Доклад Методы борьбы с коррупцией


Сев. Каз. Обл.
Тайыншинский р-он.
КГУ «Ильичевская СШ»
Провела: Социальный педагог: Груздева Н.В.
Доклад по теме:
Анти-коррупция.
Корру́пция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность, что типично для мафиозных государств. Соответствующий термин в европейских языках обычно имеет более широкую семантику, вытекающую из первичного значения исходного латинского слова.
Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его нанимателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
Коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее дискреционной властью в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.749307556500
В своей «Божественной комедии» Данте поместил мздоимцев в восьмой (предпоследний) круг ада. Иллюстр.: Гюстав Доре.
Системный характер коррупции проявляется в ее принудительном характере для тех, кто работает в государственных организациях, ею охваченных.
Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция наносит существенный ущерб[1] и препятствует экономическому росту и развитию в интересах общества в целом.
Во многих странах коррупция уголовно наказуема.
Виды коррупции:
Бытовая коррупция:порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм). Деловая коррупция: возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной власти: относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.
На практике подчинённые делят взятки не только с начальством, но и между собой. Конечным итогом является формирование специфических для коррупции внутренних рынков и экономических механизмов. В частности, возникают позиции с особенно высокими нелегальными доходами. Борьба между чиновниками за такие позиции формирует внутренний «рынок труда». По мере развития коррупции происходит некоторая централизация рынка, начиная с уровня отдельных ведомств, когда чиновники вырабатывают тарифы за принятие конкретных решений, чтобы снизить внутреннюю конкуренцию за каждую взятку и повысить общий доход. Поддержка стабильности нелегальных финансовых потоков требует административных и законодательных мер, нацеленных на повышение экономической выгоды от коррупции и на снижение правовых и социальных рисков. 
Вымогательство («государственный рэкет»):
Практикуется чиновниками, обладающими дискреционной властью препятствовать кому-либо в получении лицензий, специальных разрешений или любых других услуг, входящих в компетенцию чиновника. Если чиновник имеет полномочия оценивать сумму надлежащих выплат (например, налогов или пошлин), это также открывает возможности для вымогательства.Столкнувшись с вымогательством со стороны госслужащего, частное лицо оказывается перед выбором: либо дать взятку (что сопряжено с риском разоблачения), либо обжаловать действия госслужащего через внутренний или внешний надзорный орган. Решение зависит от того, насколько затратна процедура обжалования, а также насколько гражданин осведомлён о своих законных правах и обязанностях госслужащего.
Сговор возникает при тех же условиях, что и вымогательство, однако отличается тем, что выгоден обеим сторонам и состоит в совершении сделки, наносящей ущерб государству. Например, в обмен на взятку, таможенный инспектор может занизить сумму импорта и тем самым уменьшить сумму, которую фирма-импортёр должна уплатить на пошлины. В сделку также могут быть вовлечены структуры, ответственные за надзор над чиновником.
Одним из основных путей коррупционного обогащения для бюрократии, в особенности для верховной политической элиты, являются государственные расходы.Инвестиционные проекты во многом определяются решениями, которые высшие чиновники принимают по своему усмотрению. Крупные инвестиционные проекты (в особенности, с участием иностранных корпораций) часто предполагают передачу монопольных прав победителю конкурса, что сулит чиновникам особенно большие взятки. Некоторые проекты создаются специально для того, чтобы определённые группы получали ренту («государственную ренту») от тех, кто назначен в качестве исполнителя проекта.Государственные закупки, как правило, предполагают выбор объективно лучшего предложения из нескольких на основе конкурса, однако иногда чиновник может обеспечить победу продавца, пообещавшего наибольшие «комиссионные» («откат») со сделки. Для этого ограничивается участие в конкурсе, его правила полностью не объявляются и т. п. В результате закупки осуществляются по завышенной цене.Внебюджетные счета часто создаются с легитимной целью (пенсионные, дорожные фонды и др.) Однако в некоторых фондах, например, для помощи инвалидам, доходы могут значительно превышать реальные расходы, что стимулирует желание у некоторых чиновников присвоить «излишки». Наоборот, в случае дефицита чиновники часто решают по своему усмотрению, кому в итоге достанутся деньги. В некоторых странах, средства, полученные через иностранную помощь или от продажи природных ресурсов, направляются в специальные фонды, которые менее прозрачны и хуже контролируются, чем бюджетные деньги. В силу ежеминутных колебаний цен на товары, определить истинную сумму транзакции и величину отчислений в такие фонды непросто, что позволяет часть денег перенаправлять в карманы чиновников.
Вред от коррупции:
1 Неэффективное распределение и расходование государственных средств и ресурсов;
2 Неэффективность коррупционных финансовых потоков с точки зрения экономики страны;
3 Потери налогов, когда налоговые органы присваивают себе часть налогов;
4 Потери времени из-за чинимых препятствий, снижение эффективности работы государственного аппарата в целом;
5 Разорение частных предпринимателей;
6 Снижение инвестиций в производство, замедление экономического роста;
7 Понижение качества общественного сервиса;
8 Нецелевое использование международной помощи развивающимся странам, что резко снижает её эффективность;
9 Неэффективное использование способностей индивидов: 
10 Вместо производства материальных благ люди тратят время на непродуктивный поиск ренты;
11 Рост социального неравенства;
12 Усиление организованной преступности — банды превращаются в мафию;
13 Ущерб политической легитимности власти;
14 Снижение общественной морали.
 В высоко коррумпированных бюрократических аппаратах большинство государственных ресурсов сознательно направляется в каналы, где их легче всего разворовать или где легче всего собирать взятки. Политика правящей элиты становится направленной на подавление механизмов контроля над коррупцией: свободы прессы, независимости системы правосудия, конкурирующих элит (оппозиции) и далее индивидуальных прав граждан. Так, некоторые люди отмечают, что существуют случаи, когда поведение и внешний вид человека являются сигналом для правоохранительных органов к задержанию человека с целью вымогательства взятки. Существует также точка зрения, что к коррупции допустимо терпимое отношение. Согласно одному аргументу, в истории развития многих стран (Индонезии, Таиланда, Кореи) были периоды, когда экономика и коррупция росли одновременно. Согласно другому аргументу, взяточничество есть лишь реализация рыночных принципов в деятельности государственных и муниципальных структур. Таким образом, терпимое отношение к коррупции допустимо в условиях экономического бума либо пока она не затрагивает эффективность рынка в целом. Критики этой точки зрения возражают, что вследствие перечисленных выше причин, страны с высоким уровнем коррупции после периода роста рискуют утратить стабильность и впасть в нисходящую спираль.
Борьба с коррупцией:На сегодняшний день не известны методы в педагогике именеджменте, которые бы гарантировали, что человек будет идеальным чиновником. Однако существует множество стран с весьма низким уровнем коррупции. Более того, известны исторические примеры, когда действия, направленные на снижение коррупции, привели к значительным успехам:Сингапур, Гонконг, Португалия, Швеция. Это однозначно говорит в пользу того, что методы борьбы с коррупцией существуют.С формальной точки зрения, если не будет государства — не будет и коррупции. Способность людей на данном этапе развития эффективно сотрудничать без государства подвергается очень сильным сомнениям. Тем не менее, в условиях когда коррупция распространена практически везде, роспуск коррумпированных органов власти представляется одним из действенных радикальных способов от неё избавиться.Помимо роспуска органов власти, существуют три возможных подхода к уменьшению коррупции. Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, поз
Статьи закона о каррупции:
В статью 5 внесены изменения в соответствии с HYPERLINK "jl:30526858.5 " Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( HYPERLINK "jl:30528175.50000 " см. стар. ред.)
Статья 5. Основные принципы борьбы с коррупцией:
Борьба с коррупцией осуществляется на основе:
1) равенства всех перед законом и судом;
2) обеспечения четкой правовой регламентации деятельности государственных органов, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней;
3) совершенствования структуры государственного аппарата, кадровой работы и процедуры решения вопросов, затрагивающих права и законные интересы физических и юридических лиц;
4) приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, а также социально-экономической, политико-правовой, организационно-управленческой систем государства;
5) признания допустимости ограничений прав и свобод должностных и других лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, а также лиц, приравненных к ним, в соответствии с HYPERLINK "jl:1005029.390000 " пунктом 1 статьи 39 Конституции Республики Казахстан;
Статья 5 дополнена подпунктом 5-1 в соответствии с HYPERLINK "jl:30912280.200 " Законом РК от 29.12.10 г. № 371-IV
5-1) обеспечения государством социальной и правовой защиты государственных служащих;
6) восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации и предупреждения вредных последствий коррупционных правонарушений;
7) обеспечения личной безопасности и поощрения граждан, оказывающих содействие в борьбе с коррупционными правонарушениями;
8) защиты государством прав и законных интересов лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, и лиц, приравненных к ним, установления этим лицам заработной платы (денежного содержания) и льгот, обеспечивающих указанным лицам и их семьям достойный уровень жизни;
9) недопустимости делегирования полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим и юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль за нею;
10) осуществления HYPERLINK "jl:1003158.10000 " оперативно-розыскной и иной деятельности в целях выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений, связанных с коррупцией, а также применения в установленном законом порядке специальных мер финансового контроля в целях недопущения легализации противоправно нажитых денежных средств и иного имущества;
11) установления запрета для лиц, указанных в HYPERLINK "jl:1009795.30000 " пунктах 1, 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона, на занятие HYPERLINK "jl:1006061.10000 " предпринимательской деятельностью, в том числе на занятие оплачиваемых должностей в органах управления хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, когда занятие такой должности предусмотрено законодательно установленными должностными обязанностями;
12) обеспечения общественного контроля и формирования в обществе атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции.
См. также: HYPERLINK "jl:1021436.0 " Указ Президента Республики Казахстан от 5 января 2001 года № 534 «О Государственной программе борьбы с коррупцией на 2001-2005 годы».
 
В статью 6 внесены изменения в соответствии с HYPERLINK "jl:1023940.200 " Законом РК от 12.07.01 г. № 240-II ( HYPERLINK "jl:3009795.60000 " см. стар. ред.); HYPERLINK "jl:1032511.1701 " Законом РК от 09.08.02 г. № 346-II ( HYPERLINK "jl:3109795.60000 " см. стар. ред.); HYPERLINK "jl:1044308.304 " Законом РК от 25.09.03 г. № 484-II ( HYPERLINK "jl:3209795.60000 " см. стар. ред.); HYPERLINK "jl:30118260.600 " Законом РК от 27.07.07 г. № 315-III ( HYPERLINK "jl:30118332.60000 " см. стар. ред.); HYPERLINK "jl:30526858.6 " Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( HYPERLINK "jl:30528175.60000 " см. стар. ред.)
Статья 6. Органы, осуществляющие борьбу с коррупцией:
1. Борьбу с коррупцией в пределах своей компетенции обязаны вести все государственные органы и должностные лица. Руководители государственных органов и ответственные секретари или иные должностные лица, определяемые Президентом Республики Казахстан, организаций, в том числе организаций с долей государственного участия, органов местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают исполнение требований настоящего Закона и применение предусмотренных в нем дисциплинарных мер, привлекая для этого кадровые, контрольные, юридические и другие службы, а также регистрацию и информирование обо всех известных им случаях коррупции в органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи.
См.: HYPERLINK "jl:1031891.0 " Письмо Комитета регистрационной службы Министерства юстиции РК от 20 июня 2002 г. № 11-2-7/2022.
2. Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами HYPERLINK "jl:1004024.0 " прокуратуры, HYPERLINK "jl:1005971.0 " национальной безопасности, HYPERLINK "jl:1004063.0 " внутренних дел, налоговой, HYPERLINK "jl:30176584.0 " таможенной и пограничной службы, HYPERLINK "jl:1031909.0 " финансовой и военной полиции.
3. Органы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны принимать меры, вытекающие из их полномочий, и незамедлительно направлять сведения обо всех случаях выявления коррупционных преступлений, совершаемых лицами, занимающими ответственную государственную должность, в органы правовой статистики и информации. Должностные лица и органы, указанные в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязаны в установленный законодательством срок сообщать письменно лицу или органу, направившему дело, материал, протокол, представление о коррупционном преступлении, административном правонарушении, о результатах их рассмотрения.
Должностные лица государственных органов обязаны принимать предусмотренные законом меры по публикациям в средствах массовой информации материалов, содержащих сведения о правонарушениях коррупционного характера.
См.: HYPERLINK "jl:1025448.114 " Приказ Генеральной Прокуратуры Республики Казахстан от 27 марта 2001 года № 48.
4. Президент Республики Казахстан вправе образовать государственный HYPERLINK "jl:1030287.0 " орган по борьбе с коррупцией, определить его статус и полномочия.
См.также: HYPERLINK "jl:1019122.100 " Правила о порядке проведения проверок деятельности государственных органов Республики Казахстан по вопросам соблюдения законодательства о государственной службе и антикоррупционного законодательства, HYPERLINK "jl:30008474.0 " Указ Президента РК от 14 апреля 2005 года № 1550 О мерах по усилению борьбы с коррупцией, укреплению дисциплины и порядка в деятельности государственных органов и должностных лиц.
 
В статью 7 внесены изменения в соответствии с HYPERLINK "jl:30526858.7 " Законом РК от 07.12.09 г. № 222-IV ( HYPERLINK "jl:30528175.70000 " см. стар. ред.)
Статья 7. Гарантии неприкосновенности лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией:
1. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, находится под защитой государства.
2. Информация о лице, оказывающем содействие в борьбе с коррупцией, является HYPERLINK "jl:1012633.0 " государственным секретом и представляется только по запросам органов, указанных в пунктах 2 и 4 статьи 6 настоящего Закона, или суда в порядке, установленном законом. Разглашение этой информации влечет ответственность установленную HYPERLINK "jl:1008032.1720000 " законом.
2-1. Лицо, сообщившее о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающее содействие в борьбе с коррупцией, поощряется в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан.
3. В случае необходимости органы, ведущие борьбу с коррупцией, обеспечивают личную безопасность лиц, оказывающих содействие в борьбе с коррупцией.
4. Правила настоящей статьи не распространяются на лиц, сообщивших заведомо ложную информацию, которые подлежат ответственности в соответствии с законами Республики Казахстан.