Методическая разработка классного часа, посвященному 95-летию со дня рождения Амет-Хана Султана Высота — ключ к победе!


Методическая разработка классного часа для учащихся 7-9 классов, посвященная 95- летию со дня рождения Амет-Хана Султана.
Подготовила Рослякова Юлия Викторовна
«Высота - ключ к победе!»
Цели: познакомить учащихся с историческими событиями, связанными с окончанием войны, и личностью Амет-Хана Султана, как гениального летчика; содействовать развитию у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности и уважения к своей Родине, ее историческим корням и национальным традициям; побуждать ребят проявлять социальную активность, принимать участие в возрождении величия и славы России. Задачи урока: сформировать у учащихся представление о чертах российского национального героя на примере деятельности Амет-Хана Султана - яркой личности, выдающегося и талантливого летчика; раскрыть историческое значение победы в ВОВ под предводительством Амет-Хана Султана.
Оборудование: Портрет Амет-Хана Султана; изображения солдатского Георгиевского Креста, ордена Суворова; карточки с текстами для чтения; схемы наступлений войск, компьютер, проектор, оформленная доска (записи, иллюстрации), фильм «Жизнь отданная небу»; дерево Славы, плакаты: «Защитникам земли Русской посвящается!» А.С. Пушкин.
Тип урока: урок творчества
Вид урока: телепередача
Технология системно-деятельностного подхода
Метод проектов
Ход урока
I. Организационный момент. Психологический настрой.
Друзья мои, я очень рада
Приветствовать сегодня вас
И для меня уже награда –
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю: каждый из вас гений,
Но без труда талант не впрок
Высказывайте свои мнения,
И вместе проведем урок.
II. Мотивация учебной деятельности
Мы живем с вами в сложное, непростое время. Исчезают традиции, нравственные устои. Люди теряют связи со своими корнями, с Малой Родиной. И делают ошибку. Ведь история предков учит доблести, терпению, любви к Родине, учит быть гражданином активным и мыслящим. В истории нашего Отечества есть множество людей, которых россияне не должны забыть: князь Игорь, князь Владимир, Петр I, Екатерина Великая и многие другие. Сегодня мы с вами должны вырастить древо славы великого Амет-Хана Султана и доказать, что его имя заслуженно стоит в списке лучших защитников Отечества.
III. Создание проблемной ситуации
Прием «Удивляй». «Удивительное рядом».
Найдем на карте России небольшой полуостров. Это Республика Крым. Здесь родился летчик-испытател, дважды Герой Советского Союза, уроженец Алупки Амет-Хан Султан, человек, который при жизни стал легендой. 25 октября исполняется 95 лет со дня его рождения. Его детство прошло в солнечном Крыму. И хотя в его имени есть и "хан" и "султан", был Амет обыкновенным босоногим мальчишкой, дочерна загорелым на южном солнце и очень бедовым. Отчий дом Амет-Хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала своё: бурно развивалась промышленность, машины завоёвывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо. Был там комсомольским вожаком. Одновременно учиться летать в Симферопольском аэроклубе. В 1939 году по рекомендации Симферопольского железнодорожного депо его приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой он год прослужил в Белоруссии в строевой части.
1.Опережающее задание (ученик читает стихотворение)
В цветущем Крыму, где свет увидел я,
Берет мой мир свое начало;
На родном языке мне песни мать певала,
Шептала сказки мне родина моя.
Люблю тебя, родных морей волна.
Люблю я Вас, старинные курганы,
Цветы садов, родных лесов поляны,
Люблю тебя, отцов моих страна.
Учащиеся испытывают удивление (возникает проблемная ситуация)
Учитель разворачивает побуждающий диалог:
– Что вас удивило?
– Значит какой вопрос у нас возникает? ( побуждение к формулированию проблемы)
– Кто такой Амет-Хан Султан? За какие заслуги получил звание дважды Герой Советского Союза? На эти вопросы вы постарайтесь ответить в конце нашего классного часа.
2. Вступительное слово учителя.
У каждого народа есть свои национальные герои, которых любят, чтят и помнят. О них слагаются легенды, песни, сказания. Их имена остаются в веках, а нравственный облик не только не стирается в памяти потомков, а, напротив, с течением времени становится ярче и светлее. Таким национальным героем, народным Заступником, остаётся Амет-Хан Султан. В чём же тайна горячей любви народа к Амет-Хану Султану, которая передаётся из поколения в поколение? Чтобы понять это, надо обратиться к истории его жизни.
IV. Реализация проекта.
Сегодняшний урок мы проведем в виде телепередачи. Мы с вами заочно  побываем в студии 1-го Крымского канала. Очень надеюсь, что наша передача поможет расширению вашего кругозора. В эфире — телепередача "Жизнь замечательных людей". С вами ее постоянная ведущая — Рослякова Юлия Викторовна. Я рада приветствовать всех присутствующих в студии.
— Добрый день! Сегодня в нашей передаче принимают участие четыре группы учащихся, которые хотят быть постоянными ведущими этой программы. Мы будем наблюдать за их работой в разных студиях и определим победителя.
Итак, программа телепередач на сегодня:
- «Жизнь замечательных людей». Знакомство с личностью Амет-Хана Султана , как гениального летчика. "Информационная" студия. Группа знатоков-биографов.
- Интервью с Амет-Ханом Султаном — дважды Героем Советского Союза, лауреатом Государственной премии, заслуженным летчиком-испытателем СССР. "Театральная" студия. Группа актеров
- Конкурс из студии "Юных дикторов". Группа декламаторов
- Конкурс из студии «Художественная галерея». Группа художников
- «Вести» (итог урока).
(Дети сидят по группам. Выбирают режиссера в кажной группе — капитана команды.)«Прогноз погоды» на ближайшие 45 минут: в МОУ СШ №5 г. Джанкоя ожидается спокойная, солнечная погода, грозовых туч в кабинете №3 и ливневых дождей на лицах восьмиклассников не ожидается…
Продолжаем нашу телепередачу и у нас в прямом эфире «Жизнь замечательных людей».
"Информационная" студия.
Выступления 1-й группы знатоков-биографов.
1-й ученик: Родился Амет-Хан Султан 25 октября 1920 года в городе Алупка. Отец — Султан, лакец (родом из аула Цовкра, Дагестан), мать Насибе Садла — крымская татарка. Амет-Хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца. Отличительным природным качеством Амет-Хана было орлиное зрение - он первым замечал врага, даже в облаках, даже в сумерках и ночью, что помогало ему за секунды занять выгодную позицию и начать успешную атаку.
Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца. Взыскательная солдатская память донесла до нас некоторые его каламбуры. "Пересаживаемся с ишака на жеребца", - шутил он при переучивании на новый самолёт.
"Полк без Амет-Хана, что свадьба без музыки", - говорили о нём соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным лётным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всём, даже во внешности и одежде.
Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с чёрными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Даже тогда, в 1942 году, он носил модные по тому времени брюки-галифе с напуском на голенища вычищенных до блеска сапог, длинную гимнастёрку из довоенного коверкота и вечный, казалось, неснимаемый реглан... Настороженный и нервный перед вылетом, он волновался, ожидая ракету, менялся в лице, но в воздухе любые колебания исчезали, в небе он становился яростным и решительным, не знающим малейших сомнений бойцом. В характеристике на 21-летнего лётчика, составленной в те дни, командиры отмечали: "Тов. Амет-Хан Султан в боевой работе неутомим. В бою отважен, упорен и настойчив. В принятии решений смел. Является мастером воздушной разведки, один из первых в полку провёл бой с бомбардировщиком противника в сумерках".
2-й ученик: "Как лётчик, отлично владеющий самолётом Як-1, Амет-Хан не имеет себе равных. Как командир, он требователен к себе и подчинённым", - так отозвался о нём Лев Шестаков - сам прекрасный боец, командир и тактик, имевший в подчинении лучший на то время истребительный полк. Высокая оценка была у них взаимной. Владимир Лавриненков вспоминал, как после полёта в зону вместе с Шестаковым "трёхжильный" Султан упал на землю, раскинув руки, произнёс: "Наш командир не лев и не сокол, он чистый дьявол"...
31 мая 1942 года Амет-Хан Султан открыл счет сбитых самолетов. Израсходовав весь боевой запас в атаке, он протаранил корпус вражеского "Юнкерса-88" левым крылом. При ударе крыло истребителя наглухо застряло в корпусе "Юнкерса" и юный летчик, выбравшись из кабины, прыгнул вниз с парашютом. После этого случая Амет-Хан Султан стал легендой, снискав славу сильного и бесстрашного бойца. За этот подвиг он был награжден орденом Ленина. Летчики противника узнавали Амет-Хана "по полету" и называли его по рации "Черным дьяволом". На самолетах эскадрильи Амет-Хана Султана были нарисованы атакующие орлы. Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-Хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках. Его имя стало легендой, символом искусного полета и безграничной остроты ума.
Боевой листок, распространяемый по всему Сталинградскому фронту, рассказывал лётчикам - новичкам: "Почему Амет-Хан побеждает врага? В чём его сила? В стремительности его атаки. Шансы на победу в бою у того лётчика больше, кто первым заметит врага. Зоркий глаз Амет-Хана всегда первым находит врага. Будь первым, как Амет-Хан Султан, и тогда ты хозяин неба!"
Каждый вечер по пути в общежитие Амет - Хан непременно делал один - два выстрела из пистолета в воздух и при этом восклицал: "За живых!" Мне давно разъяснили, что так заведено в полку с первых дней войны".
3-й ученик: Обычно опытный лётчик, только взглянув на строй противника, сразу определит, кто перед ним: бывалые пилоты или зелёные юнцы. По самолётам видно: идут, как спаянные, или же "подпрыгивают", будто утки на зыбкой волне.
23 апреля 1943 года командующий 8-й Воздушной армией генерал-лейтенант авиации Т. Т. Хрюкин представил его к званию Героя Советского Союза. В представлении написано:
"Товарищ Амет-Хан Султан произвёл 359 боевых вылетов, провёл 79 воздушных боёв, лично сбил 11 самолётов противника и в групповых боях 19 самолётов.
Имеет один таран самолёта противника. Всего на Сталинградском фронте произвёл 110 боевых вылетов, лично сбил 6 самолётов противника и в группе 7 самолётов противника".
После войны он становится летчиком-испытателем в Летно-исследовательском институте имени М. Громова. При его непосредственном участии создается новая отечественная авиация, которую не знал мир. Амет-Хан Султан участвовал в осуществлении космической программы. Прежде чем Юрий Гагарин и его товарищи по отряду космонавтов поднялись в космос, навыки действий в условиях невесомости они отрабатывали на специально оборудованном самолете Ту-104, который пилотировал Амет-Хан и его коллеги. Испытав не одну сотню летательных аппаратов, Амет-Хан Султан дал путевку в жизнь тем самолетам, которые заявили о совершенно новой авиации, определив перспективу ее развития на многие годы вперед.
1 февраля 1971 года Амет-Хан вылетел на "летающей лаборатории", чтобы испытать новый авиационный двигатель, который помещался внутри салона и выпускался наружу с помощью специального устройства. Когда самолёт вошёл в зону испытаний и бортинженер начал опускать двигатель, радист сообщил на землю о начале выполнения полётного задания. Это было последнее сообщение, которое получили на КП от лаборатории...
Самолёт упал в болото. Весь экипаж погиб. Что произошло в тот трагический день, до сих пор неясно. Скорее всего, взорвался двигатель.
Всего за время войны он совершил 603 боевых вылета (из них 70 — на штурмовку живой силы и техники противника), провел 152 воздушных боев, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника. 1 февраля 1971 года Амет-Хан Султан погиб в небе вместе с экипажем во время испытания мощного двигателя на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ. Амет-Хан Султан похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Учитель. «В жестоких боях с врагом пало смертью храбрых много наших боевых друзей... На алтарь (жертвенное место) Отечества ради Победы они положили самое дорогое – свою жизнь. Давайте сегодня почтим их священную память и произнесем: «Вечная слава героям, павшим в боях за нашу Родину!»Предлагаю всем встать и почтить память героев минутой молчания.
Все встают.
«Театральная» студия. Интервью с Амет-Ханом Султаном.
Выступление 2-й группы актеров
Есть на земле выдающиеся люди, которые живут по самому крупному счету — без оглядки на принадлежность к определенной семье, земле, народу. Но величие этих людей измеряется не столько их крупномасштабной деятельностью, сколько тем, что они помнят и свято чтут свои жизненные истоки, вкус и запах материнского молока, родные лица, благословенные родные места.
К таким выдающимся людям можно смело отнести Амет-хана Султана — дважды Героя Советского Союза, лауреата Государственной премии, заслуженного летчика-испытателя СССР. Вошедший в годы Великой Отечественной войны в десятку лучших летчиков-асов, в мирное время Амет-Хан Султан стал испытателем новой авиационной и космической техники. Его по праву можно назвать выдающейся личностью XX века. Ведь недаром на стене парижского аэропорта на памятной доске выгравированы слова "Летчик от Бога"! С детства мечтал стать летчиком. С завидным упорством он шел к своей профессии долгим и сложным путем. И ни разу не усомнился в правильности выбора.
Замечу, что и наша встреча с Амет-Ханом Султаном состоялась лишь благодаря нелетной погоде.
— Скажите, что повлияло на ваш выбор?— Я запомнил тот момент, когда решил, что буду летать. Мне было три года, я качался на качелях и вдруг увидел над двором дома в Алупке, где мы жили, пару низко летящих самолетов. С тех пор эта картина осталась в моей памяти навсегда. Меня поражало, что самолет может летать выше горных орлов, паривших над вершинами Ай-Петри. С раннего детства мечтал о небе: просто в годы юности самые активные и творческие достижения науки и техники воплощались в самолетостроении, в развитии аэроклубов и повальном увлечении молодежи военно-техническими видами спорта. Вот и стал в Симферополе активно заниматься в аэроклубе. Только тогда и осознал, насколько это интересно и важно для меня, — увлечение молодости стало пожизненной страстью.
— Помните свой первый полет?— Поскольку я был небольшого веса, планер резко подлетел на полутораметровую высоту. Я испугался, но не самого полета, а неуправляемости ситуации. Позднее я понял: будущий летчик должен начинать летать с детства. Окончив крымско-татарскую школу, поступил в фабрично-заводское железнодорожное училище в Симферополе. Параллельно занимался в симферопольском аэроклубе, который сегодня носит мое имя. Затем учился в Качинской школе военных летчиков. После окончания Качинской школы военных летчиков мне прикрепил один кубик (военный знак отличия) на голубые петлицы командирской гимнастерки. В выпускном аттестате военное начальство дало мне такую характеристику: “Летает отлично и с большим желанием, усваивает летную практику быстро и прочно. В воздухе смел и настойчив, инициативен и вынослив…”. Службу начал в городе Бобруйске.— Как родители относились к вашей юношеской мечте?— Папа спокойно относился к моему выбору, а мама отговаривала. Когда она увидела, что я серьезно настроен на реализацию своей мечты, поняла, что отговаривать меня не стоит. Я на доступных примерах показывал и доказывал молодым летчикам: “Летчик-истребитель должен не только в совершенстве владеть самолетом, но и обладать военной хитростью, умением изменить во время скоротечного воздушного боя наиболее эффективный тактический прием, чтобы наверняка сразить противника”.
— Когда вы стали испытателем Лётно-исследовательского института имени М. Громова?—В послевоенное время я не мог жить без неба и поэтому всеми силами стремился вернуться к лётной профессии. Долгое время это мне не удавалось. Виной всему была моя национальность (в анкетах он указывал, что он — татарин), так как в то время крымские татары были обвинены в пособничестве гитлеровцам и выселены из родных мест. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года стаю лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института имени М. Громова?В 1956 году вместе с бывшими партийными и советскими работниками Крымской АССР подписал письмо с просьбой о реабилитации крымских татар, направленное в ЦК КПУ.
Дважды Героем Советского Союза пришёл я на испытательный аэродром. Здесь уже брала старт реактивная авиация. Мне помогли войти в строй. И вот первая сложная работа. На необычного вида планере, оснащённом пороховыми ускорителями, поднимался за буксировщиком на огромную высоту. Отцепив трос, бросал машину в пике. Со сверхзвуковой скоростью планер мчался к земле. Но лётчик не спешил выводить машину. Требовалось испытать её на предельных режимах устойчивости и управляемости. Работу эту провёл успешно. Мне стали поручать ещё более ответственные задания.
Кажется, всякое повидал уже в испытательных полётах. Но когда впервые подошёл к аппарату, который лишь отдаленно напоминал самолёт, опешил: "Неужели он способен летать?"
- Да, способен! Теоретические расчёты это подтверждают, - пояснил конструктор.
Новую машину за её огромную скорость лётчики окрестили "снарядом". В то время никто в мире не летал на таком "агрегате". Как же поведёт он себя в воздухе? На этот вопрос предстояло ответить мне лётчику-испытателю. К трудному полёту готовился упорно, всесторонне. А затем в кабине "снаряда" поднялся в небо. Все, кто был тогда на аэродроме, провожали в тот полёт. И не расходились, ожидая, когда вернусь домой. И вот над горизонтом появилась маленькая точка. С каждой секундой она увеличивалась в размерах. Скорость была так велика, что невольно закрадывалось сомнение: сумеет ли лётчик посадить машину? Сумел. Приземлился блестяще.
Сколько потом было ещё трудных, порой опасных полётов! Впрочем, не люблю говорить об этом. О своей профессии говорю немногословно: "Работа!.."
-Что ж, верно, но это поистине героическая работа. За неё вы были удостоены звания лауреата Государственной премии, заслуженного лётчика-испытателя СССР. И высокие награды, полученные уже в мирные дни, - тоже за эту работу.
-Каков ваш девиз?
-"Высота - ключ к победе. Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолёт и, развив большую скорость, достичь его".
-Пожелайте что-нибудь нашим читателям.
-Есть такая профессия, Родину защищать, и заниматься этой профессией необходимо воинам! Так будьте мужественными, сильными и справедливыми! Ведь от этих ваших качеств зависит будущее нашей страны! Любите свою Родину!
Более 20 лет поднимался в воздух с испытательного аэродрома Амет-Хан Султан. Здесь, как и в боях, его также отличали мужество, верность Родине. Надо было действительно сильно любить своё дело, чтобы сказать: «Если есть хоть небольшая надежда, я не оставлю машины»
Итак, я приглашаю всех на конкурс из студии "Юных дикторов"
Выступления 3-й группы декламаторов
(выразительное чтение стихотворений в честь Амет-Хана Султана).
Выступления 4-й группы художников
Конкурс из студии «Художественная галерея».
Презентация боевых листков «Высший пилотаж»
Демонстрация видео «Жизнь отданная небу».
V. Включение в систему знаний, повторение и обобщение. Творческая работа. Составление синквейна.
СинквейнАмет-Хан Султан
Опытный, помогает, бесстрашный
Любит, защищает, оберегает
Мастер воздушной разведки
Летчик
VI. Рефлексия учебной деятельности.
В прямом эфире «Вести». Имя летчика-испытателя носит площадь в Симферополе, улицы в городах Крыма, а также улица в Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Его именем названы аэроклуб, школы, в Алупке работает музей имени Амет-Хана Султана, а в покоренном им небе летает планета, названная его именем. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупка, а также в Махачкале, где его именем также назван аэропорт. Дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан был награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом "Знак Почета" и шестью медалями. На 34-м километре линии Остряково — Евпатория расположена платформа Амет-Хан Султан. Городской совет Алупки удостоил Амет-Хана Султана звания почетного гражданина Алупки и присвоил местной школе № 1, где учился Амет-Хан, имя летчика.
Полководцу установлены памятники, а на его могиле всегда лежат живые цветы. У меня сегодня тоже есть цветы...
Ребята, давайте представим себе, что у нас появилась уникальная возможность поблагодарить летчика-испытателя за его подвиги.
За что сегодня каждый из нас мог бы сказать «спасибо» Амет-Хану Султану. Давайте сейчас, вместе с этими цветами, передадим свою любовь, тепло своих рук и сердец Амет-Хану Султану... Цветы вместе со словами благодарности переходит из рук в руки...
А подарком великому летчику станут ваши боевые листки.
VII. Определение группы победителей.
VIII. Подведение итогов урока
— В какой студии вам больше всего понравилось?
— Дорогие ребята! Я благодарю вас за работу в студиях. Желаю вам дальнейших успехов в учебе. Всем спасибо. До следующей встречи. С вами была постоянная ведущая телепрограммы «Жизнь замечательных людей» Рослякова Юлия Викторовна.