Семинар-практикум с педагогами Эмоциональная сфера дошкольника. Проблемы, диагностика, методы коррекции


- Здравствуйте, уважаемы коллеги. Я рада приветствовать вас в стенах нашего учреждения. Предлагаю Вам психологическую разминку, которая поможет нам раскрепоститься, и познакомиться. Игра называется «Трям, здравствуйте!»
Каждому участнику предлагается описать себя тремя словами. Имя за слово не считается. Но, первое, что Вы должны сказать, это - «Трям, здравствуйте!». Чтобы было интересней, и живее, я предлагаю воспользоваться мячиком.
- Теперь, давайте перейдем непосредственно к теме нашего семинара-практикума.
С самого рождения, человек развивается в двух направлениях:
Познавательное развитие
Эмоциональное развитие.
Каждое из этих направлений несет свои жизненно важные функции, соответственно и развитие этих линий происходит по-разному.
Как вы думаете, что входит в понятие познавательное развитие. Какой период жизни занимает познавательное развитие?
Итак, рождаясь, человек начинает осваивать то пространство, в котором он оказался, он пытается ответить на вопросы «что это? Как это действует? Зачем, для чего это в целом, и нужно ли это для меня?...» На эти вопросы, так или иначе, мы отвечаем всю свою жизнь. Следовательно, познавательное развитие происходит непрерывно, в течение всей жизни.
Если же говорить об эмоциональном развитии, то этот процесс протекает не так равномерно и длительно.
Попробуйте назвать самый эмоционально значимый период жизни человека?
Младенческий возраст от рождения до года считается самым эмоциональным периодом жизни, в ходе которого происходит «закладывание фундамента» дальнейшего его развития.
То, как мы будем реагировать на события жизни, то, как мы будем относится к окружающему миру, будет ли он казаться нам враждебным, или позитивным, как мы себя будем ощущать, как мы будем взаимодействовать с близкими родственниками, как мы будем взаимодействовать с социумом.
Все эти предпосылки, на 60%, складываются до года;
15% - с 1 года до 3-х лет;
15% - от 3 до 7 лет.
Т.О 90% эмоционального развития занимает ранний и дошкольный возраст. Остальные 10% является лишь дополнением к имеющемуся багажу в дальнейшей жизни.
Недаром говорят, что все проблемы, которые нас преследуют в течение жизни, родом из детства (где нас недопоняли, недолюбили, не объяснили, не научили….) Т.е, мы видим, огромную значимость дошкольного детства в плане эмоционально-волевого развития. Но на деле, происходит, довольно печальные события, и статистика этот факт подтверждает!
Статистика количества детей с особенностями развития по РФ
58-68% - детей с нарушениями эмоционально-волевой регуляции
34% - детей с нарушениями речевого развития
31% - детей с нарушениями поведения и СДВГ
22-26% - леворуких детей
3-7% - детей с опережением в интеллектуальном развитии
2-7% - детей с отставание в интеллектуальном развитии
1-3% - одаренных детей.
Но, не смотря на важность и статистику, на практике, в своей образовательной деятельности, большее предпочтение развитию, мы отдаём…. познавательному!!!!!
Чтобы знать, как работать с эмоционально-волевой сферой, нужно знать, что это и для чего…
129921022606000436168322650300299847022606000Компоненты эмоциональной сферы
2381251663700012556471663701256174166837087566516637000Эмоции Чувства
Эмоциональные состояния
радостьгнев
страх печаль
Эти базовые эмоции испытывает каждый человек, независимо от пола, возраста, национальной принадлежности, уровня образования, менталитета, культуры и т.п.
Для чего ребенку, да и нам нужно знать эти базовые эмоции?

Чтобы уметь их распознавать, и на них реагировать!!!
Если человек не способен осознавать, что он испытывает в данный момент: боится ли он чего-то, или рассержен, радостен ли он, или ему все безразлично! Если человек не разбирается в себе, значит, он и не способен распознать эти эмоции в других! А если он не способен не в себе, не в других их распознать, значит, у него нарушается процесс взаимодействия с окружающим миром, окружающим социумом.
Отсюда вытекает и то, над чем необходимо работать в первую очередь,- любую ситуацию необходимо проговаривать:
Важно озвучивать, комментировать как свои эмоции, так и эмоции ребенка (дать словесное обозначение эмоции). Тем самым, мы «убиваем» несколько зайцев - налаживаем контакт( даем ему понять, что ни ребенок, ни его эмоциональное состояние нам не безразличны, учим осознавать его эмоцию, и эмоцию контактирующего с ним, и адекватно реагировать и адекватно выходить из сложившейся ситуации, без последствий.
Если мы дарим игрушку, мы говорим: «она тебе очень нравится, ты рад, что она теперь у тебя есть»; Если эта игрушка сломалась, мы говорим: «ты расстроен, что она сломалась»; Если ребенок дерется с другим ребенком из-за игрушки, мы говорим: «я понимаю, что ты рассержен, что у тебя забрали игрушку» и т.пПриведите примеры ситуаций, в которых проявляются у детей те, или иные эмоции, и ваше реагирование на них
ГНЕВ, ЗЛОСТЬ проявляется в ситуациях, когда нам хочется, а возможности нет!!! (это симптом кризиса возраста). Чем больше запретов, тем больше злости, агрессии, негатива!!!
Количество запретов должно быть ограничено!!!!
1-1,5 года – 1,2 запрета, те которые действительно угрожают жизни ребенка;
1,5 – 3 года – до 5 запретов;
3-7 лет - 10-12 запретов!!!
Если запретов больше, ребенок не в состоянии удержать их в голове, а значит следовать им не будет!!!

Основные внешние проявления эмоционально-волевых нарушений выглядят следующим образом:
Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
Агрессивность. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать эмоции другого человека, сопереживать. При нарушениях эмоционально-волевой сферы этот признак, как правило, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также может являться тревожным признаком психического расстройства или задержки интеллектуального развития.
Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует со взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
Выраженное недоверие к окружающим. Может проявляться как враждебность, зачастую сопряжённая плаксивостью, дети школьного возраста могут проявлять это как чрезмерную критичность к высказываниям и поступкам как сверстников, так и окружающих взрослых.
Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.
Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т.п.
Формирование эмоционально-волевой сферы ребёнка
Проявление эмоций родители наблюдают с самого начала жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает, что ему хорошо, либо он испытывает неприятные ощущения.
Мальчик грызет палец. В дальнейшем, в процессе взросления, перед ребёнком возникают проблемы, которые ему приходится решать с разной степенью самостоятельности. Отношение к проблеме или ситуации вызывает определённый эмоциональный отклик, а попытки воздействия на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких-либо действий, где основополагающим мотивом будет не «хочу», а «надо», то есть для разрешения проблемы потребуется волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта.
По мере взросления, эмоции также претерпевают определённые изменения, развиваются. Дети в этом возрасте учатся чувствовать и способны демонстрировать уже более сложные проявления эмоций. Основной чертой правильного эмоционально-волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций.
Основные причины нарушений эмоционально-волевой сферы ребёнка
Детские психологи особенный акцент делают на утверждении, что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми.
Основными причинами нарушений являются:
перенесённые стрессы;
отставание в интеллектуальном развитии;
недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
социально-бытовые причины;
фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче в периоды, так называемых, возрастных кризисов. Ярким примерами таких точек взросления могут быть кризисы «Я сам» в возрасте трёх лет и «Кризис переходного возраста» в подростковом периоде.
Диагностика нарушений
Для коррекции нарушений важно своевременное и правильное диагностирование с учётом причин развития отклонений. В арсенале психологов целый ряд специальных методик и тестов для оценки развития и психологического состояния ребёнка с учётом его возрастных особенностей.
Для дошкольников, как правило, применяются проективные методики диагностики:
рисуночные тесты («Дом-дерево-человек», «Кактус», «Несуществующее животное»);
цветовой тест Люшера;
критерии агрессивности;
Тестовая диагностика «Расскажи историю»
Опросники для родителей и педагогов, направленные на выявление эмоционально неблагополучных детей;
Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы в детском возрасте
Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного расстройства? Прежде всего, важно понимать, что эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна.
Основные движущие силы развития ребенка:
ПОТРЕБНОСТЬ БЫТЬ ЛЮБИМЫМ;
СТРАХ ПОТЕРЯТЬ ЛЮБОВЬ И ПРИЗНАНИЕ
Т.О. основное препятствие в развитии – ДЕФИЦИТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ!
Ситуация проявления эмоциональной поддержки:
«Ребенок принес в детский сад новую игрушку, которую вы запрещаете брать с собой на прогулку, т.к. она может сломаться, и об этом вы говорите ребенку. Но он не послушался, и игрушка на прогулке была сломана! Что вы будете говорить ребенку?»
- какие эмоции будет испытывать ребенок? В чем будет нуждаться, в этом случае ребенок?
ЛЮБАЯ СИТУАЦИЯ имеет СОДЕРЖАНИЕ и ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ! И именно в поддержке эмоционального состояния ребенка. Когда ребенок чувствует, что его поддержали, он открыт на общение, он раскрыт к сотрудничеству и исправлению своих действий в будущем!
Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению данной проблемы, является установка контакта и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать.
Обращение к психологу
Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому психологу, который при помощи специальных занятий, поможет научиться правильно реагировать при возникновении стрессовых ситуаций и контролировать свои чувства. Также важным моментом является работа психолога с самими родителями.
В психологии в настоящее время описано множество способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение правильному поведению не исключение.
Ценность ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами специалисты, но и родители, заинтересованные в органичном развитии своего малыша.
Практические методы коррекции

Таковы, в частности, методы сказкотерапии и куклотерапии. Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою проблему на главного героя, игрушку и, в процессе игры, по сюжету разрешает их.
Разумеется, все эти методы подразумевают обязательную непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.
Если родителями в процессе воспитания уделяется достаточное и должное внимание таким сторонам развития детской личности, как эмоционально-волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как известно многим, может внести ряд серьёзных отклонений в поведение ребёнка.
Накопленный психологами опыт работы показывает, что не только учёт особенностей возрастного развития, основательный подбор диагностических методик и техник психологической коррекции, позволяет специалистам успешно решать проблемы нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.