Конспект урока по образовательному модулю Развитие речи на тему Создание текста поздравительной открытки


Русский язык. Развитие речи (2 класс)
Тема: Создание текста поздравительной открытки
Цели:
- познакомить учащихся с правилами подписания открытки
- познакомить с историей возникновения первой открытки
- формировать умение в написании поздравительной открытки с наблюдением норм речевого этикета
- учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
- способствовать формированию произвольности и самостоятельности мышления
- развивать устную и письменную речь учащихся.
Ход урока
1..Организационный момент.
2. Актуализация знаний. Сообщение целей урока.
Загадка
Без крыльев, а летит,
Без языка, а говорить (письмо)
3. Работа по теме урока
1.Беседа
- Для чего нужны письма?
- с помощью писем люди общаются на расстоянии
- с помощью писем люди сообщают новости из своей жизни
- поддерживают друг друга в трудные минуты
- разделяют радости друг друга.
- Хранятся ли в ваших семьях письма?
2.Стихотворение
Послушайте стихотворение и скажите, почему грустит Тоня? Отчего взгрустнулось
Тоне – письмоносцу?
Встала рано утром,
Ходит по морозцу,
Ей от грустных мыслей
Никуда не деться,
Ждать от друга писем
Ей хотелось с детства.
Так хотелось Тоне
Рассказать подробно,
И узнать побольше,
Поделиться с кем-то.
Всем приносят нынче
Лишь в газетах вести.
Отчего ж у Тони
Сердце не на месте?
Ей никто не пишет,
Каждый очень занят,
В моде SMS-ки,
А душу не загладят.
Ей ни разу в жизни
Писем не вручали.
Грустно письмоносцу.
Ходит по морозцу
Почтальон в печали.
- Почему грустит Тоня?
- Кто такой письмоносец?
Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.
Роль письма
Безусловно, достижение научно-технического прогресса постепенно вытесняет роль письма в нашей жизни. Порой действительно проще позвонить по телефону, слать факсы, отправлять интернет - письма или послать SMS. Но…! Письма, написанные с душой и красивым почерком, получать намного приятнее. В этом есть какая-то тайна, искренность и доброе отношение, которое так ценно в жизни. Строчки, написанные своей рукой, не только несут информацию, но и дарят тепло и любовь. Значит – это еще один забытый способ не только общаться, но и дарить радость. Не случайно существует и такое определение письма: «Письмо – это труд души, обращенный к другому человеку».
3. Вопросы на листочках
Составление плана работы.
Вопросы Знаем Не знаем Хотим узнать
1.Что такое письмо? 2.Какие бывают виды писем? 3.Какие существуют правила письма? 4.Из каких частей состоит письмо? -Пусть это будет нашим планом урока
4. Словарная работа
Назовите слова, связанные со словом «письмо»
- адрес
- конверт
- почта
- индекс
- Что обозначают слова?
- адресат
- адресант
Адресат – человек, который получает письмо
Адресант – человек, который пишет письмо
Адресат – получатель
Адресант – отправитель
Письма и открытки – маленькие путешественники, из города в город они путешествуют на…
- На чем? (на поезде, пароходе, машине, самолете)
- А так как письма путешествуют им нужны билеты.
- Что за билет у них, кто знает? (Почтовая марка)
Этот билет – почтовая марка, которая приклеивается на конверт
- А как письма, прибывшие на почту, доходят до адресата (получателя)
Историческая страничка
Письма люди начали писать давно, когда жили еще в пещерах. Первобытные люди изображали охоту на животных, события своей жизни. За несколько тысячелетий существования письменности люди употребляли для письма разнообразные материалы. Глиняная табличка – древнейший письменный инструмент, появившийся в Египте. Она представляла собой деревянную дощечку со слоем сырой глины на лицевой поверхности. На глиняной табличке писали тростниковыми или костяными палочками. Затем табличку подсушивали. На Руси первые письма и документы представляли собой берестяные грамоты. Бересту кипятили, сушили, обрезали по краям и процарапывали буквы костяным «писалом». А к 5 тыс.лет назад в качестве материала для письма стали применять папирус – тропический тростник. Позже был найден более прочный и долговечный материал – специально выделенная кожа молодых животных – пергамент, название было дано по городу Пергама в Сирии. Бумага – одно из величайших изобретений человечества. Появилась она сначала в 5 веке в Китае, а затем в 12-13 вв. в государствах Европы.
Первые конверты были из глины. А первый в мире бумажный конверт увидел свет в 1820 году. Это изобретение предписывают владельцу фабрики по производству бумаги Бреверу из города Брайтона.
Почтовый ящик был придуман моряками в шестнадцатом веке. Направляясь из Европы в Индию, морские путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды. В настоящее время этот ящик хранится в музее Кейптауна.
В России самый первый почтовый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считают 01 декабря 1848 года. Почта существует с древних времен. Для передачи важных сообщений посылали также пеших и конных гонцов. Помогали передавать информацию и голуби. Потом появились почтовые дилижансы, поезда, самолеты. В труднодоступные районы и на морские корабли письма доставляют вертолеты. Почта – это одно из величайших изобретений человечества.
9 октября – отмечается всемирный день почты.
5. Виды писем
Проблемный диалог
- Для чего нужны письма?
- в письмах сообщают о каких-то событиях
- в письмах делятся впечатлениями
- в письмах обращаются с просьбами.
Письмо:
- деловое
- личное (более 10 видов)
Письмо-повествование, письмо- поздравление, письмо – просьба, письмо-благодарность.
6. Назовите самого известного мультипликационного почтальона (почтальон Печкин)
4. ФИЗМИНУТКА
7. Продолжение работы по теме урока. Правила написания письма
Чтобы узнать, какие существуют правила письма, я предлагаю провести исследование и проработать со словами, которыми обозначается слово «письмо» в разных языках.
В русском языке слово «письмо» восходит к слову «писать», а раньше на Руси говорили не «письмо», а «грамота».
В английском языке письмо обозначается словом LETER, что в переводе с латинского обозначает «буква».
А в Германии в немецком языке письмо называют словом DER BRIEF, что в переводе с латинского обозначает «короткий».
Какие же правила письма вы можете вывести из этих слов?
Вывод.
1.Писать следует грамотно
2.Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и четкие
3. Письмо должно быть коротким, но все полным
Работа на листочке в микрогруппеПопробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа.
Для письма используй ________________ лист бумаги.
Письмо нужно писать ____________________ .Обращение в письме пишется ______________ .Дату и место, откуда написано письмо, пиши _____________________ .Отвечать на письмо нужно ______________ .Для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.
8. Взаимопроверка
9. Структура поздравления.
Загадка
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(Зима)
- О каком времени года идет речь?
На дворе снежок идет.
Скоро праздник Новый год.
Когда наступают праздники, у почтальонов прибавляется работы. Люди спешат поздравить друг друга с праздником.
- Зачем люди поздравляют друг друга?
- Чтобы доставить приятное другому человеку
- Чтобы у него осталось что-то на память
- А что пишут в поздравительных открытках?
(Желают крепкого здоровья, счастья, успехов и т.д.)
- Послушайте и скажите, какое из поздравлений доставило одному и тому же человеку больше радости.
1. Дорогой дедушка!
2.Мой дорогой – дорогой дедушка!
Второе приятнее получить, так как оно больше относится к дедушке. В нем есть теплые добрые слова, пожелания «чтобы никогда не болели», «чтобы почаще бывал у нас дома».
Структура поздравления
1.Обращение
2.Поздравление
3.Пожелания
4. Подпись
Слова – признаки: дорогая, уважаемая, любимая, милая
Слова – предметы: мама, мамочка
10. Дети подписывают открытку
Звучит спокойная музыка
11. Чтение поздравительных открыток
5. Рефлексия
Наряжаем елку!
Красный – интересно, все получилось
Желтый – испытывали незначительные трудности
Зеленый – было трудно
Словарь
-Для чего нужны письма?
- с помощью писем люди общаются на расстоянии
- с помощью писем люди сообщают новости из своей жизни
- поддерживают друг друга в трудные минуты
- разделяют радости друг друга.
Адрес – место жительства. Надпись на конверте или поздравительной открытке.
Письмо – текст, посылаемый для сообщения.
Почта – учреждение для пересылки писем, посылок, поздравительных открыток и т.д.
Марка – маленький бумажный знак на конверте. Обозначающий, что почтовый сбор оплачен.
Конверт – специальный пакет из бумаги для вкладывания письма.
Открытка – открытое письмо.
Адресат – человек, который получает письмо
Адресант – человек, который пишет, отправляет письмо
Правила написания письма
1. Писать следует грамотно.
2. Надо следить за тем, чтобы буквы были ровные и чёткие.
3. Письмо должно быть коротким, но полным.
Задание №1.
Попробуйте ответить на вопросы, подобрав один из предложенных вариантов ответа. Используй слова для справок.
Для письма используй _________________________________ лист бумаги.
Письмо нужно писать ____________________________________________ .Обращение в письме пишется _____________________________________ .Дату и место, откуда написано письмо, пиши _________________________ .Отвечать на письмо нужно ________________________________________ .Слова для справок: разборчиво, аккуратно; в конце письма; как можно быстрее; чистый, с ровными краями; в самом начале.
________________________________________________________________