы.

-Прочитайте слова на следующей строке.
-Давайте правильно разберем значение этих слов. Сейчас руки положите все правильно, писать мы ничего не будем.
-Что такое чек?

-А сейчас нам выйдет и прочитает значение слова в толковом словаре.
-С чего начнем?
-Нашел? Читай?



Следующее слово чучело.
-Что такое чучело?





-Орфограмму, чу подчеркиваем.
- В слове дочка какая орфограмма?
-Как пишется орфограмма?
Подчеркнули.

Следующее слово Ручьи. Какая орфограмма в этом слове?
-Что разделяет он?
Подчеркните.

Следующее слово Чайка.
-Какая орфограмма?
Подчеркнули.
Сели правильно, проверили свою посадку и приготовились к словарной работе.



- букву Ч


- есть одинаковая ножка



-волна














-Сверху вниз, по диагонали.






- ЧК, чн, ча, чу




-без ь
- с буквой у, с буквой а





1 ребенок читает







·-На нем записаны продукты, которые купил человек.



-Найдем букву Ч.
Чек - а) талон из кассы с обозначением денежной суммы, полученной за товар; б) ценная бумага.



-На масленицу сжигают чучело, отпугивает ворон на огороде, в музеях чучело животных.


-ЧК

- без ь


- разделительный ь


- согласный и гласный


-Ча-ща


3. Словарная работа
Прочитайте слова в тетради. Что в них особенного?
Вставьте пропущенную букву.
Образуйте от них фамилии. Запишите фамилии.
Какое правило знаем при написании фамилий?


Корова, заяц, баран, барсук, лисица.
Коровин, Зайцев, Баранов, Барсуков, Лисицына.
-Фамилии пишутся с заглавной буквы.


4.Физкультминутка для глаз
Следим глазками за цветиком-семицветиком.



5. Формулирование темы урока.
-Скажите, пожалуйста, какая тема сегодняшнего урока?
-Хорошо ребята, когда мы пишем заглавную букву?

-Читая книгу, я увидела слово, лев написано с маленькой буквы, а потом слово Лев я прочитала с большой буквы. Могло ли такое быть?
-Имена как пишем?
-А названия животных?
Работа по группам.(на доске)

1 группа – имена, фамилии, отчества.(дети с ОВЗ)
2 группа - имена сказочных героев.(все остальные)
3 группа – географический названия.(одаренные дети)
-Какие слова остались?
-Что общего у этих слов?
-В какую группу их отнесем?

Послушайте загадки. Отгадайте их и постарайтесь запомнить слова отгадки.
1.Моя дорога есть лианы
Моя еда бананы
Деревья – это дом сплошной
Без них жизнь стала бы пустой.
2.Есть в лесах могучих зверь
Ты, сынок, уж мне поверь
Ест малину, любит мед
Кто его мне назовет?
3.Птица медленно плывет
Словно белый теплоход
Горделиво и красиво
Терпеливо и пугливо.
4.Не лицо, а рыло
Землю перерыло
Закрутила хвостик я
Потому что я .
5. Он других не обижает
Ест траву, в лесу гуляет
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками.
-Что общего у слов-отгадок?
-На какие группы разделим?

Запишем слова с разделительным ь на следующей строке в тетрадь. Первое слово с большой буквы, подчеркиваем ь.
-Написание заглавной буквы.
- в именах, фамилиях, географических названиях.

- Да. Есть имя Лев и название животного.




- С большой
- С маленькой








-платье, колья, семья
-разделительный ь
-слова, которые пишутся с маленькой буквы.




-обезьяна




-медведь



-лебедь



-свинья



- лось




-с мягким знаком
- на разделительный и обозначающий мягкость.



-Обезьяна, свинья, платье, колья, семья.


6.Физкультминутка
Солнышко лучистое.



7. Применение новых знаний
-Итак, вы отдохнули и мы приступаем к следующему этапу.
Откройте учебник на стр 33. Прочитайте фамилии на рисунке вверху.
-От каких слов они образовались?
-А почему Лебедевы могли получить такую фамилию?
-Орлов?
-Петухов?

-На стр. 33 есть упр.36.
- Саша прочитает нам задание.
Текст большой, прочитаю его вам я.
Итак, нам этот текст написал Виталий Бианки. Вы знаете, он всегда писал о животных, а этот текст о чем?
-Вы, конечно же, быстро нашли фамилии. Нам эти фамилии нужно записать в алфавитном порядке. Но запишем мы не все, а только те в которых есть орфограммы, о которых мы говорили сегодня на уроке.
Подчеркните орфограммы.
Итак, мы закончили писать упражнение, положите ручки, закройте тетради. Все убрали на край стола, посмотрели за посадкой.




-Орлов, Лебедев, Петухов

-орел, лебедь, петух

-шея длинная

-нос как у орла
-гребешок из волос








- о фамилиях людей



-Воробьев, Курочкин, Соловьев, Уточкин




8.Рефлексия
-Ребята, понравился вам наш урок? У вас на столах экран настроения. Возьмите и раскрасьте лицо такое, какое у вас настроение.
-Какие знания мы повторили сегодня?
-Когда слова пишутся с заглавной буквы?
-Перед какими буквами гласных пишется разделительный ь?
Урок окончен. Встали все. Спасибо за урок. Можете идти на перемену.





-Написание буквы Ч, написание заглавной буквы и разделительного ь.
-В именах, фамилиях и т.д.


- е, ё, ю, я, и











13PAGE 15


13PAGE 141115






Рисунок 6цђ Заголовок 315