Проверяемые безударные гласные в корне слов. Тип урока: закрепление изученного материала (2 класс УМК


Предмет : Русский язык.
Класс: 2
Тема урока: « Правописание безударной гласной в корне слова»
Цель: закреплять и отрабатывать навык умения писать безударную гласную в корне слова.
Образовательные задачи: уточнять знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки безударной гласной в корне слов.
Развивающие: развивать орфографическую зоркость. Воспитательная: развивать внимание, мышление, речь, умение слушать мнение других. Учить детей диалоговой речи.
Тип урока: закрепление знаний
Оборудование: персональные компьютеры, Су – Джок мячи, «шкала успеха».
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают).
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение).
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем пускают).

Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. Постановка учебной задачи.
Сейчас мы посмотрим видеофрагмент из мультфильма «В стране невыученных уроков».
(«На мое счастье в зал вбежала огромная собака. Кузя, конечно, зашипел и вскочил мне на плечо. Но собака не собиралась на него кидаться. Она весело махала хвостиком и ласкалась. Я нагнулся и погладил ее по рыжей спинке.
 - Ах, ты любишь собак! Очень хорошо! – ехидно сказала Запятая и хлопнула в ладоши. Тут же передо мной опять повисла в воздухе черная доска. На ней было написано мелом: «С…бака». Я быстро сообразил, в чем дело. Взял мел и вписал букву «а». Получилось «Сабака».Запятая расхохоталась. Глагол нахмурил седые брови. Восклицательный заахал и заохал. Собака оскалилась и зарычала на меня. Я испугался ее злой морды и побежал. Она погналась за мной.)Остановка кадра.
 - Как вы думаете, почему собака побежала за Витей?
 - Давайте посмотрим, что было дальше.
 
(Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стер «а» и написал «о». Собака тут же перестала рычать, лизнула мне руку и выбежала из зала. Теперь я никогда не забуду, что собака пишется через «о».
 - Может быть, только эта собака пишется через «о»,  - спросил Кузя,  - а все другие через «а»?»)  - Какое правило не знал Витя?
- Кто догадался, над какой темой мы будем работать сегодня? (Тема нашего урока – «Правописание безударной гласной )- Какую цель мы сегодня поставим перед собой? (Будем отрабатывать умение писать безударную гласную)
Проверка домашнего задания.
-Как называются слова, у которых одинаковый корень и близки по значению?
- Как называется главная часть родственных слов?
- Какие слова называют формой одного и того же слова?
- Как называются гласные буквы, на которые падает ударение?
- Как называются слова, на которые не падает ударение?
- Где надо проверять безударную гласную?
- Как надо проверять?
Минутка чистописания
Задание 1
-Какие буквы пропущены
С С З С М
Д….М Н….С Д….Б М….Л П….Л
Н Н Б М Л
- Что вы знаете об этих буквах?
-Какая буква лишняя? (Буква у, потому что она не требует проверки)
Практическая работа.
Задание 1
- Артемон собирал на завтрак для Мальвины ягоды. Он срывал только те ягоды, на которых написаны слова с безударной гласной в корне слова.
Исключите лишнее слово, вырежьте его. Объясните свой выбор.
Сады, грибы , дома, звон, хлеба, ряды.
Страница 1 альбома интерактивной программы ПервоЛого
(Лишнее слово звон, потому гласная в нем под ударением, проверки не требует.)
- Выпишите из этих слов безударные гласные, которые надо проверять.
- Давайте проверим, правильно ли написана безударная гласная в этих словах.
-Запишем эти слова вместе с проверочным.
(Проверочное слово записываем перед словом, которое проверяем)
- Сравните слова 1 и 2 столбиков.
- Чем похожи слова, которые проверяли? (Все слова употреблены в форме множественного числа.)
- Чем похожи поверочные слова? ( Все слова употреблены в форме единственного числа)
-Какой сделаем вывод? (Чтобы проверить безударную гласную в словах, употребляемых во множественном числе, надо изменить слово, употребив его в форме единственного числа.)
Задание 2
-Мальвина после завтрака предложила Буратино задание.
- Прочтите слова первого столбика. Соедините линией проверяемое и проверочное слово.
З…ма норы
Н…ра стены
Ст…на зимы
Г..ра волны
В…лна пятна
П…тно горы
Тр…ва травы
Страница 2 альбома интерактивной программы ПервоЛого
- Чем похожи слова, которые проверяли? (Все слова употреблены в форме единственного числа.)
- Чем похожи поверочные слова? ( Все слова употреблены в форме множественного числа)
- Какой сделаем вывод?
( Чтобы проверить безударную гласную в словах, употребляемых в единственном числе, надо изменить слово, употребив его в форме множественного числа.)
Физкультминутка с использованием Су – Джок терапии
И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.
1 - руки развести в стороны;
2 - руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;
3 - руки развести в стороны;
4 - опустить руки.
Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
Страница 3 альбома интерактивной программы ПервоЛого
Задание 4
Коза к…злёнокКошачий к…тенокКозлик к…титьсяКажется к…затьсяКатится
Закат
Кот
Скатился
- Впишите карандашом пропущенную гласную букву. Выделите в словах корень.
Страница 4 альбома интерактивной программы ПервоЛого
- Как проверили слова с безударной гласной?
(Чтобы проверить слова с безударной гласной в корне слова надо выделить корень и подобрать родственное слово …..)
Применение полученных знаний
Работа с предложением
- Найдите проверочное слово. Заполните пропуски в предложениях.
Медведь пос…дел на пеньке и пошёл дальше.
Седенький сидят седины сидя на чём – то.
Волосы у бабушки пос…дели, но она молода душой.
Страница 5 альбома интерактивной программы ПервоЛого
- В каких ещё словах предложения надо проверять безударную гласную в корне слов?
- А теперь давайте поможем Незнайке. Исправим ошибку, которую он допустил в своем письме, которое мы читали с вами вчера на уроке.
Письмо под диктовку
- Запишите под диктовку предложения.
У рыцарей острые м…чи.
Ребята по ошибке принесли м…чи.
- Что надо сделать, чтобы правильно написать слова м…чи.
АЛГОРИТМ
Надо поставить в словах ударение.
Найти место безударной гласной в слове.
Определить смысловое значение слова.
Подобрать родственное слово или форму слова
Посмотреть, какая гласная в корне проверочного слова под ударением.
Такую же гласную написать и в безударной позиции.
Итог урока. Рефлексия
- Возьмите шкалу успеха.
-Мы сегодня с вами продолжили учиться писать слова с безударной гласной в корне слова.
-Определите на сколько вы успешны после сегодняшнего урока.
Очень хорошо умею Не умею
На уроке я работал с интересом без интереса
На уроке я не устал усталДомашнее задание
Стр.98, №151