Технологическая карта урока математики по теме Прямоугольный параллелепипед (5 класс)


Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» в 5-ом классе на тему «Прямоугольный параллелепипед»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема Прямоугольный параллелепипед. (Урок №75; первый из четырех)
Цели темы: Дидактическая цель: сформировать наглядное представление о пространственных фигурах: прямоугольный параллелепипед и куб, их развертках;  выработать первичное умение выполнять изображения пространственных фигур, записанных в виде дробей.
Цели по содержанию:
- Обучающие: ввести понятие прямоугольного параллелепипеда, его элементов; научить распознавать прямоугольный параллелепипед среди окружающих нас предметов, учить изображать прямоугольный параллелепипед.
- Развивающие: способствовать развитию логического, аналитического, критического мышления; интереса к математике; развивать грамотную математическую речь; развивать визуальные каналы восприятия информации.
- Воспитательные: воспитывать культуру математических записей, воспитывать активность, аккуратность, прививать умение выслушивать других.
Основное содержание темы, термины и понятия Наглядные представления о пространственных фигурах: куб, параллелепипед. Изображение пространственных фигур. Примеры разверток многогранников
Тип урока Урок открытия новых знаний
Планируемый результат:
Предметный: совершенствовать вычислительные навыки, изучить элементы прямоугольного параллелепипеда;
Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний;
Познавательные УУД: формировать навыки деления дробей; самостоятельно сформулировать правило деления обыкновенной дроби на натуральное число; применить правило при решении упражнений.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения;Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Организация пространства Учебный кабинет
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
1.УМК учебник Никольский, С. М.Математика:
учеб. для 5 – 6 кл. общеобразоват. учреждений [Текст] / С. М. Никольский, М. К. Потапов, Н.Н. Решетников, А. В. Шевкин. – М.: Просвещение, 2010. – 271 с.: ил. – (МГУ – школе.);
компьютер, медиапроектор, интерактивная доска
диск к учебнику Никольского;
диск «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс (Е.А. Бунимович и др.)»
карточки-задания,
каркасные модели геометрических тел: куб, прямоугольный параллелепипед.
2. Презентация к уроку.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ Этап
урока Решаемая задача Деятельность учителя
Деятельность ученика Название используемых ЭОР, гиперссылка
УУД
1 2 3 4 5 6
1 Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности
(ИКТ, здоровьесберегающаятехнологии) Включение учащихся в учебную деятельность Здравствуйте, ребята!
Я рада приветствовать Вас на уроке математики.
Сегодня мы с вами отправимся в путь за знаниями.
В дорогу мы возьмем только самое необходимое: хорошее настроение и наши знания.
Прочитайте известное высказывание Анатоля Франца, которое и будет девизом нашего урока. Как Вы понимаете эти слова?
Мы будем мыслить, рассуждать, исследовать и, думаю, с удовольствием получать новые знания по математике.
А какую тему мы изучаем, какую область математики мы «осиливаем» сейчас?
А начнем мы с устного счета? Приветствие.
Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом.
(А. Франц).
Выслушиваются ответы учеников.
Изучаем тему «Измерение величин»… Слайд №1
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: организация своей учебной деятельности.Личностные: самоорганизация, мотивация учения.
2 Актуализация знаний и проверка д/з
(ИКТ, здоровьесберегающая технологии)
Актуализация знаний, фиксирование индивидуальных затруднений, организация коммуникативного взаимодействия Устный счет
Мы будем решать примеры, вы будете мне называть ответ и букву, которая ей соответствует исходя из таблицы. Я буду записывать эти буквы на доске. В конце мы получим слово.
Какое слово мы получили?
Давайте проговорим это слово по-слогам все вместе. Включаются в деловой ритм урока.

Учащиеся отвечают на вопросы.

ПАРАЛЛЕЛОГРАММ Слайд №2
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.3 Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
(проблемно-диалогического обучения, ИКТ, здоровьесберегающая технологии) Кто уже догадался и может мне сформулировать тему нашего урока?
Тема нашего урока «Прямоугольный параллелепипед».
Это слово очень сложное, поэтому запишите его без ошибок, проговаривая его про себя. Здесь у нас две буквы Л и М.
Сегодня на уроке вы узнаете:… Ученики формулируют тему урока, записывают её в тетрадь:
Прямоугольный параллелограмм
Научиться умножать обыкновенные дроби, вывести правило умножения обыкновенных дробей и закрепить его.
Читают задачи урока по слайду:
Что такое прямоугольный параллелепипед?
Сколько ребер, вершин и граней у параллелепипеда? Их свойства.
Как найти площадь поверхности прямоугольного параллелепипеда? Слайд №3
Слайд №4
Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для подведения под новое понятие
Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение
4 Открытие нового знания. Вывод правила деления обыкновенных дробей Где на слайде изображены предметы в виде прямоугольного параллелепипеда?
Все рисунки - это параллелепипеды?
Пока это не понятно. Мы сегодня с вами узнаем, что это за многогранник такой.
Давайте вспомним, что такое многогранник?
Чем отличается тела вращения от многогранников? (у многогранников поверхность состоит из плоских многоугольников).
Лабораторная работа – исследование
Давайте поработаем с моделями многоугольных параллелепипедов, которые лежат у вас на столах - вы заготовили их дома.
Задание № 1.
Возьмите простой карандаш и отметьте на вашей модели многогранника все вершины.
Чтобы вам было не сложно давайте посмотрим подсказку.
Сколько вершин получилось?
Правильно.
Задание № 2.
Возьмите цветной карандаш. Обведите одним и тем же цветом равные ребра вашего многогранника.
Кому трудно – посмотрите на экран
Вы так начали делать?
Поднимите руку у кого так?
Посчитайте сколько таких ребер у вас получилось?
Правильно.
Берем другой цвет и находим еще равные ребра.
Кому сложно – смотрим на слайд. Кто может – делает сам.
Помогайте друг другу. Посмотрите на соседа по парте – если у него не получается – помогите ему.
Сколько еще равных ребер нашли?
Хорошо.
Есть ли еще равные ребра, не отмеченные нами?
Берем еще другой цвет. Сколько таких ребер получилось?
Молодцы!
А сколько было вершин?
Хорошо! Приготовьте опять цветные карандаши.
Следующее задание.
Задание № 3.
Закрасьте равные грани одним цветом.
Сколько граней вы закрасили?
Кому трудно – посмотрите на экран.
Берем карандаш другого цвета и закрашиваем еще другие равные грани. Сколько будет их?
При затруднении можете взглянуть на экран.
Хорошо. Сколько граней у нас осталось не закрашено?
Молодцы! У нас с вами был целый цех по определению граней многогранника. А теперь уберите карандашики!
Посмотрите на экран. Принято грани еще называть:
Красные – верхние и нижние
Зеленые – передние и задние
Желтые – боковые или левая и правая.
Сколько всего граней у нас получилось?
А теперь вам такое задание:
Задание:
Найдите значение выражения
Г+В-Р
Что это за выражение, кто догадался?
Что означают буквы Г, В и Р?
Хорошо вычисляем…
Кто не понял, что нужно сделать? Сколько у нас граней…
А как вы думаете, если взять другой многогранник, то получится такой же ответ?
Например, если взять пирамиду?
ВЫВОД: Какой бы мы многогранник не взяли – результат не изменится!
Вы можете это проверить дома. Например, взять изображение многогранника из Интернета – посчитать количество граней, вершин и ребер и попробовать найти значение выражения по выражению Г+В-Р. Отвечают на вопросы.
- это геометрические тела,
- …у которых много граней…
- …тела вращения…
- нет ребер…
- 8
- 4
Работа в парах
- 4
- 4
- 8
- 2
- 2
-2
- 6
Г – грани, В – вершины, Р - ребра
6+12-8=2
Необязательно…
Не изменится…
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7-9
Слайд №10-12
Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Личностные: оценивание усваиваемого материала.
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
5 Первичное закрепление Применение полученных знаний в процессе работы Возьмите карточки, которые лежат на ваших столах.
№1. Алгоритм построения прямоугольного параллелепипеда.
Прочитайте данный алгоритм.
Почему добавлено слово видимая грань?
Что мы ей изображаем?
Выполняем задание в рабочих тетрадях. Вам потребуется простой карандаш и линейка.
Изобразите видимую (переднюю) грань. Какую форму она имеет?
Проводим. Как мы проводим видимее грани?
А не видимые?
Правильно говорят – штриховой линией.
Итак, вам нужно скопировать картинку себе в тетрадь. Что это значит?
У вас должна получиться такая картинка как на слайде.
У кого так - поднимите руку.
У кого почти так – поднимите руку.
Хорошо давайте отдохнем и посмотрим флеш - ролик «Прямоугольный параллелепипед».
Получилась РАЗВЕРТКА.
Для чего нам нужна развертка?
Да. Кто-то из вас просто обклеил дома коробку, чтобы получить модель параллелепипеда. А у кого-то внутри модели-пусто, т.е. они использовали развертку.
Вы тоже можете дома попробовать склеить прямоугольный параллелепипед, используя для этого развертку. Это довольно интересная работа.
Давайте познакомимся с еще одним многогранником, о котором сегодня не было еще сказано ни одного слова.
Что это за многогранник? Кто знает?
Давайте посмотрим флеш - ролик «Куб».
У кого на столе модель многогранника – куб. Покажите.
Для закрепления нашего нового правила нам нужно выполнить задания, решить примеры.
№926(1,3 стб.)
Читают алгоритм со слайда:
Начертите переднюю (видимую) грань параллелепипеда.
- Чтобы показать объем геометрического тела нужно использовать пунктирную линию.
- Невидимые грани.
- Форму прямоугольника.
Проведите видимые и невидимые ребра боковых граней.
- Сплошной линией.
- Пунктирной.
Начертите заднюю (невидимую) грань.
- Начертить точь-в-точь.
- Чтобы понять из каких фигур состоит прямоугольный параллелепипед.
- Чтобы склеить и собрать модель прямоугольного параллелепипеда.
- Куб.
Слайд №13
Слайд №14
Слайд №15
Видео с диска «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс (Е.А. Бунимович и др.)»
Видео с диска «Математика. Арифметика. Геометрия. 5 класс (Е.А. Бунимович и др.)»
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
6 Физкультминутка. Снять мышечное статическое напряжение, закрепление знаний по пройденной теме. Проверим умеете ли вы считать.
Сжать кисти рук столько раз, чему равна площадь прямоугольника со сторонами 3см и 2см.
Вращаем туловищем столько раз, чему равен периметр этого прямоугольника.
Приседаем столько, чему равна площадь квадрата со стороной 3см. - 6 раз
- 10 раз
- 9 раз Личностные: отдых, активизация деятельности на уроке.
7 Применение новых знаний Применение полученных знаний в процессе работы Выполняем задания №2, 3 из карточки
Для закрепления нашего нового правила нам нужно выполнить задания, решить примеры.
№927(1стр.)
№933(1 и 2 число)
№934 (1 и 2 число)
№936(1,2 стб.)
Карточка 8 Итог урока (рефлексия)
(здоровьесберегающая технология) Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка деятельности Ребята оцените свою работу на уроке и продолжите фразу.
Было интересно….
Какое открытие мы сегодня сделали….
Как нам удалось открыть правила…
Что понравилось на уроке…
В чём затруднение…
Не бойтесь говорить, как есть. У вас ещё всё впереди, это первый урок по этой теме.
Спасибо ребята за урок. Ученики отвечают на вопросы, задают вопросы, если они есть, анализируют свою работу на уроке. Регулятивные: зафиксированное учебное действие, оценка собственной деятельности9 Подача домашнего задания
(здоровьесберегающая технология) Закрепление знаний, умений, полученных на уроке;
Воспитание ответственного отношения к учебному труду. Краткое пояснение домашнего задания.

Записывают домашнее задание, задают вопросы по выполнению домашнего задания.
п.2.10-чит., учить опр.; №494, №495, №496, №499 Слайд №16