Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности на тему Русская матрешка (дети 6 года жизни)


Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 14
Технологическая карта непосредственно – образовательной деятельности. Продуктивная деятельность (Рисование).
Старшая группа (дети 6 года жизни).
Воспитатель: Билалова Диляра Радековна
Тема: «Русская матрешка».
Цель: Учить рисовать матрешку, передавая форму, пропорции и элементы оформления.
Задачи:
Образовательная: Познакомить детей с историей возникновения матрешки, ее видами.
Развивающая: Развивать творческие способности детей; развивать глазомер, чувство цвета и формы.
Воспитательная: Воспитывать любовь к народному искусству.
Этап,
продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Деятельность воспитанников Методы,
формы,
приемы,
возможные виды деятельности Результат
Психологический настрой, 1 мин Создание атмосферы психологической безопасности: эмпатическое принятие, эмоциональная поддержка ребенка - Ребята, старшей группы, все готовим свои рабочие места и настраиваемся на занятие. Рассаживаются на свои места. Беседа
Психологическая готовность
Вводно-организационный,
1–2 мин Организация направленного внимания - Итак, все правильно сели на свои места и приготовились меня слушать. Выполняют просьбы воспитателя Вводно – организационное слово воспитателя Формальная готовность к предстоящей деятельности.
Мотивационно-побудительный,
1–2 мин Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах - Ребята, сегодняшнее занятие очень интересное. Мы с вами будем разговаривать о деревянной кукле-сувенире русского народа в нарядном платье. А когда познакомимся с ней, попробуем ее нарисовать. Осознают и принимают поставленную задачу Создание проблемной ситуации.
Придание личностной значимости предстоящей деятельности. Внутренняя мотивация на деятельность
Актуализация,
3 мин Актуализация имеющихся знаний, представлений.
Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений - Кто догадался, о чем идет речь? Непросто, правда? Я вам загадаю загадку и дам маленькую подсказку:
Алый шелковый платочек,Яркий сарафан в цветочек,Упирается рука в деревянные бока.А внутри секреты есть:Может три, а может шесть.Кукла первая толста,А внутри она пуста,Разнимается она на две половинке,В ней живет еще однаКукла в серединке.Разрумянилась немножко,Наша русская…
- Правильно! О ней и пойдет речь. - Матрешка! Беседа, приемы активизации самостоятельного мышления детей.
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового
Получение и усвоение нового объема знаний,
6 мин Усвоение определенного объема знаний и представлений. - А сейчас, послушайте рассказ. Матрешка считается символом России. Но пришла она к нам из Японии еще в 19 веке, это была японская игрушка, внутри которой находилась такая же, но только поменьше раскроешь вторую, а там третья. Понравилась русским мастерам такая игрушка, и решили сделать мастера такую же русскую игрушку. Сначала мастера сделали фигурки-заготовки из дерева, а затем художникам отдали.
- Расписали русские художники матрешку на славу: губки бантиком, румянец на щечки яблочками лег, прикрыл голову веселый платочек, свесилась из - под него толстая коса. И так захотелось этой деревянной куколке русское имя дать. Только какое? Дуняша? Маняша? Матреша! И стали новые игрушки матрешками.
- Какая матрешка, по-вашему, дети?
- Ребята, а вы знаете, что матрешка бывает разная Майданская, Семеновская, Загорская, Воронежская. А как вы думаете, чем они отличаются?
- Они отличаются росписями, узорами на сарафане и платке. Например, у Майданской матрешки нет платка, сарафана и фартука. Матрешку условно делят пополам и украшают цветами в черном контуре. А у Семеновской матрешки есть платок, сарафан и фартук. Фартук украшен яркими букетами. Чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете.
- А какие узоры увидели вы на матрешке? - Деревянная, красочная, яркая, разъемная, веселая, интересная, загадочная, румяная.
Слушают рассказ воспитателя и отвечают на вопросы.
- Ягоды и листья, цветочки. Показ и рассказ. Овладение определенным объемом знаний.
Овладение умениями слушать воспитателя.
Динамическая пауза, 2 мин. Смена вида деятельности, предупреждение переутомляемости - Я предлагаю вам сегодня побыть мастерами по росписи матрешек, но вначале физкультминутка.
Прежде, чем рисовать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Повторяют действия воспитателя Чтение стихотворения Снятие напряжения,
эмоциональная и физическая разрядка.
Практическая деятельность,
7 мин. Закрепление определенного объема знаний и представлений о росписи матрешки и умение передать эти знания на продуктивной деятельности - Подумайте, ребята, как лучше разместить лист бумаги, вертикально или горизонтально?
- А теперь посмотрите, как я буду рисовать матрешку. Делаем набросок простым карандашом: сначала рисуем туловище - большой овал, оставив вверху место, затем сверху рисуем меньший овал, сглаживая переход от головы к туловищу, теперь рисуем плавные линии. Внизу срезаем овал, чтобы наша матрешка не упала и не была похожа на неваляшку.
- Одеваем матрешку в сарафан, фартук и платок, по бокам туловища или живота рисуем руки. Цветными карандашами рисуем лицо: глаза, рот, нос и брови. Берем краску и оформляем нарядную матрешку красивыми узорами из цветов. Ребята, всем понятно, как рисовать. Кому требуется помощь или объяснение - я подойду. Начинайте рисовать, а я прочитаю вам стихотворение:
Восемь кукол деревянных,Круглолицых и румяных,В разноцветных сарафанах.
На столе у нас живут,Всех матрешками зовут.Кукла первая толстаА внутри она пуста.Разнимается она на две половинкиВ ней живет еще одна кукла в серединкеЭту куколку открой –Будет третья во второй.Половинку отвинти .Плотную, притертую –И сумеешь ты найтиКуколку четвертуюВынь ее да посмотриКто в ней прячется внутриПрячется в ней пятаяКуколка пузатаяА внутри пустаяВ ней живет – шестаяА в шестой – седьмаяА в седьмой – восьмаяЭта кукла меньше всехЧуть побольше, чем орехВот поставленные в рядСестры – куколки стоят- Сколько вас? – у них мы спросим.
И ответят куклы восемь.
Практическая помощь детям, ответы на возникающие вопросы. - Горизонтально.
Практическая работа детей Показ и объяснение. Овладение определенным объемом знаний.
Овладение умениями работать по этапам, слушать воспитателя, помогать другу.
Заключительный этап,
3 мин Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
- Ребята, наше занятие подходит к концу, давайте заканчивать.
- Итак, скажите, о чем мы с вами сегодня занимались?
- А теперь, ребятки, пусть каждая матрешка найдет себе подружку (дети выбирают понравившихся матрешек и вешают на доску рядышком (парой)- Знакомились с матрешкой, рисовали ее, слушали стихотворение.
Ответы детей, рассуждения и мнения. Беседа, обсуждение.
Фронтальная работа, индивидуально-коллективная Осознание себя как участника познавательно
го процесса.