Рабочая программа для профессии Машинист локомотива.


Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
«Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДб.04 ИСТОРИЯ
для профессии 190623.01 Машинист локомотива
2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральногогосударственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессииначальногопрофессионального образования (далее -НПО) 190623.01 Машинист локомотива, входящую в укрупненную группу специальностей 190000 Транспортные средства

СОГЛАСОВАНО
Председатель МК
Е.И.Пащенко
Протокол №
09.09.2015
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора поучебно-производственной работе
Е.Н.Вотрина10.09.2015
Организация-разработчик: государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций»
Разработчик:Карпачан Айгуль Николаевна – преподаватель
Рецензенты:
(внутренняя)
(внешняя)
РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины
«История»
Профессия - 190623.01 Машинист локомотива
Блок дисциплин - ОД.00
Общеобразовательный цикл
Рабочая программа учебной дисциплины «История» составлена преподавателем государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций» Карпачан А.Н.на основании примерной программы учебной дисциплины «История» с учетом специфики подготавливаемых профессий в техникуме.
В содержании учебной дисциплины указаны основные понятия, содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающегося по каждому разделу дисциплины. Программа включает теоретические и практические занятия, самостоятельную работу студентов в форме докладов, рефератов, отчетов по практике. Это способствует закреплению и углублению знаний по данной дисциплине. Прослеживается связь с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами.
В тематическом плане четко распределены учебные часы по разделам и темам. Содержание программы отвечает требованиям ФГОС.
Рецензент Борисов Андрей Александрович
Ф.И.О
Место работы ОАО «Федеральная пассажирская компания»
М.П.

РЕЦЕНЗИЯ
на рабочую программу учебной дисциплины
«История»
Профессия - 190623.01 Машинист локомотива
Блок дисциплин -ОД.00
Общеобразовательный цикл
Рабочая программа учебной дисциплины «История»составлена автономного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Волгоградский техникум железнодорожного транспорта и коммуникаций» Карпачан А.Н.. на основании примерной программы учебной дисциплины«История»с учетом специфики подготавливаемых профессий в техникуме.
В программе соблюдены все требования к структуре рабочей программы, т.е. программа содержит титульный лист, содержание, паспорт рабочей программы учебной дисциплины, структуру и содержание учебной дисциплины, условия, контроль и оценку результатов освоения учебной дисциплины.
В содержании учебной дисциплины указаны основные понятия, содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающегося по каждому разделу дисциплины. Прослеживается связь с другими дисциплинами и междисциплинарными курсами.
В тематическом плане четко распределены учебные часы по разделам и темам. Максимальная учебная нагрузка обучающегося в неделю не превышает 54 часа, количество аудиторных занятий соответствует учебному плану.
Содержание программы отвечает требованиям ФГОС.
Рецензент
Ф.И.О
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА исодержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализациипрограммы учебной дисциплины
9
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
10
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии НПО 190623.01 Машинист локомотива
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:дисциплина входит в общеобразовательный цикл
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире;
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем;
В результате освоения учебной дисциплине студент должен знать:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ-ХХIвв.);
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ- начале ХХIв ;
-основные процессы(интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира;
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
- о роли науки , культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения;
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента–180 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента –120 часов;
самостоятельной работы студента-60 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 180
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 120
в том числе: практические занятия 10
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 60
в том числе: реферирование 40
проработка конспектов занятий 20
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2Тематический план и содержание учебной дисциплиныИстория

Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов. Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел 1.История в системе гуманитарных наук Тема 1.1Начало Расселения славян. Содержание учебного материала 4 1 Введение. 2 2
2 Основные концепции исторического развития человечества
Природно- климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы.. 2 2
Практическая работа №1. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество 2 Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Природно-климатические факторы Восточной Европы
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Сравнительный анализ источников
2 Содержание учебного материала 4 Тема 1.2 Великое переселение народов. 1 Племенные союзы и их соседи. 4 2
Практическая работа № 2.Определение занятий и общественного строя восточных славян. 2 Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Место славян среди индоевропейцев.
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Составить сравнительный анализ
4 Раздел 2 Возникновение Древнерусского государства Тема 2.1
Возникновение Древнерусского государства. Содержание учебного материала 4 1 Имущественное расслоение. Происхождение слова Русь. 2 2
2 Народы и древнейшие государства на территории Руси. 2 2
Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Происхождение государственности у восточных славян
Виды самостоятельной внеаудиторной работ.
Сравнительный анализ источников. 4
Тема 2.2Русские земли и княжества Содержание учебного материала 2 1 Развитие норм права на Руси 2 2
Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Культура Древней Руси
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Подготовить реферат; 2 Тема 2.3 Русь в начале Х век
Содержание учебного материала 10 1 Контакты с культурами Запада 4 2
2 Влияние Византии 2 2
3 Факторы образования Древнерусской народности 4 2
Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Особенности культуры Древней Руси
Православная церковь
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной литературы 6 Тема 2.4 Древнерусское государство
Содержание учебного материала 6 1 Летописи как источник изучения развития истории и государственности Руси 2 2
2 Культура Древней Руси 4 2
Самостоятельная работа студентов:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Верования как источник изучения истории
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Проработка конспектов занятия, учебной и специальной литературы
Подготовить реферат
2 Раздел 3 Русские княжества
Тема 3.1 Крупнейшие земли и княжества Руси
Содержание учебного материала 10 1 Экономическая и политическая самостоятельность русских земель. 2 2
2 Монархии и республики 4 2
3 Расцвет культуры до монгольской Руси .4 2
Самостоятельная работа студента :Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Причины распада Древнерусского государства
Виды самостоятельной внеаудиторной работы
Работа с источником проработка конспектов занятия 6
Тема 3.2 Роль монгольского завоевания Руси Содержание учебного материала 4 1 Включение русских земель в монгольскую систему управления завоеванными землями 4 2
Практическая работа №3 Составление карты завоевания. 2 Самостоятельная работа студента:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Монгольская система управления
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Проработка конспектов занятия 2 Тема 3.3
Западное
вторжение Содержание учебного материала 4 1 Борьба с крестоносной агрессией 4 2
Самостоятельная работа студента :Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Образование Монгольского государства. Борьба с иноземцами.
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Подготовить презентацию 2 Раздел 4 Начало возрождения Руси Тема 4.1. Борьба за политическую гегемонию
Содержание учебного материала 4 1 Социально –экономические и политические аспекты возвышения Москвы 4 2
Практическая работа №4
Изучение становления Москвы, как центра объединения. 2 Самостоятельная работа студента :Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Внутренняя миграция населения
Восстановление экономики русских земель
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Составление рефератов 2 Тема 4.2 Развитие отношений Руси с западом Содержание учебного материала
2 Отношения с Польшей 2 2
Самостоятельная работа студента:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Развитие отношений Руси с ЗападомВиды самостоятельной внеаудиторной работы:
Составление таблицы 2 Раздел 5 Российское государство ХIII- ХV вв. Тема 5.1 «Москва –Третий Рим.» Содержание учебного материала 2 1 Установление царской власти и её сакрализации 2 Самостоятельная работа студента:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Завершение объединения русских земель
Свержение золотоордынского ига
Изменения в социальных отношениях
Виды самостоятельной внеаудиторной работы
Сравнительный анализ источников 2
Тема 5.2 Расширение территории России Содержание учебного материала 8 1 Опричнина 2 2
2 Установление крепостного права 2 2
3 Развитие поместной системы 4 2
Практическая работа№5 Изучение возникновения патриаршества 2
Самостоятельная работа студента:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Расширение территории России
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Сравнительный анализ источников 6 Тема 5.3 Смутные времена Содержание учебного материала 4 1 Причины и характер Смуты 4 2
Самостоятельная работа студента:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Боярские группировки
Виды самостоятельной внеаудиторной работы
Подготовить презентацию 4 Раздел 6Россия в 17-18 веке Тема 6.1 Просвещенный век Содержание учебного материала 4 1 Расширение привилегий и прав дворянства 2 2
2 Политика протекционизма 2 Самостоятельная работа студента:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Екатерина Великая
Социально-экономические отношения в России.
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Подготовить презентацию 4 Тема 6.2 Россия в 19 веке Содержание учебного материала
16 1 Россия и её социальный строй. 4 2
2 Экономические отношения России 2 2
3 Превращение России в мировую державу. 2 2
4 Россия при Александре 1 2 2
5 Россия при Александре 2. 2 2
6 Россия при Николае14 2
Самостоятельная работа студента:
Тематика самостоятельной внеаудиторной работы
Реформа !861г.
Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
Разработка рефератов. 6 Раздел 7 Культурные традиции Российской империи Тема 7.1Национальные традиции Российской империи Содержание учебного материала 2 1
Духовная жизнь российского общества 2 Самостоятельная работа студента:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Культура народов России
Виды самостоятельной внеаудиторной работы
Проработка конспестов занятия
Подготовка лекций 2 Тема 7.2Внешняя политика Содержание учебного материала 30 1 Промышленный переворот.
2 2
2 Модернизация по российскому образцу
2 2
3 Экономический подъём в России
4 2
4 Восточный вопрос во внешней политике
2 2
5 Различные пути решения вопроса
2 2
6 Решение крымских проблем
2 2
7 Решение северо- кавказских проблем
2 2
8 Гражданская война
2 2
9 Создание государства Советов
2 2
10 Советский Союз в годы войны
4 2
11 И.В.Сталин и время его правления
2 2
12 Хрущёвская оттепель
2 2
13 Брежневский застой
2 2
Самостоятельная работа студента:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Социально-экономические проблемы начала ХХвекаВиды самостоятельной внеаудиторной работы:
Сравнительный анализ источника
Разработка презентаций
2 Всего 180
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебных кабинетов «История»
Оборудование учебного кабинета:
-Посадочные места по количеству студентов;
-Рабочее место преподавателя;
-Комплект учебно-наглядных пособий «История России с древнейших времён.»Технические средства обучения:
-компьютер с лицензионным программным обеспечением;
-мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет –ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.Алексашкина Л.Н.Россия и мир в 20-21 вв.-М.:Просвещение,2010- 267 стр.
2.Дайнес В.О.История России и мирового сообщества. Хроника событий.-М.:Знание,2011 -336 стр.
3.История Государства Российского.Жизнеописания.Т.1-9.М.,2010.
4.Мир в 20 веке/под ред.А.О.Чубарьяна.-М.:Наука,2010- 216 стр.
Дополнительные источники
1. Хрестоматия по отечественной истории 1914-1945 г.г.-М.:2010 -169 стр.
2. Хрестоматия по истории государства и права России ,М.:2010-148 стр.
4 .КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов,исследований
Результаты обучения(освоенные
умения, усвоенные знания) Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:- ориентироваться в современной экономической, политической и культурной ситуации в России и мире; Тестирование
-выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем; Выполнение индивидуальных заданий
Знания:
- основные направления развития ключевых регионов мира на рубеже веков (ХХ-ХХIвв.); Оценка рефератов и докладов
- сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце ХХ- начале ХХIв ; Анализ результатов практических работ
- основные процессы(интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих государств и регионов мира; Индивидуальное проектное задание
- назначение ООН, НАТО, ЕС и других организаций и основные направления их деятельности;
Анализ выполнения заданий для самостоятельной работы
- о роли науки , культуры и религии в сохранении и укреплении национальных и государственных традиций;
Различные формы опроса на аудиторных занятиях
- содержание и назначение важнейших правовых и законодательных актов мирового и регионального значения; Компьютерное тестирование