«Письменное сложение двузначных чисел с переходом через десяток в случаях 37+48»


Тема урока: «Письменное сложение двузначных чисел с переходом через десяток в случаях 37+48»
Цель урока:
•создать условия для формирования у учащихся навыка письменного приёма сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
Задачи:
1.образовательная:
познакомить с письменным приемом сложения двузначных чисел с переходом через десяток;
закреплять изученные приемы сложения и вычитания двузначных чисел в пределах 100 без перехода через разряд;
Совершенствовать навыки устного счета сложения и вычитания в пределах 100
2.развивающая:
развивать логическое мышление, математическую речь, умение объяснять и доказывать;
3.воспитательная:
воспитывать любознательность, стремление познавать новое, интерес к предмету.
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: внутренняя позиции школьника на уровне понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов; соотносить результат действия с поставленной целью; способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Предметные: знают: различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным; устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания; складывать и вычитать двузначные числа как без перехода через разряд, так и с переходом через разряд, производя запись в столбик;
Метапредметные: Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; владеть общим приемом решения задач; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; обобщать; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Коммуникативные: выполнять устно сложение, вычитание однозначных, двузначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение; проводить проверку правильности вычислений; выражать в речи свои мысли и действия; задавать вопросы. Регулятивные: планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; различать способ и результат действия; контролировать процесс и результаты деятельности; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и искать способы их преодоления.
Оборудование урока: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник
Ход урока
1 этап урока: Мотивационный.
ОДЗ: Мотивировать учащихся к учебной деятельности
Вид работы: беседа
УЗУ: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа высказывания.
Узу: Ребята, нас ждет интересная и увлекательная работа
ПЗ: Всем нужно меня внимательно слушать и принимать участие в беседе.
Организация: Все ровно сели, приготовились к работе на уроке.
Содержание:
- Ребята, прочитайте девиз нашего урока.
Тот, кто хочет много знать,
Должен сам всё постигать!
- Как вы думаете, какое главное слово в этом изречении?
- А можно ли заставить кого-то учиться? (Нет, он должен сам этого захотеть.)
- Я уверена, что вы хотите учиться. Желаю вам на этом уроке многому научиться.
- Давайте вспомним, какую тему изучали на предыдущем уроке? (Письменное сложение двузначных чисел).
- Эти умения помогут вам открыть новое знание.
- Посмотрите, нам пришло какое-то письмо, от принцессы Математики, давайте прочитаем его. «Дорогие ребята, уважаемые гости! Я приглашаю вас всех в гости».
- Нас сегодня ждет увлекательное путешествие к принцессе Математика. Путешествие будет далеким, но очень интересным и познавательным. В путешествие с собой мы берем самых активных, сообразительных и находчивых математиков.
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: Следит, чтобы все дети были вовлечены в беседу и заинтересовались.
Со стороны учащихся: самоконтроль.
Оценочно результативный: Ребята, нам пора отправляться в дорогу.
2 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
ОДЗ: актуализировать знания изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового знания.
1 учебное задание
Вид работы: работа с интерактивной презентацией (интерактивная доска)
УЗУ: актуализировать знания учащихся устных приемов сложения.
Узу: Ребята, давайте вспомним, что мы изучали с вами ранее.
Практическая задача: Нам нужно составить числовые равенства. Организация: Сейчас мы будем работать с интерактивной доской.
Содержание: (по одному ученику выходит к доске, и составляют с помощью маркера на интерактивной доске выражения)
-посмотрите на доску.
Даны числа:
5, 7, 13, 8, 9, 14, 6.
- Составьте такие выражения, чтобы сумма двух чисел равнялась 13 или 14.
- Какие выражения получились?
- Проверьте себя. (Самопроверка).
- Ребята, возьмите на парте лист самооценки. Если выполнили задание правильно, то поставьте в листе самооценки плюс, если возникли трудности, то поставьте знак вопроса.
- Такие примеры у вас должны были получиться
8 + 5 = 13 7 + 6 = 13
8 + 6 = 14 9 + 5 = 14
Практическая задача: Разбейте примеры на группы.
Организация: это задание вы также выполняете на доске. Вам предстоит получившиеся равенства определить в нужные группы. Нажимаете на равенство и перетягиваете его в нужное поле.
Содержание: Разбить эти выражения нужно по значению суммы 14, 13; второе слагаемое равно 5 или 6; первое слагаемое равно 8 или не равно 8.
- Что общего в этих примерах? ( Все примеры на сложение, сумма больше 10, с переходом через разряд).
- Назовите компоненты сложения.
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит, чтобы все дети работали.
Со стороны учащихся: самопроверка
Оценочно-результативный: молодцы, ребята, вижу, что все вспомнили устные приемы сложения, а также вспомнили компоненты сложения.
2 учебное задание.
Вид работы: работа на ноутбуках
УЗУ: Актуализировать устный вычислительный прием.
Узу: Сейчас мы посмотрим, кто хорошо и быстро умеет у нас устно считать.
Практическая задача: Перед вами стоят ноутбуки, вам предстоит поработать с выражениями, которые представлены на экране.
Организация: нужно выбрать те выражения, в которых сумма больше 10 и поставить их в домик.
Содержание:
6+8 4+6 7+7 5+5 9+4
2+8 7+2 8+4 7+5 9+2
Нажмите на кнопку «проверить», и вы узнаете, верно выполнили или нет.
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит за порядком в классе, и чтобы каждый работал с выражениями на компьютере.
Со стороны учащихся: самоконтроль.
Оценочно-результативный:
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием. И теперь мы все отправляемся в путешествие. Путь к замку принцессы лежит через логическое море. Чтобы переплыть через логическое море мы должны ответить на вопросы и выполнить задание.
3 учебное задание.
Вид работы: беседа
УЗУ: актуализировать знания учащихся, сложения двузначных чисел без перехода через разряд.
Узу: давайте еще вспомним, что мы знаем.
Практическая задача: скажите, какие примеры на сложение мы еще ранее изучали?
Организация: думаем все
Содержание: (Мы изучали сложение двузначных чисел без перехода через десяток)
- Посмотрим, кто из вас умеет решать эти примеры быстро и правильно?
Что интересного в выражениях, вы заметили?
6* + 35
*7 + 25
8 * + 15
(В первом слагаемом одна цифра неизвестна, известные цифры чередуются, идут в порядке возрастания. Во втором слагаемом десятки уменьшаются на 1 десяток и идут в порядке убывания, а количество единиц не изменяется).- Найдите первое слагаемое, если известно, что сумма количеств десятков и единиц у этого числа равна 10.
64 + 35
37 + 25
82 + 15
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит за тем, чтобы все дети в классе были задействованы в работе.
Со стороны учащихся: самоконтроль.
Оценочно-результативный: - Умницы, вы меня порадовали, что все помните и что и с этим заданием справились. И мы с вами приплыли к арифметическому лесу. Тропинка нас выведет к замку принцессы. В этом лесу живут коварные злые ошибки. Они наставили много ловушек.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
4 учебное задание.
Вид работы: самостоятельная работа
УЗУ: актуализировать знания учащихся, таких как алгоритм сложения чисел в столбик.
Узу: Чтобы не попасть в эти ловушки, мы должны найти значение выражений
Практическая задача: Но сначала давайте вспомним алгоритм сложения чисел в столбик,
проговорим его вслух.
Организация: ни кто не кричит, прислушиваемся друг к другу.
Содержание: Алгоритм сложения двузначных чисел
Пишу единицы под единицами, десятки под десятками
Складываю единицы: число единиц пишу под единицами.
Складываю десятки: число десятков пишу под десятками.
Ответ …
А теперь найдите значение выражений.
+64 +82
35 15
- Что у вас получилось? Артем, проговори нам, как ты решал.
А теперь попробуйте самостоятельно решить то выражение: +37
48
У кого какие получились ответы? (Учитель на доске фиксирует ответы)
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит, чтобы все работали и самостоятельно пробовали решить последний пример.
Со стороны учащихся: самоконтроль
Оценочно-результативный: вы хорошо работали, но вдруг у нас возникли разногласия, давайте подумаем почему.
3 этап урока: Постановка учебной проблемы.
ОДЗ: создать условия для проведения учащимися подробного анализа своих действий; организовать выявление и фиксацию учащимися места и причины затруднения.
Вид работы: беседа
УЗУ: создать условия для проведения учащимися анализа решения выражения, и выявить причину затруднений.
Узу: нам надо выяснить, почему у всех получились разные ответы.
Практическая задача: для этого нужно высказать свои мнения
Организация: поднимайте руку, и мы вас выслушаем.
Содержание:
- Что произошло, когда вы решали последний пример?
(Мы не все смогли правильно найти сумму чисел 37 и 48)
- Удалось ли вам самим выяснить, что в примере было для вас новым?
(Мы раньше не решали примеры, когда при сложении единиц получается больше 10).
- Молодцы! Такой случай в математике называют сложением с переходом через разряд.
- В чем у вас возникло затруднение?
(Не знаем способа, с помощью которого можно выполнить вычисления).
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит, чтобы все ребята принимали участие в беседе, рассуждали над получившейся суммой.
Со стороны учащихся: слушают друг друга, исправляют, дополняют.
Оценочно-результативный: Ребята, вы такие молодцы, сами поняли почему у вас не получился у всех один ответ.
4 этап урока: Построение проекта выхода из затруднения.
ОДЗ: сформулировать конкретную цель, составить план будущих учебных действий.
1 учебное задание
Вид работы: беседа
УЗУ: помочь учащимся сформулировать цель урока и план действий на урок.
Узу: Ребята, нам нужно поставить перед собой цель нашего урока.
Практическая задача: для этого нужно определить тему и поставить цель нашего урока.
Организация: давайте хорошо подумаем
Содержание: - Как вы думаете, какая будет тема урока? (Сложение двузначных чисел с переходом через разряд).
Так какова цель нашего урока? (Узнать способ, прием сложения двузначных чисел с переходом через разряд).
- Как вы будете действовать?
1.Сначала решим пример с помощью графических моделей.
2. Решим этот же пример в столбик.
3. Построим алгоритм решения таких примеров.
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: помогает детям сформулировать цель урока, задает наводящие вопросы, если таковые требуются
Со стороны учащихся: слушают и дополняют друг друга.
Оценочно-результативный: Молодцы, вы сформулировать тему и цель нашего сегодняшнего урока, а также мы составили план, как будем действовать. Пора приступить к его реализации.
2 учебное задание.
Вид работы: фронтальная работа
УЗУ: построить новый способ решения примеров на сложение двузначных чисел с переходом через разряд путём достраивания известного алгоритма, зафиксировать новый способ действий в речи и знаково; зафиксировать преодоление возникшего затруднения.
Узу: давайте проговорим, как мы будем работать с такими примерами.
Практическая задача: будем работать в группах.
Организация: нужно действовать по плану, который мы с вами составили.
Содержание: С чего начнете? (с графической модели)
- выложите графическую модель последнего примера.
- Что мы с вами знаем и умеем? (Складывать двузначные числа, ед. + ед.; дес. + дес.)
- Складываем ед. Что у нас получилось? (15 ед.)
- Сколько у нас десятков? (7 д.)
- Почему возникло затруднение? (Ед. больше 10).
- Что мы знаем? ( 10 ед. = 1 д.)
- Что мы можем сделать с 15 ед.? (Преобразовать в 1 дес. 5 ед.)
- Сколько у нас десятков в сумме, единиц? (8 дес. 5 ед)
- Куда же делись лишние ед. ? (Из них образовался десяток).
- Что произошло с десятками? (Число десятков увеличилось на 1дес.). ОТКРЫТИЕ!
Вывод:тЕсли при сложении двузначных чисел сумма единиц больше 10, то из неё надо выделить десяток и добавить его к десяткам.
-Что у нас дальше по плану? (Записать решение этого примера в столбик.)
1
+ 37
48
85
(Один ученик комментирует у доски).
-Посовещайтесь в группах и внесите уточнения в имеющийся алгоритм.
-Проговорите полученный алгоритм сложения двузначных чисел с переходом через десяток.
(В итоге алгоритм должен принять такой вид).
1. Пишу… (единицы под единицами, десятки под десятками)
2.Складываю единицы. (число единиц суммы - пишу под единицами, а 1д запоминаю)
3.Складываю десятки.
4. Увеличиваю количество десятков на 1. Результат пишу под десятками.
5. Ответ: …
-Какое открытие мы сделали?
(Мы узнали новый прем сложения двузначных чисел с переходом через разряд. Если при сложении единиц получается больше 10, то 1 десяток мы прибавляем к десяткам)- Как вы думаете, о чем всегда надо помнить, чтобы не допустить ошибку? (Что образовался новый десяток. Десяток, который мы выделяем добавить к десяткам)-Какой следующий шаг в нашем уроке?
(Потренироваться в решении примеров с помощью алгоритма)
Контрольно регулировочный: со стороны учителя: следит, чтобы все принимали участие в беседе, чтобы все уяснили новый вычислительный прием. Помогает учащимся вопросами.
Со стороны учащихся: слушают и дополняют друг друга.
Оценочно-результативный: вот какие мы молодцы, хорошо поработали, злые ошибки не хотели, чтобы мы шли дальше, и чтобы мы не нашли верную тропинку к замку. Но мы совместными усилиями победили все ошибки и нашли верный путь до замка нашей принцессы.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
5 этап урока: первичное закрепление во внешней речи.
ОДЗ: создать условия для выполнения типовых заданий на изученный способ действий с проговариванием во внешней речи.
1 учебное задание
Вид работы: коллективная работа
УЗУ: организовать деятельность учащихся для закрепления нового материала во внешней речи.
Узу: мы с вами запомнили алгоритм, а теперь давайте потренируемся решать новые примеры.
Практическая: пользуясь алгоритмом, найдите сумму
Организация: сейчас по одному будите выходить к доске и с комментированием выполнять задание.
Содержание:
+28 +26 +54 +19
23 37 38 64
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит за правильностью алгоритма
Со стороны учащихся: слушают отвечающего, если не согласны, поднимают сигнальную карточку.
Оценочно результативный: молодцы, я вижу, что уже многие запомнили алгоритм и решают без ошибок.
2 учебное задание
Вид работы: работа в парах
УЗУ: проверить, как дети запомнили алгоритм выполнения нового вычислительного навыка
Узу: давайте закрепим полученные знания
Практическая задача: для этого поработаем в парах
Организация: вы будите проговаривать алгоритм своему соседу по парте, а он будет вас внимательно слушать, и если потребуется исправлять.
Содержание: 27 + 35 52 + 19
(Проверка по эталону)
Кто допустил ошибку? В чём она?
(Забыли добавить десяток).
- Исправьте допущенные ошибки. Вы молодцы, что поняли причину ошибки.
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: ходит по классу, слушает как ученики работают в парах.
Со стороны учащихся: взаимопроверка
Оценочно- результативный: - Кто выполнил всё верно? Сделайте вывод.
(Мы поняли, как складывать двузначные числа с переходом через разряд).
- Как в этом убедиться?
(Нужно выполнить самостоятельную работу).
6 этап урока: Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
ОДЗ: создать условия для выполнения самостоятельной работы на изученный способ действий с самопроверкой по эталону.
Вид работы: самостоятельная работа.
УЗУ: организовать самостоятельную деятельность учащихся по изученному вычислительному приему.
Узу: давайте посмотрим, как вы усвоили изученный способ сложения двузначных числе с переходом через разряд
Практическая: для этого вы будите работать самостоятельно.
Организация: будьте внимательны
Содержание: - Списать и решить примеры на новый прием.
- Решите выражения, записывая их в столбик.
46 + 21 77 + 19 53 + 36 69 + 28 (Самопроверка)
Проверка по образцу.
- Сравните свой ответ с эталоном. Если есть расхождения, то поставьте себе рядом с заданием знак «?» и исправьте свои ошибки.
- Кто выполнил задание правильно, поставьте себе «+».
- Кто понял и исправил свою ошибку? Молодцы.
- Зафиксируйте результат самостоятельной работы в листе самооценки.
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит за порядком в классе, чтобы каждый ученик работал самостоятельно.
Со стороны учащихся: самопроверка по образцу
Оценочно-результативный: Умницы, мы все выполнили и ворота открыты. Нас встречает сама принцесса.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
7 этап урока: Включение в систему знаний и повторение.
ОДЗ: включить новые знания в систему знаний, повторить и закрепить ранее изученное.
Вид работы: работа в тетрадях
УЗУ: включить новые знания в систему знаний
Узу: Давайте посмотрим, где мы можем использовать полученные знания.
Практическая задача: Вам предстоит составить задачу на нахождение суммы. Организация: чтобы правильно ее составить, посмотрите на схему. Содержание: Кто составил?
Запишите пример на доске.
+48
25
63
- Кто допустил ошибку в вычислении? Исправьте. В чём она?
(Учащиеся называют свои ошибки).
- Какую задачу ставите перед собой?
(Нам необходимо потренироваться в вычислениях).
- Кто выполнил решение верно?
- Какие знания помогли найти значения выражения?
(Знание алгоритма сложения двузначных чисел с переходом через разряд).
- Оцените себя на листе самооценки.
- При выполнении, каких заданий вы можете использовать новый способ?
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит за тем, чтобы все дети составили задачу.
Со стороны учащихся: самоконтроль
Оценочно-результативный: ребята, вы большие молодцы, принцесса Математика гордится, что у нее такие хорошие, умные и смелые друзья!
8 этап урока: Итог урока
ОДЗ: организовать самооценку учениками собственной учебной деятельности; зафиксировать затруднения, которые остались и способы их преодоления.
Вид работы: беседа
УЗУ: придать уроку логическую завершенность
Узу: давайте подведем итоги нашего урока
Практическая задача: отвечайте на мои вопросы
Организация: все принимайте участие в беседе.
Содержание: Какова была цель сегодняшнего урока?
- Достигли ли цели? Докажите.
- Расскажите алгоритм решения примеров нового типа.
- Какие затруднения возникали по ходу урока? Удалось ли справиться с трудностями? Как?
Самооценка учебной деятельности
- Как вы оцениваете свою работу на уроке? Кто доволен своей работой?
- Кто считает, что лучше мог поработать?
- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу. Положите перед собой листы самооценки. Подсчитайте знаки, выставьте себе отметки. Если у вас пять знаков «+», то у вас отметка «5», если четыре «+» ,то отметка - «4»
- Что нам необходимо сделать для улучшения результата?
- Поэтому дома потренируйтесь в примерах подобного вида.
Контрольно-регулировочный: со стороны учителя: следит за ответами детей, отмечает, кто еще испытывает затруднения
Со стороны учащихся: Слушают и дополняют друг друга
Оценочно-результативный: я рада, что многие справились сегодня на «5», а у кого возникли какие то трудности, тот знает над чем ему еще нужно поработать. Молодцы, я горжусь вами!!!