Бунин. Господин из Сан-Франциско. Конспект урока.


Конспект урока в 11 классе
На прошлом уроке мы с вами познакомились с творчеством Ивана Алексеевича Бунина и начали разбирать один из его рассказов « Господин из Сан-Франциско». Мы поговорили о композиции рассказа, обсудили систему образов, поговорили о поэтике бунинского слова. Сегодня на уроке нам предстоит выяснить тему и идею рассказа, обговорить детали, и придти к бунинскому пониманию человеческого бытия.
Давайте поговорим о деталях в рассказе. Какие вы увидели и какие вам показались символическими.
Для начала вспомним понятия «деталь».
Деталь – особо значимый выделенный элемент художественного образа, выразительная подробность в произведении, несущая смысловую и идейно – эмоциональную нагрузку.
Уже в первой фразе звучит некая ирония к г-ну: «имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил», тем саамы м автор подчеркивает, что г-н – это всего лишь человек.
Господин из С-Ф сам является символом – это собирательный образ всех буржуа того времени.
Отсутствие имени и психологического портрета – символ внутренней бездуховности героя, его незначимости в обществе.
Образ парохода «Атлантида» - символ общества с его иерархией: праздная аристократия которого противопоставляется людям, управляющим движением корабля, работающим в поте лица у «исполинской» топки, которую автор называет девятым кругом ада.
Образы простых трудящихся живые и настоящие, и тем самым, писатель подчеркивает, что внешнее благополучие верхних и богатых слоев общества ничего не значит в океане нашей жизни, что их богатство и роскошь не являются защитой от течения настоящей, реальной жизни, что такие люди изначально обречены на нравственную низость и мертвую жизнь.
Сам образ корабля – это оболочка праздной жизни, а океан - весь остальной мир бушующий, изменяющийся, но ни как не касающийся нашего героя.
В названии корабля - «Атлантида»(Что ассоциируется со словом «Атлантида»?- потерянная цивилизация), заключается предчувствие исчезающей цивилизации.
А описание парохода не вызывает ли у вас еще какие – нибудь ассоциации? Описание похоже на «Титаник», что подтверждает мысль о том, что механизированное общество обречено на печальный исход.
Все же в рассказе есть и светлое начало. Красота неба и гор, которая как бы сливается с образами крестьян, все же утверждает, что есть в жизни истинное, настоящее, что неподвластно денежному мешку.
Сирена и музыка – тоже умело используемый писателем символизм, в данном случае сирена – это мировой хаос, а музыка – это гармония и мир.
Символичен образ капитана корабля, которого автор сравнивает с языческим богом в начале и в конце рассказа. По внешнему виду этот человек действительно похож на идола: рыжий, чудовищной величины и грузности, в морском мундире с широкими золотыми нашивками. Он, как и положено богу, живёт в капитанской каюте — наивысшей точке корабля, куда запрещён вход пассажирам, он редко показывается на людях, но пассажиры безоговорочно верят в его власть и знания. Асам капитан, будучи всё-таки человеком, чувствует себя очень неуверенно в бушующем океане и надеется на телеграфный аппарат, стоящий в соседней каюте-радиорубке.
Писатель заканчивает рассказ символической картиной. Пароход, в трюме которого лежит в гробу бывший миллионер, через мрак и вьюгу плывет в океане, а со скал Гибралтара за ним наблюдает Дьявол, «громадный, как утес». Именно ему досталась душа господина из Сан-Франциско, это он владеет душами богачей.(стр. 368-369)
Какое же авторское отношение к господину?
Ироничное, Бунин высмеивает все пороки буржуазного образа через собирательный образ господина.
Что нам хочет показать автор в своем рассказе?
Все люди, вне зависимости от своего материального положения, равны перед лицом смерти. Богач, решивший получить все удовольствия сразу, внезапно умирает. Его смерть вызывает не сочувствие, а страшный переполох. Хозяин гостиницы извиняется и обещает быстро все уладить. Общество возмущено тем, что кто-то посмел испортить им отдых, напомнить о смерти. К недавнему спутнику и его жене они испытывают брезгливость и отвращение. Труп в грубом ящике быстро отправляют в трюм парохода. Богач, считавший себя важным и значительным, превратившись в мертвое тело, не нужен никому.
Так какая же идея рассказа? Как автор выражает идею?
Идея – жизнь человека хрупка, все равны перед лицом смерти. Выражает через описание отношения к живому герою, и как относятся к господину после смерти; господин думал, что деньги дают ему преимущество . «Он был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное… во-первых, он был богат, а во-вторых, только что приступил к жизни». Все убеждения господина оказались ошибочными.
Можем ли мы назвать «Господин….» притчей? Что такое притча?
Притча – короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение.
Можем, так как повествует о ничтожности богатства и власти перед лицом смерти.
Это философский рассказ-притча о месте человека в мире, об отношениях человека и окружающего мира.
По мнению Бунина, человек не может противостоять мировым потрясениям, человек лишь плывет по течению жизни. Человек смертен («внезапно смертен» Воланд) , поэтому человек не может противостоять природе. Все технические достижения не избавляют человека от смерти. В этом и есть вечная философия и трагедия жизни: человек рождается, чтобы умереть.
«Господин из…» учит нас радоваться жизни, а не быть внутренне бездуховным, не поддаваться механизированному обществу. Бунинское произведение - грозное предупреждение людям и цивилизации, зашедшей в тупик в своих потребительских устремлениях.
Экзистенциализм – течение в литературе, в котором писатели говорили о том, что в обществе все не совершенно, и для того чтобы что-то изменить нужно начать с себя.
Философия экзистенциализма, которой увлекался писатель во время создания рассказа, -  это философия существования, жизни. Ее корни уходят в 19 век (Шопенгауэр, Достоевский). В 20 веке с этим мировоззрением связаны имена Сартра, Камю, Ястебса, Мальро. Основные тезисы экзистенциализма (подтверждение которым мы найдем в рассказе Бунина):
а) Сущность человека можно выявить только в минуты его смерти, все остальное лишь случайные моменты бытия, существования.
б) Человек осужден на свободу, свободу совершать поступок.
в) Человек в ответе за то, что происходит с ним.
г) Человек стремится быть кем-то другим, не тем, что он из себя представляет.
д) Человек не должен строить иллюзий насчет своей судьбы.
Пока это всё, что я могу Вам предложить.