Рабочая программа по литературе для 6 класса по УМК Т. Ф. Курдюмовой.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Октябрьская средняя общеобразовательная школа


Утверждаю:
Приказ №____от _________
Директор школы:_________







Рабочая программа по литературе
для 6 класса



Составлена учителем
Зайцевой Людмилой
Викторовной







п.Октябрь
2014-2015уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего образования, примерной программы по литературе и программы по литературе для 5–11 классов общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.
Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов.
Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.
Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.
В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя, без чего образная структура литературного произведения остается мертвым конгломератом содержательных знаков. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.
Таким образом, определяются основные цели и задачи литературного образования в 6 классе:
1. Осмысление литературы как особой формы культурной традиции.
2. Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности.
3. Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
4. Формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
5. Совершенствование навыков грамотной устной и письменной речи.
6. Развитие потенциальных творческих способностей школьников.
Главной целью литературного образования в 6 классе является изучение понятия «герой художественного произведения». Часто герой-подросток – активный и равноправный участник событий на страницах произведений. В центре анализа – герой. Материал в планировании расположен по литературным темам, что обеспечивает последовательность изучения литературных явлений, обобщения, закрепления и развития литературных знаний.
Планированием предусматривается проведение уроков различных типов: уроки-лекции (при изучении тем, предусматривающих знакомство с основными закономерностями историко-литературного процесса; этапами творческой эволюции писателей; историко-культурным контекстом и творческой историей изучаемых произведений; основными литературными направлениями и течениями и реализацией их в художественном произведении), семинары (при анализе и интерпретации изучаемых литературных произведений, сопоставлении литературных произведений и их критических и научных интерпретаций с целью выявления их типологической общности и художественного своеобразия, характеристике стиля писателя), аналитические беседы, направленные на формирование умения аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, выявлять авторскую позицию; эвристические беседы, обучающие умению выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы, связывать изучаемое произведение с современностью и литературной традицией, эпизод или сцену с проблематикой произведения в целом. Большое внимание уделяется комплексному анализу текста, выявляющему авторский замысел и различные средства его воплощения, в том числе и языковые, их роль в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
Поскольку программа изучения литературы допускает известное варьирование количества часов, отводимых на изучение литературных тем, в данном планировании предлагаемый программой под редакцией Т. Ф. Курдюмовой литературный материал систематизирован с целью отбора произведений, обладающих несомненной эстетической ценностью, доступных читательскому восприятию обучающихся, соответствующих образовательным целям программы, способствующих решению обозначенных в программе задач. Весь корпус литературного материала скомпонован вокруг центральной проблемы 6 класса – «Герой-подросток на страницах литературных произведений». Подробно изучаются произведения, включенные в «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» и предназначенные для обязательного изучения на базисном уровне среднего (полного) общего образования. Реализация принципа вариативности в изучении литературы заключается в расширении списка писательских имен и произведений для обзорного изучения, расширяющих читательский кругозор обучающихся, позволяющих глубже осознать основные закономерности историко-литературного процесса, множественность литературно-художественных стилей. Дальнейшее освоение теоретических понятий происходит на материале, адресованном герою. Теоретические понятия: портрет, характер, автобиографическая проза и др. связаны с раскрытием образа героя. С целью преодоления недостаточной сформированности навыков владения художественным словом в раскрытии мысли школьников большое внимание уделяется читательскому комментарию изучаемого произведения, формирующему самостоятельность мышления обучающихся, навыки коррекции стилистических недочетов в письменной и устной речи, умение употреблять с наибольшей художественной выразительностью слова, формы слов, определять их порядок, видеть отношения между ними.
Курс рассчитан на 68 часов.
Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или обучающегося (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.


Тематическое планирование по литературе составлено по учебно-методическому комплекту:
1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений (5 – 11) под редакцией
Т. Ф. Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2011.
2.Развёрнутое тематическое планирование по программе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Г. В. Цветкова. – Волгоград: «Учитель», 2011.
3. Учебник – хрестоматия по литературе для 6 класса под редакцией Т. Ф. Курдюмовой – М.: Дрофа, 2007.
4. Поурочные разработки по литературе для 6 класса. Н. В. Егорова – М.: Вако, 2006.

Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:
1. Анализ художественного текста и творческие работы в школе. 6класс. Т. С. Петрова. – М.: Московский лицей, 2002.
2. Уроки внеклассного чтения 5 – 9 классы. М. И. Картавцева. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003.
3. Литературные гостиные (тематические вечера для старшеклассников). Н. М. Скоркина – Волгоград: «Учитель – АСТ».
4. Нестандартные уроки литературы 5 – 7 классы. И. В. Булгакова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2003.
5. Предметные недели в школе. Русский язык и литература. Л. И. Косивцева – Волгоград: «Учитель», 2003.
6. Конспекты интегрированных уроков гуманитарного цикла 5 – 7 класс. А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.
7. Русская литература 19 – 20 веков. Сочинения. Н. В. Сечина. – М.: «Дрофа», 1997.
8. Литература (справочник школьника). – Москва, 1997.
9. Как написать сочинение? (справочник школьника). – Москва, 1997.
10. Тесты по литературе 5 – 8 класс. – М.: «Дрофа», 2000.
11.Репродукции картин по развитию речи (русский язык и литература) 5 – 7 класс. Л. М. Зельманова, Е. Н. Колокольцев. 1998 г.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование
репетитора по литературе (Кирилла и Мефодия).






















Тематическое планирование


Основное содержание программного материала
Основные знания, умения, навыки
Теория литературы
Методические приёмы
Домашнее задание
Дата
проведения

 1.
Герой художественного произведения. Герой-подросток в мире художественного слова
Повторить изученное в 5 классе, познакомить со структурой и кратким содержанием учебника
 
Рассказ учителя,
Стр. 3-6, зад. 2,3
 
 

 2.
Былины – богатырский эпос русского народа
Дать представление о былине,  показать своеобразие и поэтичность былины, совершенствовать навыки  выразительного чтения и  анализа текста
Былина
Рассказ учителя, выразительное чтение, беседа по вопросам
К вн.чтению
 
 

 3.
В/Ч Былины об Илье Муромце
показать своеобразие и поэтичность былины,  совершенствовать навыки выразительного чтения и  анализа
Былина
 
Стр. 6-14, зад. 1-4 (3)
 
 

 4.
А. Н. Островский. Пьеса «Снегурочка» «весенняя сказка»
Познакомить с основными биографическими сведениями о писателе, «Снегурочка», развивать навыки выразительного чтения и анализа драматического  произведения
Сказка
 Пьеса
Рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение,
Стр. 15-31, зад. 1, 1-3, 1-2
 
 

 5.
 «Снегурочка» «весенняя сказка», по определению автора. Идеальное царство берендеев и юная героиня этой пьесы в стихах
Дать характеристику героям  драмы, развивать навыки выразительного чтения и анализа драматического  произведения
 
сообщения учащихся, беседа по вопросам
Стр. 31-44, зад. 2(3)
 
 

 6.
В. А. Жуковский. «Кубок». Школа рыцарской доблести и сюжеты баллад Жуковского
Познакомить с основными биографическими сведениями о писателе, показать особенности жанра баллады, развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения
Баллада
Рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа текста
Стр. 47-56, зад. 1-2, 1-3, 1-3,
 
 

 7.
Баллада «Лесной царь». Смысл названия
Углубить представление о балладе как литературном жанре, развить знания по теории стихосложения, совершенствовать навыки выразительного чтения и  анализа текста
 
выразительное чтение, элементы анализа текста
Стр. 57-59, зад. 1-2, 1-2, 1-3
 
 

 8.
Р/Р Читаем наизусть
Проверить, как учащиеся владеют навыками исполнения баллады «Лесной царь»
 
выразительное чтение,
 
 
 

 9.
С. Т. Аксаков. «Детские годы Багрова – внука». Читатель - подросток в автобиографическом произведении
Познакомить с основными биографическими сведениями о писателе, расширить представление об автобиографическом произведении, совершенствовать навыки анализа текста
Авто-биография
Рассказ учителя, сообщения учащихся, беседа по вопросам
Стр. 59-64, зад. 1-2, 1-2, 1-2
 
 

 10.
«Буран» как одно из самых ярких описаний природы в русской литературе ХIХ века
Познакомить с историей создания очерка, выявить структурные особен-ности произведения, показать мастерство автора в описании природы и психологического состояния человека, развивать навыки выразительного чтения и анализа произведения
 
беседа по вопросам, создание диафильма
К т/ч
 
 

 11.
Т/Ч   Техника чтения
Проверить беглость чтения учащихся
 
 
выразительное чтение,
Стр. 65-74, вопр.
 
 

 12.
И. А. Крылов. Школа жизни подростка в баснях Крылова
Познакомить с основными биографическими сведениями о писателе, расширить представление о жанре басни, развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения
Басня
Рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, элементы анализа текста
Стр. 75-77, вопр.
 
 

 13.
Басня «Волк и Ягненок». Обличение несправедливости, жестокости и наглого обмана в басне
Развивать  навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения,
 
выразительное чтение, элементы анализа текста, чтение по ролям,
Стр. 77-79, вопр., наиз.
 
 

 14.
Л/К В/Ч ПП Ершов «Конек - горбунок»
Развивать  навыки выразительного чтения и анализа поэтического произведения, формировать умение инсценировать произведение
 
Рассказ учителя, сообщения учащихся, выразительное чтение, элементы анализа текста
 
 
 

 15.
В. Ф. Одоевский. «Отрывки из журнала Маши». Дневник и его автор
Познакомить с основными биографическими сведениями о писателе, дать понятие о жанре дневника
Дневник
Рассказ учителя, беседа по вопросам
Стр. 79-94, вопр.
 
 

 16.
Сюжет и особенности повествования. Герои и героини дневника Маши
Проследить изменения, происходящие с героиней, дать характеристику героям, совершенствовать навыки анализа текста
 
выразительное чтение, беседа по вопросам
Стр. 94-96, вопр.
 
 

 17.
Р/р. Творческая работа по созданию дневника. «Страничка из дневника»