Разработка урока по технологии на тему Технологии рассадного способа выращивания растений (7 класс)


Атнинский муниципальный район
МБОУ “Новошашинская средняя общеобразовательная школа”.
Тема.
Технология рассадного способа выращивания растений.
7 класс.
Разработка урока технологии проведенного в рамках методического каучинга с участием тренеров компании Educare.

Учитель технологии первой
квалификационной категории
Закирова Равия Наилевна.
18.04.2015
Новые Шаши.
Тема. Технология рассадного способа выращивания растений. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики, питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, кассеты.
Раздел «Сельскохозяйственный труд; растениеводство».
I .Цели урока:
Образовательные: научить
- рассадному способу выращивания растений;
- определять овощные культуры для закрытого грунта;
- выполнять исследования.
Воспитательные: воспитать
- культуру поведения при групповой и индивидуальной работе:
- уважение к мастерам прошлого и настоящего.
Профориентационные: развивать
- представление о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации.
II. Планируемый результат:
Предметные:
Знать:
- Технологию рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе; оборудования для выращивания рассады.
Уметь:
- выполнять сравнительный анализ оборудования для рассады; технологию пикировки томатов.
Личностные:
- формирование интереса к истории рассадного способа выращивания овощных культур. Обучающийся получит возможность научится ясно и точно, грамотно излагать свои мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи.
III. Методическое оснащение урока:
1. Материально-техническая база:
- кабинет (мастерская) трудового обучения;
- инструменты, приспособления для выращивания рассады: торфяные горшочки, пластиковые контейнеры, поддоны, ящики, кассеты, брикеты.2. Дидактическое обеспечение:
— учебник, дополнительная литература (словари, справочники);
— таблицы;
- информационные карты;
- образцы объектов труда.
IV. Обучающие структуры: Блайнд Сиквенсин, Джот Тотс, Сорт Кардс, Сингл Раунд Робин, Рафт.
V. Межпредметные связи: биология, история, математика, химия.
VI. Основные понятия: рассада, виды овощных культур, почвосмеси, рассадные ящики, торфяные горшочки, питательные кубики, кассеты, кокосовые горшочки.
VII. Тип урока: изучение нового материала.
VIII. Ход урока
1. Организационный момент:
— приветствие партнеров по плечу и по лицу;
— проверка готовности учащихся к уроку;
— настрой учащихся на работу. (Формула успеха: улыбка + хорошее настроение + вера в свои силы).
2. Актуализация знаний учащихся.
Прорастание семени - развитие томата (работа с карточками). Блайнд Сиквенсин. Ученик №1 раздает карточки, не показывая содержимое. Ученики карандашом записывают свои инициалы на обратной стороне своих карточек. Ученики видят только свою карточку. Один из учеников описывает свою карточку остальным членам команды настолько четко, насколько это возможно, чтобы команде было легко расположить карточки в нужном порядке. После описания всех карточек, в команде ученики раскладывают их в правильном порядке лицевой стороной вниз. Все карточки распределяются по единому мнению учеников. Если все члены команды согласны с порядком всех карточек на столе, команда переворачивает карты и проверяет их последовательность. Если последовательность неверная, участники команды исправляют это и обсуждают, что пошло не так и как не ошибиться в следующий раз. (Межличностные и академические функции. Применяется для принятия решения и построения знаний. Актуализация – повторение изученного на уроках биологии и применение знаний на уроке технологии для изучения нового материала.)3. Формулирование темы урока, постановка цели.
- Какие овощные культуры вы знаете? Джот Тотс + Сорт Кардс. Ученики проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой сороной вверх, не соблюдая очередности, каждый ученик заполнит 4 листочка. В центре стола окажутся 16 листочков.+ Распределяют карточки на разные категории. В каждой категории может быть разное количество карточек. Презентация работы. Группы - классу. (Мыслительные навыки, презентация информации. )
Сделайте заключение, чем мы сегодня будем заниматься на уроке.
4. Изучение нового материала.
Технология рассадного способа выращивания растений, ее значение в регионе.
- Выскажите свое мнение, что такое рассада? (Думаем, обсуждаем в группе.) Сингл Раунд Робин (обработка информации).
- (Примерный ответ) Рассадой принято называть посадочный материал, выращенный из семян для пересадки на постоянное место в поле, на огород, в теплицу.
- На сегодняшнем уроке вы будете агрономами (РОЛЬ) и вы будете выступать перед учениками (АУДИТОРИЯ). Для этого вы сделаете РАФТ – брошюру. (Презентация информации) Один ученик из группы берет карточку с названием темы. Изучают материал, первый ученик рисует, второй ученик – схемы, третий – цифры, четвертый – готовится к выстулению.
1 тема. Значение рассадного способа выращивания растений в нашем регионе.
- Во многих районах урожай некоторых теплолюбивых культур (томата, перца и баклажана) можно получить только рассадным способом. Не обойтись без рассады также при выращивании ранней и поздней капусты, огурца, кочанного салата, лука-порея, сельдерея.
У овощных культур таких как - томаты, огурцы, капуста вегетационный период намного длиннее чем, теплые дни лета нашего региона. Для получения нужного урожая летом и урожая круглый год требуется рассадный способ выращивания растений.
В Татарстане приблизительно 40% овощных культур выращивают рассадным способом. Этот способ производства овощей довольно дорогой — затраты на выращивание рассады часто составляют до 40% себестоимости овощей. В большинстве случаев эти затраты оправданы, поскольку рассадный способ имеет ряд важных преимуществ, а именно: позволяет выращивать культуры с длительным периодом вегетации в регионах со сравнительно коротким летом (северных и западных); получать более ранний (а значит и более дорогой) урожай; значительно экономить семена (в три-четыре раза); уменьшить затраты на уход за растениями в первый период их развития; вырастить более экологически полноценную продукцию. Однако следует отметить, что экономически целесообразным этот способ будет лишь в том случае, когда обеспечит получение урожая хотя бы на 14 дней раньше, сравнительно с безрассадной культурой, или гарантирует более высокие и стабильные урожаи. Наиболее часто рассадным методом выращивают капусту, томат, перец сладкий, баклажан, огурцы, дыню, арбуз, сладкие сорта лука репчатого и др.
2 тема. Оборудование для выращивания рассады: рассадные ящики, питательные кубики, торфоперегнойные горшочки, касеты.
Рассаду для ранних сроков высадки лучше выращивать в горшочках или кассетах — она быстрее приживается и лучше переносит заморозки. Горшочки часто применяют и для выращивания рассады более поздних сроков, особенно для культур, которые плохо переносят пересадку (огурец, баклажан и др.).
Растения в кассетах для рассады — наиболее прогрессивный способ выращивания растений в кассетах. В мире давно пришли к этому выводу по следующим главным причинам. Во-первых, снимаются ограничения по времени посадки растений в кассетах для рассады. Во-вторых, после посадки на постоянное место растения после кассет для рассады не испытывают шока и продолжают свое развитие даже в более комфортных условиях, т.к. корневая система приобретает возможность свободного роста в кассетах для рассады. Здесь следует подчеркнуть следующую особенность, производство посадочного материала в формах для рассады с закрытой корневой системой: растения должны быть выращены в кассетах, а не посажены в кассеты для рассады непосредственно перед реализацией.
Адаптация и активный рост растений в кассетах для рассады возможен, прежде всего, при использовании качественного влагоемкого и одновременно воздухопроницаемого субстрата с обеспечением достаточного условия питания. Здесь хорошо зарекомендовали себя медленно действующие формы удобрения, устраняющие необходимость частых подкормок, что имеет преимущество для многолетних растений. Тогда растение даже в небольших по объему кассетах для рассады не испытывают угнетения. После пересадки на постоянное место растения из кассеты для рассады даже усиливают рост. Это следует учитывать в практике, чтобы не допустить затягивания роста осенью и избежать возможности зимних повреждений рассады.
Выращивание рассады овощей в небольших объемах, необходимых для личного подсобного тепличного хозяйства в примитивных кассетах для рассады ведется уже много лет. Но промышленное производство кассетных растений пришло на рынок сравнительно недавно, благодаря, так называемой кассетной технологии. Она включает в себя целый комплекс операций. И практически все они могут быть автоматизированы, механизированы, или по крайней мере, рационализированы. Основу этих технологий составляют рассадные кассеты многоразового использования. При кассетной технологии почти втрое сокращается расход семян и необходимая для размещения рассады площадь: в кассетах для рассады на 1 м2 размещается 1 тыс. растений. Многократно в связи с этим снижаются расходы на полиэтиленовую пленку. После посева в кассеты для рассады, растения бывают, готовы к высадке в поле через 28-32 дня, благодаря меньшему объему ячеек кассет для рассады. Но, несмотря на последнее обстоятельство, рассада из кассет для рассады оказывается более жизнеспособной и ее полевая приживаемость составляет 98% в сравнении с 70% при обычной технологии. Это значит, что отход в 2% является практически только техническим в следствие механических повреждений растений.
Выбор величины ячеек. Для производства рассады ранних овощей используются кассеты с ячейками большего объема, поскольку это ускоряет плодоношение. Зато для поздних культур гораздо лучше использовать кассеты с ячейками меньшего размера, в них рассада развивается не так быстро (быстрое развитие может стать причиной стрелкования и преждевременного завязывания соцветий цветной капусты или броколли, а также кочанов капусты красно- и белокочанной). Для выращивания рассады большинства сортов наиболее подходящими являются ячейки среднего размера – 53 см3. Если высадка рассады в открытый грунт переносится на более поздние сроки из-за плохих погодных условий или других обстоятельств, подготовленную к высадке рассаду можно придержать даже на несколько десятков дней без ухудшения её качества и негативного воздействия на урожайность. При этом рассада капустных овощей, производимая в кассетах с малыми ячейками, лучше переносит такую задержку. В зависимости от требований культуры и необходимого возраста рассады используют кассеты с определённым количеством ячеек:
Размер кассет зависит от культуры, периода ее выращивания, величины и объема корневой системы. Так, рассаду ранних сортов белокочанной капусты и кольраби выращивают в торфоперегнойных горшочках, кубиках или насыпных емкостях размером 6×6 см; цветной капусты первого строка высаживания — 10×10 см, второго — 8×8 см; раннеспелых сортов и гибридов томата, огурца, дыни и арбуза — 10×10 см, средне- и позднеспелых — 8×8 см; сельдерея и салата — 4×4 см.
3 тема. Сроки посева и состав почвы. Время посева семян рассчитывают исходя из оптимального срока высаживания рассады на постоянное место. При этом также следует учитывать тип сооружения, в котором будет расти рассада, поскольку именно температура воздуха и интенсивность освещения больше всего будут определять скорость ростовых процессов сеянцев. На сегодня наиболее перспективными, распространенными и экономически выгодными считают пленочные теплицы с обогревом. Исследования показывают, что выращивание рассады в них в 1,5-2 раза дешевле, чем в парниках. Кроме того, рассада, выращенная в пленочных теплицах, более ровная по высоте и массе, лучше приживается после пересадки.
Почвосмеси для выращивания рассады должны отвечать таким требованиям: содержать достаточное количество питательных веществ, иметь хорошую водостойкую структуру, поглотительную способность, воздухопроницаемость. Почвосмесь готовят преждевременно. Для улучшения ее питательных качеств добавляют минеральные, бактериальные удобрения и микроудобрения из расчета 1-2 кг азота, 2-3 кг фосфора и 0,5-1 кг калия на 1 м3 смеси.
Состав почвосмеси зависит от культуры. Для большинства культур (капуста, томат, перец, баклажан, огурец, лук) подойдет следующий состав: земля — 25-30%, торф или перегной — 30-50%, песок — 25-30%. Исследовано, что рассада капусты, томата, перца сладкого и баклажана лучше растет на рыхлой смеси, а огурца, кабачка, дыни и арбуза — на более плотной. Рассаду томата, перца сладкого и баклажана выращивают также на почвосмеси, которая состоит из равных частей перегноя и торфа. Хорошие результаты дает выращивание рассады всех овощных культур в чистом торфе. Однако в этом случае надо добавлять фосфорные и калийные удобрения или золу.
Во время выращивания рассады почва в стаканчиках значительно уплотняется. Для предотвращения этого можно применять «рыхлители» почвы — опилки или сухие листья, которые готовят с осени.
5. Практическая работа: Пересадка рассады томата с пикировкой.
5.1. Вводный инструктаж учителя:
— сообщение названия практической работы;
— разъяснение задач практической работы;
— ознакомление с объектом труда (образцом);
— ознакомление со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание(оборудование, инструменты, приспособления);
— инструктаж по технике безопасности.
5.2. Самостоятельная работа учащихся.
5.3. Формирование новых умений:
— проверка организованности начала работы учащихся;
— проверка организации рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления);
— соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания;
6. Уборка рабочих мест.
7. Задание на дом. Практическая работа №2. Решите задачу.
- Рассчитайте необходимое количество овощей для нашей школы из 120 учеников в один учебный год и площадь для посева в кв.м.
Культура Норма потребления на 1 человек в год (12 месяцев) Норма потребления на 1 человек в 1 учебный год (8 месяцев) Необходимое количество для школы из 120 человек в 1 учебный год Средний урожай кг с 1 м2Площадь посева м2Капуста 50 кг 50*8:12= 5 кг Огурцы 12 кг 4 кг Томаты 27 кг 5 кг
- Зная норму высева и количество семян в граммах, рассчитайте сколько нужно вырастить рассады.
Наименование Количество семян в граммах Норма высева в г/м2капуста 255 0,05
огурцы 40 0,18
помидоры 275 0,012
8. Рефлексия. Ребята, какой этап урока вам больше понравился? Что нового вы узнали? Как вы можете использовать знания, полученные на этом уроке?
9. Подведение итогов урока учителем:
— сообщение учителя о достижении целей урока.