Проект: «Судьба моей семьи в судьбе моей страны»


МБОУ «Среднеахтубинская средняя общеобразовательная школа №1»
Номинация: Исследуем всё
Тема исследования:
История моей страны
в истории моей семьи

Работу выполнил:
учащийся 6 «А» класса
Коробов Дмитрий
Руководитель:
учитель истории
Коробова Л.А.
Р.п. Средняя Ахтуба, 2012г.
Введение.
«Тот, кто не помнит своего прошлого,
осуждён на то, чтобы пережить его вновь»
Джордж Сантаяна
Каждая семья - это своеобразный мир, в котором царят свои нормы и традиции, есть свои ценности. Не материальные ценности, а духовные. Это память о предках и их жизни, о грустных и радостных событиях в семье.
Семейные ценности - это прошедшее время, давно утёкшее в безвозвратность и живущее нашими мыслями, воспоминаниями о нём.
Актуальность выбранной темы заключается в повышении интереса к родословной семьи и к изучению традиций.
Данную исследовательскую работу можно будет использовать при изучении истории России и истории родного края.
Начиная работу, я ставил перед собой цель: узнать военную историю моей семьи и выяснить, как история моей семьи отражается в истории России.
Ставил следующие задачи:
- Изучить историю своего рода, собрать статистические данные.
- Показать вклад моих предков в историю моей родины.
Предмет исследования: изучение военной истории моей семьи.

3
Школа, в которой училась моя мама, находится на Партизанской улице.
«А почему именно такое название носит улица?», - обратился я к маме.
И когда узнал, удивился тому, что история названия коснулась и моей семьи.
… Давно это было, еще до войны. В колхозе «Большевик» Эльтонского района, жила семья Шапиных: девочки Люба и Настя, и их братья Коля и Василий. Люба мечтала стать учителем, Коля – военным, а старшие: Василий и Анастасия уже работали в колхозе, помогали семье, ведь отец погиб ещё в гражданскую, матери одной трудно.
Шли годы. И вот наступил, страшный день 22 нюня 1941год, когда война ворвалась в каждый дом. Василий сразу ушёл на фронт, Коля в это время был на действительной службе под Сталинградом, Люба училась в педучилище. Вскоре уходит на фронт и Николай Шапин – он танкист. А Люба уже работает в Большевистской семилетке Эльтонского района. Преподает географию.
Район, где жила семья Шапиных был прифронтовым. Молодежь района откликнулась на голос матери – Родины: «К оружию, дети мои! Без Сталинграда для нас нет жизни, нет счастья! Вперед, на врага!»
… «Двухэтажная школа была самым крупным зданием в Средней Ахтубе. В её классах и разместился штаб партизанского движения. Здесь днем и ночью, почти без перерыва, заседала отборочная комиссия. В партизанские ряды принимали только добровольцев и только индивидуально, по рекомендациям обкома партии и обкома комсомола.
В комнату комиссии входит девушка небольшого росточка. Миловидное круглое лицо, быстрые глаза, чуть вздернутый нос.
4
- Шапина Любовь Яковлевна, родилась в с. Заплавное, в 1923 году. Работала в школе… – На лацкане её пиджачка белел значок ГСО II степени, рядом горел комсомольский значок»…
Так Люба Шапина, моя прабабушка, в 18 лет попала в партизанскую школу.
Об этом эпизоде я узнал из книги Ивана Михайловича Кандаурова «Степные орлы». В школу партизан были приняты жители Ленинского, Иловатенского, Владимирского, Енотаевского, Среднеахтубинского, Краснослободского – всего из 18 районов. Разный был и национальный состав: один казах, один цыган, один мордвин, двое татар, трое евреев, три белоруса, 65 украинцев, 192 русских.
После окончания данной школы партизаны улетали в глубокий вражеский тыл. Люба с друзьями по партизанской школе прошла путь от Сталинграда дорогами войны до Украины, затем до Белоруссии. Во вражеских тылах партизаны организовали партийный отряд и диверсионные группы. Моя прабабушка была очень веселым человеком, прекрасно пела. Летом к ней всегда съезжались однополчане Н.Клёва, А.Нежинская, Д.Беляев и командир отряда «За Отчизну» В.А.Ершов. Любовь Яковлевна Шапина (Карпович) была награждена медалями. После войны она окончила высшую партийную школу и работала в Средней Ахтубе в райкоме партии вторым секретарем.
Вернулись живыми с фронта и братья Шапины: Василий и Николай. Мой прадедушка Николай Яковлевич прошёл войну от Сталинграда до Венгрии. А домой вернулся лишь в 1947 году, взял семью и уехал служить в Германию. О самой войне рассказывать не любил. Прадедушка был не раз ранен, получил контузию, горел в танке… Бабушка (его дочь Шапина (Кривошеева) Людмила Николаевна) говорила мне, что отметины от пуль были видны на ноге, а ожоги – на теле.
В Германии прадедушка прослужил до 1958 года, в 1959 году его
5
семья приехала в Среднюю Ахтубу. В звании майора Николай Яковлевич вышел в отставку, но ещё долго работал то по гражданской обороне в районе, то в военкомате. По словам его дочери, моей бабушки, он был очень добрым, жизнелюбивым человеком.
Его жена – Александра Яковлевна, всю войну работала в колхозе «Большевик», растила сын Юрия. «… Трудно было, порой голодно, - рассказывала прабабушка моей маме, но мы не отчаивались, знали, что победа будет за нами! Мы помогали фронту – вязали теплые варежки, носки, шарфы. Весной 1945 года мы были в поле, шла посевная. Вдруг видим, скачет на лошади парнишка и что-то кричит. Сначала испугались, думали, случилось что-то. А когда узнали, что война окончена - заплакали: кто от радости, кто от горя». Так прабабушка узнала о Победе.
У моего прадедушки осталась семья: сын и дочь. Они стали учителями. Дочь, Кривошеева Людмила Николаевна, работала в школе имени М.В.Ломоносова (в той самой, где находился штаб по подготовке партизан), сын – Шапин Юрий Николаевич работал учителем географии на ставропольщине, сейчас на заслуженном отдыхе, имеет звание «Отличник народного просвещения».
Как ни странно, но в школе имени М.В.Ломоносова учились мои бабушка с дедушкой, мама (Коробова Лариса Анатольевна - она тоже учитель, работает в СОШ №1), моя сестра (Коробова (Курчатова) Евгения Сергеевна – учится на 4 курсе Современной Гуманитарной Академии на факультете психологии), довелось учиться и мне. Как видите в моей семье все педагоги.
Вот так история названия улицы привела меня к рассказу о войне в истории моей семьи.
6
Заключение.
Великая победа была одержана благодаря героизму и стойкости простых советских людей, к которым относились и мои прадедушка с прабабушкой. Сама собой напрашивается мысль: « Но почему ради мира всегда надо воевать? Почему его надо защищать с оружием в руках?» Жизнь доказывает, что за мир действительно нужно воевать. Поэтому необходимо изучать историю Великой Отечественной войны, да и вообще историю.
Для меня же, эта работа была очень важна, ведь мне удалось прикоснуться к прошлому, и на этом примере я буду воспитываться. Кроме того, я увидел «белые пятна» в истории своей семьи, которые могут послужить темой для новых исследований.
В. О. Ключевский, крупнейший отечественный историк, сказал: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого».
7
Литература.
1. Великая Отечественная …М., «Молодая Гвардия» 1975 г.
2. Великая Отечественная война 1941 -1945 гг. М.,сов.Энциклопедия1985г.
3. Воспоминания родственников.
4. И. Кандауров. Степные орлы. Н-В, 1982 г.
5. И. Кандауров. Стойкость. Н-В, 1983 г.
6. Семейный архив фотодокументов.
8
Приложение 1.

Николай Яковлевич Шапин Ордена и медали Н.Я. Шапина
р.п.Средняя Ахтуба, 1971г.

Орденская книжка Н.Я.Шапина


Удостоверения за участие в ВОВ

Приложение 5.

Люба Шапина, с.Заплавное, 1940г.

Л.Я.Карпович (Шапина), р.п. Ср. Ахтуба, 1967г.

Л.Я.Карпович на встречи с однополчанами (вторая справа)
Средняя Ахтуба, 1975г.
Приложение 2.

Свидетельства о рождении
Александры Яковлевны Юдиной Николая Яковлевича Шапина
Эльтонский район, Сталинградская обл.,1939г.

Свидетельство о браке Шапина Н.Я. и Юдиной А.Я.
Эльтонский район, Сталинградская обл.,1939г.
Приложение 3.


Срочная служба в РККА Перед отправкой на фронт
г.Сталинград, 1937г. с.Большая Грибановка,
23июня1943г.

Семья Шапиных
г.Черняховск, 21апреля 1948г.
Приложение 4.

Каникулы у девятиклассника Юрия
г.Эйленбург, 9 января 1957г.
Братья: Николай и Василий Шапины Анастасия и Александра Шапины
р.п. Средняя Ахтуба, 1973г. р.п. Средняя Ахтуба,1975г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………………3
История семьи Шапиных……………………………………………….4-6
Заключение………………………………………………………………7
Литература……………………………………………………………….8
Приложения……………………………………………………………...9- 13
2

2