Беседа по ПДД Сигналы светофора и регулировщика


Сигналы светофора и регулировщика
 6.1. В светофорах применяются световые сигналы зеленого, желтого, красного и бело-лунного цвета.
В зависимости от назначения сигналы светофора могут быть круглые, в виде стрелки (стрелок), силуэта пешехода или велосипеда и Х-образные. Светофоры с круглыми сигналами могут иметь одну или две дополнительные секции с сигналами в виде зеленой стрелки (стрелок), которые располагаются на уровне зеленого круглого сигнала.

Разновидности светофоров
6.2. Круглые сигналы светофора имеют следующие значения:
– зеленый сигнал разрешает движение;
Принцип нашей жизни гласит — »Если не запрещено, то можно». Это означает, что если нет дополнительной информации в виде дорожных знаков, линий разметки и т.п., то при зеленом сигнале светофора движение разрешено в 4-х направлениях:

Разрешенные направления движения
– зеленый мигающий сигнал разрешает движение н информирует, что время его действия истекает и вскоре будет включен запрещающий сигнал (для информирования водителей о времени в секундах, остающемся до конца горения зелёного сигнала, могут применять цифровое табло).
Очень хотелось бы видеть эти «цифровые табло» на всех наших перекрестках, но пока их применение весьма ограничено. В некоторых городах «дальнего зарубежья» практически каждый светофор имеет такие табло. А нам в большинстве случаев приходится отсчитывать мигания зеленого сигнала светофора.
Кстати, кто из вас обратил внимание на то, сколько раз он мигает?
Не помните? А, мигает он всего 3 — 4 раза в течение отведенных ему для этого трех секунд!
Представьте, светофор мигнул первый раз, скорость движения у обоих автомобилей около 60 км/ч. Первый автомобиль находится у перекрёстка, а второй — подъезжает. Рассмотрите рисунок:

«Зеленый» мигнул первый раз
Водителю автомобиля «А» не только нет смысла тормозить, но и опасно это делать, так как водители сзади идущих машин рассчитывают на то, что он проедет через перекресток. Времени на проезд перекрестка более чем достаточно, так как за 1 секунду на скорости 60 км/ч машина проходит около 17 метров. (3 сек х 17 м = 51 метр — и это немалое расстояние).
Водителю автомобиля «Б» рекомендуется начинать плавное торможение. Когда скорость движения его автомобиля будет близка к нулю, он как раз окажется у границы перекрестка, и светофор переключится на запрещающий сигнал.
- желтый сигнал запрещает движение, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил, и предупреждает о предстоящей смене сигналов;
Надо сказать, что желтый сигнал это самый опасный сигнал светофора. Водитель должен принять правильное решение — остановиться или продолжить движение. От его решения зависит, создастся ли аварийная ситуация на перекрестке или нет.
Как Вы думаете, что делать водителю красного автомобиля в ситуации, изображенной на рисунке

Тормозить или проехать?
Зеленый сигнал светофора поменялся на желтый в самый неподходящий момент. Тормозить или проехать через перекресток?
Правильное решение можно принять только на дороге с учетом реальных условий.  В такой ситуации водитель должен учесть:
скорость движения своего и сзади идущих автомобилей;
размеры перекрестка и расстояние до «дышащей» в спину машины;
хорошо ли просматриваются стороны перекрестка;
нетерпеливость водителей справа и слева, ожидающих включения зеленого сигнала светофора.
И много других факторов, вплоть до того, хороший ли бензин Вы залили вчера в бензобак своего автомобиля, влияют на выбор правильного решения. Вывод напрашивается сам собою — попадать в такую ситуацию не стоит. Водители «со стажем» «чуют», сколько времени осталось «гореть» тому или другому сигналу светофора. А начинающим водителям советую использовать математику. Смена сигналов светофора происходит каждые 30 — 40 сек., а зеленый сигнал мигает 3 сек.
— желтый мигающий сигнал разрешает движение и информирует о наличии нерегулируемого перекрестка или пешеходного перехода, предупреждает об опасности;
А сколько раз мигает желтый сигнал?:))) Он мигает всю ночь.Как правило, ночью машин на дороге очень мало и останавливать их на каждом перекрестке или перед каждым пешеходным переходом нецелесообразно. Поэтому часть светофоров переводится на желтый мигающий режим работы до утра.
Днем тоже можно встретить желтые мигающие светофоры. Обычно это означает, что они неисправны.
В таких случаях водители должны руководствоваться правилами проезда нерегулируемых перекрестков (см. раздел 13 «Проезд перекрестков»).
— красный сигнал, в том числе мигающий, запрещает движение.
Вы все с детства знаете обычный светофор и обычный красный сигнал

Запрещающие сигналы светофора
Одна красная мигающая секция или две попеременно мигающие — тоже известный способ запрещения проезда, но уже через железнодорожный переезд.
Сочетание красного и желтого сигналов запрещает движение и информирует о предстоящем включении зеленого сигнала.
Многие из тех, кто пробовал начать движение на этот запрещающий сигнал, через перекресток так и не проехали, а их искореженные машины теперь находятся в ремонте.
Хочется дать Вам настоятельный совет — не торопитесь начинать движение на «красный с желтым», дождитесь включения зеленого сигнала! Ведь в это время другие машины могут заканчивать проезд перекрестка, а Вы их не видите из-за рядом стоящего автобуса (см. п. 13.7,13.8) или других препятствий.
6.3. Сигналы светофора, выполненные в виде стрелок красного, желтого и зеленого цветов, имеют то же значение, что и круглые сигналы соответствующего цвета, но их действие распространяется только на направление (направления), указываемое стрелками. При этом стрелка, разрешающая поворот налево, разрешает и разворот, если это ие запрещено соответствующим дорожным знаком.
Такое же значение имеет зеленая стрелка в дополнительной секции. Выключенный сигнал дополнительной секции означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией.
Иными словами, если перед Вами такие сигналы светофора,

Стрелки Светофора
то двигаться в указанном стрелкой направлении (направление может быть указано любое), можно только тогда, когда в соответствующей секции включён зелёный свет
6.4 Если на основной зеленый сигнал светофора нанесена черная контурная стрелка(стрелки), то она информирует водителей о наличии дополнительной секции светофора и указывает иные разрешенные направления движения, чем сигнал дополнительной секции.

Дополнительная секция светофора
В темное время суток, на темном фоне местности, дополнительную секцию светофора не всегда отчетливо видно. В таких случаях надо ориентироваться по контурным стрелкам на основном ‘зеленом сигнале. Наличие этих стрелок говорит Вам о том, что светофор имеет еще и дополнительную секцию.

Яндекс.ДиректЛегкий способ быстро выучить ПДД!Видеокурс "ПДД от А до Я". Вы легко поймете и запомните ПДД. 0+pdd.extremedriving.ruСкрыть объявление
Объявление скрыто.
Сумасшедшие скидки в «Ленте»Только в этот четверг 9 февраля скидка 30% на конфеты в коробках! г. ТюменьПокупателямАкции и спецпредложенияКаталог товаровКонтактыtmn.lenta.comТюменьСкрыть объявление
Объявление скрыто.

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, и красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200×200 мм с изображением велосипеда черного цвета.
6.6. Для информирования слепых пешеходов о возможности пересечения проезжей части световые сигналы светофора могут быть дополнены звуковым сигналом.
6.7. Для регулирования движения транспортных средств по полосам проезжей части, в частности по тем, направление движения по которым изменяться на противоположное, применяются реверсивные светофоры с красным Х-образным сигналом и зелёным сигналом в виде стрелы, направленной вниз. Эти сигналы соответственно запрещают или разрешают движение по полосе, над которой они расположены.
Основные сигналы реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной смене сигнала и необходимости перестроиться на полосу, на которую указывает стрела.
При выключенных сигналах реверсивного светофора, который расположен над полосой, обозначенной с обеих сторон разметкой 1.9, въезд на эту полосу запрещен :рассмотрите рисунок

«Реверсивный» светофор
6.8. Для регулирования движения трамваев, а также других маршрутных транспортных средств, движущихся по выделенной для них полосе, могут применяться светофоры одноцветной сигнализации с четырьмя круглыми сигналами бело-лунного цвета, расположенными в виде буквы «Т». Движение разрешается только при включении одновременно нижнего сигнала и одного или нескольких верхних, из которых левый разрешает движение налево, средний — прямо, правый — направо. Если включены только три верхних сигнала, то движение запрещено.
Внимание! Курсанты часто делают ошибку при решении экзаменационных билетов только из-за того, что считают этот светофор трамвайным и не обращают внимание на строки в определении «..а также для других маршрутных транспортных средств..»

«Бело-лунный» светофор для маршрутных транспортных средств
Если нижняя секция «Бело-лунного» светофора включена, то разрешенные направления движения для маршрутных транспортных средств определяются очень легко. Стрелка, которая мысленно образуется между  нижней и включенной верхней секцией, указывает конкретное разрешенное направление.
В правом нижнем углу на рисунке ни одну из стрелок провести невозможно, так как нет начала стрелки. Следовательно, движение запрещено во всех направлениях.
6.9. Круглый бело-лунный мигающийсигнал, расположенный на железнодорожном переезде, разрешает движение транспортных средств через переезд. При выключенных мигающих бело-лунном и красном сигналах движение разрешается при отсутствии в пределах видимости приближающегося к переезду поезда (локомотива, дрезины).
6.10. Сигналы регулировщика имеют следующие значения: (ст.12.12 КоАП)
Руки вытянуты в стороны или опущены:
со стороны левого и правого бока разрешено движение трамваю прямо, безрельсовым транспортным средствам прямо и направо, пешеходам разрешено переходить проезжую часть;
со стороны груди и спины движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено.
Правая рука вытянута вперёд:
со стороны левого бока разрешено движение трамваю налево, безрельсовым транспортным средствам во всех направлениях;
со стороны груди всем транспортным средствам разрешено движение только направо;
со стороны правого бока и спины движение всех транспортных средств запрещено;
пешеходам разрешено переходить проезжую часть за спиной регулировщика. Рука поднята вверх:
движение всех транспортных средств и пешеходов запрещено во всех направлениях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 6.14 Правил.
Регулировщик может подавать жестами рук и другие сигналы, понятные водителям и пешеходам.
Для лучшей видимости сигналов регулировщик может применять жезл или диск с красным сигналом (световозвращателем).
Обычно человеку «непосвященному» трудно разобраться в этом огромном пункте ПДД и, как следствие этого, понять и запомнить сигналы регулировщика многим не удается.
Давайте попробуем применить «теорию углов» и несложную школьную арифметику: 2+2=4.
РЕГУЛИРОВЩИК ВЫТЯНУЛ ПРАВУЮ РУКУ ГОРИЗОНТАЛЬНО ВПЕРЁД
В данном случае, явно виден угол 90*, который образует тело и правая рука регулировщика

Определите угол 90*
Продлите стороны этого угла и нарисуйте стрелки.
Этими стрелками регулировщик указывает на две стороны перекрёстка, движение с которых он разрешает. Две другие стороны (за спиной и справа от регулировщика) находятся вне угла и поэтому движение с этих сторон запрещено (4 — 2 = 2).
Теперь для тех, кто находится перед регулировщиком и слева от него, необходимо определить разрешенные направления движения (из 4-х возможных), которые не будут «ломать» конструкцию угла , рассмотрите рисунок:

Не «ломайте» угол
Со стороны груди регулировщика логичным получается лишь одно направление — направо. А со стороны его левого бока таких направлений выходит целых четыре, поскольку все они явно «вписываются» в наш угол. Обратите внимание на правило, которое здесь применимо при повороте налево: «Если можно налево, то можно и развернуться».
Как же все это вместе выглядит на обычном перекрестке? Давайте посмотрим на рисунок «Проезд перекрёстка по полосам»:

Проезд перекрестка по полосам
Чтобы Вы могли самостоятельно и уверенно расставлять стрелки разрешенных направлений движения для каждой машины, Вам придется еще познать правила расположения машин на проезжей части и правила маневрирования (см. разделы 8 и 9 ПДД). Необходимо также решить проблему взаимоотношений с пешеходами.
Кстати, с пешеходами несложно. То, чему нас учили в детстве, остается в силе: «Посмотри налево, посмотри направо». Если слева и справа нет приближающегося транспорта, то переходить дорогу можно.
Водители, поворачивающие направо, обязаны уступить дорогу пешеходу, так как появляются они не слева и не справа от пешехода, а из-за его спины.
Что касается направлений движения по полосам, то основные правила на эту тему изображены на рисунке «Разрешённые направления движения по полосам»:

Разрешенные направления движения по полосам
Движение прямо может запретить дорожный знак, разметка и т.п., но при отсутствии запрета двигаться прямо разрешается с любой полосы. Повороты и разворот допускается производить только из крайних положений (см. п. 8.5).
Трамвай!
Часто сложности у курсантов автошкол возникают именно по этому вопросу.
При наличии регулировщика трамваи имеют право двигаться только по принципу: «Из руки о руку, строго по углу» рисунок »  Направление движения трамваев:

Направление движения трамваев
Причем данное правило применимо и к этой позиции регулировщика, и к следующей. А сейчас попробуйте самостоятельно нарисовать разрешенные направления движения для всех, кто изображен на рисунке:

Практическая работа
При этом придерживайтесь определенной последовательности: пешеход — трамвай — автомобиль. Именно так предусмотрено соответствующими пунктами ПДД.
Надеюсь, Вы успешно выполнили «практическую работу». Теперь ни на экзаменах, ни на дороге этот сигнал регулировщика Вам не страшен.
РЕГУЛИРОВЩИК ОПУСТИЛ ПРАВУЮ РУКУ ВНИЗ ИЛИ ВЫТЯНУЛ ОБЕ РУКИ В СТОРОНЫ
Здесь тоже есть угол, называется он «открытым» и составляет 180°

Определите угол 180*
Есть ещё одна подсказка. Своим телом регулировщик как бы делит всё видимое пространство на две абсолютно симметричные половины.
Изучите рисунки:

Не «ломайте» угол 180*

Проезд перекрестка по полосам

Направление движения трамваев
А для закрепления пройденного материала, выполните самостоятельное задание:

Самостоятельная работа
Обычно курсанты стараются запомнить сигналы регулировщика, а надо понимать принципы, по которым строится работа регулировщика на перекрёстке, тогда в реальной жизни на дороге Вы всегда сможете понять любой из его жестов.
РЕГУЛИРОВЩИК ПОДНЯЛ ПРАВУЮ РУКУ ВВЕРХ (ВЕРТИКАЛЬНО)
В данном случае

Попробуйте найти угол
угол, который помог нам  разобраться с предыдущими позициями регулировщика, указывает в небо! Вывод — двигаться нельзя никому, в том числе и пешеходам!
Запомните, если регулировщик начинает поднимать свою правую руку вверх в тот момент, когда Вы въезжаете на перекрёсток или уже находитесь на нём, то он рассчитывает на то, что Вы закончите проезд этого перекрёстка. Ведь в отличие от  »слепого» светофора, регулировщик всё видит и знает, когда и какой сигнал лучше подать.
С основными сигналами регулировщика вы познакомились, и надеюсь, теперь они вам понятны.
«На бумаге все легко и просто, а как на дороге со всем этим разобраться?» — спросите вы.
Поверьте, на дороге тоже несложно, надо только соблюдать некоторые условия.
Приближайтесь к любому перекрестку с разумной скоростью. Чтобы увидеть и правильно оценить дорожную обстановку, необходим запас времени, который можно получить, лишь снизив скорость движения.
Учитесь смотреть на дорогу не через окно своей «железной коробчонки», а как бы со стороны. Тогда любая дорожная ситуация читается как с листа.
Решайте задачи на дороге так же, как вы решаете на листе бумаги. Сначала общее решение для всех, кто находится рядом, и лишь затем плавно вытекающее из общего решение лично для себя. Тогда действия других водителей не будут для вас неожиданными, а ваши собственные поступки не удивят остальных.
6.11. Требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться вуказанном ему месте.
6.12. Дополнительный сигнал свистком подается для привлечения внимания участников движения.
6.13. При запрещающем сигнале светофора (кроме реверсивного) или регулировщика, водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии:
на перекрестке — перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам;
перед железнодорожным переездом — в соответствии с пунктом 15.4 Правил;
в других местах — перед светофором или регулировщиком, не создавая помех транспортным средствам и пешеходам, движение которых разрешено.
Вы подъехали к перекрестку, который встретил вас запрещающим сигналом светофора или регулировщика. В каком конкретном месте на дороге надо остановить свою машину?
Последовательность выбора правильного места для остановки предлагается следующая:

Варианты остановки перед перекрестком при запрещении движения
При наличии стоп-линий (дорожная разметка 1.12) остановиться надо перед ней.
Дорожный знак «Cтоп-линия» (знак 6.16) указывает место для остановки в том случае, когда разметка 1.12 отсутствует или не видна (например, занесена снегом).
Если нет ни разметки, ни знака, то остановиться следует так, чтобы не мешать пешеходам переходить дорогу. Для этого необходимо провести воображаемую линию, соединяющую ближние к вам границы тротуаров.
А если нет ничего из вышеперечисленного? Тогда вы должны остановиться перед воображаемой линией границы пересекаемой проезжей части, не создавая помех транспорту, движущемуся по ней.
Не ориентируйтесь по месту установки светофора, так как вовсе не обязательно, что он будет расположен именно в той точке, где вы обязаны остановиться! Если стоп-линия находится после светофора, кто-нибудь сзади может «подвинуть» вас до положенного места. А светофоров на перекрестке обычно бывает много, и если один из них окажется у вас за спиной, то остальные будут видны.
Другое дело, когда перекрестка нет. Например, вы должны остановиться перед регулируемым пешеходным переходом. В отсутствие дорожной разметки 1.12 и знака 6.16 светофор может указать правильное место для остановки.
6.14. Водителям, которые при включении желтого сигнала или поднятии регулировщиком руки вверх не могут остановиться, не прибегая к экстренному торможению, в местах, определяемых пунктом 6.13 Правил, разрешается дальнейшее движение.
Пешеходы, которые при подаче сигнала находились на проезжей части, должны освободить ее, а если это невозможно — остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений.
6.15. Водители и пешеходы должны выполнять требования сигналов и распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки.
В случае, если значения сигналов светофора противоречат требованиям дорожных знаков приоритета, водители должны руководствоваться сигналами светофора.
Следует различать два режима работы регулировщика.
Регулировщик дает конкретное указание лично вам. В этом случае вы обязаны следовать этому указанию, даже если для его выполнения вам придется нарушить требования дорожных знаков, линий разметки, правил остановки и стоянки, расположения на проезжей части дороги и т. д. (см. п. 1.3).
Регулировщик подает сигналы одновременно всем водителям. При этом, как правило, он находится в центре перекрестка, а для регулирования движения использует выше рассмотренные основные жесты. Для такого случая запомните правило: Отменяются сигналы светофора и знаки приоритета, но все остальные знаки и правила продолжают действовать.
6.16. На железнодорожных переездах одновременно с красным мигающим сигналом светофора может подаваться звуковой сигнал, дополнительно информирующий участников движения озапрещении движения через переезд.