Конспект урока по творчеству И.А.БунинаАнализ произведения Бунина Господин из Сан-Франциско


Урок по творчеству И.А.Бунина
ТЕМА: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Анализ текста.
ЦЕЛИ: изучить особенности композиции произведения, характеристику главного героя и автора-рассказчика; научить характеризовать образ главного героя, определять роль портретных характеристик и пейзажных зарисовок, роль детали в тексте
ХОД УРОКА:
Оргмомент.
Готовность к уроку.
Сообщение целей урока.
Вступительное слово учителя
Рассказ Бунина «Господин из Сан-Франциско» написан в 1915 году. Уже шла первая мировая война, налицо был кризис цивилизации. Бунин обратился к проблемам актуальным, но не связанным непосредственно с Россией, с текущей российской действительностью. Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом. Пафос рассказа - в ощущении неотвратимости гибели этого мира.
Беседа по содержанию текста.
. Образы-символы в рассказе
Как называется океанский пароход, который везёт безымянного миллионера в Европу? («Атлантида».)
«Атлантида» - затонувший легендарный, мифический континент, символ погибшей
цивилизации, не устоявший перед натиском стихии. Возникает также ассоциация с погибшим в 1912 году «Титаником».
Океан, ходивший за стенами парохода, - символ стихии, природы, противостоящей
цивилизации.
Символичен образ главного героя. Господин из Сан-Франциско - олицетворение
буржуазной цивилизации.
Образ главного героя.
Почему герой лишён имени? Как описывает его автор?
Герой назван просто «господином», потому что именно в этом его суть. По крайней
мере, сам он считает себя господином и упивается своим положением..Найдите в тексте примеры этому.
Какие эпитеты употребляет Бунин. описывая внешность героя?
В господине нет ничего духовного, его цель – стать богатым и пожинать плоды этого
богатства – осуществилась. но он не стал от этого счастливее. Только смерть проявляет в господине человеческие черты.
Найдите, как описывает автор умершего господина.
Как автор называет теперь главного героя?
Как меняется к нему отношение окружающих?
Общество в рассказе.
Пароход – последнее слово техники – является моделью человеческого общества. Его
трюмы и палубы – это слои человеческого общества.
Проследите, как живут пассажиры на разных этажах парохода. Сравните с
человеческим обществом.
Верхние этажи можно сравнить в раем, а «подводная утроба парохода» подобна
преисподней. Зачитайте, почему её можно сравнить с адом.
Эпизодические герои рассказа – Лоренцо, абруццкие горцы и др.
- Найдите описание Лоренцо. Что его отличает от Господина?
Чем отличается жизнь горцев от жизни цивилизованного общества?
То, чем живут горцы – это и есть истинные ценности жизни, в отличие от блестящих, дорогих, но искусственных, мнимых ценностей «господ».
Есть ещё один герой, образ которого является обобщающим образом ничтожности и
тленности земного богатства и славы. Это тоже безымянный образ, в котором узнаётся некогда могущественный римский император Тиберий, который последние годы своей жизни прожил на Капри.
Работа со статьёй учебника
В каких ещё произведениях Бунина поднимается образ греха, в котором протекает жизнь человека?
Воздействие какого писателя и философа заметно в этих произведениях?
Как на примере судьбы Господина из Сан-Франциско Бунин показывает, что «полый» человек - создание механической цивилизации?
Какие примеры говорят об авторской иронии по отношению к герою?
Заключительное слово учителя.
В рассказе постепенно нарастает тема конца сложившегося миропорядка,
неизбежности гибели бездушной и бездуховной цивилизации. Она заложена в эпиграфе, который был снят Буниным лишь в последней редакции 1951 года: «Горе тебе. Вавилон, город крепкий!». Эта библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства, звучит предвестием будущих великих катастроф. Упоминание в тексте Везувия, извержение которого погубило Помпею, усиливают грозное предсказание, острое чувство кризиса цивилизации, обречённой на небытие, сопрягается с философскими размышлениями о жизни, человеке, смерти и бессмертии.
Домашнее задание:
Прочитать «Чистый понедельник»