Научно-исследовательская работа ученицы 8 класса МБОУ Бага-Тугтунская средняя общеобразовательная школа Кичкиной Елены Георгиевны Судьба моей семьи в судьбе моей страны. Руководитель Кичкина Татьяна Николаевна


Введение
Семья играет для людей важную роль. Самой природой заложены в человеке зависимость, необходимость, трепетное отношение и преданность кругу людей, в котором он рос и постигал суть своего существования. В былые времена человек был неотделим от своего рода, а знание его родословной уходило в древность. Каждая частица этого знания бережно передавалась из поколения в поколение. Но сейчас мало кто может доподлинно рассказать, откуда берёт начало его род, и перечислить имена предков больше, чем до третьего колена. Почему? Неужели сменились ценности или сам человек?
К счастью, моя семья бережно сохранила пусть не всю, но обширную историю своего рода. И, как и в прежние времена, передавалось это наследие с рассказами мамы, бабушек, дедушек. И пусть не все сегодня с нами, история и сам род продолжают движение в жизненном цикле.
Проблематика моего исследования состоит в сохранении знаний о моей родословной.
Цель работы – изучить историю моей семьи, всех ее многочисленных представителей, многие из которых остались только на фото и в памяти последующих поколений.
Основные задачи: проследить генеалогию семьи Кичкиных - Дрей и Королёвых -Омелюсиков, обобщить полученные данные. Работа была написана на основе воспоминаний моих родственников, а также большого количества фото и документов, в них – жизнь: увлечения, трудовые дела, таланты, семейные связи нашего рода, участие в жизни страны.





1. Значение, происхождение и история фамилии Кичкин

В большинстве случаев такие фамилии имеют русское происхождение, однако могут быть и белорусскими, и украинскими. Такие фамилии образованы от имени, прозвища, рода занятий или места жительства дальнего предка человека по мужской линии. Может такая фамилия происходить от имени или прозвища предка по женской линии, например, прапрабабушки человека. В ряде случаев эта фамилия имеет еврейское происхождение и происходит от имени или прозвища предка по женской линии, например, прапрабабушки человека.
Кича - мокрый, рыхлый снег. Существуют и другие фамилии с той же основой. Возможно родство со словом кичка, кика - женский головной убор с рогами, либо дымовая труба соляной варницы. Про толстых женщин говорили: 'Расселась, как кичка', про долговязых мужчин 'Торчит, что кичка на варнице'. Отсюда и фамилии Кикин, Кичкин.

2. Отцовская линия
Кичкины родом из с.Кегульта Малодербетовского улуса Калмыцкой области. Они были богатыми людьми. В хозяйстве имели 1000 голов скота, 1500 голов овец, добротный дом, большой огород. Работали, не покладая рук, сами и детей приучали к труду. Дети учились в церковно-приходской школе, а по весне дети помогали родителям отгонять скот на Чёрные земли на пастбища.
Однажды в дом пришли люди в кожаных куртках и из дома вынесли всё, даже сесть не на что было. Раскулачили и выслали всю семью. Они доехали до Ставрополя. Отсюда дороги прадедушки и прабабушки разошлись. Прадедушку Кичкина Василия Павловича (1899 г.р.) сослали в Красноярский край на шахту «Красный вымпел» на 10 лет. После того как истёк срок он шесть лет искал свою семью т. к. ничего о ней не знал. А после того как прадедушку отправили в Красноярский край, прабабушку с тремя детьми повернули в калмыцкие степи – организовывать новые колхозы. Встретившись с семьёй, Василий Павлович не мог сидеть без дела. В колхозе «Красная звезда» его назначили старшим чабаном, в этой должности он и проработал всю жизнь. Работал честно, самоотверженно. Всегда выполнял и перевыполнял план. Прадед был требовательным к себе и к другим. Например, его боялись водовозы, которые привозили на точку воду, а та расплескивалась по дороге. Прадед хорошо знал цену воды в засушливой степи, а потому шофера зачастую получали выговоры за пролитую воду.
А ещё можно сказать визитной карточкой прадеда был верблюд Ара, который верой и правдой служил ему много лет.
За добросовестный труд Василий Павлович много раз признавался передовиком производства, награждён медалью «За трудовую доблесть». Неоднократно был участником Выставки Достижений Народного Хозяйства в Москве. Имеет много Почётных грамот, награждался ценными подарками: чайным сервизом, часами, самоваром, радиолой. (См. приложение).
Дома Василия Павловича ждала верная жена – Прасковья Демидовна (1906 г.р.) - и пятеро детей. Прабабушка доила коров, работала на огороде, была трудолюбивой и заботливой хозяйкой. Прабабушка имела медаль «Материнская слава II степени». (См. приложение)
История семьи хранится не только в предметах, но и в архивных документах. В нашей семье хранятся два документа. Датированы они 1953г. и 1954 годом – это «Обязательство на поставку государству мяса, молока, шерсти и кожевенного сырья». Это время, когда наша страна возрождалась из пепла войны. Каждая семья была обязана поставить государству определённое количество мяса, яиц, молока, шерсти и т.д. Трудно было семьям в срок выполнить их. Моя прабабушка, Кичкина Прасковья Демидовна, вязала пуховые платки, носки продавала их, чтобы на вырученные деньги приобрести недостающую продукцию. Это обязательство необходимо было выполнить в срок. (См. приложение )
Второй мой прадед Дрей Андрей Иванович родился в с. Шаблиевка Сальского района Ростовской области. Он был участником Великой Отечественной войны, служил в гвардейском полку. Награждён орденом Красной Звезды, медалью «За взятие Будапешта», медалью «За отвагу» и др. «А знаешь, какая вещь самая нужная «принадлежность» солдата?» - спрашивал прадед у внука – моего папы.
Чтобы солдат хорошо воевал, он должен быть сытым. Как говорится в поговорке «не полопаешь – не потопаешь». В нашей семье хранится трофейная ложка офицера вермахта, которую привёз с фронта прадедушка Дрей Андрей Иванович. Она сделана из нержавеющей стали. На оборотной стороне выгравированы фашистская свастика и год изготовления «1938». Это настоящая семейная реликвия, которая переходит от отца к сыну и от сына к внуку.(См. приложение)
Наши родственники гордились Андреем Ивановичем, когда на первомайской демонстрации и на День Победы в первых рядах шёл мой прадед.
Ещё великий Пушкин говорил, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно». Так давайте гордиться этой памятью! Вечная память тем, кто завоевал для нас мирное небо и счастливое детство.
После войны Андрея Ивановича как коммуниста послали в Калмыкию восстанавливать колхозы. Так он попал в с. Новая жизнь, где работал бригадиром МТС (машинотракторная станция)
Мой дед Кичкин Анатолий Васильевич родился в 1929 году в с. Кегульта. После раскулачивания, был выслан с матерью и старшим братом Мишей в с. Новая жизнь. Дедушку я не знала, т.к. он умер задолго до моего рождения. О нём мне много рассказывал папа. Жизнь была трудной, не хватало продуктов. Дедушка, как мог, старался помочь матери. Ходил в поле к копнам соломы, приподнимал их и находил зёрна пшеницы, которые ещё не успели съесть полевые грызуны. Так за день он собирал пол литровую баночку зерна. Ходил по лиманам и собирал яйца чаек, гусей и других птиц и нёс домой, ловил сусликов – шкурки продавал, ставил капканы на зайцев.
Во время войны немцы тянули пушку и решили передохнуть. Мальчишкам (среди них был и мой дед) пришла в голову идея – скрутить прицел с пушки. Улучив подходящую минуту, дело было сделано. Чем ещё могли помочь советским солдатам мальчишки? А потом боялись, чтобы этого не заметили немцы.
Дедушка по специальности ветеринар, зоотехник долго проработал в животноводстве. Руководил колхозной строительной бригадой. В нашем селе много жилых домов, хозяйственных объектов построенных дедушкиной бригадой.
За многолетний труд добросовестный труд Анатолий Васильевич был неоднократно награждён Почётными грамотами.
У Анатолия Васильевича и Валентины Андреевны (мои дедушка и бабушка) трое детей – старший – Георгий Анатольевич (1960г.р.)– мой папа. Закончив школу папа получил специальность шофёра, отслужил в армии и вернулся домой в родной колхоз. Водил машину, а потом перешёл в строительную бригаду к отцу. В 1989 году женился на моей маме Омелюсик Татьяне Николаевне. В 1990 году у них родилась моя старшая сестра Алла, а в 1997 году – я- Кичкина Елена Георгиевна.

3. Материнская линия
Прапрадедушка Фёдор Королёв (1895 г.р.) и прапрабабушка Королёва Марфа Трофимовна родом из села Солёного. В 30-х годах 20 века переехали в с. Новая жизнь Яшалинского района. Происходили они из бедняков. В селе моего прадедушку знали как Федьку Деруна.. Почему? Потому, что односельчане обращались к нему, чтобы он подрал пух у коз. Это у него получалось быстро и качественно. Поэтому и прозвище «дерун» получил за своё мастерство. Мой прапрадед был хорошим охотником, имел двух лошадей, тачанку, гончих собак – это было отличным подспорьем для семьи в те трудные годы.
В 1919 году в многодетной семье прапрадедушки и прапрабабушки Королёвых родилась дочь Мария - моя прабабушка Мария Фёдоровна Королёва. С 14 лет работает она в колхозе телятницей, пасла скот, доила коров. В 1937 году вышла замуж за Аюшинова Чопу Кензиливича (1911 г.р.) Жили они в хуторе Гюдик. Когда-то это было большое село. Прадедушка работал скотником в колхозе, был заядлым охотником – с ружьём никогда не расставался. В 1938 году у них родился сын Коля - мой дед. Но семейная жизнь у прабабушки с прадедушкой не сложилась. Перед войной они расстались. Прадедушка Чопа ушёл на войну. В начале 1944 года ему удалось на некоторое время заехать домой. Печальная картина предстала перед ним – пустые, брошенные дома. 1943 год стал чёрной датой в судьбе каждого калмыка. Несправедливо был выселен целый народ. Вскоре и ему пришлось выехать в Сибирь на долгие 13 лет. Прабабушка растила сына сама. Работала в колхозе, бралась за любую работу была телятницей, доила коров После дойки выгоняли скот пастись, а коров запрягали в бороны и тягали их по полям (пашне) - собирали курай, а потом его сжигали, чтобы по весне легче было пахать землю (иначе он забивается в плуг и трудно пахать).
Очень трудно было зимой, т. к. солому нужно было подвозить в сарай, баз со скирд, которые находились на большом расстоянии от МТФ, но никто не жаловался. По вечерам прабабушка пряла пряжу, вязала, шила (перекраивала) одежду, пекла хлеб. Всё это отправлялось на фронт. За самоотверженный труд во время войны прабабушка награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г.г.» в 1967 году. (См. приложение ) В 1972 году прабабушка умерла.
Из всех бабушек и дедушек в живых у меня остался только один дедушка Королёв Николай Степанович. В этом году исполнится ему 75 лет. С большим интересом делился он своими воспоминаниями. Я видела, как он оживился, вспомнив свои молодые годы. Любимой детской игрой в детстве у него, как и у сегодняшних мальчишек, был футбол. Только вот мячи были разные – сегодня яркие кожаные, а 70-60 лет назад наскоро связанный клубок из старых тряпок, но радость от забитого гола была ничуть не меньше, чем сегодня.
Дедушка помнит соседа дядю Ваню, который сделал ему ружьё бить фашистов. Выглядело оно как настоящее. Помнит, как горько он плакал от досады, когда оно поломалось. Чтобы успокоить мальчика, фотограф надел мальчику на голову свою фуражку. Таким расстроенным и запечатлел его фотограф: босиком, с поломанным ружьём, но в фуражке. Этой фотографии уже почти 70 лет. (См. приложение)
Отслужив положенные три года (1960 – 1964 г.г.) в армии (военно-строительный отряд в г. Монино), возвращается в родной колхоз и работает трактористом.
В 1967 году дедушка женился на очень симпатичной, молоденькой девушке- белоруске – будущей моей бабушке Омелюсик Марие Васильевне. В то время много ребят белорусов приезжали в наши края на работу. За свою работу они получали расчёт зерном, которое они отправляли на родину. Бабушка была очень доброй и трудолюбивой. Она работала и кухаркой, и дояркой, затем работала на маслозаводе в х. Гюдик до 1971 года. В 1971 году они с дедушкой и прабабушкой переезжают в с. Бага-Тугтун . До самой пенсии моя бабушка работает птичницей: ухаживали за курами, получали яйцо, сдавали его. После пенсии бабушка не стала сидеть дома , а устроилась на пекарню. Когда смена бабушкина была, то хлеб был особенно пышным и вкусным.
Моя бабушка Мария Васильевна была прекрасной рукодельницей. Долгими зимними вечерами крутилось веретено или мелькала иголка в руках сноровистых девушек-рукодельниц. Плавно текла беседа или лилась песня, и появлялись на свет чудесные вышитые полотенца, скатерти, ковры, пушистая пряжа. До сих пор в нашей семье хранятся домотканые изделия с изумительной вышивкой. Бабушка рассказывала, что её семья выращивала лён, обрабатывали его, пряли. А затем на домашнем станке ткали полотно. Из этого полотна шили одежду, постельное бельё, полотенца и всё, что нужно было большой и дружной крестьянской семье. Как здорово, что эти вышитые бабушкиными руками полотенца- рушники теперь хранятся в нашей семье. (См. приложение).
В семье Королёвых двое сыновей и дочь – моя мама - Кичкина Татьяна Николаевна. Закончив хорошо школу, она решает поступать в Минский институт культуры на факультет библиотековедения и библиографии. Выбор её был не случайным. Она часто бывала в школьной библиотеке. А в библиотеке работала прекрасная женщина Грицина Раиса Васильевна, которая и привила любовь к этой профессии. Закончив институт, мама приходит работать в родную школу. И вот уже 24 года составляет стаж её работы. Мою маму уважают коллеги и ученики. Мама награждена грамотами районного отдела образования, грамотой Министерства образования, науки и культуры Республики Калмыкия, а так же Грамотой Министерства Образования Российской Федерации.















Заключение
Наша семья дружная и крепкая. Мы часто встречаемся, помогаем друг другу, и очень счастливы вместе. У нас есть свои устоявшиеся традиции. Дни рождения мы отмечаем вместе. Новый год мы отмечаем вместе с бабушками у нас дома. Бывает всегда шумно и весело, особенно, когда начинается просмотр подарков. Еще одна традиция – день рождения нашей семьи. 15 июля. Мы постоянно ходим в гости к дедушке. Традиций в нашей семье много, кое-что пытаемся перенять от старших поколений. Моя семья – это частичка большого рода, и счастье в том, что я знаю, откуда я и кто я. Моя семья – это мое богатство. Давно уже нет многих моих старших родственников. Но я знаю, что, история нашей семьи и ее традиции будут храниться у моих детей и внуков. Я верю, что эта связующая нас нить не оборвется никогда.
















Список использованной литературы

Архив семьи Кичкиных
Брокгауз Ф.А., Е.А.Ефрон. Энциклопедический словарь, М., 1895, т.15, стр.52-53 [5].
ЛАНЦЫНОВА М. Субурган в Оватте//«Известия Калмыкии»









13PAGE 15


13PAGE 14915




15