Исследовательская работа Различные способы решения квадратных уравнений


Нестандартные способы решения квадратных уравнений
Содержание
Введение3
Глава 1.Квадратные уравнения: из древности до наших дней4
Глава 2. Тезаурус по теме.
2.1. Определение квадратного уравнения и его виды8
2.2. Решение квадратного уравнения общеизвестными способами9
Глава 3. Способы решения квадратных уравнений, отличные от традиционных
3.1. Метод выделения полного квадрата
3.2. Решения уравнений способом «переброски»................................................12
3.3. Учёт свойств коэффициентов квадратного уравнения………………….....13
3.4. Решение квадратного уравнения графическим способом………………...15
3.5. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки………...16
3.6. Решение квадратных уравнений с помощью номограммы………………..18
3.7. Геометрический способ решения квадратных уравнений…………………19
3.8.Решение уравнений с использованием теоремы Безу……………................20
Глава 4.Разработка буклета памятки………………….…………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….23
Литература…………………………………………………………………………..24
Нестандартные способы решения квадратных уравнений
Введение
Сегодня все пространство окружающее современного человека связано с математикой. А постоянные открытия в физике, технике и информационных технологиях говорят о том, что этот процесс постоянно растет . Поэтому решение многих практических задач сводится к различным уравнениям, и очень часто эти уравнения являются квадратными.
В школьном курсе рассматривается несколько типов квадратных уравнений, и способы их решения по формулам. Вместе с тем, современные научно--методические исследования показывают, что использование разнообразных методов и способов позволяет значительно повысить эффективность и качество изучения решений квадратных уравнений.
Выбор способа должен оставаться за учащимися. Каждый ученик должен уметь верно и главное рационально решать квадратные уравнения. Так как в некоторых случаях можно решать их устно, только для этого необходимо помнить алгоритм решения квадратных уравнений, который может пригодиться во время экзаменов (ОГЭ и ЕГЭ, учитывая ограниченность экзамена во времени), при поступлении в ВУЗы и различных жизненных ситуациях.
Таким образом, возникает необходимость изучения этих дополнительных способов решения. Все сказанное выше определяет актуальность проблемы выполненной работы.
Целью работы является выявление способов решения уравнений второй степени, отличных от изучаемых в школьной программе и оценка их с точки зрения удобства применения.
Задачи:
1)Познакомиться с историческими фактами, связанными с данным вопросом.
2)Описать технологии различных существующих способов решения уравнений второй степени.
3)Провести анализ этих способов, сравнить их.
4)Привести примеры применения различных способов решения уравнений.
5)Составить буклет-памятку со всеми изученными способами решения квадратных уравнений.
Объект исследования: уравнения второй степени.
Предмет исследования: способы решения уравнений второй степени.
ГЛАВА 1. Квадратные уравнения: из древности до наших дней
Необходимость решать уравнения не только первой, но и второй степени еще в древности была вызвана потребностью решать задачи, связанные с нахождением площадей земельных участков и с земляными работами военного характера, а также с развитием астрономии и самой математики. Квадратные уравнения умели решать около 2000лет до нашей эры вавилоняне.
Применяя современную алгебраическую запись, можно сказать, что в их клинописных текстах встречаются, как неполных, так и, полные квадратные уравнения. Правило решения этих уравнений, изложенное в вавилонских текстах, совпадает по существу с современным, однако неизвестно, каким образом дошли вавилоняне до этого правила. Почти все найденные до сих пор клинописные тексты приводят только задачи с решениями, изложенными в виде рецептов, без указаний относительно того, каким образом они были найдены. Несмотря на высокий уровень развития алгебры в Вавилоне, в клинописных текстах отсутствуют понятие отрицательного числа и общие методы решения квадратных уравнений.
В «Арифметике» Диофанта нет систематического изложения алгебры, однако в ней содержится систематизированный ряд задач, сопровождаемых объяснениями и решаемых при помощи составления уравнений разных степеней.
Задачи на квадратные уравнения встречаются уже в астрономическом трактате «Ариабхаттиам», составленном в 499г. индийским математиком и астрономом Ариабхаттой. Другой индийский ученый, Брахмагупта (VIIв.), изложил общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единой канонической форме.В Индии были распространены публичные соревнования в решении трудных задач. В одной из старинных индийских книг говорится по поводу таких соревнований следующее: «Как солнце блеском своим затмевает звезды, так ученый человек затмит славу в народных собраниях, предлагая и решая алгебраические задачи». Задачи часто облекались в стихотворную форму.
Вот одна из задач знаменитого индийского математика XIIв. Бхаскары.
Обезьянок резвых стая
Власть поевши, развлекалась.
Их в квадрате часть восьмая
На поляне забавлялась,
А двенадцать по лианам
Стали прыгать, повисая.
Сколько ж было обезьянок
Ты скажи мне, в этой стае?
Решение Бхаскары свидетельствует о том, что автор знал о двузначности корней квадратных уравнений.
В алгебраическом трактате Аль-Хорезми дается классификация линейных и квадратных уравнений. Автор насчитывает 6 видов уравнений, выражая их следующим образом:
«Квадраты равны корням», т.е. ax2 + c =bx (5х2=10х).
«Квадраты равны числу», т. е. ax2=c (5x2=80).
«Корни равны числу», т. е. ax=c (4х=20).
«Квадраты и числа равны корням», т. е. ax2+c=bx (х2+ 10х=39).
«Квадраты и корни равны числу», т. е. ax2+bx=c (x2+21=10x).
«Корни и числа равны квадратам», т. е. bx+c=ax2 (3х+4=х2).
Для Аль-Хорезми, избегавшего употребления отрицательных чисел, члены каждого из этих уравнений слагаемые, а не вычитаемые. При этом заведомо не берутся во внимание уравнения, у которых нет положительных решений. Автор излагает способы решения указанных уравнений, пользуясь приемами ал-джабр и ал-мукабала. Его решение, конечно, не совпадает полностью с нашим. Уже не говоря о том, что оно чисто риторическое, следует отметить, например, что при решении неполного квадратного уравнения первого вида Аль-Хорезми, как и все математики до XVIIв., не учитывает нулевого решения, вероятно, потому, что в конкретных практических задачах оно не имеет значения. При решении полных квадратных уравнений Аль-Хорезми на частных числовых примерах излагает правила решения, а затем их геометрические доказательства.
Трактат Аль-Хорезми является первой, дошедшей до нас книгой, в которой систематически изложена классификация квадратных уравнений и даны формулы их решения.
Формы решения квадратных уравнений по образцу Аль-Хорезми в Европе были впервые изложены в «Книге абака», написанной в 1202г. итальянским математиком Леонардом Фибоначчи. Автор разработал самостоятельно некоторые новые алгебраические примеры решения задач и первый в Европе подошел к введению отрицательных чисел. Его книга способствовала распространению алгебраических знаний не только в Италии, но и в Германии, Франции и других странах Европы. Многие задачи из «Книги абака» переходили почти во все европейские учебники 16-17вв. и частично 18.
Общее правило решения квадратных уравнений, приведенных к единому каноническому виду х2+bх=с, при всевозможных комбинациях знаков коэффициентов b, c , было сформулировано в Европе в 1544 г. М. Штифелем.
Вывод формулы решения квадратного уравнения в общем виде имеется у Виета, однако Виет признавал только положительные корни. Итальянские математики Тарталья, Кардано, Бомбелли среди первых вXVIв. учитывают, помимо положительных, и отрицательные корни. Лишь вXVIIв. благодаря трудам Жирара, Декарта, Ньютона и других ученых способ решения квадратных уравнений принимает современный вид.
Теорема, выражающая связь между коэффициентами квадратного уравнения и его корнями, носящая имя Виета, была сформулирована им впервые в 1591г.
Выражая зависимость между корнями и коэффициентами уравнений общими формулами, записанными с помощью символов, Виет установил единообразие в приемах решения уравнений. Однако символика Виета ещё далека от современного вида. Он не признавал отрицательных чисел и поэтому при решении уравнений рассматривал лишь случаи, когда все корни положительны.
Глава 2. Тезаурус по теме.
2.1. Определение квадратного уравнения и его виды.
1) Алгоритм – точное предписание (правило) о выполнении в определенном порядке указанных операций (шагов алгоритма), позволяющее решать все задачи определенного вида.
2) Квадратным уравнением называют уравнения вида:
ax2+bx-c=0, где a, b, c – некоторые действительные числа.
а – первый или старший коэффициент;
b – второй коэффициент или коэффициент при х;
с – свободный член.
3) Квадратное уравнение называют приведенным, если старший коэффициент равен 1;квадратное уравнение называют непереведенным, если старший коэффициент отличается от 1.
4)Корнем квадратного уравнения называют всякое значение переменной х, при котором квадратный трехчлен обращается в нуль.
5) Решить квадратное уравнение – значит найти все его корни или установить, что корней нет.
2.2. Решение квадратного уравнения общеизвестными способами.
Разложение левой части уравнения на множители.
Разложение на множители уравнения – это процесс нахождения таких членов или выражений, которые, будучи перемноженными, приводят к начальному уравнению.
Пример
Решим уравнение х2+10х-24=0.
Разложим левую часть уравнения на множители:
Х2+10х-24=х2+12х-2х-24=х(х+12)-2(х+12)=(х+12)(х-2).
Следовательно, уравнение можно переписать так:
(х+12)(х-2)=0.
Так как произведение равно нулю, то по крайней мере один из множителей равен нулю. Поэтому левая часть уравнения обращается в нуль при х=2,а уравнение х2+10х-24=0.
Решение квадратного уравнений по формуле
Вывод формулы:
Умножим обе части уравнения ax2+bx+c=0 , а ≠ 0, на 4а и, следовательно, имеем :4а2х2+4аbc+4ac=0
((2ax)2+2ax ∙ b + b2)-b2+4ac=0
(2ax+b)2=b2-4ac
2ax+b = ±b2-4ac2ax =-b ± b2-4acX1,2=-b±b2-4ac2aВыражение b2- 4 ac называют дискриминантом и обозначают D, причем
Если D>0, то уравнение ax2+bx+c=0 имеет два различных корня;
Если D=0, то два одинаковых корня;
Если D<0, то уравнение не имеет действительных корней.
Решение уравнений с использование теоремы Виета (прямой и обратной)
1)Как известно, приведенное квадратное уравнение имеет вид:
x2 + px + q=0 (1)
Его корни удовлетворяют теореме Виета, которая при а=1 имеет вид
-60960241300x1x2 = q
x1+x2 = -p
Отсюда можно сделать следующие выводы (по коэффициентам p и q можно предсказать знаки корней).
А) Если свободный член q приведенного уравнения (1) положителен (q > 0), то уравнение имеет два одинаковых по знаку корня и это зависит от второго коэффициента p.
Если p>0, то оба корня отрицательные, если p<0, то – положительны.
Например,
х2-3x+2=0; x1 = 2 b x2=1, так как q = 2>0 и q = 2 > 0 и p = – 3 <0;
х2 +8х + 7 = 0; х1 = – 7 и х2 = – 1, так как q = 7 > 0 и p = 8 >0.
Б) Если свободный член q приведенного уравнения (1) отрицателен (q < 0), то уравнение имеет два различных по знаку корня, причем больший по модулю корень будет положителен, если p<0, или отрицателен, если p>0. Например, х2 + 4х – 5 = 0; х1 = – 5 и х2 = 1, так как q = – 5<0 и p = 4 > 0; х2 – 8х – 9 = 0; х1 = 9 и х2 = – 1, так как q = – 9<0 и p = – 8 >0.
2) Теорема Виета для квадратного уравнения ax2+bx+c=0 имеет вид :х1х2 = ca ,
х1+х2 = - ba .
Справедлива теорема, обратная теореме Виета:
Если х1 и х2 таковы, что х1+х2 = -p, х1х2 = q, то х1 и х2 – корни квадратного уравнения
х2 + px + q = 0.
Эта теорема позволяет в ряде случаев находить корни квадратного уравнения без использования формулы корней.
Примеры
Решить уравнение x2-9x+14=0
Попробуем найти два числа х1 и х2, такие, что
х1 + х2 = 9
х1х2 = 14
Такими числами являются 2 и 7. По теореме, обратной теореме Виета, они и служат корнями заданного квадратного уравнения.
Решить уравнение : x2+3x-28
Попробуем найти два числа х1 и х2 , такие, что
х1+х2= - 3
х1х2 = - 28
Нетрудно заметить, что такими числами будут - 7 и 4. Они и являются корнями данного уравнения.
Глава 3. Способы решения квадратных уравнений, отличные от традиционных
3.1. Метод выделения полного квадрата
• Пример
Решим уравнение х2 + 6х - 7 = 0
Выделим в левой части полный квадрат. Для этого запишем выражение х2 + 6х в следующем виде: х2 + 6х = х2 + 2 • х • 3 .
В полученном выражении первое слагаемое - квадрат числа х, а второе - удвоенное произведение х и 3. Поэтому, чтобы получить полный квадрат, нужно прибавить 32, т.к.
х2+2•х•3+32=(х+3)2.
Преобразуем теперь левую часть уравнения
х2+6х-7=0,
прибавляя к ней и вычитая 32. Имеем:
х2+6х-7=х2+2• х • 3 +32 - 32-7= (х+3)2- 9 -7= (х+3)2-16.
Таким образом, данное уравнение можно записать так:
(х+ 3)2-16 = 0, т.е. (х+ 3)2 = 1б.
Следовательно, х + 3 = 4, х 1= 1, или х +3 = -4 , х2 = - 7.
3.2 Решение уравнений способом «переброски»
Рассмотрим квадратное уравнение
ах2+Ьх+ с= 0, а ≠ 0.
Умножая обе его части на а, получаем уравнение
а2х2 + аЬх + ас = 0.
Пусть ах = у, откуда х = уа; тогда приходим к уравнению
у2+bу + ас=0,
равносильному данному. Его корни у1 и у2 найдем с помощью теоремы Виета. Окончательно получим х1 = у1а и х2 = у2а . При этом способе коэффициент а умножается на свободный член, как 6ы «перебрасывается» к нему, поэтому его и называют способом «переброски» . Этот способ применяют, когда можно легко найти корни уравнения, используя теорему Виета и, что самое важное, когда дискриминант есть точный квадрат.
• Примеры
Решим уравнение
2х2 - 11х + 15 = 0.
«Перебросим» коэффициент 2 к свободному члену, в результате получим уравнение
у2- 11у +30= 0.
2625090266065017862552660650Согласно теореме у1 = 6 х1 = 62 х1 = 3
У2 = 5 х2 = 52 х2 = 2,5
Ответ: 2,5; 3.
3.3. Учёт свойств коэффициентов квадратного уравнения
А. Пусть дано квадратное уравнение
ах2 + Ьх + с = 0,а≠0.
1. Если, а + Ь + с = 0 (т.е. сумма коэффициентов равна нулю), то
х1=1, х2= са .Доказательство. Разделим обе части уравнения на а ≠ 0, получим приведённое квадратное уравнение: х2 + bc х + ca= 0.
16154407366000Согласно теореме Виета x1 + x2 = - ba x1x2 = ca
По условию, а + Ь + с = 0, откуда Ь = - a - с. Значит,
-36576067310x1 + x2 = - -a-ca = 1 + cax1x2 = 1 • caПолучаем x1 = 1, x2 = ca , что и требовалось доказать.
2. Если, a - b + c = 0, или b = a + c, то x1 = - 1, x2 = - ca .
Доказательство. По теореме Виета
-232410946150 x1 + x2 = - ba
x1x2 = ca По условию, a - b + c = 0, откуда b = a + c . Таким образом,
x1 + x2 = - -a+ba = -1 - са
x1x2 = - 1 • (- ac ) ,
т.е. х1 = -1 и х2 = са , что и требовалось доказать.
• Примеры
1.Решим уравнение 345х2 —137х — 208 = 0.
Решение. Так как а + b + с = 0 (345 — 137 — 208 = 0), то х1 = 1, х2 = са = - 208345 .
Ответ. 1; - 208345.
2. Решим уравнение 132x2 + 247x + 115 = 0
Решение. Т.к. a – b + c = 0 (132 - 247 + 115 = 0 ), то x1 = -1, x2 = - 115132
Ответ. – 1; - 115132 .
Б. Если второй коэффициент b = 2k – четное число, то формулу корней
X1,2 = -b ± b2-4ac2a можно записать в виде х1,2 = -k ± k2-aca
• Примеры
Решим уравнение 3x2 – 14x + 16 = 0
Решение. Имеем : a = 3, b = - 14, c = 16, k = - 7;
D=k2 – ac = (-7)2 – 3 • 16 = 49 -48 =1, D > 0 , два различных корня ;
X = -k ± √Da = 7±13; X1 = 2 , X2 = 83 .
Ответ. 2; 83.
В. Приведенное уравнение х2 + px + q = 0
Совпадает с уравнением общего вида, в котором a=1, p и c = q. Поэтому для приведенного квадратного уравнения формула корней
X1,2 = -b±b2-4ac2aпринимает вид: x1,2 = -p±p2-4q2 , или x1,2 = - p2±(p2)2 – q. (2).
Формулу (2) особенно удобно использовать, когда p – чётное число.
• Пример
1. Решим уравнение х2 – 14х – 15 = 0.
Решение. Имеем: х1,2 = 7 ± 49+15 = 7 ± = 7 ± 8
Ответ. X1 = 15, x2 = -1.
3.4. Решение квадратного уравнения графическим способом
Если в уравнении : х2 + px + q = 0 перенести второй и третий члены в правую часть, то получим х2 = - px – q.
Построим графики зависимости у = х2 и у = - px - q.
График первой зависимости – парабола, проходящая через начало координат.
График второй зависимости – прямая.
Возможны следующие случаи :-прямая и парабола могут пересекаться в двух точках, абсциссы точек пересечения являются корнями квадратного уравнения;
- прямая и парабола могут качаться (только одна общая точка), т.е. уравнение имеет одно решение;
-прямая и парабола не имеют общих точек, т.е. квадратное уравнение не имеет корней.
• Пример
Решим графически уравнение : х2 - 3х - 4 = 0
Решение. Запишем уравнение в виде : х2 = 3х + 4.
Построим параболу у = х2 и прямую у = 3х + 4.
Прямую у = 3х + 4 можно построить по двум точкам М (0; 4) и N (3; 13).

Прямая и парабола пересекаются в двух точках А и В с абсциссами х1 = -1 и х2 = 4.
Ответ. х1 = -1, х2 = 4.
3.5. Решение квадратных уравнений с помощью циркуля и линейки
Графический способ решения квадратных уравнений с помощью параболы не всегда удобен. Если строить параболу по точкам, то требуется много времени, и при этом степень точность получаемых результатов невелика. Существует способ нахождения корней квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0 с помощью циркуля и линейки.

Допустим, что искомая окружность пересекает ось абсцисс в точках В(х1; 0 ) и D (х2; 0), где х1 и х2 - корни уравнения ах2 + bх + с = 0, и проходит через точки А(0; 1) и С(0; c/a) на оси ординат. Тогда по теореме о секущих имеем OB • OD = OA • OC, откуда OC = OB • OD/ OA= х1х2/ 1 = c/a.
Центр окружности находится в точке пересечения перпендикуляров SF и SK, восстановленных в серединах хорд AC и BD, поэтому


Итак:
1) построим точки (центр окружности) и A(0; 1);
2) проведем окружность с радиусом SA;
3) абсциссы точек пересечения этой окружности с осью Ох являются корнями исходного квадратного уравнения.
При этом возможны три случая.
1) Радиус окружности больше ординаты центра (AS > SK, или R > a + c/2a), окружность пересекает ось Ох в двух точках В (х1; 0) и D(х2; 0), где х1 и х2 - корни квадратного уравнения ах2 + bх + с = 0.

2) Радиус окружности равен ординате центра (AS = SB, или R = a + c/2a), окружность касается оси Ох в точке В (х1; 0), где х1 - корень квадратного уравнения.
3) Радиус окружности меньше ординаты центра окружность не имеет общих точек с осью абсцисс, в этом случае уравнение не имеет решения.



• Пример

Решим уравнение х2 - 2х - 3 = 0
Решение. Определим координаты точки центра окружности по формулам:

Проведем окружность радиуса SA, где А (0; 1).
Ответ: х1 = - 1; х2 = 3.
3.6. Решение квадратных уравнений с помощью номограмм
Это старый и незаслуженно забыты способ решения квадратных уравнений, помещенный на с.83 (см. Брадис В.М. Четырехзначные математические таблицы. - М., Просвещение, 1990).Таблица XXII. Номограмма для решения уравнения z2 + pz + q = 0. Эта номограмма позволяет, не решая квадратного уравнения, по его коэффициент там определить корни уравнения.

Криволинейная шкала номограммы построена по формулам

Полагая ОС = р, ED = q, ОЕ = а (все в см.), из подобия треугольников САН и CDF получим пропорцию
откуда после подстановок и упрощений вытекает уравнение z2 + pz + q = 0, причем буква z означает метку любой точки криволинейной шкалы.
Если дано полное квадратное уравнение, то его надо привести к приведенному квадратному уравнению z2 + pz + q = 0
Затем второй коэффициент и свободный член из уравнения отметить на соответствующих осях p и q, полученные точки соединить прямой.
Прямая пересекает кривую шкалу в двух точках – корнях данного уравнения, если корни положительные.
Если уравнение имеет корни разного знака, то прямая пересечет кривую шкалу в одной точке – это положительный корень. Отрицательный корень находят, вычитая положительный корень из –p.
Если же корни отрицательные, то по номограмме находят два положительных корня t1 и t2 для уравнения z2 – pz + q = 0, а для уравнения z2 + pz + q = 0 корнями будут z1 = -t1, z2 = -t2
•Пример

1) Для уравнения z2 - 9z + 8 = 0 номограмма дает корни z1 = 8,0 и z2 = 1,0
2) Решим с помощью номограммы уравнение 2z2 - 9z + 2 = 0.
Разделим коэффициенты этого уравнения на 2, получим уравнение:
z2 - 4,5z + 1 = 0.
Номограмма дает корни z1 = 4 и z2 = 0,5.
3) Для уравнения z2 - 25z + 66 = 0 коэффициенты p и q выходят за пределы шкалы, выполним подстановку z = 5t, получим уравнение t2 - 5t + 2,64 = 0, которое решаем посредством номограммы и получим t1 = 0,6 и t2 = 4,4, откуда z1 = 5t1 = 3,0 и z2 = 5t2 = 22,0.
3.7. Геометрический способ решения квадратных уравнений
В древности, когда геометрия была более развита, чем алгебра, квадратные уравнения решали не алгебраически, а геометрически. Приведу ставший знаменитым пример из «Алгебры» ал - Хорезми. Уравнение х2 + 10х = 39
В оригинале эта задача формулируется следующим образом : «Квадрат и десять корней равны 39».
Строим квадрат со стороной х и на его сторонах – четыре прямоугольника высотой 104. В углах фигуры построим четыре квадрата со стороной 104. В углах фигуры построим четыре квадрата 104 .
249901253703001098942542074554112542249-100925420740010989424613955411246139-100924613955378846139-1009246139
Подсчитаем площадь получившегося большого квадрата:
X2 + 4 • 104 • (104)2 = x2 + 10x + (104)2 • 4
По условию x2 + 10x = 39, т.е. площадь большого квадрата равна
39 + ( 104 )2 • 4 = 39 + + 25 =64.
Значит, его сторона равна 8, тогда x + 2 • ( 104 ) = 8, x = 3 (Ал–Хорезми не признавал отрицательных чисел)
А вот, например, как древние греки решали уравнение y2 + 6y – 16 = 0
Решение представлено на рис., где у2 + 6у = 16, или у2 + 6у + 9 = 16 + 9.
Решение. Выражения у2 + 6у + 9 и 16 + 9 геометрически представляют собой один и тот же квадрат, а исходное уравнение у2 + 6у - 16 + 9 - 9 = 0 - одно и то же уравнение. Откуда и получаем, что у + 3 = ± 5, или у1 = 2, у2 = - 8.

3.8. Решение уравнений с использованием теоремы Безу
Теорема Безу. Если уравнение a0xn + a1xn-1 … + an-1x + an = 0, где все коэффициенты целые, имеет целые корни, то это делители свободный член.
Следствие 2: Если b является корнем многочлена f (x), то этот многочлен делится на (x-b) без остатка.
Теорема Безу даёт возможность, найдя один корень многочлена, искать далее корни многочлена, степень которого уже на единицу меньше.
Таким образом, один корень найден и далее находятся уже корни многочлена, степень которого на единицу меньше степени исходного многочлена. Иногда этим приёмом – он называется понижением степени – можно найти все корни заданного многочлена.
•Пример
Решить квадратное уравнение: х2 – 4х + 3 = 0
f(x) = x2 – 4x + 3
Решение :Делители свободного члена ±1, ±3.
Проверим 1, подставив в уравнение 1 – 4 + 3 = 0. Значит 1 – это корень данного уравнения. Тогда квадратный трёхчлен х2 - 4х + 3 делится нацело на (х-1).
Разделим f(x) на (x-1), получим:
х2-4х+3х-1 = х-3, т.е.
Х2 – 4х + 3 = (х-1)(х-3)
(х-1)(х-3) = 0
<=> x – 1 = 0; х1 = 1, или х-3=0, х2=3; Ответ. х1 = 1, х2=3.
Заключение
Человечество прошло длинный путь от незнания к знанию, непрерывно заменяя на этом пути неполное и несовершенное знание всё более полным и совершенным.
Уравнения – язык алгебры, квадратные уравнения – это фундамент, на котором построено величественное здание алгебры. Изученные способы решения квадратных уравнений будут применяться и при дальнейшем изучении математики, при решении уравнений, сводящихся к решению квадратных.
В ходе выполнения работы с поставленной целью и задачами я справилась, мне удалось обобщить и систематизировать изученный материал по выше указанной теме. Проанализировав все новые способы решения квадратных уравнений, стало очевидным, что нельзя однозначно сказать, какой именно метод наиболее удобен или совершенен. Некоторые ( такие как, решение с использованием теоремы Безу и решение с помощью циркуля и линейки) удобно применять, когда коэффициенты невелики, другие – допускают большие коэффициенты ( например, учёт коэффициентов): графический не всегда точен, а геометрический понятен, но громоздок. Можно сделать вывод , что все способы надо иметь в своем арсенале и применять их по мере необходимости с точки зрения рациональности решения.
Составление буклета-памятки, обобщить способы решения квадратных уравнений, которые не изучают в школе. Нужно отметить, что не все они удобны для решения, но каждый из них уникален. Некоторые способы решения помогают сэкономить время, что немаловажно при решении заданий на ОГЭ и ЕГЭ.
Данные буклеты я раздам одноклассникам и ученикам других классов. Они могут воспользоваться собранными в буклет-памятку материалами для изучения и закрепления рациональных способов решения квадратных уравнений. В дальнейшем я планирую провести опрос, насколько интересна информация, предложенная в буклете, и используют ли они данные способы для решения квадратных уравнений, если да, то какой способ они считают наиболее простым и понятным.
Литература
1.Брадис В.М. Четырёхзначные математические таблицы для средней школы.
Изд. 57-е. – М., Просвещение, 1990. С. 83.
2.Окунев А.К. Квадратные функции, уравнения и неравенства. Пособие для учителя. – М., Просвещение, 1972.
3.Пресман А.А. Решение квадратного уравнения с помощью циркуля и линейки. – М., Квант, № 4/72. С. 34.
4.Соломник В.С., Милов П.И. Сборник задач по алгебре и элементарными функциям. Пособие для учителя. Изд. 2-е. – М., Просвещение, 1970.
Интернет-ресурсы:
http://bibliofond.ru/view/aspx?id=581448http://skolkobudet.ru/publ/4-1-0-18http://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/08/22/sem-srosobov-resheniya-kvadratnykh-uravneniy
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Шахты
«Лицей № 26»
346506 г. Шахты, проспект Ленинского Комсомола, 51,тел. (8636)23-00-92

Наименование секции: математика
Исследовательская работа
Тема: «Нестандартные способы решения квадратных уравнений»
Автор работы:
Шабельник Анастасия,
8 а класс,
МБОУ г.Шахты «Лицей № 26»
Руководитель:
Авагян Элина Сергеевна
МБОУ г.Шахты «Лицей №26»
2013-2014 год