Конспект урока на тему Урок — мастерская по творчеству С.А. Есенина


(Урок - мастерская по творчеству С.А. Есенина)
Учитель Афанасьева Г.Н. Т.Н.
Цели и задачи: 1) повторить и обобщить изученное по творчеству Есенина,
побудить учащихся осмыслить позицию Есенина заново,
сформировать у учащихся взгляд на творчество поэта в целом, оценить его с позиции современности;
2) привести в систему полученные знания о лирике С.А.Есенина (темы и мотивы его поэзии; своеобразие есенинской образности, музыкальности его стихов и т.д.)
3) отрабатывать навык анализа лирического произведения;
4) пробуждать у учащихся любовь к поэзии Есенина, к прекрасному, к искусству.Оборудование урока:
Портрет С.А.Есенина
Книжная выставка «Произведения С.А.Есенина»
Грамзапись песен на стихи С.А.Есенина и песни «У Есенина день рождения»
Класс поделен на 4 группы (по 5 - 6 человек в группе)
Ход урока.
I. Для эмоционального настроя на урок звучит песня «У Есенина день рождения..»Вступительное слово учителя
Творчество любого поэта можно принимать или отвергать. Никто не может заставить нас насильно полюбить те или иные стихи. Но, наверное, среди современных читателей не найдется такого, кому бы стихи Есенина не нравились, кого бы они оставили равнодушным.
Время строго производит отбор в жизни и творчестве поэта: поэт из быта переходит в бытие – все бренное, суетное, сиюминутное, что не является его истинной сущностью, - уходит. В вечности остается вечное, искреннее, честное. Об этом говорил и сам Есенин в одном из своих стихотворений:
Лицом к лицу
Лица не увидать
Большое видится на расстояньеЯ надеюсь, что эта формула поможет нам сегодня, спустя более 100 лет со дня рождения поэта, постичь его истинный талант.
II. Индукция.
Назовите слова и словосочетания, фразы, т.е. смысловые ассоциации, которые возникают в вашем воображении, когда вы слышите произносите имя Сергея Есенина.
(Учащиеся называют. . . . .)
-А теперь на основе ассоциаций составьте связный текст о Есенине.
III. Самоконструкция.
На фоне грамзаписи «Клен ты мой опавший» учащиеся создают текст из 5-6 предложений
- После прочтения 4-х работ учащихся учитель читает стихотворение Н.Брауна
«Сергей Есенин»
В этом имени слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет
Что-то есть в нем от русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь березы
И синь рассвет
Что-то есть в нем из от весенней
Грусти, юности, чистоты…
Только скажут:
Сергей Есенин –
Всей России встают черты.
И над заводью месяц тонкий,
И в степи, у заросших троп,
Красногривого жеребенка
Неуклюжий, смешной галоп;
И весенних осин сережки,
И рязанского неба ширь,
И проселочные дорожки,
И при….. камыши…
Учитель: Давайте прикоснемся к поэзии Есенина и представим стихи, которые на
ваш взгляд, могут служить визитной карточкой поэта и человека С.А.Есенина.
IV. Проверка домашней работы
(Каждая группа представляет стихотворение С.А.Есенина, которое с точки зрения этой группы может служит визитной карточкой С.А. Есенина. Свой выбор обосновывают. От каждой группы выступает 2 человека
выразительно читает или читает наизусть стихотворение
обосновывает свой выбор)
V. Социоконструкция (работа в группах)
Учитель: Стихи Есенина трогают душу, берут за сердце, легко запоминаются
По словам Алексея Толстого, поэзия Сергея Есенина есть как бы разбрасывание обоими пригоршнями сокровищ его души
Сам Есенин говорил о нелегкой задаче, которая стоит перед ним:
Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушать,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души…
Давайте попытаемся осмыслить поэзию Есенина заново и оценить его творчество с позиций современности.
(Каждая группа получает задание: выразительно прочитать указанное стихотворение и проанализировать его по вопросам)
1 группа – «Песнь о собаке»
2 группа – «Не бродить, не мять в кустах багряных…»
3 группа – «Мы теперь уходим понемногу…»
4 группа – «Гой ты, Русь моя родная…»
Вопросы: - Прочитайте выразительно стихотворение
- Определите тему и основную мысль стихотворения
- Какими настроениями и чувствами проникнуто стихотворение?
- Какие словесные образы создал Есенин в этом стихотворении?
- Какими изобразительными средствами языка пользовался Есенин для
создания этих словесных образов?
- Чем современны эти стихи для вас?
Работа в группах по 10 минут
От группы 2 выступающих:
1 – выразительно читает стихи
2 – Дает анализ стихотворения
После выступления групп – обобщения учителя.
Учитель: С момента появления первых стихов Есенина прошло без малого 100
лет. Это огромный срок! Но стихи его живут. Для многих он стал одним
из вечных поэтических спутников, потому что все, о чем говорит Есенин
из области вечного!
Как вы думаете, а что же питало поэзию Есенина?
(Красота родной земли, народные песни, сказки, любовь ко всему живому, к жизни)
Лирике Есенина свойственны напевность, мелодичность,
«Степным пением» назвал сам поэт свое творчество. Поэтому его стихи
легко ложатся на музыку.
VI. Заключение урока:
На фоне грамзаписи песни «Над окошком месяц» учитель читает
отрывок из книги В.Астафьева
VII. Домашнее задание
Написать сочинение – эссе «Мой Есенин»