Занятие по конструированию для детей старшего дошкольного возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на тему Снеговик


Тема: Снеговик.
Цель: формирование навыка конструирования из плоскостных форм по теме «Снеговик».
Задачи:
Образовательные: учить конструировать снеговика из плоскостных форм по подражанию, образцу, словесной инструкции; зрительно выделять основные части, закреплять умение правильно называть геометрические фигуры, пользоваться этими названиями при анализе образца; продолжать учить объединять свои постройки единым сюжетом, побуждать к практическому использованию выполненной постройки; закреплять знания и представления о знакомых предметах в окружающем мире, знать их назначение, видеть их особенности.Коррекционно-развивающие: развивать психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, мелкую моторику, пространственную ориентировку, речевую функцию; развивать игровую направленность детской конструктивной деятельности.
Воспитательные: развивать положительное отношение к занятиям, интерес к конструированию; воспитывать самостоятельность при выполнении работ, развивать умение доводить начатое дело до конца, проявлять терпение при затруднениях, вызывать чувство радости при удавшейся постройке; учить адекватно оценивать результаты работы, формировать и развивать навыки и умения коллективной деятельности, формировать трудовые операции в процессе конструирования
Оборудование: набор геометрических фигур, картинка-образец, игрушки для обыгрывания, сюжетны картинки
Ход занятия:
I . Организационный момент.
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, Зимушка-Зима!
Здравствуйте, мои друзья!
Всех вас рада видеть я!
II. Вводная часть
1.Коррекционная направленность начала занятия.
Подготовительные игровые задания и упражнения по сенсорному развитию: на восприятия цвета, формы, величины и пространства: «Сравни по цвету», «Форма предметов», «Где находится игрушка?»
- Покажите и назовите все красные (зелёные) игрушки.
- Какие предметы круглой формы? Что бывает круглым?
- Какие игрушки находятся наверху, внизу; мяч где? И т.д.
2.Тренировочные упражнения в непредметном конструировании
А — воспроизведение сочетания фигур по подражанию
Б — воспроизведение перемещения одной (двух) фигуры
- Хотите играть? Будем играть вместе.
- Посмотрите, какие я вам приготовила фигуры. Покажите такую фигуру. Как она называется? Скажем вместе. А что это? Есть такая фигура у вас? («Покажите»). Парные фигуры приближают друг к другу, соотносят указательным жестом, называют. После этого переходят к воспроизведению расположения фигур («Теперь будем играть по-другому. Возьмите прямоугольник. Расположите (поставьте, положите) его вот так, а теперь так. Посмотрите внимательно. А теперь переверните вот так...» и т. д.). Сначала действуют с одной фигурой, затем с другой.
3. Постановка цели. Игровая мотивация: «Снеговик и его друзья»
Меня не растили - из снега слепили.  Вместо носа ловко вставили морковку.  Глаза - угольки, руки - сучки.  Холодный, большой, кто я такой? (Снеговик)
Обидно мне. Ребята меня слепили,А про меня забыли.Стою я такой несчастный,Один я скучаю ужасно.
- Что нужно сделать, чтобы снеговик не скучал?
4. Рассматривание сюжетных картинок, беседа.
III. Основная часть.
Изучение готовой конструкции – анализ образца: снеговик
(Изучение: специально организованное его наблюдение и рассматривание, осуществляемое под руководством педагога)
- целостное восприятие объекта, выделение основных частей. Дети называют предмет, затем переходят к выделению основных частей. Большое внимание уделяется выяснению того, какую роль в самом предмете играет определенная часть или деталь: Зачем нужна голова? И т.д.
- определение (выделение) формы каждого элемента и подбор нужных, соответствующих этим элементам строительных деталей. (Использовать вспомогательные движения — обведение каждой части предмета или конструкции по контуру (педагог обводит сам, потом предоставляет возможность сделать это каждому ребенку) Обращаясь к детям, педагог указывает, на конструкцию-образец, спрашивает: «Что это? Правильно, голова. Из чего она сделана? Какая фигура здесь использована? Покажите, найдите их. Правильно. Как они называется?
- последовательность выполнения: объяснить, с чего начинать работу: теперь поговорим, с чего начинать работу. В первую очередь надо сделать ноги или туловище? Конечно, ноги, ведь туловище опирается на них. И т.д.
2. Физкультминутка «Снеговик»
Лепим мы снеговика (Дети показывают всё, о чём говорят)Шляпу, нос, глаза, бока.Он не мал и не велик (Приседают, встают)Вышел славный снеговик! (Руки на пояс, повороты корпусом влево- вправо)
3. Конструктивная деятельность:
Конструирование учителем-дефектологом с подробным речевым сопровождением. Вот посмотрите, как это буду делать я. Спросим у Снеговика, нравится ли ему такой друг?» (Все хором отраженно спрашивают.)
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»

Давай, дружок, смелей, дружок, "Лепят снежок". Кати по снегу свой снежок — "Катят". Он превратится в толстый ком, Показывают шар руками. И станет ком снеговиком. "Рисуют" руками снеговика. Его улыбка так светла! Показывают улыбку. Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают. Но солнце припечет слегка — Рука у лба, смотрят на солнце. Увы — и нет снеговика. Пожимают плечами, руки в стороны.
  Выполнение задания детьми. Практическое конструирование. (по образцу и несложной словесной инструкции, по подражанию)
- Приступайте к работе!
Когда детям предлагается приступить к работе, дефектолог должен дать им возможность попытаться справиться с заданием самостоятельно. Внимательно следя за работой каждого ребенка, заметив затруднения и определив их характер в каждом конкретном случае можно начинать _индивидуальную работу. Помощь ребенку оказывается путем повторного обращения к образцу: конструкцию-образец следует приблизить к нему, обратить внимание на те моменты, которые вызвали у него затруднения, использовать указательный жест и словесное объяснение. Можно также привлечь ребенка к рассматриванию работы товарища, предложить справившемуся с заданием ребенку объяснить, помочь тому, у кого возникли затруднения. Можно выполнить работу вместе с ребенком.
Оценка готовых построек. Анализ выполненных работ: педагог просит всех внимательно рассмотреть их и сравнить с образцом.
IV. Заключительная часть.
1. Совместное обыгрывание построек.
Дети объединяют свои постройки, и развёртывается игра, в ходе которой они убеждаются в практической надобности своих построек.
Игровые задания: «Помоги снеговику назвать предметы ласково», «Один-много», «Мой, моя, мои»
2. Итог занятия: формирование положительной установки на продолжение деятельности, развитие желания научиться новому, формирование мотивационно-потребностного плана деятельности.
- Понравилось вам занятие? Понравилось вам играть со снеговиками? Молодцы! Мне тоже очень понравилось. Снеговик благодарят вас за помощь. Попрощаемся с ним. А хотите еще строить? Хотите, чтобы я научила вас строить... (называет следующую тему)? Хорошо, я все покажу вам в следующий раз.