Рабочая программа по литературе 8 класс (70 часов) УМК Т.Ф.Курдюмовой


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №8 « КЛАССИЧЕСКАЯ»
УТВЕРЖДАЮ:
директор МБОУ СШ№8
«Классическая» г.Волгодонска ___________Е.А.КлимовскаяПриказ от ________ г. № ___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе
учебный предмет
2016 – 2017 учебный год
учебный год
8 «Б» класс ( 2 часа в неделю, 70 в год )
класс, количество часов в неделю

Рабочую программу составила: Мизгарева Ольга Александровна,
учитель русского языка
и литературы
Программа разработана на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений по литературе (5-11 классы) МО РФ/ Составитель: Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2009, Соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011 г
Обеспечена учебниками: Курдюмова Т.Ф. Литература. 8 класс. В 2 ч.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2011.
Волгодонск, 2016
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 «Б» класса составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
Федеральный Закон от 01.12.2007 г. № 309 (ред. от 23.07.2013 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
Областной закон от 14.11.2013 г. № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2014-2015 учебный год»;
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413»;
Программа для общеобразовательных учреждений по литературе (5-11 классы) МО РФ/ Составитель: Т.Ф. Курдюмова. – М.: Дрофа, 2010
Учебный годовой план МБОУ СШ № 8 «Классическая» на 2016-2017 учебный год.
Образовательная программа МБОУ СШ № 8 «Классическая»
УМК:
1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы/Т.Курдюмова, Н.Демидова, Е.Колокольцев и др., под ред. Т.Курдюмовой. – М.:Дрофа, 2011
2. Литература. 8 класс. В 2-х частях: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений / автор-составитель Т.Курдюмова. – М.: Дрофа, 2011г
3. Литература 8 класс. Книга для учителя. / Н.А. Миронова - М.:Дрофа, 2014
Федеральный базисный план отводит 70 часов для образовательного изучения литературы в 8 классе из расчёта 2 часа в неделю. Образовательная программа МБОУ СШ №8 «Классическая» также отводит 70 часов для изучения литературы в 7 классе из расчёта 2 часа в неделю
Настоящая рабочая программа рассчитана на 2 учебных часа в неделю, что составляет 70 часов в год (35 учебных недель) Однако в соответствии с годовым календарным графиком для муниципальных образовательных учреждений города Волгодонска на 2016-2017 учебный год часть учебных часов выпадает на праздничные выходные дни (24.02.2017; 08.03.2017), в связи с этим программа будет реализована за 68 часов. Программный материал учебных часов, выпавших на праздничные дни, будет выдан за счёт уплотнения учебного материала
Цели и задачи изучения литературы
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
 
Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;
- обогащение духовного мира учащихся путём приобщения их, наряду с изучением родной литературы, к нравственным ценностям и художественному многообразию русской литературы, к вершинным произведениям зарубежной классики, к отдельным произведениям литературы народов России;
- формирование умений сопоставлять произведения русской и родной литературы, находить в них сходные темы, проблемы, идеи, выявлять национально- и культурно-обусловленные различия;
- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
Содержание учебного предмета «Литература» в 8 классе
№ п/п Наименование раздела Количество часов Содержание тем учебного курса
по плану по факту Литература и время. 1 1 Литература и время Г.Х.Андерсен. «Калоши счастья» - произведение, которое поможет обучающимся осознать связь времен.
Фольклор. 3 2 Отражение жизни народа в произведениях фольклора. Народная историческая песня. «Правеж».
«Петра 1 узнают в шведском городе». Особенности изображения царя. Художественные приемы, помогающие отличить былинного героя от героев исторической песни.
«Как француз Москву брал». Отношение народа к историческим событиям.
Древнерусская литература. 8 8 Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. «Повесть временных лет». «Смерть Олега от своего коня». «Повесть о разорении Рязани Батыем». «Сказание о житии Александра Невского».
Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский». Качества, характеризующие человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси. Р/р Творческая работа по древнерусской литературе
Литература XVIII века 3 3 События истории в произведениях 18 века.Н.М.Карамзин. «Марфа- посадница, или Покорение Новгорода».
Литература XIХ века
37 37 Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века. А. К. Толстой. «Илья Муромец» «Правда».
Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». В. Скотт. «Айвенго» (Обзор). И. А. Крылов. «Волк на псарне». А. С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». «Полтава». «Борис Годунов». «Капитанская дочка». Р/Р Сочинение по повести А,С.Пушкина «Капитанская дочка» М.Ю.Лермонтов. «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Р/Р Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» А. Дюма. «Три мушкетера» (обзор). А. К. Толстой. «Василий Шабанов», «Князь Серебряный».
Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. В. А. Жуковский, А. С. Пушкин, Д. В. Давыдов, И. И. Козлов, Ф. Н. Глинка, А. Н. Апухтин.
Л. Н. Толстой. «После бала». Сложная композиция рассказа. «Рассказ в рассказе», в чем сила рассказа. Контраст как композиционный прием. Время и пространство в тексте. Р/Р Сочинение- рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»
Литература XХ века. 18 17 Автор и время на страницах произведений. Былины и их герои в поэзии 20 века. И.А.Бунин «На распутье», «Святогор», «Святогор и Илья». К.Д.Бальмонт «Живая вода». Е.М.Винокуров «Богатырь». Ю.Н.Тынянов. «Восковая персона». М.Алданов. «Чёртов мост». Б.Л.Васильев «Утоли моя печали». Р/р Сочинение по роману Б.Л.Васильева «Утоли мои печали…»
Великая Отечественная война в лирике XX века. А.А.Ахматова «Клятва», «Мужество». А.А.Прокофьев «Москве». К.М.Симонов «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». Ю.Н. Друнина «Зинка». М.А.Дудин «Здесь грязь, и бред, и вши в траншеях…» А.А.Сурков «Бьётся в тесной печурке огонь…», М.В.Исаковский «Огонёк». Б.Ш. Окуджава «До свидания, мальчики». Е.М. Винокуров «В полях за Вислой сонной…»В.С.Высоцкий «Штрафные батальоны». Л.М.Леонов «Золотая карета»
Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В.Я.Брюсов «Тени прошлого». З.Н.Гиппиус «14 декабря». Н.С.Гумилёв «Старина», «Прапамять». М.И. Цветаева «Домики старой Москвы», «Генералам двенадцатого года». Е.А.Евтушенко «Когда звонят колокола». В.С.Высоцкий «Зарыты в нашу память на века» Р/р Защита итоговых творческих проектов по литературе
Итого 70 68 70 часов в год, из них
развитие речи – 6 ч
контрольных работ - 2 ч
68 часов в год, из них
развитие речи – 6 ч
контрольных работ - 2 ч
Планируемые результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе
и система их оценки
Личностными результатами совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений; • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно- выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
-содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
- уметь:
работать с книгой;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть;
- соблюдая нормы литературного произношения, владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям;
- понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Способы контроля и оценивания образовательных достижений
обучающихся в 8 классе
I. Оценка предметных результатов
Русский язык. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл Степень выполнения учащимсяобщих требований к ответу
«5» Ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий.
Обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные.
Излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» Ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
Излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил.
Не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры.
Излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.Русский язык. Оценка письменных работ
I. Рекомендуемые нормы оценки за диктант
Отметка Число ошибок (орфографических и пунктуационных)
«5» 0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)
«4» 2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)
«3» 4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)
«2» 7/7, 6/8, 5/9, 8/6
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического и т.п.) задания, выставляются две оценки (за диктант и за дополнительное задание).
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Степень выполнения задания
«5» ученик выполнил все задания верно
«4» ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий
«3» выполнено не менее половины заданий
Контрольный словарный диктант
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Балл Количество ошибок
«5» ошибки отсутствуют
«4» 1 – 2 ошибки
«3» 3 – 4 ошибки
«Нормы оценки...» не только указывают, за какое количество ошибок в диктанте ставится та или иная оценка, но и варьируют допустимое количество ошибок. Такой подход связан с тем, что одновременно оценивается и количество, и характер ошибок, для чего вводятся понятия грубые/негрубые ошибки и однотипные/неоднотипные ошибки.
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
на изученные правила;
на неизученные правила;
на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
в словах-исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
в написании ы и и после приставок;
в написании собственных имен нерусского происхождения;
в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не...; Не кто иной, как ...; Ничто иное не...; Не что иное, как,… При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова - определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Описки - это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Система оценивания ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации.
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
«3» В работе допущены существенные отклонения
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или3 орф. и 5 пунк., или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними. Нарушено стилевое единство текста.В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитываются:
степень самостоятельности учащегося;
этап обучения;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Система оценивания тестовых заданий
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
Отметка «2» – от 0 до 50 %
Отметка «3» – от 51 % до 70 %
Отметка «4» – от 71 % до 85 %
Отметка «5» – от 86 % до 100 %
II. Оценка метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов в 5-9-х классах является результат школьного портфолио учащегося
Календарно-тематическое планирование
уроков в 8 «Б» классе
№ урока Дата № по четвТема урока Кол – во часов
1 ЧЕТВЕРТЬ 17 ЧАСОВ
1 02.09.16 1 Литература и время. Г.Х.Андерсен. «Калоши счастья»
1
Фольклор (2 ч)
2 07.09.16 2 Народная историческая песня. Художественные особенности песен. «Правёж», « Петра 1 узнают в шведском городе» 1
3 09.09.16 3 Народный театр. Народная драма «Как француз Москву брал» 1
Древнерусская литература (8 ч)
4 14.09.16 4 Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Жанр летописи 1
5 16.09.16 5 Повесть временных лет «Смерть Олега от своего коня» 1
6 21.09.16 6 Особенности жанра русской воинской повести. Анализ отрывка из «Повести о разорении Рязани Батыем» 1
7 23.09.16 7 Житие как жанр. «Сказание о житии Александра Невского». 1
8 28.09.16 8 «Сказание о житии Александра Невского». Художественные приёмы 1
9 30.09.16 9 Комментированное чтение отрывка из повести Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». 1
10 05.10.16 10 Б.К.Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский». Избранность Варфоломея 1
11 07.10.16 11 Р/р Творческая работа по древнерусской литературе
1
Литература XVIII века (3 ч)
12 12.10.16 12 События истории в произведениях 18 века.
1
13-14 14.10.16
19.10.16 13
14 Н.М.Карамзин. «Марфа- посадница, или Покорение Новгорода». 2
Литература XIХ века (37 ч)
15 21.10.16 15 Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века. 1
16 26.10.16 16 Анализ отрывков из «Песни о Гайавате» Г.У. Лонгфелло. Качества героя 1
17 28.10.16 17 Г.У. Лонгфелло. «Песнь о Гайавате». Характерные особенности жанра 1
2 ЧЕТВЕРТЬ 14 ЧАСОВ
18- 09.11.16 1 В.Скотт как создатель исторического романа. Роман «Айвенго». 1
19 11.11.16 2 В.Скотт роман «Айвенго». Сюжетные линии исторического романа 1
20 16.11.16 3 Особенности отражения истории в баснях. Анализ басни И.А.Крылова «Волк на псарне». 1
21 18.11.16 4 Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина. Анализ баллады «Песнь о вещем Олеге» 1
22 23.11.16 5 Анализ поэмы А.С.Пушкина «Полтава». Особенности звукописи и их роль 1
23 25.11.16 6
Историческая драма А. С. Пушкин «Борис Годунов» 1
24 30.11.16 7 Историческая основа повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» .Знакомство с рассказчиком Петром Гринёвым. 1
25 02.12.16 8 Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринёв и Швабрин 1
26 07.12.16 9 Герои повести А.С Пушкина «Капитанская дочка» и пугачёвщина. Пугачёв и народ в повести. 1
27 09.12.16 10 Необычайные встречи Петра Гринева с Пугачёвым. Нравственная оценка личности Петра Гринёва. 1
28 14.12.16 11 Изображение народной войны и образ Пугачёва в повести. Отношение А.С Пушкина и Гринёва к народному движению. 1
29 16.12.16 12 Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести и её художественные особенности. 1
30 21.12.16 13 Р/Р Сочинение по повести А,С.Пушкина «Капитанская дочка» 1
31 23.12.16 14 Контрольная работа №1
1
3 ЧЕТВЕРТЬ 18 ЧАСОВ
32- 11.01.17 1 Исторический сюжет и герои. «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова 1
33 13.01.17 2 Быт и нравы XVI века в поэме М,Ю Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» 1
34 18.01.17 3 Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Особенности сюжета и Художественной формы поэмы. 1
35 20.01.17 4 Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» . Историческая и фольклорная основа повести. Проблема национального самосознания, веры и гуманизма. 1
36 25.01.17 5 Система образов повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба
1
37 27.01.17 6
Приёмы создания героического характера. Герои Гоголя и древнеэпические герои. 1
38 01.02.17 7
Смысл противопоставления Остапа и Андрия. 1
39 03.02.17 8 Характеристика Тараса Бульбы. Роль автора в повести. 1
40 08.02.17 9 Художественные особенности повести. Роль пейзажа  в повести. 1
41 10.02.17 10 Р/Р Сочинение по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
1
42 15.02.17 11
А. Дюма и его роман «Три мушкетера» (обзор) 1
43 17.02.17
12 А.К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов». 1
44 22.02.17 13 Эпоха Ивана Грозного в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». Народная речь в литературном тексте 1
24.02.17 Народная речь в литературном тексте 1
45 01.03.17 14 Реальные и исторические лица и вымысел на страницах романа А.К.Толстого «Князь Серебряный». 1
46-47 03.03.17 15 Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. 1
10.03.17 16 Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов 19 века 1
08.03.17 Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов 19 века 1
48 15.03.17 17 Л.Н.Толстой. История создания рассказа «После бала». Особенности жанра 1
49 17.03.17 18 Художественное своеобразие рассказа «После бала».. Контраст как основной художественный приём рассказа. 1
4 ЧЕТВЕРТЬ 19 ЧАСОВ 50 29.03.17 1 Социально- нравственные проблемы рассказа «После бала». Моральная ответственность человека за происходящее. 1
51- 31.03.17 2 Р/Р Сочинение- рассуждение по рассказу Л.Н.Толстого «После бала» 1
Литература XХ века (17 ч)
52 05.04.17 3 Былины и их герои в поэзии 20 века.
1
53 07.04.14 4 Тынянов Ю.Н. «Подпоручик Киже» 1
54- 12.04.17 5 Ю.Н.Тынянов. Анализ глав повести «Восковая фигура». Образ Петра 1
55 14.04.17
6 Автор русского зарубежья М.Алданов. Анализ глав романа «Чертов мост» 1
56 19.04.17 7 С. Цвейг. «Невозвратимое мгновение (Ватерлоо, 18 июня 1815 года)» (обзор) 1
57 21.04.17 8 Особенности творческого пути Б.Л.Васильева. Анализ глав романа «Утоли мои печали…» 1
58 26.04.17 9 Изображение ходынской трагедии в романе «Утоли мои печали…» 1
59 28.04.17 10 Р/р Сочинение по роману Б.Л.Васильева «Утоли мои печали…» 1
60-61 03.05.17
05.05.17 11
12 Великая Отечественная война в лирике 20 века.
2
62 10.05.17
13 Л.М.Леонов. Особенности драматического произведения. Пьеса «Золотая карета» 1
63 12.05.17 14 Л.М.Леонов. Пьеса «Золотая карета».
1
64- 65 17.05.17
19.05.17 1516 Мотивы былого в лирике поэтов 20 века
2
66 24.05.17 17 Контрольная работа №2
1
67 26.05.17 18 Р/р Защита итоговых творческих проектов по литературе 1
68 31.05.17 19 Подведение итогов года. Литература на лето. Рекомендации для летнего чтения 1
Приложение 1
Лист корректировки рабочей программы по литературе в 8 «Б» классе
Название раздела, темы Дата проведения по плану Причина корректировки Дата проведения по факту
Народная речь в литературном тексте 24.02.17 перенесенный выходной день 22.02.17
Выразительное чтение наизусть стихотворений поэтов 19 века 08.03.16 нерабочий праздничный день
Согласно статье 112 Трудового кодекса Российской Федерации 10.03.17
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
ШМО учителей _________
МБОУ СШ №8«Классическая»
г.Волгодонскаот «___» августа 2016 г. № 1
руководитель ШМО
_______________ /________/
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора
по НМР
Вохмянина И.Г/________/
«____» августа 2016 года
ПРИНЯТО
Решение педагогического совета
МБОУ СШ №8«Классическая»
от «_____» августа 2016 г. № __