Рабочая тетрадь по информатике для 9 класса на тему Системы счисления

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 8» с. Кашино






РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по информатике и ИКТ
по теме «Системы счисления»
ученика 9 класса ____________





Разработал: учитель информатики
МАОУ СОШ №8 С. Кашино
В.М.Бугаева







Кашино – 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
Обращение к учащимся
Урок 1. История счёта и систем счисления
Урок 2. Позиционные системы счисления
Урок 3. Перевод чисел в позиционных системах счисления
Урок 4. Двоичная Арифметика
Урок 5. Заключительный урок
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ
Перевод чисел из двоичной СС в восьмеричную
Перевод чисел из двоичной СС в шестнадцатеричную
Занимательные задачи
Самостоятельная работа №1
Самостоятельная работа №2
Контрольная работа
Системы счисления в ГИА и ЕГЭ
ЛИТЕРАТУРА










Пояснительная записка
Представленная ниже рабочая тетрадь содержит теоретический материал и практические задания по теме «Системы счисления», дополняющие и углубляющие сведения, представленные в учебнике Семакина И. Г., Залоговой Л. А., Русакова С. В., Шестаковой Л. В. Информатика и ИКТ. 9 класс (М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010). Тетрадь составлена в соответствии с минимумом содержания среднего (полного) общего образования и Рекомендациями Минобразования РФ.
Главный эффект рабочей тетради – расширены горизонты изучения материалов учебника, обучающемуся предоставлена возможность остановиться, подумать, проанализировать и/или проверить понимание тех или иных вопросов, самостоятельное решение наиболее интересных проблем и задач.
Рабочая тетрадь содержит гибкую систему заданий и упражнений, позволяющих преподавателю выбирать требуемое для конкретной группы обучающихся количество упражнений с учетом их индивидуальных способностей. Предназначена для работы, как в аудитории, так и дома.
Рабочая тетрадь используется для отработки изученного материала, тренировки получаемых навыков и умений, развития интеллектуальных способностей обучающегося, для самостоятельной подготовки по теме «Системы счисления».
Данное пособие содержит теоретический материал по теме «Системы счисления», задания, разобраны решения типовых задач, предложены задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Можно использовать для самостоятельного изучения нового материала.
Тема «Системы счисления» вызывают у учащихся затруднения потому, что при изучении мало используется компьютер и приходится выполнять много вычислений. Это не способствует эффективному усвоению материала, и у ребят пропадает интерес к обучению. Для того чтобы этого не произошло, я предлагаю задания творческого характера.
В дополнительном разделе представлены занимательные задачи и две самостоятельных работы обучающего характера. Самостоятельные работы составлены на 10 вариантов, что понижает возможность списывания. Понимая это, учащимся приходится вникать в тему и работать самим, чтобы избежать отрицательной отметки. Этим обуславливается хорошая подготовка к заключительному уроку и твёрдые знания по теме.
В конце тетради предлагаются несколько вариантов итоговой контрольной работы. Представленные варианты дают возможность ученику выбрать задание по своему уровню знаний и получить на уроке положительную оценку.
После изучения темы «Системы счисления» учащиеся должны:
Знать:
Определение понятий; система счисления, позиционная СС, непозиционная СС, алфавит, основание, базис системы счисления
Алгоритм записи числа в развёрнутой форме.
Правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.
Правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления.
Уметь:
Представлять числа в развёрнутой форме.
Переводить числа в позиционных системах счисления.
Выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления.
Рабочую тетрадь можно использовать как дидактический материал на уроках информатики по данной теме.


Обращение к учащимся
Дорогие друзья!
Перед вами рабочая тетрадь, занимаясь по которой вы сможете эффективно подготовиться к урокам информатики по теме «Системы счисления». В тетради представлены творческие задания, которые помогут вам и при подготовке к ЕГЭ по информатике.
Эта рабочая тетрадь позволит вам выявить пробелы в знаниях и отработать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую.
В тетради содержатся теоретические сведения и практические задания. Выполняя задания, вы можете писать ответы прямо в рабочей тетради.
Работая по этой тетради, не забывайте следующее:
во-первых, следует вчитаться в формулировку задания, понять его;
во-вторых, не забывайте, что без теории нет практики, т. е. необходимо знать теоретический материал, изученный на уроках информатики: правила, определения и т. д.
















УРОК №1: История счёта и систем счисления (СС).
ЦЕЛЬ:
Сформировать понятие о позиционных и непозиционных СС.
Рассмотреть способы представления чисел в различных СС.

Унарная система счисления
КОГДА: ___________________________________
ЦИФРЫ: зарубки, чёрточки, палочки, узелки и т.д.
ПРАВИЛА: Число образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу.
Египетская система счисления
КОГДА: ___________________________________
ГДЕ: ______________________________________
ЦИФРЫ:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ПРАВИЛА: Все остальные числа составлялись из этих символов при помощи сложения.
ЗАДАНИЕ: Реши пример
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Римская система счисления
КОГДА: ___________________________________
ГДЕ: ______________________________________
ЦИФРЫ:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ПРАВИЛА:
Числа записывались слева направо, от больших к меньшим.
Цифры I, X, C, M могут повторяться не более трёх раз.
Каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него.
Каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к нему.
ЗАДАНИЕ: В Санкт-Петербурге стоит памятник Петру I. На гранитном постаменте памятника есть римское число: MDCCLXXXII. Переведите его в обычную систему счисления и вы узнаете год открытия памятника.
Славянская система счисления
КОГДА: ___________________________________
ГДЕ: ______________________________________
ЦИФРЫ:
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ПРАВИЛА:
Числа записывали из цифр слева направо, от больших к меньшим.
Числа от 11 до 19 записывались двумя цифрами, причем единица шла перед десятком. Читаем дословно «четырнадцать» – «четыре и десять». Как слышим, так и пишем: не 10+4, а 4+10, – четыре и десять. Числа от 21 и выше записывались наоборот, сначала писали знак полных десятков.
ЗАДАНИЕ: Отгадайте число и узнаете, в каком году была построена наша школа ацпв
Вавилонская система счисления
КОГДА: ___________________________________
ГДЕ: ______________________________________
ЦИФРЫ:
– единица

– десяток

– пропущенный разряд (60), играет роль нуля


ПРАВИЛА:
Для определения значения числа его запись нужно было разбить на разряды справа налево.
Чередование групп одинаковых цифр соответствовало чередованию разрядов.
Значение числа определяли по значениям составляющих его цифр, но с учетом того, что цифры в каждом последующем разряде «весили» в 60 раз больше таких же цифр предыдущего разряда.
ЗАДАНИЕ: В нашем школе учится 345 учеников. А как бы это число записали вавилоняне?

Десятичная система счисления
КОГДА: ___________________________________
ГДЕ: ______________________________________13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
ЦИФРЫ:



ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
Задание
Баллы

Египетская СС


Римская СС


Алфавитная СС


Вавилонская СС


Тест «ДаНет»


Выступление с сообщением


ИТОГО


ОЦЕНКА за урок


от 5 и более баллов – «5»
3-4 балла – «4»
ЗАПОЛНИТЕ АНКЕТУ (выберите и подчеркните)
На уроке я работал
активно / пассивно

Своей работой на уроке я
доволен / не доволен

Урок для меня показался
коротким / длинным

За урок я
не устал / устал

Мое настроение
стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был
понятен / не понятен





Заполни кластер:
































ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить определения, дополнить кластер примерами СС.
Выполнить задания:
Какие числа записаны с помощью римских цифр:
MMIV


LXV


CMLXIIV



Запишите дату своего рождения:

Число
Месяц
Год

в древнеегипетской СС




в римской системе СС




в древнеславянской СС





Выполните действия:
а) MMMD + LX =
б) 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415 + 13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
в)

*Творческое задание: заполните одну из колонок таблицы на https://docs.google.com/document/d/1P6P_hO0vi2Yhg-pnxNluieIQFmQ_dPSHqTZEN_mdSLI/edit?usp=sharing















УРОК №2: _______________________________________________________.
ЦЕЛЬ:
Сформировать понятие об алфавите, основании, базисе СС.
Научиться выстраивать натуральный ряд чисел позиционных СС.
Научиться записывать числа в развёрнутой форме.
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
Количество заработанных жетонов

«5» – от 4 и более жетонов
«4» – 3 жетона
«3» – 1-2 жетона

ОЦЕНКА за урок




Алфавит СС – это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.
Основание СС – это размер алфавита (число цифр) СС.
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ Таблица 1
Название
Основание
Алфавит

Двоичная




10




0, 1, 2, 3, 4


8


Шестнадцатеричная




Базис СС – это последовательность чисел, каждое из которых задает значение цифры «по месту» или «вес» каждого разряда.
Запишите любое многозначное число в развёрнутой форме:
__________________________________________________________________

Составьте алгоритм записи числа в развёрнутой форме:




ЛЕСТНИЦА УСПЕХА: Выбери ступеньку, нарисуй смайлик.
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить определения. Выполни задания:
1) Подчеркните числа, которые записаны с ошибками.
1567; 3005,234; 185,7948; 11022; 1345,526; 112,0113; В105,А16
2) Запиши в свернутой форме следующее число:
А16 = А*161 + 160 + 7*16-1 + 5*16-2 = ___________________________
3) Запиши в развернутом виде числа: а) А8=143 ______________________________________________________
б) А2=1011 ______________________________________________________
в) А16=153 ______________________________________________________
г) А10=143,5 ______________________________________________________
* Творческое задание: Составьте кроссворд по теме «Системы счисления»
УРОК №3: _______________________________________________________.
ЦЕЛЬ: Овладеть навыками перевода чисел из разных систем счисления в десятичную систему счисления и обратно
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
Задание
Баллы
8 баллов – «5»
6-7 баллов – «4»
4-5 баллов – «3»


Домашнее задание



Работа в группах



ИТОГО



ОЦЕНКА за урок




ВЕРЮ НЕ ВЕРЮ. Если согласен с утверждением поставь 1, нет – 0.













Алгоритм перевода чисел в десятичную систему счисления
Для перевода числа из какой-либо СС в десятичную необходимо:
Пронумеровать разряды целого числа справа налево, начиная с нуля по возрастанию.
Записать число в развернутой форме, заменив все цифры числа, показатели степени и основание СС десятичными числами.
Определить значение полученного выражения, выполнив действия в десятичной СС.
ПРИМЕРЫ:
13 EMBED PBrush 1415












Алгоритм перевода чисел из десятичной СС в любую СС
Для перевода числа из десятичной СС в другую СС необходимо:
Выполнять последовательное деление нацело десятичного числа на основание новой СС до тех пор, пока частное не станет равным нулю.
Записать остатки от деления в обратном порядке, заменив их цифрами новой СС.
ПРИМЕРЫ:
13 EMBED PBrush 1415
















ТАБЛИЦА СТЕПЕНЕЙ ДВОЙКИ
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
210

0
2
4
8
16
32
64
128
256
512
1024


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Выучить алгоритмы перевода чисел в позиционных СС.
Переведи:
5310
Х8


100100112
Х10


1А16
Х10


4810
Х2


12310
Х16



*Творческое задание (по желанию): Придумать задачу, подобную автобиографии чудака-математика.

УРОК №4: __________________________________________________.
ЦЕЛЬ:
Составить таблицы сложения и умножения одноразрядных двоичных чисел.
Научиться выполнять арифметические операции в двоичной системе счисления
ЛИСТ ДОСТИЖЕНИЙ
Задание
Баллы
14-15 баллов – «5»
12-13 баллов – «4»
9-12 баллов – «3»


Домашнее задание



Морской бой



Самостоятельная работа



ИТОГО



ОЦЕНКА за урок




ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦЫ
Сложение
Вычитание




























[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]___________________________________________________________
ЗАПОЛНИ ТАБЛИЦУ
Умножение












[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]___________________________________________________________

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

















ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить основные понятия по теме «Системы счисления»
*Задание повышенного уровня: Составьте таблицы сложения, умножения в троичной системе счисления. Выполните действия:
1023*2223 =
1023+2223 =








Перевод из двоичной СС в восьмеричную

Двоичная запись числа разбивается справа налево на триады (каждая по 3 разряда).
Если в самой левой триаде меньше 3 цифр – слева добавляются нули.
Трехразрядное двоичное число каждой триады заменяется на число, равное ему в восьмеричной СС.
СС2
000
001
010
011
100
101
110
111

СС8
0
1
2
3
4
5
6
7


ПРИМЕР: Переведите 1010010102 х8

101001010
(
(101 ) (001) (010 )
(
(5) (1) (2)
(
512 Ответ:1010010102=5128
СС2
СС16

0000
0

0001
1

0010
2

0011
3

0100
4

0101
5

0110
6

0111
7

1000
8

1001
9

1010
A

1011
B

1100
C

1101
D

1110
E

1111
F


Перевод из двоичной СС в шестнадцатеричную
Двоичная запись числа разбивается справа налево на тетрады (каждая по 4 разряда).
Если в самой левой тетраде меньше 4 цифр – слева добавляются нули.
Четырёхразрядное двоичное число каждой тетрады заменяется на число, равное ему в шестнадцатеричной СС.
Если старшие разряды полученного числа равны 0, то они отбрасываются
ПРИМЕР: 1010010102 х16

101001010
(
(0001 ) (0100) (1010 )
(
(1) (4) (A)
(
14A

Ответ: 1010010102 = 14А16



ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задание 1. Мартышка висит на хвосте и жует бананы. В каждой руке по 101 банану, а в каждой ноге – на 1 банан больше, чем в руке. Сколько бананов у мартышки? Ответ дайте в 2-й СС.
Задача 2. Заполните пропуски в предложении:
Первый портативный электронный калькулятор был выпущен американским филиалом японской фирмы __________________ в ______году. Он весил около килограмма и “знал” только четыре действия арифметики.
Для этого выполните:
Переведите числа в восьмеричную систему счисления:

1710
3710
1910
3610

Переведите числа в десятичную систему счисления:

1012
10102
1108
738


Зачеркните в таблицах те столбики, где не стоят числа, которые вы получили, выполняя задание, и прочитайте текст.
Ш
Т
А
Р
О
К
М
П

218
228
458
238
278
328
548
448


1
8
9
9
6
7
4
9

510
6410
5710
1010
7210
7410
6310
5910


Задача 3. Когда был впервые выпущен гибкий магнитный диск, вы узнаете, решив следующие цепочки:




+ 36008


ОТВЕТ: в _________году.

Задача 4. Мартышка-мама связала 111 своим непослушным детишкам по перчатке на каждую руку и ногу. Но они порвали все свои перчатки, кроме младшего, который порвал только 11. Сколько перчаток попадет маме в починку? Ответ дайте в 8-й системе счисления.
Задача 5. Переведите координаты точек в 10-ую СС и постройте рисунок в координатной плоскости:
(1; 11)
(101; 11)
(101;1001)
(1000; 110)
(101; 11)
(1010; 110)
(1001; 1)
(11;1)
(1;11)
(101; 1001)
(101; 1010)
(1000; 1010)
(1000; 1001)
(101; 1001)

Задача 6. Расшифруй слово.
Самый популярный из искусственных языков – ____________________________________
12010 = 8 4510 = 8 3110 = 8 ГОРОД
Белосток
1010

Варшава
1410

Торунь
910

Гданьск
1110

5010 = 8 3310 = 8 2210 = 8
1110 = 8 910 = 8 810 = 8
Н
П
С
Р
Э
Е
А
О
И
Т

138
378
558
418
1708
628
268
108
178
118






Изобретен в 238 ____________ веке жителем польского города 128 _______________________
Людвигом Заменгофом, который в 35378 _____________году опубликовал брошюру, описывающую новый язык, и подписал ее “доктор ” (надеющийся).

Задача 7. Переведите координаты точек из 8-ой системы счисления в десятичную и постройте рисунок в координатной плоскости


Х
У

1
1
4

2
4
7

3
6
13

4
12
13

5
14
7

6
14
4

7
15
3

8
14
2

9
14
3

10
13
6

11
10
3

12
10
1

13
6
1

14
6
3

15
4
3

16
4
1

17
2
1

18
2
5
























ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ.
ПОПРОБУЙ РЕШИТЬ!
Выпишите целые десятичные числа, принадлежащие следующим числовым промежуткам: а)[1011012;1100002]; б) [148; 208]; в) [2816; 3016].
В классе 11112 девочек и 11002 мальчиков. Сколько учеников в классе?
В классе 36q учеников, из них 21q девочек и 15q мальчиков. В какой системе счисления велся счет учеников?
В саду 100q фруктовых деревьев, из них 33q яблони, 22q груши, 16q слив и 5q вишен. В какой системе счисления посчитаны деревья?
У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?
Некогда был пруд, в центре которого рос один лист водяной лилии. Каждый день число таких листьев удваивалось, и на десятый день вся поверхность пруда уже была заполнена листьями лилий. Сколько дней понадобилось, чтобы заполнить листьями половину пруда? Сколько листьев было после девятого дня?
Путем подбора степеней числа 2, в сумме дающих заданное число, переведите в двоичную систему счисления следующие числа: а) 5; б) 7; в) 12; г) 25; д) 32; е) 33.


















САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1
Перевод чисел в десятичную систему счисления
№ вар.
Задание 1
Задание 2


Переведите числа из восьмеричной СС в десятичную
Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел


250, 2022, 2757, 123
113, 2ACF, 691, D306F


247, 2021, 2756, 122
112, 2ACE, 690, D306E


246, 2020, 2755, 121
111, 2ACD, 68F, D306D


244, 2016, 2753, 117
10F, 2ACB, 68D, D306B


243, 2015, 2752, 116
10E, 2ACA, 68C, D306A


242, 2014, 2751, 115
10D, 2AC9, 68B, D3069


241, 2013, 2750, 114
10C, 2AC8, 68A, D3068


240, 2012, 2747, 113
10B, 2AC7, 688, D3067


237, 2011, 2746, 112
10A, 2AC6, 688, D3066


236, 2010, 2745, 111
109, 2AC5, 687, D3065


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2
Перевод чисел из десятичной СС в любую другую
Задание 1. Используя таблицу кодировки букв и правила перевода чисел из двоичной системы в десятичную, расшифруйте приведенное слово.
Буква
А
В
Д
Е
Ж
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
Ь
Ш

10-ый код
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15



№ вар.
Заданное слово


11012 01002 10102 10112


10112 11002 01002 10002 11112


11002 01002 01012 10112


00102 10112 10002 11112 00102 10112


00112 01102 10112 11012


10002 10112 11012 00012 10102


11102 00012 10102 01002 10002 11112


01112 10002 00012 00112


11102 00012 11012 01012


11002 10112 11012 11102 01002 10102 11112


Задание 2 (для всех вариантов). Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: « СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ»
I вариант

1) Переведите из 10-ой системы счисления:
38910 х2
21510 х8
78610 х16

4) Запишите число римскими цифрами:
427
353
2618


2) Переведите в десятичную систему счисления:
11100010112
1000101012
10010010012

5) Переведите из римской системы счисления:
LXXVI
XLIX
CMXCIV


3) Переведите из 10-ой системы счисления в двоичную систему счисления:
48910
1382
5122

6) Сравните:
1102 и 1103
5506 и 5058
Е316 и 278



II вариант

1) Переведите из 10-ой системы счисления:
27210 х2
36910 х8
18610 х16

4) Запишите число римскими цифрами:
145
473
2048


2) Переведите в десятичную систему счисления:
11010010112
1010101012
1010010012

5) Переведите из римской системы счисления:
LXVI
XLIII
MCMXCIV


3) Переведите из 10-ой системы счисления в двоичную систему счисления:
52810
1922
10242

6) Сравните:
1002 и 1003
5508 и 5056
3А16 и 378













III вариант

1) Переведите из 10-ой системы счисления:
14810 х2
56810 х8
40410 х16

4) Запишите число римскими цифрами:
421
765
1648


2) Переведите в десятичную систему счисления:
1111111112
1000000002
1001001002

5) Переведите из римской системы счисления:
LXXXVIII
XLIX
MCXV


3) Переведите из 10-ой системы счисления в двоичную систему счисления:
48910
1382
5122

6) Сравните:
1112 и 1003
4506 и 5408
3F16 и 338



IV вариант

1) Переведите из 10-ой системы счисления:
17410 х2
14710 х8
73610 х16

4) Запишите число римскими цифрами:
154
347
1997


2) Переведите в десятичную систему счисления:
10101010102
1001001002
1111111111112

5) Переведите из римской системы счисления:
MDLXVI
DXLI
MDXCIV


3) Переведите из 10-ой системы счисления в двоичную систему счисления:
58310
1282
13192

6) Сравните:
1542 и 1533
2356 и 2538
2D16 и 478












Системы счисления в ГИА и ЕГЭ
ЕГЭ: A1 – кодирование чисел в разных системах счисления
B7 – позиционные системы счисления
ГИА: А13 – перевод чисел в СС.
Примеры задач:
Сколько единиц в двоичной записи десятичного числа 194,5?
1) 5 2) 6 3) 3 4) 4
Чему равно х, если выполнено равенство 25х + 183х = 126х? Если таких значений х несколько, перечислите их через запятую в порядке возрастания.
Укажите основание системы счисления, в которой 16*16=304. Если таких оснований несколько, перечислите их через запятую в порядке возрастания.
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные числа, не превосходящие 25, запись которых в системе счисления с основанием четыре оканчивается на 11.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 23 оканчивается на 2.
В системе счисления с некоторым основанием число 12 записывается в виде 110. Укажите это основание.
Укажите через запятую в порядке возрастания все основания систем счисления, в которых запись числа 29 оканчивается на 5.
Укажите через запятую в порядке возрастания все десятичные натуральные числа, не превосходящие 17, запись которых в троичной системе счисления оканчивается на две одинаковые цифры?
Десятичное число, переведенное в восьмеричную и в девятеричную систему, в обоих случаях заканчивается на цифру 0. Какое минимальное десятичное число удовлетворяет этому условию?
Запись числа 3010 в системе счисления с основанием N оканчивается на 0 и содержит 4 цифры. Чему равно основание этой системы счисления N?
В каком отношении находятся числа 10010012 и 1118?
их невозможно сравнить, потому что они записаны в разных СС;
первое число меньше второго;
первое число больше второго;
они равны.
Дано А = 2478, B = A916. Какое из чисел C, записанных в двоичной системе, отвечает условию A < C < B ?
1) С = 101010002 2) С = 101010102 3) С = 101010112 4) С = 101011002
Чему равна сумма чисел 348 и 4616?
1) 1028 2) 1428 3) 17A16 4) 10100102
Чему равна разность чисел 1018 и 1001112?
1) 1A16 2) 548 3) 428 4) 6816
Для кодирования букв А, Б, В, Г решили использовать двухразрядные последовательные двоичные числа (от 00 до 11, соответственно). Если таким способом закодировать последовательность символов БАВГ и записать результат шестнадцатеричным кодом, то получится
1) 4B 2) 411 3) BACD 4) 1023

ЛИТЕРАТУРА:
Босова Л.Л. Занимательные задачи по информатике: задачник/ Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 119 с.
Информатика и ИКТ. 9 класс: учебник / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 371 с.
Молодик Т.А. Рабочая тетрадь по информатике / Т.А. Молодик // Информатика в школе. – 2013. – №2(85). – с. 31-38.
ЕГЭ по информатике / Сайт К. Полякова «Преподавание, наука и жизнь»
URL: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE \* MERGEFORMAT14115



-

=

Мы Dарим Сочные Lимоны,
Хватит Vсем Iх




ЦИФРА



ЧИСЛО

способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами.


ОСНОВАНИЕ СС



АЛФАВИТ СС





БАЗИС СС

система счисления, в которой значение цифры напрямую зависит от её положения в числе.

система счисления, в которой значение цифры не изменяется в зависимости от ее расположения.








Допишите самостоятельно ещё несколько позиционных СС.


Допишите самостоятельно ещё несколько непозиционных СС.

Египетская СС

Римская СС

Славянская СС

Вавилонская СС

Десятичная СС

2)

1)

Знаю, что такое СС, основание, алфавит СС.
Могу определить вид СС, назвать основание, алфавит.

Знаю, что такое СС, основание, алфавит СС.

Знаю, что такое СС, основание, алфавит СС.
Могу определить вид СС, назвать основание, алфавит.
Могу выстроить натуральный ряд чисел в любой СС.

Знаю, что такое СС, основание, алфавит СС.
Могу определить вид СС, назвать основание, алфавит.
Могу выстроить натуральный ряд чисел в любой СС.
Могу записать число в развёрнутой форме. Назвать базис СС.

5510

X8=_____ ______

X2=____

-1002



X10 =_____