Урок-расследование по теме Имя прилагательное 6 класс


Детективное расследование. Урок русского языка в 6 классе.
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на работу.Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
И пусть вашим девизом сегодня на уроке будут слова : «Не ошибается тот, кто ничего не делает. У меня всё получится. Рядом со мной – мои друзья» 
2. Ребята, все вы знаете, что в феврале в нашей стране в городе Сочи состоятся Олимпийские игры. (звучит музыка)
По дороге к вам на урок мне вручили необычную телеграмму, в которой сообщается о том, что Олимпиада Сочи -2014 находится под угрозой срыва. Потерян логотип олимпийских игр.
-А что такое логотип? (словарная работа) Логотип - от греческого слова отпечаток, фирменный отличительный знак, рисунок.
Найти мы его сможем, только зная, какой он. Какая часть речи помогает нам описать предмет?
- Как вы думаете, какова же будет тема нашего урока?
Тема урока: «Какое замечательное имя прилагательное»
Так как нас попросили помочь в поисках потерянного логотипа, поработаем сегодня детективами, проведем настоящее расследование, опираясь на наши знания об имени прилагательном. Поэтому работать мы сегодня будем не в тетрадях, а в специальных протоколах расследования
Подпишите ваши протоколы, указав фамилию и имя, запишите число и тему урока.
3. Формулирование целей урока
По опорным фразам сформулируйте цель урока- расследования.
Опорные фразы:
Повторить изученное об…
Закрепить правила … имен прилагательных
Уметь правильно употреблять …. в ……
Еще сегодня мы будем как настоящие детективы собирать информацию.
2.Делать выводы.
3.Принимать решения.
Актуализация знаний
Задание 1. Вспомним основные приметы имени прилагательного.Сформулируйте вопросы о прилагательном, опираясь на табличку стр. 138 учебника и задайте их одноклассникам (Прием ты-мне, я-тебе).
Предполагаемые вопросы:
Что такое имя прилагательное?
Какие морфологические признаки имеет имя прилагательное?
Какие разряды имеет имя прилагательное?
Задание 2.
Проведем следственный эксперимент с окончаниями имен прилагательных. Российская олимпийская сборная состоит из спортсменов разных национальностей. Обратимся к тексту 1. выполним задания (вставить окончание,–взаимопроверка.
Источник российск…. Олимпийск…. успеха – это, без сомнения, дружба всех народов нашей страны, единство нашего народа. Действительно, олимпийск… сборная России стала настоящей «спортивн….Ассамблеей народа»: среди наших чемпионов и призеров – представители практически всех народностей России. Можно отметить и многонациональн…. тренерск….состав олимпийск… сборной страны. (Что показал нам следственный эксперимент?)
Наша олимпийская сборная, к сожалению, не знает куда исчез логотип Сочи-2014. Но ведь в олимпиаде участвуют чемпионы не только нашей страны. В Сочи приедут спортсмены из стран всего мира. Соберем улики.Задание 3. (правописание суффиксов – -с-ск- в прилагательных).
Обратите внимание на цифры от 1 до 10 . Я назову слова, вы записываете только суффикс К или СК. Давайте вспомним правила правописания этих суффиксов в прилагательных : суффикс –к- пишется после ц,к,ч, (самопроверка по слайду) Итак, к нам приезжают спортсмены
французские; -ск-
немецкие; -к-
английские; -ск-
казахские; -ск-
турецкие; -к-
датские; -ск-
канадские; -ск-
египетские; -ск-
белорусские; -ск-
японские. –ск-
Команды других государств тоже не знают, где логотип. Наше расследование зашло в тупик. Давайте прервемся и немного поиграем.
Задание 4. «Игра в «снежки». (Физкультминутка)Я бросаю мяч кому-нибудь из вас, называя имя прилагательное, вы должны назвать разряд прилагательного, придумать словосочетание и бросить снежок другому. (Согласны с ответом – хлопаем в ладоши, не согласны – топаем ногой)Белый снег, громкий свист, зимний вечер, сильный удар, олимпийское золото, спортивный вид, папина победа, высокий результат, дядин билет, городской житель, интересный день, мамино золото, успешное выступление, серебряная медаль, бабушкин шарф.Ну а теперь продолжим наше расследование и обратимся к свидетелям, талисманам Олимпиады Сочи- 2014. Опросим свидетелей по одному , работая по вариантам.
1 вариант Устроим ему перекрестный допрос, работая в парах.
Задание 5. Прочитать текст, найти в тексте прилагательные с орфограммой –н-нн- объяснить правописание графически. (Проверка – один ученик вслух)
Текст 2. Белый мишка с раннего детства воспитывался мужественными полярниками. Именно они научили его лыжному и конькобежному спорту, игре в необыкновенный керлинг. Но больше всего белому мишке понравилось кататься на ледяных санках. Он стал юным саночником, а его друзья – тюлени и морские котики - с удовольствием наблюдают за его миллионными победами. Теперь они вместе устраивают соревнования по этим видам спорта, и ветреной полярной ночью им некогда скучать!
2 вариант. Второй свидетель –Зайка
Задание 6. Прочитать текст, выписать прилагательные, Образовать от них краткую форму, если возможно.( Проверка – один ученик вслух). Вывод.
Текст 3. Зайка, жительница зимнего леса, очень активная и энергичная. Ее веселые и верные друзья всегда удивляются – и как она все успевает!? Ведь Зайка не только учится в Лесной Академии на «отлично», помогает милой маме в семейном ресторанчике «Лесная запруда», но и участвует в сложных соревнованиях. Зайкины друзья уверяют, что у нее нет никакого секрета: просто она очень любит спорт. А еще она любит мамины песни и папины танцы.
Третий свидетель – Леопард. Он согласился дать показания только при условии, что вы поймаете ошибки.Задание7. «Лови ошибку».Поймайте ошибки. Объясните, в чём заключается суть этой ошибки?(устно)
более интересный;
самый интереснейший;
менее интереснее;
интереснее.
Задание 8. А теперь устроим перекрестный допрос Леопарду, работая в парах. Прочитайте текст, определите степени сравнения прилагательных.
Текст 4. Горный спасатель-альпинист Леопард живет в кроне огромнейшего дерева, которое растет на самой высокой скале в заснеженных горах Кавказа. Он всегда готов прийти на помощь и не раз спасал расположенную неподалеку деревню от лавин. Леопард – прекраснейший сноубордист, он научил этому виду спорта всех своих друзей и соседей. У Леопарда нрав веселее, чем у других, он более общительный.
Вы отлично справились с перекрестным допросом и поработали в парах.
Мы очень добросовестно поработали над делом: рассмотрели улики, провели следственный эксперимент, опросили свидетелей. Теперь, чтобы завершить расследование, нам нужно при помощи прилагательных восстановить облик логотипа.
Задание 9. Создадим следственные группы. Работа в малых следственных группах. Вставить подходящие по смыслу прилагательные, которые помогут восстановить облик логотипа.
Олимпийская эмблема Сочи — звезда из … и … линий на фоне …. неба и … вершин. Весь логотип выдержан в цветах … флага. … — цвет моря и неба, … — снег, … — цвет победы. Олимпийские кольца пяти цветов также символичны для Сочи: … небо, большую часть года светит … солнце, рядом — … море, город находится в … от растительности местности и соседствует с … Поляной.
Слова для справок: белый, голубой, синий, российский, Красная, желтый, красный, зеленый, Черное, горный.Итог урока
Россия – это страна, где зимние виды спорта являются национальными. Россия, как страна, давшая миру 600 олимпийских чемпионов, может смело принимать зимнюю олимпиаду!
Потому что мы нашли потерянный логотип олимпийских игр 2014. А как нам это удалось? Давайте вспомним, что же мы повторили, закрепили на уроке?
Д./З составить словесный логотип класса, употребив имена прилагательные.
Молодцы! Меткими ответами попадая точно в цель, преодолев разные дистанции, приложив максимум усилий, вы распутали очень сложное дело, а помогло вам в этом очень замечательное имя прилагательное. Как настоящие олимпийцы вы достойны наград. (Комментируются оценки, вручаются медали).
Рефлексия. С помощью прилагательных дайте оценку нашему расследованию и своему участию в нем.
Спасибо за работу!