Технологическая карта урока по технологии на тему Народные промыслы. Работа с текстильным материалом. Матрешка ( апплицирование)


Технология
Дата:
Класс: 2
Тема: Народные промыслы. Работа с текстильным материалом. Матрешка ( апплицирование).
Тип урока: открытия новых знаний.
Цель: познакомить с историей матрешки. Научить различать произведения хохломских, дымковских и городецких мастеров, работать с шаблонами, составлять аппликацию.
Планируемые результаты:
Предметные:
-использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону,
- использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента.
- осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.
Личностные результаты
Создание условий для формирования следующих умений:
- уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;
- понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
- учиться планировать практическую деятельность на уроке;
- работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
- определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
Познавательные УУД:
- сравнивать конструктивные и декоративные особенности предметов быта и осознавать их связь с выполняемыми утилитарными функциями, понимать особенности декоративно-прикладных изделий, называть используемые для рукотворной деятельности материалы;
- самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.
Коммуникативные УУД:
- уметь слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение;
- уметь вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать изделия;
- вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;
- учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Необходимое ресурсы и техническое оборудование: компьютер, проектор, цветная бумага, картон, клей, ножницы, шаблон.Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1. Организационный момент. Приветствие учителя.
Проверка готовности учащихся к уроку. Коммуникативные
2. Самоопределение к деятельности. Отгадайте загадку:( с.2)
Рядом разные подружки,Но похожи друг на дружку.Все они сидят друг в дружке,А всего одна игрушка.Ответ: Матрешка Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
3.Работа по теме урока. Вводная беседа:
Матрёшка – символ России, деревянная куколка с секретом.
Обычно в матрёшках помещали по 10 дочек. Но в музеях можно найти уникальные экземпляры с большим количеством внутренних матрёшек. Мастера из разных городов России умудряются вытачивать до 50 деток каждой расписной красавицы. Она – добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.
-А что вы знаете о матрешках? (Ответы детей).
- Послушайте биографию матрешки.
Деревянные куклы, помещающиеся одна в одной, пришли к нам из Японии.
Первым расписал русскую матрешку художник С.А.Малютин.Всем полюбилась веселая крестьянская девочка. Одета она в традиционный русский костюм: платок, сарафан и передник.Видимо от русского имени Матрена и возникла ласковое название «Матрешка».
Матрешек делают из дерева. Для изготовления матрешки используют такие деревья как, береза и липа, т. к. у них мягкая и легкая древесина.
Виды матрешек:
Эксперты выделяют несколько видов матрешки, классифицируя их в основном по территориальной принадлежности. Это загорская, семеновская, полхов-майданская, и тверская матрешки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления.
1)Загорская или сергиево-посадская матрешка.(с.3)
Сергиево-посадская матрешка - это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Матрешечники применяют простые приемы росписи, а в заключении наносят лаковое покрытие.
2) Семеновская матрешка.( с.4)
Отличается от сергиевской непринужденной манерой росписи и отсутствием строгих критериев образа матрешки. Если в загорской матрешке угадываются черты горожанки, то семеновская - несомненно, сельчанка с самобытными мотивами в одежде и обилием цветочных мотивов
3) Полхов-Майданская матрешка.( с.5)
применяла свои собственные художественно-декоративные наработки в оформлении матрешек. Также матрешку отличается удивительное разнообразие форм: вытянутые, широкие, "фигуристые".
4) Тверская матрешка( с. 6)В тверской матрешке часто угадываются исторические и сказочные персонажи: Снегурочка, царевна Несмеяна, Василиса Прекрасная. Наряды и головные убор могут быть совершенно разными, что делает куклу очень интересной для детей.
- А чем же они отличаются друг от друга? (Расцветкой, потому что в разных областях нашей Родины их расписывают по – разному).
- Какое изделие мы будем выполнять на уроке?
- мы будем выполнять матрешку с помощью техники аппликации.
- Скажите, а что такое аппликация? (изобразительная техника, которая основана на приклеивании деталей на поверхность).
- Для выполнения работы нам понадобятся следующие материалы: цветая бумага, картон, ножницы, клей.
- Повторим Правила безопасной работы с ножницами, клеем.
Физкультминутка.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали
На носочках потянулись
Как пружинки мы присели
А потом тихонько сели.
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Познавательные
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
4.Продолжение работы по теме урока. Показ учителем выполнения матрешки.
Творческая работа.
( Дети самостоятельно выполняют изделие. Учитель оказывает индивидуально помощь) Коммуникативные
Предметные
5. Выставка работ. Оценивание. Дети показывают свои работы. Коммуникативные
6. Итог урока. Рефлексия. - Наш урок подходит к концу.
- Чем мы сегодня занимались на уроке?
- Довольны ли вы своей работой на уроке? Коммуникативные