Брей-ринг Опорно-двигательная система человека


Брей-ринг.
Обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система человека».
Цель игры: закрепление материала темы, стимулирование интереса учащихся по данному разделу биологии, развитие навыков применения биологических знаний в повседневной жизни.
Задачи
Познавательные
- углубить знания об особенностях строения опорно-двигательной системе человека; её взаимосвязи строения и выполняемыми функциями;
- обобщить знания о влиянии физических упражнений на здоровье человека;
- закрепить знания об оказании доврачебной помощи при повреждениях опорно-двигательного аппарата.
Развивающие
- развивать повышенный интерес к биологии и медицине;
- развивать коммуникативные качества; навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать память и логическое мышление, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Воспитательные
- создать на уроке атмосферу доброжелательных отношений между всеми участниками игры; настрой творческого поиска;
- формирование положительного отношения к физическим упражнениям; к здоровому образу жизни;
- воспитывать патриотическое сознание – гордость за великих российских учёных, врачей.
Оборудование: таблицы «Ткани», «Скелетные мышцы»; модели скелета и торса человека; микроскопы, микропрепараты мышечных тканей.
Ход урока
Организационный момент. (1мин)
Условия игры. (2 мин)
Игра «Брейн-ринг» длится 30 минут. Все знают условия этой игры. Класс разделён 3 команды. Все команды одновременно получают вопрос. Команда, которая быстрее подготовит ответ, поднимает карточку соответствующего цвета (1 – красный, 2 – синий, 3 – зелёный). После этого одному члену этой команды даётся право ответить. За правильный ответ команда получает балл. Если в течение 30 секунд ответа не последовало, тогда отвечает учитель. В этом случае ни одна из команд балла не получает.
Команда, набравшая большее количество очков – победитель.
Чтобы победить в нашей игре, нужно пройти 9 туров. Каждый тур имеет своё название. За ходом игры будет следить жюри (3 человека), которое будет ставить баллы.
Ход игры.
Тур А. Что такое? (3 мин.)
Что такое гиподинамия?
(Снижение силы скелетных мышц и появление мышечной слабости).
Что такое миозин? (Белок сократительных волокон мышц)
Что такое остеохондроз? (Дистрофическое заболевание позвоночника, характеризующееся преимущественным поражением межпозвоночных дисков).
Что такое осанка? (Привычное положение тела, которое человек сохраняет при неподвижном стоянии и в движении).
Что такое тонус? (Длительное стойкое нервное и мышечное возбуждение, не сопровождающееся утомлением).
Что такое плоскостопие? (Деформация, выражающаяся в снижении свода стопы).
Что такое «плавающие рёбра»? (Неприкреплённые к грудине 11-я и 12-я пара рёбер).
Что такое надкостница? (Наружная соединительно-тканная оболочка кости, обеспечивающая рост кости и её восстановление при повреждениях).
Что такое сустав? (Подвижное соединение костей, обеспечивающее их перемещение относительно друг друга).
Что такое сухожилие? (Плотная соединительно-тканная часть мышц, с помощью которой мышцы прикрепляются к костям).
Тур Б. Где? (3 мин)
Где расположены короткие мышцы? (В тех частях тела, где амплитуда движений очень маленькая, на лице, в кистях рук).
Где у человека располагаются лучевая и локтевая кости? (На предплечье).
Где располагаются широкие мышцы? (На груди и на спине).
Где находится красный костный мозг? (В плоских костях).
Где располагаются круговые мышцы? (Губы, сфинктер кишечника).
Где находится самая маленькая кость? (В среднем ухе – стремечко).
Где была придумана игра волейбол? (В 1895 году в США У. Морганом).
Где располагаются остеогенные клетки? (В растущей костной ткани).
Где, в каких органах есть поперечно-полосатые мышцы? (В сердце).
Где находятся короткие кости? (Где нужна дополнительная прочность, например, в запястье).
Тур В. Сколько? (3 мин)
Сколько в теле скелетных мышц? (Более 600).
Сколько весят мышцы? (30 – 35 % от веса тела).
Сколько позвонков в шейном отделе позвоночника? (Семь).
Сколько всего костей у человека? (200).
Сколько весят все кости? (10 – 12 % от веса тела).
Сколько изгибов позвоночника у человека? (Четыре – два лордоза и два кифоза).
Сколько костей входит в стопу? (26. Предплюсна – 7, плюсна – 5, фаланги пальцев – 14).Сколько костей входит в лицевой отдел черепа? (15).
Сколько костей входит в кисть? (27. Запястье – 8, пясть – 5, фаланги пальцев – 14).Сколько костей входит в мозговой отдел черепа? (8. Четыре непарные и две парные).Тур Г. Почему? (4 мин).
Почему утром человек выше, чем вечером? (К вечеру сжимаются хрящевые диски между позвонками и рост человека уменьшается).
Почему после длительной болезни человека учат ходить? (Потому что мышцы у человека атрофируются, снижаются навыки, управляющие ходьбой).
Почему для человека очень важна координация движений? (При правильной координации движений человек не делает ненужных вспомогательных движений, не тратит зря свои силы).
Почему девочкам нельзя прыгать с высоты на твёрдую почву? (Кости таза ещё не срослись, а они в дальнейшем играют большую роль при родах).
Почему хорошо развитый скелет облегчает работу мышц? (Хорошо развитый скелет позволяет мышцам выдерживать большую нагрузку, так как они прикрепляются к костям).
Почему в теле ребёнка костей больше, чем у взрослых? (Многие кости ещё состоят из хрящей и не срослись).
Почему перед соревнованиями спортсмен делает разминку? (Чтобы кости и мышцы пришли в рабочее состояние и могли выполнять большой объём работы).
Почему детей в возрасте 7 – 9 месяцев нельзя учить ходить? (Кости ещё не окрепли и легко деформируются).
Почему после длительной физической работы мы устаём? (В сокращающихся мышцах образуется молочная кислота, которая угнетает их работу).
Почему приём детей в большинство спортивных секций проводят в 7 – 10 лет? (До этого времени ещё недостаточно развита костно-мышечная система, большие нагрузки вредно на ней отражаются).
Тур Д. Найдите лишнее понятие (объясните почему). (3мин).
Функции опорно-двигательной системы: энергетическая, формообразующая, опорная, кроветворная, обменная. (Энергетическая функция является активной, остальные – пассивные).
Скуловая, клиновидная, носовая, верхнечелюстная, нижнечелюстная. (Клиновидная кость расположена в мозговой части черепа, а остальные – в лицевой.)
Шейный отдел, грудной отдел, тазовый отдел, крестцовый отдел, копчиковый отдел. (Тазовый отдел не является отделом позвоночника).
Большая грудная, малая грудная, портняжная, прямая мышца живота, косая мышца живота. (Портняжная мышца расположена на нижних конечностях).
Длинные, прямые, широкие, короткие, круговые. (Прямые мышцы классифицируют по размеру, а остальные – по форме).
Тур Е. Что изображено? (2 мин).
Команды получают карточки.
Ответы:
Мышцы спины
Большая и малая ромбовидные мышцы.
Нижняя задняя зубчатая мышца.
Пояснично-грудная фасция.
Трапециевидная мышца.
Широчайшая мышца спины.
Тур Ж. Узнайте изучаемый объект по внешнему виду. (2мин)
Работа с карточкой.
Ответы:
Типы осанки
Нормальная.
Сутулая.
Кифотическая.
Лордотическая.
Сколиоз.
Тур З. Какие вы знаете пословицы или высказывания о здоровье человека? (2 мин.)
«В здоровом теле – здоровый дух» русская пословица;
«Здоровье дороже денег» русская пословица;
«Богатство нации – это её здоровье» А.Д.Сахаров;
«Здоровье – это вершина, на которую человек должен подняться сам» А.В. Суворов;
«Правильная осанка – залог твоего здоровья» И.П. Павлов.
Тур Д. Составить синквкйн на тему игры (3мин).
Предлагает вниманию учащихся свой синквейн (пятистишие):
Здоровье.
Бесконечное, необходимое.
Приспосабливает, изменяет, спасает.
В мире людей жить помогает.
Ценность.
Тур Е. Конкурс презентаций на тему: «Опорно двигательная система» (9мин).
Подсчёт баллов. Комментирование оценок (2 мин).
Рефлексия урока (1мин).
Задаём вопросы: достигли ли вы цели урока? Что нового узнали? Что хотели бы узнать ещё? В какой степени? Какие вопросы вызвали наибольшее затруднение. Раздаем сигнальные карточки (красная – много моментов было не понятно; зеленая - на уроке материал был понятен; желтая – нужно поработать над некоторыми вопросами).