Классный час для студентов первого курса обучения по профессии «Машинист локомотива»

Классный час для студентов первого курса обучения по профессии «Машинист локомотива».
Цели:
Формировать у студентов умение работать с дополнительной литературой и интернет-ресурсами.
Познакомить студентов с историей профессии машинист локомотива.
Расширить знания студентов о требованиях, предъявляемых к профессиональным качествам машиниста локомотива.
На примере опыта действующего машиниста локомотивного депо раскрыть такие черты характера, как трудолюбие, любознательность, настойчивость, смелость и содействовать воспитанию этих качеств у студентов. 
Подготовка:
Сбор материала об истории профессии.
Подготовка презентации «Я выбрал профессию – машинист локомотива».
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, ноутбук.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово (преподаватель)
Сегодня, ребята, мы проводим классный час, посвящённый вашей будущей профессии – машинист локомотива. 
2. Вначале я предлагаю вам ответить на несколько вопросов по теме «Что вы знаете о своей будущей профессии?»
Когда появилась профессия – машинист локомотива?
Назовите имя первой женщины-помощника машиниста в России?
Как назывался первый электровоз? Какова его история?
Кто из наших выпускников удостоен звания Героя Советского Союза за подвиг в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Ответы:
1. Слово «локомотив» ввёл английский изобретатель Джордж Стефенсон, который свой первый паровоз заводского изготовления назвал «Локомошн» («Передвижение»). Оно стало обобщённым названием всех железнодорожных тяговых машин. Первоначально управлял локомотивом механик, после распространения термина «машинист» появилась профессия – машинист локомотива.
В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии «машинист».
2. Еще с советских времен профессия машиниста электропоезда считалась не женским делом: представительницы прекрасного пола могли мыть поезда, обрабатывать маслом их подшипники и проверять состояние колес, но путь к управлению этими транспортными средствами был для них заказан. Однако недавно в Подмосковье появилась первая девушка 25-летняя Юлия Юрова из Королёва которой, несмотря на все чиновничьи преграды, все-таки удалось стать помощницей машиниста и получить доступ к заветной «баранке» электропоезда.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
После окончания 11-го класса в 2005 году девушка поступила на первый курс железнодорожного колледжа №52. В приемной комиссии представительнице слабого пола были не слишком рады: сразу же сообщили, что она, конечно, может получить диплом помощника машиниста и даже пройти практику на настоящих электропоездах, но вот дальше этого ее «состав» не тронется женщин запрещено брать в машинисты.
Весной 2008 года девушка целый месяц практиковалась в роли помощника машиниста в депо «Москва-2», но после окончания практики руководство учреждения предложило ей заняться любой работой, кроме управления поездами. Тогда Юлия попыталась устроиться на работу в другое депо «Перерва», руководитель которого, Александр Корягин, с пониманием отнесся к ее желанию после окончания учебы пойти работать именно по специальности. Именно благодаря хорошему отношению и ходатайству руководства депо Юлии Юровой буквально выпал счастливый билет: разрешение на работу в роли помощника машиниста ей дал лично тогдашний начальник Московской железной дороги Владимир Старостенко. В депо «Перерва» она проработала два года. С Курского вокзала поезда отправлялись в Серпухов, Чехов, Подольск, Щербинку, Голицыно и другие города.
Потом девушке пришлось сменить работу она чертила графики отправления поездов без всяких шансов вернуться «за штурвал». Но когда компания, занимающаяся пассажирскими перевозками между крупнейшими столичным вокзалами и аэропортами, в начале лета объявила набор, Юля Юрова, не раздумывая, отправила свое резюме. Рассматривалось оно долго около двух месяцев, но в августе девушке всё же перезвонили и пригласили на собеседование. Она прошла успешно не только его, но и две строгие комиссии, одна из которых проверила ее физическое, а другая психологическое состояние. В итоге 22 августа 2013 года Юля стала помощником машиниста на поезде, курсирующем между Белорусским вокзалом и аэропортом «Шереметьево».
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. История началось с электровоза ВЛ19 (Владимир Ленин) советского магистрального грузопассажирского электровоза постоянного тока, выпускавшегося с 1932 по 1938 гг. Он является первым, а среди серийных (до марта 1953 г) единственным электровозом, конструкция которого была создана в СССР.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
В 1932 г. на советские железные дороги из США (фирма General Electric ) и Италии стали поступать первые магистральные электровозы, которые предназначались для вождения поездов через Сурамский перевал на Закавказской ж.д. В августе того же года, используя комплект чертежей, предоставленных General Electric, заводы Коломенский и «Динамо» начали серийное производство аналогичных электровозов. Электровозы американского, итальянского и советского производства получили обозначение серии соответственно С (Сурамский), СИ и Сс.
Далее в сентябре 1938 года был изготовлен электровоз, обозначенный сначала СМ22-22 (электровоз сурамского типа модернизированный, первые 22 обозначали нагрузку на рельсы от движущей колесной пары в тонно-силах, вторые 22 порядковый номер в серии СС). Однако вскоре по указанию НКПС обозначение серии было заменено на ВЛ (Владимир Ленин). Электровозу был присвоен номер 146, как продолжение нумерации серии ВЛ19.
В 1934 г. НКПС заключил договор с заводом "Динамо" на проектирование электровоза однофазно-постоянного тока с ртутным выпрямителем, а в октябре 1938 г. завод "Динамо" им. С. М. Кирова закончил постройку первого в Советском Союзе электровоза однофазного тока частотой 50 Гц. Локомотив получил обозначение ОР22-01, что означало: однофазный, с ртутными выпрямителями, нагрузка от колесных пар на рельсы 22 тс. Механическую часть электровоза изготовил Коломенский машиностроительный завод им. В. В. Куйбышева. В течение года он проходила заводскую проверку и обкатку, а затем его направили на опытное кольцо НИИ железнодорожного транспорта, где испытаниями руководил инженер В. А. Забродин. Они начались 12 декабря 1939 года и успешно закончились полгода спустя. В опытных поездках электровоз прошел почти 4000 км. Он плавно разгонялся и быстрее, чем локомотив серии ВЛ22, выходил на рабочий режим. Масса электровоза ОР22-01 в рабочем состоянии составляла 132 т, максимальная скорость 85 км/ч.
Война помешала продолжить работы над электровозом ОР22-01, и в конце 1941 г. он был разоборудован; ртутный выпрямитель использовали для передвижной тяговой подстанции, тяговые двигатели и колесные пары как запасные части к электровозам постоянного тока.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Электровоз ОР22.
4. Выпускник железнодорожного училища на станции Пенза-1 Драгунов Николай Петрович за смелость, отвагу, мужество и бесстрашие, проявленные в бою при форсировании Днепра, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1943 года был удостоен звания Героя Советского Союза, ему в то время было девятнадцать лет.
Преподаватель: Как мало мы ещё знаем о людях ведущих огромные составы по железным дорогам! Давайте начнем с самого начала, послушаем как появилась профессия – машинист локомотива.
Видеопрезентация «Профессия – машинист локомотива»
Беседа по теме классного часа
Рассказ приглашённого машиниста локомотивного депо о профессии. Презентация «Я выбрал профессию - машинист локомотива». Вопросы машинисту о выбранной профессии, будущей работе.
Преподаватель: Несмотря на то, что профессия «машинист локомотива» очень серьёзная и ответственная, она нравится даже президенту РФ. Наверное не ошибусь, если скажу, что каждому захотелось оказаться в кабине электровоза. И такая возможность у вас появится в процессе обучения, у нас уже установлен новый тренажёр для машинистов электровозов и скоро каждый из вас может попробовать себя в этой роли.
Подведение итогов (преподаватель)
В заключении хочу напомнить общие и профессиональные компетенции, которыми вы должны будете овладеть за время обучения. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ. Выпускник, освоивший ОПОП НПО, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определённых руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
OK 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
Машинист локомотива должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
1. Техническое обслуживание и ремонт электровоза:
ПК 1.1. Проверять взаимодействие узлов локомотива.
ПК 1.2. Производить монтаж, разборку, соединение и регулировку частей ремонтируемого объекта локомотива.
Рефлексия: 
Мы услышали сегодня много о профессии машинист локомотива. В заключении хочу задать вам несколько вопросов: Что нового вы узнали об истории профессии машинист? Какими профессиональными качествами должен обладать машинист локомотива? Какие медицинские противопоказания есть в вашей будущей профессии?
Вот и подошёл к концу наш классный час. Надеюсь, каждый из вас расширил свои знания об истории выбранной профессии, о профессиональных качествах машиниста и еще раз продумал правильность сделанного выбора. Благодарю всех! Успехов вам ребята!


Электровоз желанияВЛ 19 - первый советский электровоз.Электровоз ОР22.15